kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории искусства на тему: "Искусство исмпрессионизма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по истории искусства на тему "Искусство импрессионизма" разработан для 2 класса  художественного отделения детской  школы искусств 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории искусства на тему: "Искусство исмпрессионизма"»

План -конспект открытого урока по истории искусства во 2 классе

Тема: «Искусство импрессионизма»

Цели:

Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве - импрессионизмом, раскрыть особенности художественного языка импрессионистов

Задачи:

Образовательная:

показать отличие импрессионизма от традиционного искусства, выяснить, как это новое направление в художественно-изобразительном искусстве воплощается в живописи.

Воспитательная:

воспитывать чувство прекрасного через работу с репродукциями картин художников.

Развивающая:

развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление; формировать умение делать художественный анализ произведения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: Экран, проектор, слайды картин художников.

Материал для учащихся: карточки с тестом

Ход урока:

Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Актуализация знаний

Вспомните творчество какого художника мы изучали на прошлом уроке?

В чем необычность и новизна картина Э. Мане «Музыка в Тюильри»?

Почему картину «Бар в Фоли-Бержер» можно назвать творческим завещанием художника?

Из представленных картин выберите картины Э. Мане.

Расскажите о картинах «Железная дорога» и «Балкон».

Объяснение новой темы.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым направлением в искусстве конца XIX – начала XX века. Это направление при своём появлении вызвало бурю суждений и мнений. Явлению, о котором сегодня пойдёт речь, поэт Осип Мандельштам посвятил такие строки:

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил…

Угадывается качель,

Недомалёваны вуали,

И в этом сумрачном развале

Уже хозяйничает шмель.

Тема нашего урока: “Искусство импрессионизма ”. (Тема урока записывается в тетрадь)


Рассмотрим картину Ж-Д Давида «Клятва Горациев» (Неоклассицизм) и картину О. Ренура «Качели».

Чем отличаются данные работы художников? (Ответы учеников)

Преподаватель: Давайте разберёмся что же такое «импрессионизм».


Импрессионизм (фр. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции, его представители стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. (запись в тетрадь).

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Импрессионизм совершенно новая система видения и воспроизведения действительности на холсте. В основе - живопись на пленэре.

Вспомним, что такое пленэр? (ответы учеников)

Работы, выполненные на пленэре не дописывались в мастерской, поэтому размеры их невелики. Любая работа импрессионистов – это большой этюд, выполненный с большей или меньшей степени завершенности. Расстояние между картиной и этюдом стерто. Для импрессиониста написанный за несколько часов этюд – это и есть окончательный итог.

Во второй половине 19 века изменилось мироощущение человека. Уже для Э. Мане был ценен каждый миг, но он изображает в основном человека. В пейзаже стремление остановить мгновение нашло дальнейшее развитие. Так как солнце постоянно движется по небу, освещение объектов постоянно изменяется. Каждый момент неповторим. Стремление остановить мгновение жизни природы, сохранив ощущение её переменчивости – вот главная цель импрессионистов.

На это были направлены технические и живописные приемы этих художников. Во главу угла они ставили свойство взаимодополнительных цветов. Для импрессиониста нет голубого без оран­жевого и нет красного без зелёного. Цветовые мазки, расположен­ные рядом, усиливают звучание друг друга. Тени импрессионисты писали, не затемняя цвета: они стремились найти их собственный цвет. Поэтому тени у них голубые, сиреневые, зеленоватые и даже холодно-красные, но никогда не чёрные, не тёмно-серые. В зрелый период развития стиля художники избегали чёрной краски; если они писали чёрный предмет, то составляли цвет на основе других красок, пользуясь свойствами дополнительности цветов. Зачастую импрессионисты не смешивали краски на палитре, готовясь на­ложить на холст; они писали пятнами и мазками чистых цветов, которые смешивались, согласно оптическим законам, уже в глазу зрителя при восприятии произведения. Поэтому большинство по­лотен импрессионистов воспринимаются только с определённого расстояния: вблизи они покажутся цветной мозаикой, мешаниной красочных мазков.

Огромную роль в появлении импрессионизма сыграла такая новинка, как промышленный выпуск красок в тюбиках. До этого выход художника на пленэр был похож на подвиг: требовалось взять с собой сухие пигменты в банках или коробках, связующие, разба­вители и т. д. Теперь же, сложив в ящик (который после получит название этюдника) несколько тюбиков красок, пузырёк разбави­теля, взяв кисти и небольшой холст, художник был уже полностью снаряжён для работы на природе.

Импрессионизм - парижанин. В середине XIX века настало «время Парижа». Если раньше, на протяжении трёх с половиной столетий столицей европейского искусства был Рим (и художники не считали своего профессионального образования завершённым, пока не побывают в Риме), то теперь роль столицы перешла к Парижу. Но Париж не соперничал с Римом. Рим - город вечный, ценный именно своей стариной; там кажется, что всё лучшее в искусстве уже было создано, что золо­той век миновал. Париж — напротив, город интенсивно развиваю­щийся, меняющийся, современный. При жизни импрессионистов в нём появились железная дорога, электрическое освещение, фо­тография, кинематограф. И все эти новые явления находили отра­жение в их творчестве. Импрессионисты жили в ритме большого современного города.

Одним из ярких явлений настоящего была фотография, которая изменила живопись художников. Теперь задача напи­сать похожий портрет или запечатлеть понравившийся вид быстро и недорого выполнялась фотографом. Значит, художник должен искать новые задачи для своего искусства и новый подход к дейс­твительности. Например, те, которые недоступны чёрно-белой фо­тографии: изображение света, воздуха, движения, работа с цветом и фактурой.

Наибольшая известность среди импрессионистов выпала на долю Клода Моне. Его называют вождем импрессионизма. Даже само слово «импрессионизм» появилось благодаря одной из его работ.

(Запись в тетрадь фамилия художника, годы жизни)

Клод Моне – последовательный сторонник пленэра. В молодости в тёплое время года мастерской ему служила лодка, в которой он, вместе с женой Камиллой, плавал вдоль берегов Сены. Лодка была одновременно и домом: иную квартиру супруги Моне не могли себе позволить. Часто Моне писал окрестности Аржантея, небольшой деревни на берегу Сены. Ещё одним его излюбленным местом стала так называемая Лягушатня - группа небольших островков на Сене, превращённых в место отдыха горожан. Здесь было всё необходимое для рождения имп­рессионизма: весёлое и беззаботное движение людей, рябь реки, падавшие на воду сквозь листву блики солнца, подвижные тени.

Моне - живописец и поэт воды, вода напи­сана горизонтальными густыми мазками. Часто это мазки чистых красок, которые смешиваются, усложняют и дополняют друг друга при восприятии картины.

Зимой и весной 1874 г. Моне писал парижский бульвар Капуцинок из окна мастерской фотографа Надара. Место это стало историческим. Именно здесь вскоре состоится первая выставка нового объединения, которое тогда ещё не имело названия. Картин будущих импрессионистов на выставке было не так уж много, но именно эти работы оказались в центре внимания публики. Зрители вдруг увидели картины, не стремящи­еся воспроизвести реальность, то есть, по их мнению, не похожие на картины. Ведь обычный зритель не в силах сравнить произведе­ние искусства с собственными впечатлениями от натуры. Он сравнивает его только с устойчивыми стереотипами о том, какой долж­на быть картина.

К тому же, холсты импрессионистов выглядели работами, выполненными небрежно и наспех. В них не было тщательности, законченности, которые для среднего зрителя являются показате­лями качества. По общему мнению, художники просто не старались, работали некачественно, недобросовестно, а значит, наградой им может быть только осуждение и насмешки.

Послушайте, что писала пресса:

1. «… они позволяют себе пренебрегать всеми правилами, делают все шиворот – навыворот, нимало не заботясь ни о здравом смысле, ни о правдоподобии»

2. « От этих картин встали бы на дыбы лошади…»

3. « Люди у них похожи на трупы в морге».

4. «Право же смотреть на подобные вещи вредно».

5. «Вчера арестовали беднягу, который, выйдя с этой выставки, начал кусать прохожих…»

6. «Приглашаем вас присутствовать при выносе, отпевании и погребении господ импрессионистов…»

Само слово импрессионизм впервые было брошено журналис­том сатирической газеты как насмешка над тем, что ему пришлось увидеть на выставке. Одна из картин Клода Моне называлась «Впе­чатление. Восход солнца». Первое слово по-французски звучит как «impression». На картине солнце поднимается над поверхностью воды, которая показалась журналисту особенно небрежно напи­санной. Однако слово импрессионизм, впервые произнесённое с насмешкой и издёвкой, скоро стало названием нового направления и искусствоведческим термином. И оно действительно удачно: вся живопись импрессионистов - это изображение впечатления.

Скоро Клод Моне начал писать картины сериями, словно од­ной точки зрения, одного взгляда ему недостаточно, чтобы пере­дать полное впечатление. Первая из серий - «Вокзалы». Художник писал эти картины в основном зимой. Установить последовательность работы над картинами сейчас уже невозможно, да и не нужно. «Вокзалы» воспринимаются не последовательно, а в единстве разных точек зрения. Роднит их поразитель­ная «сила мгновенности», растворённость предметов в световоз­душной среде.

Все эти многоцветные видения основаны на серьёзной под­готовительной работе. Сделанные на вокзале рисунки отличаются внимательной, документальной точностью. Художник присматри­вается к расположению перронов и путей, штудирует конструкции перекрытий, формы паровозов и вагонов, устройство стрелок, сиг­нальных кругов, даже характер движения пара. Но главной для Моне остаётся живо­пись. Его влекут новые предметы, объёмы, фактуры, на которых так необычно живут свет, блеск, перед которыми по-особенному струятся воздух, туман, пар. Этот мир дарит волшебные возмож­ности живописцу. Моне выставил серию «Вокзалов» на Третьей выставке имп­рессионистов, которая стала для художников звёздным часом, хотя настоящее признание ещё не пришло, картины по-прежнему редко и недорого покупались, а бедность не отступала. Третья выставка - галерея шедевров. Она была устроена в обычной квартире, но посетителей было много: публика начала понемногу привыкать к импрессионистам.

Художник, однако, нуждается в зрительском признании. Кому легко быть постоянным предметом насмешек и злословия? Любой хотел иметь хотя бы скромный достаток, изба­виться от унизительной нищеты!

Несмотря на растущую известность, Моне по-прежнему не может выбраться из бедности. Год Третьей выставки для него - очень тяжёлое время. Родился третий сын, Камилла смертельно больна. Художник мечется в поисках покупателей, одалживает деньги у друзей, впа­дает в отчаяние. И в эту же пору он пишет одну из самых замечательных картин - «Поле маков близ Вётея». Голубоватая панора­ма рощ с лёгкими пирамидальными тополями, высокое небо в гус­то написанных облаках, россыпь маков, обозначенных сильными точечными ударами кисти.

Моне прожил долгую жизнь, дожил до славы, материального благополучия и покупки собственного дома. В поздние годы жизни он работал преимущественно сериями. Самые известные из них - «Стога» и «Соборы». Пейзажей с изображением стогов Моне написал множество. Они были лабораторией мастера, полем для экспериментов. Художник сознательно выбрал самый простой мотив - стог сена (или несколько стогов). Его он писал в разном освещении, в разное время суток, года, при разной степени облач­ности неба, влажности и т. д.

В серии «Соборов» Моне в течение двух лет изображал фасад Руанского собора. Руанский собор - произведение поздней готики, его фасад представляет собой сплошное каменное кружево, свет на нём играет сложно и неповторимо.

В последние годы жизни Моне смог купить дом с садом в Живерни и реализовал свои давние мечты. Все его дни были посвящены стрем­лению остановить самое мимолётное - мгновение жизни цвета и света. Сад художника в Живерни был уставлен мольбертами, а сам он переходил от одного к другому вслед за меняющимся освеще­нием. И, как и в начале пути, одним из любимейших мотивов Моне была вода - об этом говорят его знаменитые «Нимфеи».(запись в тетрадь работ художника)

Ещё один выдающийся представитель импрессионизма Огюст Ренуар.

(Запись в тетрадь фамилии художника, годы жизни)

Он происходил из многодетной семьи небогатого пор­тного, получить образование ему так и не пришлось. Зато он был самым оптимистичным и жизнелюбивым из импрессионистов. Даже в старости, измученный сильнейшими ревматическими болями, он не уставал повторять: «Что ни го­ворите, а я счастливчик!»

Главной темой полотен Ренуара была женщина. На первой выставке он показал картину «Ложа», редкую по живописной сложности. Напудренное лицо женщины и окутанное тёплой по­лутенью лицо мужчины венчают конструкцию из чёрных и белых полос и пятен. Однако чёрный и белый составлены из огромного количества цветов: здесь и голубоватые, и розовые, и дымчато-се­рые мазки.

Актрисе Жанне Самари довелось ярко воплотить тип ренуа­ровской женщины. Художник написал несколько её портретов, луч­ший находится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Ренуар писал молодую актрису со страстью, он начинал сеанс, забыв даже поздороваться, был влюблён в её кожу, взгляд, форму рук. Живописная плоскость холста и проступающее из неё сквозь радужную дымку лицо едины. Ренуар - импрессионист, он пишет впечатление от модели: не глаза, а взгляд, не губы, а улыбку, не лицо, а его выражение.

Самая знаменитая работа Ренуара - «Бал в Мулен де ла Галлет» писалась весело и трудно. Картина больших размеров (для импрессионистов) выполнялась с натуры прямо на холсте, без эскизов. Ежедневно Ренуар носил его из мастерской в кабачок «Мулен де ла Галетт». Париж того времени обрастал увесели­тельными заведениями для людей с невысоким доходом. Девуш­ки-модистки, белошвейки, шляпные мастерицы, проводя шесть дней недели за кропотливым трудом, в воскресенье позволяли себе отдых по собственному вкусу. Эта атмосфера тепла и ко­роткого праздника пронизывает картину. Художник наслаждается улыбками, движениями, игрой пятен света и тени на лицах, ру­ках, одежде. Но случайность выбранного момента и расположе­ния фигур только кажущаяся. Композиция картины чётко выстро­ена и чрезвычайно сложна.

Позже в живописи Ренуара начал проступать строгий линейный рисунок. Это заметно уже в «Девушке с веером» и ещё усилится в «Зонтиках». В картине «Зонтики» царят два, со множеством нюансов, цвета: холодный охристый и серо-синий. Точный ритм светло-коричневых линий (ручек зонтов, обруча, корзины) создаёт нарядный узор на сложном, иссиня-сером фоне. (запись в тетрадь работ художника)

Молодость следующего художника-импрессиониста Эдгара Дега можно назвать благополучной по сравнению с молодыми годами его будущих товарищей. Дега был высокого происхождения, отец его управлял семейным банком и коллекционировал картины. Дега имел возможность путешествовать, посещать музеи, учиться и долгое время не помышлял о заработ­ке. Всё изменилось с началом Франко-Прусской войны и смертью отца. Семейный банк задолжал, и чтобы распла­титься, Дега пришлось впервые задуматься о про­даже своих работ.

(Запись фамилии художника, годы жизни)

Важнейшие из картин Дега, написанных маслом - «Париж­ское кафе (Абсент)» и «Площадь Согласия (Портрет виконта Лепика с дочерьми)». Дега смело отступал от классических законов композиции картины для достижения эффекта незаплани­рованной случайности простых событий. В «Площади Согласия» эффекты моментальной репортажной фотографии соединены с безупречным построением. Пустынная площадь, стремительная походка героя полотна, неподвижная собака рождают у зрителя ощущение правдивости мимолётной сцены. Перед нами уже не впечатление, а воспоминание о впечатлении.

Позже, в связи с болезнью глаз и постоянно ухудшающимся зрением, Дега всё реже обращается к живописи маслом; любимой для него становится техника пастели. Пастелью он выполнил свои знаменитые серии - «Скачки» и «Балетную серию». Их объединя­ет особый взгляд художника, выбор момента для изображения. В «Скачках» это не сами соревнования, мчащиеся во весь опор ло­шади, а будни ипподрома: жокеи на тренировке, выезд лошадей, подготовка к старту. Дега часто даёт необычные ракурсы, срезает краем листа фигуры, показывает только ноги лошадей или спины наездников.

К изображению балетного театра он подходит подобным образом. Мы почти не увидим спектакля и «звёзд» балетной сце­ны. Его героини - танцовщицы кордебалета, заднего плана, те, на которых зрители обращают мало внимания. Он показывает их разминающимися и отдыхающими, в танцевальных позициях и за пустыми разговорами, изображает будни, труд, повседневность. В «Балетной серии» Дега избегает привычного изображения фигуры: юбки-пачки, увиденные сверху, превращаются в радужные круги, плечи и спины танцов­щиц возникают из синего тумана, диагональ балетного станка за­даёт жёсткое и динамичное членение композиции.(запись в тетрадь работ художника)

Импрессионистам, особенно Клоду Моне, Дега и Ренуару, суждена была долгая человеческая жизнь. Все они перешагнули в новый, XX век, пережили художников следующего поколения, стали свидетелями появления новых на­правлений. Но и утратив животрепещущую новизну, импрессионизм по-прежнему осво­бождал художника, помогал ему остаться наедине с живописью, не думать о сюжете, идеях, а только писать и радоваться этой сво­ей способности.

Закрепление полученных знаний.

Раздаются карточки с тестом.

Выполнение тестовых заданий.



Завершение урока.

И завершить урок хотелось бы строками из «Фауста» Гете:



УВЫ, ЗЕМНОЙ НЕ ДОЛОГ ПУТЬ.

И ВСЁ Ж ВО ВЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА,
ТВОРЯ ВЕЛИКОЕ, ШАГНУТЬ

ЗА РАМКИ СОБСТВЕННОГО ВЕКА…



Д/з: подготовить сообщение о творчестве Огюсте Родене























































6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по истории искусства на тему: "Искусство исмпрессионизма"

Автор: Рождественская Вероника Юрьевна

Дата: 22.01.2019

Номер свидетельства: 496746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства