I I. Повторение ранее изученного , актуализировать и скорректировать опорные понятия, устранить обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки. | -Предметы какого вида народного творчества представлены? -Эти предметы относятся к области декоративно - прикладного искусства. Они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО- это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Издавна Русь славилась мастеровыми людьми разных народов и народностей, которые изготавливали разнообразные предметы для дела и для быта семьи, односельчан…. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определённое место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире. В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции, (правила, навыки, приёмы, образы, мотивы, темы, добытые опытом многих поколений и отражающие народные мироощущения), коллективный опыт (это искусство складывалось под воздействием творческих сил отдельных индивидуальностей и оформлялось в проверенные временем формы), природное начало (оно хранит дыхание природы, очеловеченную теплоту естественных материалов, мотивы и образы, взятые из природного окружения). | Показ иллюстративного материала. Обобщение по ранее изученному материалу | Отвечают на вопросы. Рассматривают предметы и узоры на иллюстративном материале. |
I I. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. III. Этап усвоения новых знаний дать учащимся конкретное представление об изучаемом объекте основной идее изучаемого вопроса, правила создания орнаментального украшения на выбранном предмете; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов работы по теме основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. | Национальные особенности орнаментов народов России – тема урока. В изделиях декоративно - прикладного искусства слились воедино труд и искусство. Человек познаёт не только умом, но и руками. Дело чести мастера - узнаваемость его изделия среди других. Каждый мастер старался украсить свою работу. Мастера с помощью своих изделий показывают: как важен для жизни их труд. Об этом говорят сказки разных народов, пословицы, поговорки. Делу – время, потехе – час . ( русская) Маленькое дело лучше большого безделья. ( русская) Человек без труда, как пчела без цветка ( татарская) Приобщение к замечательным изделиям народного искусства Татарии, украшенным орнаментами, с чертами национального своеобразия. - Как называются представленные, украшенные национальным татарским орнаментом, сапожки. Это национальная обувь у татар сапоги - ичиги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчёркивает социальное положение конкретного человека. Обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объёма и линий, энергией цвета, своеобразием фактуры, ритмами орнаментов). Татарскому орнаменту так же, как и русскому, присуща мозаичность. Декоративность изделия достигается комбинациями цветов, получаемых из заготовок кожи разного цвета. - Какие цвета чаще всего используются татарскими мастерами? При использовании цвета мастера Татарии пользуются принципом контрастного сочетания теплых и холодных, темных и светлых красок. Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки. Несмотря на многоцветье, изделия не создают впечатления пестроты благодаря продуманному подбору цвета и узора в орнаменте. -Какие по форме узоры используются? Узоры в основном состоят из стилизованных растительных форм. Эти узоры также используются в украшении ковров, покрывал, скатертей, полотенец и занавесок. - Очень часто используется мотив «сердечко», который напоминает цветок. А также используют розетку и полурозетку. Обучающимся предлагается выполнить эскиз сапогов- ичигов с мотивами татарского орнамента, в технике аппликация. Необходимые элементы: 1.Заготовка сапожка (по шаблону) 2. Элементы национального орнамента для его украшения. В элементах национального орнамента используются наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки При изготовлении элемента «сердечко», «розетка» обратить внимание на симметричность при их зарисовке и вырезании. 3. Придумать свою композицию. Обращается внимание на многослойность некоторых узоров, которая предполагает последовательно расположить и приклеить отдельные элементы на выбранный предмет, а также пластику формы сапог, которая определяет расположения элементов узора на нем. | Читает пословицы и поговорки Сообщает тему урока. Обобщает Уточняется, какие элементы используются. Показ элементов на таблице. Сообщение темы практической работы Записывает основные этапы на доске или (показ на слайде) Показ элементов. Уточняется, какие элементы используются. | Отвечают на вопросы. Рассматривают предметы и узоры на иллюстративном материале. Отвечают на вопросы. Рассматривается Называют какие элементы используются. Самостоятельная работа с опорой на обозначенные этапы подготовки необходимых элементов |
IV. Практическая работа. На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки | В технике аппликация подготовьте необходимые элементы: 1.Заготовку сапожка (по шаблону) 2.Элементы национального орнамента для его украшения, вырезав их из картона и бумаги . 3.Придумай свою композицию. Включи в нее наиболее понравившиеся национальные образы. | Предлагается работать по плану. | Делают заготовку сапожка (по шаблону) Вырезают нарисованные элементы национального орнамента для его украшения, вырезав их из картона и бумаги. Составляют композицию. Наклеивают на изделие. |