kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока рисования по теме : "Рисование народного праздника "Песни нашей Родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного исксства  в 4 классе знакомит детей с русскими народными праздниками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока рисования по теме : "Рисование народного праздника "Песни нашей Родины"»

РИСОВАНИЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА
«ПЕСНИ НАШЕЙ РОДИНЫ»

Вид деятельности: тематическое рисование.

Цели: развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям.

Планируемый результат:

Личностный: умеет правильно организовывать своё рабочее место; проявляет уважительное отношение к иному мнению, труду (подготовка, уборка, поддержание порядка во время работы), доброжелательность, вежливость друг к другу

Метапредметный: обучающийся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способы её решения, осуществляет пробы. В диалоге с учителем определяет критерии оценки и определяет успешность выполнения работы. Продолжает освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Демонстрирует коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли);, регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);

Предметный:: совершенствовать знания о народных праздниках.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем


-Проверьте свою готовность у вас на парте должно быть:

1.Краски 2.Кисти 3.Вода 4Листь бумаги

-У кого все готова, пожалуйста присаживайтесь

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

Сегодня мы с вами будем рисовать, а вот что мы будем рисовать вы узнаете после того как отгадаете слово. Поставьте буквы в таком порядке чтобы получилось слово.

РДЗПНИКАИ

-Правильно это слово «Праздники»

-Как вы можете сформулировать тему нашего урока?(Праздники)

-Да, но не просто праздники, а «Народные праздники»

1.Беседа о народных пракздниках.

– Ребята, а вы любите праздники?

У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.

Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а поэтому надевали самое лучшее, парадное: себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики. Торговцы расхваливали товар.

Все в жизни меняется, а праздники остаются. И хотя справляются они сейчас по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти праздники составляют необычайность, особенность праздника.

– Какие зимние праздники вы знаете?

Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому, это – Святки.

Святки длились две недели, начинались в рождественский сочельник 6 января (24 декабря) и завершались в день крещения.

Основными праздниками Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами. Так, в первый день Рождества группы детей, юношей и девушек ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие ребятишки совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне.

– Кто знает, какие песни поются в таких случаях?

ПЕСНИ

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись.

Ты подай пирога.

Как подашь пирога –

Целый двор живота.

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Хозяюшка в дому,

Как оладейка в меду.

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять.

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Я во поле ночевала,

А теперь я к вам пришла.

Уж и ходили мы,

Уж и бродили мы

По проулочкам,

По закоулочкам.

Щедрый вечер,

Добрый вечер,

Добрым людям

На весь вечер!

Святочные праздники завершались великим праздником – Крещение Господне 19 января.

Подготовкой к празднику Крещения являлся строгий пост накануне до первой «вечерней» звезды. Вечером все по возможности отправлялись в церковь.

Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

По народным представлениям в ночь на Крещение открываются небеса.

В день Крещения после водосвятия совершались обряды очищения домов и хозяйственных построек, их окропляли святой водой.

Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица издавна была общенародным праздником.

Масленицу начинали праздновать с понедельника, и вся неделя была самой веселой. Каждый день имел свое название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыши»; среда – «лакомка»; четверг – «широкий четверг»; пятница – «тещина вечерка»; суббота – «золовкины посиделки»; воскресенье – «проводы».

Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. Молодежь каталась на санях с гор. На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков». Разыгрывались многолюдные спортивные соревнования – «кулачные бои».

Воскресенье было последним днем праздника. В этот день происходило много значимых ритуальных действий.

Проводы Масленицы сопровождались сожжением масленичного чучела.

Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света на злом и тьмой.

Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскрешении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти, даровании им жизни вечной.

К празднику Пасхи готовилась специальная снедь: выпекались куличи, красились яички. Выпечку и крашение несли в церковь на освящение.

Пасхальная служба происходила в ночь с субботы на воскресенье. Ровно в 12 часов начиналась пасхальная заутреня. О Христовом воскрешении возвещает торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все свечи и паникадила и церковный хор начинает пасхальное песнопение. С наступлением пасхального утра мир преображается. В народе верили, что в светлое Христово Воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. Крестьяне рано утром выходили на улицу смотреть на небо, забирались повыше на пригорки и крыши. Считалось, если солнышко «играет» – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю.

Большой летний праздник – Троица. В русской традиции он связывался прежде всего с культом растительности. Символом праздника является береза. Около березок устраивались трапезы, сопровождавшиеся ритуальным «кормлением» дерева.

Девушки водили хороводы, пели песни:

Йо, йо, березонька!

Йо, йо, кудрявая!

Семик честной да Троица –

Только, только у нас, у девушек,

И праздничек!

На Троицу девушки гадали на будущее – пускали венки по реке.

В заключение праздника жгли костер и прыгали через него – считалось выпроваживанием нечисти.

– А кто из вас знает праздничные обряды?

– Какие праздники еще празднуют в народе?

3.Комплексное применение и систематизация знаний.

.Работа с изображением Б.Кустодиев.Масленница.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?

- Что на ней изображено? Какие цвета использовал художник – тёплые или холодные?

2.Рассматривание изображения

-Посмотрите внимательно, что изображено в далеке?

-А в близи?

-Можно ли смотря на эту картину, предать ее эмоции?

3.Объяснение приемов рисования

- Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.

-В нашем случае вы выбираете сами как будете распологать лист.

-Далее вы должны определить где что у вас будет находиться.

-Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

4.Практическая работа

Учащимся предоставляется полная творческая свобода в исполнении рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда.

4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Анализ и оценка работ.

Игра «Отгадай праздник по рисунку».

Учащиеся определяют, какие праздники изображены на рисунках.

5.Рефлексия учебной деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока рисования по теме : "Рисование народного праздника "Песни нашей Родины"

Автор: Галаева Ирина Николаевна

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559733

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства