kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Искусство Фландрии XVII в. Творчество П.П. Рубенса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока для 2 класса ДХШ (раздел "Западно-европейское искусство 17 века")

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Искусство Фландрии XVII в. Творчество П.П. Рубенса»»

Конспект урока

Класс: 2

Дисциплина: «История искусства»

Тема урока: «Искусство Фландрии XVII в. Творчество П.П. Рубенса». Тема полугодия (История зарубежного изобразительного искусства).

Цель: изучить искусство Фландрии 17 века и творчество П.П. Рубенса

Тип урока: комбинированный (Изучение нового материала, закрепление и повторение изученного материала)

Этапы урока:

Время: 1 академический час.

1.Организационный момент (4 мин.)

2. Актуализация знаний (6 мин.)

3. Объяснение новой темы (20 мин.)

4.Закрепление полученных знаний (6 мин.)

5. Рефлексия (2 мин.)

6.Итог урока (2 мин.)

Задачи:

образовательная:

формирование представления об особенности фламандской художественной школы и знаний о господствующем направлении – барокко на примере произведений П.П. Рубенса;

развивающая:

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Фландрии, творческой деятельности, эстетического характера;

- развитие потребности в изучении произведений изобразительного искусства;

воспитательная:

- воспитание уважения к творчеству художника.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи: живопись, композиция, история.

Технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии

Оборудование урока:

а) для учителя: компьютер, экран, мультимедиапроектор, карточки с кроссвордом для практической работы учащихся

б) для учащихся: тетради по истории искусства, ручки

Зрительный ряд: презентация на тему «Искусство Фландрии 17 века. Творчество П.П. Рубенса»

Словарь: Барокко, аллегория, аллегорический персонаж

Ход урока:

1.Организационный момент (4 мин.)

Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок истории искусства. Мы продолжаем изучение искусства Западной Европы 17 века. Сегодня наша тема - Искусство Фландрии XVII в. Творчество Питера Пауэля Рубенса (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: тетради по истории искусства, ручки.

Проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний (6 мин.)

  1. Прежде чем приступить к изучению новой темы, вы должны будете ответить на мои вопросы по прошлой теме. На прошлом уроке мы с вами рассматривали искусство Испании и творчество Диего Веласкеса. На дом вам было дано задание - ответить на вопросы по пройденной теме, обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Правильные ответы вы видите на слайде.

  1. Что такое жанр бодегонес? (перевод с исп. «харчевня», картины с изображением лавки или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой. Обязательный элемент – грубая деревянная или глиняная посуда; персонажи – простые люди низкого звания).

  2. Какие работы должен был выполнять Веласкес, находясь в должности придворного художника короля Филиппа IV? (В основном писал членов королевской семьи и их приближенных)

  3. В каких произведениях Веласкеса ощущается влияние Караваджо? («Вакх в гостях у крестьян», «В кузнице Вулкана»)

  4. Как называется историческая картина, написанная Веласкесом? Что на ней изображено? «Сдача Бреды» изображает взятие испанцами голландской крепости Бреда)

  5. Почему картину «Венера с зеркалом» Веласкес не мог написать в Испании? (В Испании запрещалось писать обнаженное тело)

  6. Рассмотрите картину «Менины» и ответьте кто ее главные герои (Художник, инфанта Маргарита, придворные дамы и карлицы, в зеркале – отражения короля и королевы).

Оцените работу своего товарища по критериям:

Все правильные

Оценка 5

1-2 ошибки

Оценка 4

3 ошибки

Оценка 3

4 ошибки и больше

Оценка 2



3. Объяснение новой темы (20 мин.)

П.: Итак, записываем тему урока в тетради «Искусство Фландрии XVII в. Творчество Питера Пауля Рубенса» (учащиеся записывают тему урока)

В 17 веке художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложилась фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого разделения послужила драматическая история Нидерландов.

В Нидерландах широко распространилось протестантство. Протестанты не нуждались в церковном искусстве, считали его излишним. Ими было разгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи, алтарные картины. Испанский король Филипп II, под властью которого находились тогда Нидерланды, силой пытался восстановить господство католической церкви. Десятки тысяч нидерландцев погибли. В ответ вспыхнуло вооружённое восстание.

На севере страны, где протестанты составляли большинство, было провозглашено новое государство - Республика Соединённых провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и скоро так стали называть всю страну. На юге Нидерландов победу одержали испанцы. Филипп II передал эти области любимой дочери инфанте Изабелле. Государство стали называть Фландрией, оно полностью зависело от Испании.

Вспомните какие два стиля господствовали в искусстве Западной Европы в 17 веке? (Барокко и классицизм)

Какие характерные черты этих стилей?

(Барокко: Роскошь; Эмоциональность; Пышность; Помпезность; Театральность; Динамизм; Обилие элементов; Ассиметрия; Любимые цвета: золотой, белый, лазурный; Главные фигуры: овал, изогнутая линия; Главные темы: мучения, страдания и любовь к женщине. Классицизм: за образец принимают античность, стройность симметрия, логичность, использование архитектурного ордера, мифологические, исторические сюжеты

Крупнейшим мастером фламандской живописи был Питер Пауль Рубенс. Он родился в Германии, потому что отец его был протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев. Рубенсы перенесли немало лишений, а после смерти главы семейства перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен (столицу Фландрии).

Юный Рубенс уже в тринадцатилетнем возрасте решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. Скоро он был принят в члены городской гильдии Святого Луки (гильдии художников), что дало ему право подписывать и продавать свои работы. В тридцать три года Рубенс отправился для завершения художес­твенного образования в Италию: посетил Венецию, Флоренцию, Геную, Рим. Он копировал и изучал работы великих итальянских мастеров, но скоро и сам начал получать заказы, выучил итальянский язык, завёл знакомства среди аристократов. В Италии ему прочили великое будущее, однако когда художник получил известие о тяжелой болезни матери он, оставив заказы, уехал в Антверпен. Матери в живых он не застал, но и в Италию уже не вернулся.

Первыми картинами, которые написал Рубенс по возвращении на родину, были алтарные образы для городского собора Антверпена. «Воздвижение креста» и «Снятие с креста». Особенно показательно «Воздвижение». Мы видим, как крест с распятым на нём Христом поднимают и устанавливают на месте казни (воздвигают). Пробитые гвоздями руки Христа в крови, глаза возведены к небу, но не только страдания Спасителя привлекают внимание зрителя. Па­лачи Христа, их движения, мышечные усилия великолепно удались художнику. Напряжённые мускулы, икры ног, плечи и складчатые затылки, испарина на коже, блеск лат - так этот сюжет ещё не писал никто. Основной композиционной линией является диагональ: она подчеркивает динамику, не позволяет движению остановиться.

После того как картины были установлены в соборе, имя Ру­бенса стало известным. Одних его живопись возмущала, других восхищала, но равнодушным не оставался никто. Вскоре Рубенс женился на Изабелле Брандт, девушке из высшего антверпенско­го общества. Свидетельством бракосочетания стал «Автопортрет с Изабеллой Брандт». В прошлом году мы рассматривали «Порт­рет четы Арнольфини», написанный нидерландским художником Яном ван Эйком как документ о создании новой семьи. «Автопортрет с Изабеллой Брандт» продолжает эту традицию. Молодожё­ны изображены под кустом жимолости - растения, которое симво­лизировало супружескую верность. Их богатые костюмы искусно выписаны. Кружево, бархат, атлас, вышивка золотой нитью – всё это Рубенс пишет так, что можно почувствовать фактуру ткани. И при этом он не теряет из виду целого: композиция умело выстро­ена, лица и сомкнутые руки вписываются в окружность. Мастерс­тво Рубенса-живописца уже достигло расцвета: свет, полутень и рефлексы на лице Изабеллы - одна из вершин мировой живописи.

Рубенс пишет множество картин большого формата на евангельские и мифологические сюжеты. Их персонажи телесны и пол­нокровны, композиции наполнены движением и жизнью; худож­ник наслаждается красотой, радостью, полновесностью земного бытия и стремится передать эти чувства зрителю. Таковы «Покло­нение волхвов», «Похищение дочерей Левкиппа», «Суд Париса», «Венера и Адонис», «Возвращение Дианы с охоты», несколько вариантов сюжета «Вакханалия», множество вариантов «Святого семейства» и другие.

Известность Рубенса перешагнула границы Фландрии: французская королева Мария Медичи пригласила его в Париж для созда­ния цикла из двадцати четырёх больших картин с эпизодами жизни и царствования короля Генриха IV и его супруги, самой Марии Ме­дичи. По условиям договора, все картины должны быть написаны исключительно рукой мастера за два года. Картины были оконче­ны в срок. На каждой из них, кроме реальных героев, множество персонажей аллегорических, которые олицетворяют собой те или иные добродетели или качества.

Скажите, а что такое аллегория, аллегорическая фигура?

(представление в картине или статуе каких-либо идей, понятий, чувств в виде мифологических персонажей или их атрибутов).

Так, в композиции «Представле­ние портрета» реальным является только король Генрих IV, кото­рый по портрету знакомится со своей невестой (личное знакомство Будущих царственных супругов до свадьбы не было принято). Все остальные персонажи - аллегорические: восседающие на облаках Зевс и Гера - аллегория прочного семейного союза, Гименей, подносящий портрет - аллегория брачных уз; Амур, божество любви, указывает королю на зримые достоинства невесты, а женская фигура в военном шлеме (аллегория Франции) шепчет ему на ухо слова одобрения.

Рубенс — на вершине успеха. Имя его известно всей Европе, ни родине ему покровительствует инфанта Изабелла, правительница Фландрии. У него огромная мастерская, талантливые ученики, многочисленные заказы. Однако бедствия не обходят его стороной. Во время одной из эпидемий чумы умерла его дочь Клара Сирена; следующая унесла Изабеллу Брандт. Смерть жены Рубенс переживал очень тяжело. В течение нескольких лет он не мог писать, не мог даже жить в Антверпене. Но на эти годы пришёлся расцвет дипломатической деятельности Рубенса. В качестве дипломата он выступал в Голландии и Испании, блестяще провёл переговоры с английским королём Карлом I.

Вернувшись в Антверпен, Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен. Елена осветила поздние годы жизни художника. Он восхищался её обликом: белой кожей, золотистыми волосами, написал множество её портретов; героини мифологических картин - Венера, Вирсавия, Андромеда - тоже имеют ее черты. Сестра Елены Сусанна Фоурмен - модель знаменитого портрета «Шляпка».

Рубенс - пример художника известного и состоятельного. Он умел угодить заказчикам, не изменяя себе. Его картины, рисунки и эскизы всегда были в цене. Последние годы жизни он провёл за городскими стенами. Купив замок Стен в окрестностях Антверпена, он удалился туда и работал, не стремясь продавать картины. В числе его произведений появляются пейзажи и крестьянские сцены. Наиболее известны «Пейзаж с возчиками камня» и «Кермесса». Последняя показывает народный крестьянский танец, который у Рубенса выглядит как вихрь кружащихся фигур, сливающихся в единый поток. Людская масса кажется продолжением ритмов холмистого пейзажа, а её беспокойное движение – выражением буйных, стихийных сил природы.


4. Закрепление полученных знаний (6 мин.)

П.: А теперь попробуйте ответить на вопросы кроссворда (разгадывают кроссворд)

Вопросы:

  1. Какой город стал родным Рубенсу

  2. Фамилия второй жены Рубенса.

  3. Основной стиль Рубенса?

  4. В какой стране родился Рубенс.

  5. Какой персонаж в композиции «Представле­ние портрета» Рубенса представляет аллегорию брачных уз.

  6. Какую школу живописи представляет Рубенс.




1. а

н

т

в

е

Р

п

е

н









2.ф

о

У

р

м

е

н










3.Б

а

р

о

к

к

о







4.г

Е

р

м

а

н

и

я




5.г

и

м

е

Н

е

й





6.ф

л

а

м

а

н

д

С

к

а

я





5. Рефлексия. Подведение итогов (2 мин)

П: Подходит к концу наш урок

Искусство какой страны мы сегодня с вами изучили?

Какой художник был центральной фигурой фламандского искусства?

Какие работы Рубенса вам запомнились и почему?

(Ответы учеников) (Выставление оценок).


6. Итог урока (2 мин.)

П: Вы хорошо сегодня потрудились.  А теперь запишем домашнее задание: написать в тетради опорный конспект по теме Искусство Фландрии 17 века. Творчество П.П. Рубенса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока на тему «Искусство Фландрии XVII в. Творчество П.П. Рубенса»

Автор: Рождественская Вероника Юрьевна

Дата: 27.03.2020

Номер свидетельства: 544531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства