Просмотр содержимого документа
«Конспект урока рисования по теме : "Рисование народного праздника "Песни нашей Родины"»
РИСОВАНИЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «ПЕСНИ НАШЕЙ РОДИНЫ»
Вид деятельности: тематическое рисование.
Цели: развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям.
Планируемый результат:
Личностный: умеет правильно организовывать своё рабочее место; проявляет уважительное отношение к иному мнению, труду (подготовка, уборка, поддержание порядка во время работы), доброжелательность, вежливость друг к другу
Метапредметный: обучающийся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способы её решения, осуществляет пробы. В диалоге с учителем определяет критерии оценки и определяет успешность выполнения работы. Продолжает освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Демонстрирует коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли);, регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);
Предметный:: совершенствовать знания о народных праздниках.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ребята
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем
-Проверьте свою готовность у вас на парте должно быть:
1.Краски 2.Кисти 3.Вода 4Листь бумаги
-У кого все готова, пожалуйста присаживайтесь
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Сегодня мы с вами будем рисовать, а вот что мы будем рисовать вы узнаете после того как отгадаете слово. Поставьте буквы в таком порядке чтобы получилось слово.
РДЗПНИКАИ
-Правильно это слово «Праздники»
-Как вы можете сформулировать тему нашего урока?(Праздники)
-Да, но не просто праздники, а «Народные праздники»
1.Беседа о народных пракздниках.
– Ребята, а вы любите праздники?
У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а поэтому надевали самое лучшее, парадное: себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики. Торговцы расхваливали товар.
Все в жизни меняется, а праздники остаются. И хотя справляются они сейчас по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти праздники составляют необычайность, особенность праздника.
– Какие зимние праздники вы знаете?
Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому, это – Святки.
Святки длились две недели, начинались в рождественский сочельник 6 января (24 декабря) и завершались в день крещения.
Основными праздниками Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами. Так, в первый день Рождества группы детей, юношей и девушек ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождествои вНовыйгод маленькие ребятишки совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом.Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне.
– Кто знает, какие песни поются в таких случаях?
ПЕСНИ
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка,
Не ленись, подымись.
Ты подай пирога.
Как подашь пирога –
Целый двор живота.
Не подашь пирога –
Одна куричья нога.
Хозяюшка в дому,
Как оладейка в меду.
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять.
Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
Я во поле ночевала,
А теперь я к вам пришла.
Уж и ходили мы,
Уж и бродили мы
По проулочкам,
По закоулочкам.
Щедрый вечер,
Добрый вечер,
Добрым людям
На весь вечер!
Святочные праздники завершались великим праздником – Крещение Господне 19 января.
Подготовкой к празднику Крещения являлся строгий пост накануне до первой «вечерней» звезды. Вечером все по возможности отправлялись в церковь.
Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.
По народным представлениям в ночь на Крещение открываются небеса.
В день Крещения после водосвятия совершались обряды очищения домов и хозяйственных построек, их окропляли святой водой.
Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица издавна была общенародным праздником.
Масленицу начинали праздновать с понедельника, и вся неделя была самой веселой. Каждый день имел свое название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыши»; среда – «лакомка»; четверг – «широкий четверг»; пятница – «тещина вечерка»; суббота – «золовкины посиделки»; воскресенье – «проводы».
Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. Молодежь каталась на санях с гор. На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков». Разыгрывались многолюдные спортивные соревнования – «кулачные бои».
Воскресенье было последним днем праздника. В этот день происходило много значимых ритуальных действий.
Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света на злом и тьмой.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскрешении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти, даровании им жизни вечной.
К празднику Пасхи готовилась специальная снедь: выпекались куличи, красились яички. Выпечку и крашение несли в церковь на освящение.
Пасхальная служба происходила в ночь с субботы на воскресенье. Ровно в 12 часов начиналась пасхальная заутреня. О Христовом воскрешении возвещает торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все свечи и паникадила и церковный хор начинает пасхальное песнопение. С наступлением пасхального утра мир преображается. В народе верили, что в светлое Христово Воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. Крестьяне рано утром выходили на улицу смотреть на небо, забирались повыше на пригорки и крыши. Считалось, если солнышко «играет» – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю.
Большой летний праздник – Троица. В русской традиции он связывался прежде всего с культом растительности. Символом праздника является береза. Около березок устраивались трапезы, сопровождавшиеся ритуальным «кормлением» дерева.
Девушки водили хороводы, пели песни:
Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица –
Только, только у нас, у девушек,
И праздничек!
На Троицу девушки гадали на будущее – пускали венки по реке.
В заключение праздника жгли костер и прыгали через него – считалось выпроваживанием нечисти.
– А кто из вас знает праздничные обряды?
– Какие праздники еще празднуют в народе?
3.Комплексное применение и систематизация знаний.
.Работа с изображением Б.Кустодиев.Масленница.
- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
- Что на ней изображено? Какие цвета использовал художник – тёплые или холодные?
2.Рассматривание изображения
-Посмотрите внимательно, что изображено в далеке?
-А в близи?
-Можно ли смотря на эту картину, предать ее эмоции?
3.Объяснение приемов рисования
- Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
-В нашем случае вы выбираете сами как будете распологать лист.
-Далее вы должны определить где что у вас будет находиться.
-Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.
4.Практическая работа
Учащимся предоставляется полная творческая свобода в исполнении рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда.
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Анализ и оценка работ.
Игра «Отгадай праздник по рисунку».
Учащиеся определяют, какие праздники изображены на рисунках.