kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия «Многофигурная композиция».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для уроков композиции ДХШ и ДШИ художественного отделения. Определить главное в композиции, раскрыть характеры героев. Изучить принцип построения многофигурной композиции. На основе  фор-эскизов, выполнить одну авторскую многофигурную композицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия «Многофигурная композиция».»


Конспект открытого занятия


«Многофигурная композиция».

«На току»


Выполнила преподаватель высшей категории

Забирова Т.Н.


БДХШ№1

г. Бугульма 2013г.


При выполнении работы использовался и анализировался методический материал других преподавателей.


3 класс. 3 занятия по 3 урока. (9 часов).


  1. Предмет: композиция.

  2. Тема занятия: «Многофигурная композиция».

« На току».

3.Тип занятия: комбинированный урок.

4.Цели и задачи занятия:

Обучающие:

- Вспомнить и повторить, что такое композиция?

- Как взаимосвязаны между собою рисунок, живопись и композиции,

- Вспомнить и повторить, каковы главные выразительные средства рисунка:

линия, тональное пятно.

- Вспомнить и повторить законы изменения тона в пространстве.

- Плановость.

- Научить применять законы линей ной и воздушной перспективы

композиции.

- Научить применять на практике постепенный переход тональных

характеристик из одного состояния в другое.

- Закрепить навыки компоновки в листе.

- Закрепить знания о возможных форматах композиций: удлиненный

вертикально или горизонтально, квадратный.

- Определить главное в композиции, раскрыть характе­ристики героев

(типическое и индивидуальное),

- найти точку зрения и формат и т. д. показать технические приемы работы над

композицией.

- Изучить принцип построения многофигурной композиции.

- Дать определение многофигурной композиции;

- Выполнить серию фор-эскизов многофигурной композиции;

- На основе серии фор-эскизов выполнить одну авторскую работу многофигурной композиции.

Воспитывающие:

- Воспитание нравственного мышления в познавательном процессе предметного мира в тоновой среде.

- Воспитание эстетического отношения к явлениям окружающего мира и внимательному их изучению.

- Воспитание качеств нравственно-этического характера, формирование мироощущения учащихся.

Развивающие:

- Развитие кругозора и познавательной деятельности учащихся.

- Развитие и активизация эмоциональной сферы учащихся через выполнение творческого задания.

- Развитие внимания, памяти.

- Развитие творческого мышления.

- Развитие фантазии и воображения.

- Развитие ценных профессиональных качеств у учащихся, таких как: воля,

характер, целеустремленность, усидчивость, интерес к предмету.

формирование умения видеть, анализировать увиденное, находить в нём

главное с привычкой к постоянному контролю над своими действиями,

к сравнению изображения с натурой.

5. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, методы самостоятельной работы и работы под руководством.


Тип занятия: комбинированный.

Дидактическое оснащение занятия:

Для учителя:

- Методические таблицы пропорций человека,

- Наброски с фигуры человека

- Динамическая модель фигуры человека.

- «Живая модель» - ученики из класса.

- Бумага А3, уголь.

Для учащихся:

- Бумага, мягкий карандаш ,ластик ,уголь., бумага формат А3. Кнопки или

Зажимы.

Первое занятие - 3 урока по45 минут.

Второе занятие - 3 урока по 45 минут.

Третье занятие -3 урока по 45 минут.

План первого урока. (45мин).

Организационный момент. 1-2 мин.

Подготовка к изучению нового материала через повторение

опорных знаний. 5мин.

Ознакомление с новым материалом. 10мин.

Практическая работа. 18мин.

Анализ работ. 10мин


Ход урока 1.


1. Организационный момент. 1-2 минуты.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность. Преподаватель приветствует учащихся. Учащиеся подготавливают рабочее место. Преподаватель отмечает отсутствующих, сообщает тему и план урока.

2.Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.

Ответить на следующие вопросы:

- Что такое композиция?

- Что помогает художнику выражать свои мысли? Рисунок и живопись как средства воплощения в жизнь нравственно-художественных взглядов художника .

Осуществление меж предметных связей.

- Предмет «рисунок». Основные понятия, выразительные средства и законы воздушной перспективы. Законы линейного и тонального рисунка.

- Введение в тему урока, тема урока, объяснение нового материала. 10 минут.

3.Объяснение нового материала.

Цели:

- Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.

- Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.

Задачи:

- научить видеть форму и тоновые особенности натуры;

- научить применять полученные знания на практике;

- обучить приемам изображения.

Формы и методы изложения материала:

- словесный метод;

- метод наблюдения;

- метод практико-ориентированной деятельности;

- наглядный метод.

Критерии уровня внимания и интереса учащихся:

- соответствие теоретических знаний требованиям программы;

- осмысленность использования специальной терминологии;

- мотивация на деятельность.

Методы мотивирования:

- познавательный интерес;

- предъявление учебных требований;

- выполнение учебных заданий;

- стимулирование оценивания;

- поощрение.


В процессе повторения пройденного материала, учащиеся правильно ответили на вопрос, что такое композиция. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять.

- Сегодня мы будем знакомиться с процессом работы над многофигурными композициями.

Многофигурные композиции с изображениями двух, трех и более фигур – являются довольно сложными. Изображаемые фигуры необходимо увязать между собой по смыслу, пластически и пространственно. В отличие от одно- фигурной композиции здесь важны все фигуры, даже если по смыслу какие-то из них второстепенные.

На предыдущих уроках ученики пробовали выполнять наброски фигуры человека с натуры.

Ребята рассказали, что они знают о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) - Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений. Однако важным разделом нашей работы сегодня- работа над краткосрочным рисунком – набросками с натуры, по памяти и представлению. Наброском называют рисунок, который выполнен за короткий промежуток времени и обобщенно передает самое существенное, характерное: основные пропорции, форму, движение. Краткосрочный рисунок помогает развить остроту зрения, наблюдательность, художественный вкус, а также способность к целостному восприятию натуры. Набросок отражает основные моменты творчества ученика, от поиска идеи, метода и средства её решения. Набросок требует максимального сосредоточения внимания, необходим людям разных профессий: архитекторам, инженерам, художникам и т. Для выполнения композиции необходимы не только наброски с фигуры человека, но наброски с бытовых предметов, пейзажей, интерьеров и т. д. Большое значение имеют линейные наброски. Линии могут быть разные по тону, толщине, нажиму, прерывистые, сплошные, с их помощью можно передавать пропорции, положение предмета в пространстве. Начинать рисовать наброски следует с простых форм, постепенно переходя к более сложным. Выполнять краткосрочные рисунки и наброски можно с различных предметов обихода, таких как стул, стол, шкафа и т.п. Их ставят на разных уровнях – ниже линии горизонта, выше, на уровне глаз. Эти наброски разовьют глазомер, ощущение формы в пространстве. Затем постепенно можно перейти к наброскам натюрморта, интерьера, улиц, пейзажа, человека. Работа в области наброска открывает большие возможности для развития творческих способностей, дает ученикам возможность проявить оригинальность в решении художественных задач, в выборе графических приемов. Следует применять такие материалы, как акварель, графитный карандаш, уголь, и т.д. Для выполнения нашей композиции необходимо научиться выполнять наброски с натуры и по памяти с фигуры человека.

Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина и В. А. Серова .



Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4



















Повторяем какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.) Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:

Рисунок 5 Рисунок 6


- Что изображено на рисунке 5? (динамическая модель фигуры человека).

- Что изображено на рисунке 6? (таблица пропорций человека).


Этапы работы над выполнением наброска:

1. Определить пропорции, найти центр тяжести, определить взаимосвязь основных опорных точек.

2. Определить пластический характер позы, проанализировав отношение направления линии плечевого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. Обратить внимание на перспективные сокращения.

3. Определить основные тональные отношения.

Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.

При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.

2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.

Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.

4. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Цель: закрепление пройденной темы.

Задачи:

- изучить натурный материал;

- научиться компоновать сюжет на листе бумаги,

- изучить различные техники выполнения набросков фигуры человека,

- поиски набросков;

- изобразить фигуру человека в движении, различных ракурсах, поворотах.

- подметить в натуре главное и характерное;

- развить целостность видения, остроту зрения, зрительную память;

- уметь выявить и зафиксировать на бумаге главное в пластике человека,

основные пропорции – лаконичными, ограниченными средствами.

Методы достижения цели:

- словесный метод;

- метод практической деятельности;

- наглядный метод.

Критерии:

- реализация принципа педагогического сотрудничества;

- понимание требований преподавателя;

- мотивация на учебную деятельность;

- соблюдение правил выполнение набросков и зарисрвок.

Методы реагирования:

- метод практико-ориентированной деятельности;

- словесный метод;

- наглядный метод.

5. Практическая работа.

Учащиеся выполняют наброски фигуры человека с натуры. Для этого используем «живую модель». Ученики сами изъявляют желание позировать.



























Рисунок 7 Рисунок 8





















Рисунок 9





























Рисунок 10



Во время выполнения учащимися рисунка преподаватель подходит к рабочим местам для помощи. Осуществляет контроль за правильностью ведения рисунка.

На этом уроке ученики должны успеть выполнить:

1. два наброска с натуры: линейный карандашом и акварельный в цвете.

2. наброски человека по представлению в разнообразных движениях, ракурсах, занятого в разных сферах жизни. (процесс работы, отдых, и т.д.).

Очевидно, что исполнение набросков человеческой фигуры  по представлению, возможно лишь при достаточном запасе знаний о строении фигуры человека, который накапливается как итог постоянных наблюдений человеческой фигуры и систематических упражнений в (коротких набросках с натуры и по памяти.

Существенный вклад в запас представлений для изображения человеческой фигуры по представлению дают и отдельные учебные зарисовки и наброски с натуры, сделанные дополнительно с наиболее сложных по строению частей фигуры: с головы, кисти руки и стопы человека.

Умение (без натуры) свободно и выразительно изображать человеческую фигуру в любом ракурсе и в быстром движении может быть только результатом многократных упражнений в набросках «с натуры» и «по памяти», подкрепленных знанием пластической анатомии человека, в первую очередь устройства скелета и действия скелетного механизма.

Учебные наброски по представлению существенно восполняют навыки изображения человека в разных положениях, действующего и движущегося

Чтобы осознать необходимость глубокого изучения в набросках фигуры человека, достаточно взглянуть на иллюстрации Доре с многочисленными фигурами людей, исполненными по представлению.

















Рисунок 11


Основная же функция набросков по представлению во всех видах и жанрах изобразительного искусства — это содействовать в работе над созданием художественного образа в композиции.


6. Подведение итогов.

Анализ, выставка работ. Оценивание.

 7. Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для.художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..



Урок 2.


Тема: Выполнение эскиза на тему: «На току».

План 2 урока

Организационный момент. 1-2 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Практическая работа. 23мин.

Анализ работ. 10мин.

Цели.

1 .Определить главное в композиции, раскрыть характе­ристики героев (типическое и индивидуальное), найти точку зрения и формат и т. д.

2. Вести поиск конкретного решения сюжета в эскизе.

3. Сделать фор эскиз, натурные зарисовки по теме.

4. Внести необходимые исправления в первоначальный замысел.

Задачи:

- формирование мировоззрения учащихся;

- развитие творческого воображения и образного мышления,

художественной наблюдательности, зрительной памяти,

умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое;

воспитание широкой художественно-эстетической культуры и

художественного вкуса;

- формирование умений анализировать произведения искусства,

вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности,

- творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и

типическое и отражать их в правдивой, образной форм.


В соответствии со спецификой работы в художественной школе ученики должны помимо практических навыков всесторонне изучить историю и теорию композиции, владеть умениями и навыками творческой работы, понимать выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник. Курс композиции органически связан со специальными дисциплинами учебного процесса: рисунком, живописью, историей искусств, перспективой. Знания, умения и навыки, полученные учениками при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях, находят творческое применение при исполнении учебных композиций.

Изучение нового материала.

Одним из наиболее важных и широко распространенных видов станковой живописи является сюжетная живопись (бытовая, историческая, батальная, мифологическая. Картины этих жанров рассказывают о жизни людей, их радостях и печалях, стремлениях и успехах, помогают осмыслить дела людей минувших времен. Художники сюжетной живописи большей частью черпают свои темы из окружающей жизни. Такая живопись называется бытовой или жанровой.

Композиция жанровой картины определяется идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратится в художественное произведение. Весь процесс работы над композицией — это процесс разработки и реализации идейного замысла. И. Н. Крамской говорил: «Сделать эскиз можно только тогда, когда в голове сидит какая-либо идея, которая волнует и не дает покоя, идея, имеющая стать впоследствии картиной. Нельзя по заказу сочинять, когда угодно и что угодно». Пока не найдена интересная тема, нельзя заниматься композицией.

Тема включает тот круг идей, чувств и мыслей, которые художник задумал передать в своем произведении

Художник не сразу находит сюжет, который позволяет глубоко и полно раскрыть тему задуманной картины. Приходится выполнить немало набросков первоначальных замыслов, пока не будет найден наиболее ясный и выразительный. С момента определения сюжета начинается кропотливая работа над эскизами композиции. Первые эскизы лучше выполнять в небольшом размере. На маленьком формате легче установить основное композиционное построение. После этого можно перейти к выполнению эскиза большего размера. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять,

поэтому важным ее законом является целостность. Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), который будет обращать на себя основное внимание. Вся композиция строится на контрастах.

Контраст бывает следующих типов:

- Цветовой контраст (светлый- темный). К примеру, цвета черный- белый всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

-   Контраст величин (маленькое - большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

- Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями.

Цели практической части курса композиции:


- привить ученикам навыки творческой работы;

- обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного,

типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла

произведения изобразительными средствами;

- воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до

его завершения.


Воплощение идеи и темы композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений.

Ученик должен уметь: сочинять композиции и выполнять их в графике (карандаш, уголь, сангина в жанрах сюжетной тематической картины с включением фигуры человека, решая в них задачи создания художественного образа.

Эскиз — это проект картины, первый этап работы над картиной. эскизе определяется формат холста или бумаги, размер изображения, точка зрения, высота горизонта. Во многих вариантах эскизов надо добиться наибольшей выразительности решения, правдиво разместить объекты, предметы, сгруппировать фигуры, найти смысловой центр, который должен привлекать главное внимание зрителя. В композиции не должно быть лишних фигур, безразличных к происходящему. Каждая фигура должна иметь свое значение в общем замысле, и вся обстановка должна помогать его раскрытию.

Композиция картины должна быть так построена, чтобы зритель почувствовал в ней длительность события: и то, что предшествовало данной сцене, и то, что последует. В этом случае будет передано движение жизни, картина не будет казаться застывшей и мертвой.

Это положение относится не только к построению сюжета, выбору момента действия, но и к трактовке взаимоотношений персонажей, установлению поз и движения фигур.

Лучше всего выбрать такой момент, когда происходит переход от одного действия к другому, от предшествующего к последующему. В произведении, как говорил Репин, различаешь еще часть того, что было, и уже угадываешь то, что будет.

Картина становится наиболее доходчивой и понятной, если силуэты фигур обладают наибольшей выразительностью. Чтобы достичь таких композиционных качеств, многие художники задуманную композицию лепят из пластилина и делают макет картины. Переставляя фигуры, поворачивая макет, они находят приемлемое расположение фигур и наиболее выгодную точку зрения. После этого художник опять рисует эскиз композиции на бумаге и находит уже на плоскости картины силуэтно-выразительное построение фигур, уравновешенно распределяет темные и светлые пятна и таким образом добивается наиболее четкого восприятия всей композиции.


Практическая работа.

План:

1.Определить главное в композиции, раскрыть характе­ристики героев (типическое и индивидуальное), найти точку зрения и формат и т. д.

2. Вести поиск конкретного решения сюжета в эскизе.

3.Сделать фор эскиз, натурные зарисовки по теме.

4. Внести необходимые исправления в первоначальный замысел.

5.Поиски - наброски, раскрывающие определенную идею, тему.

6.Разработка эскизов сюжетной композиции - продолжение , работы самостоятельно.













Рисунок 12


















Рисунок 13



Руководство учителя, его помощь ученикам, выражается не только в выборе сюжетов для рисования. Как и любое сочинение, композиция на заданную тему имеет свой черновик. Это эскиз, набросок сюжета. Он схематичен, но его главное достоинство - выражение замысла изобразительными средствами. Учитель напоминает о линии горизонта, о выделении главного в композиции и расположении предметов в смысловой взаимосвязи.

Задание для самостоятельной работы:

Выполнение эскиза двух-трех фигурной ком­позиции в интерьере продолжение, начатого на занятиях, задания самостоятельно.

Подведение итогов.

Анализ работ.

Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для.художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..


Урок 3,4.

Тема: Работа над эскизами сюжетной композиции (линейные эскизы и эскизы с тоновым решением).

План 3,4 уроков.

Организационный момент. 1-2 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Практическая работа. 23мин.

Анализ работ. 10мин

Задачи:

1.Определить главное в композиции, раскрыть характе­ристики героев (типическое и индивидуальное), найти точку зрения и формат и т. д.

2. Разработка эскизов сюжетной композиции - продолжение работы самостоятельно.

3. Тоновое решение эскиза сюжетной композиции - продолжение выполнение задания самостоятельно.

Вглядываясь в чистую плоскость листа бумаги, каждый стремившийся изобразительно выразить свою мысль сталкивается с одной и той же проблемой. Суть ее в том, чтобы увидеть изображение как бы внутренним зрением на еще не тронутой поверхности листа. Учащемуся необходимо победить робость перед чистой плоскостью. У него должна вырабатываться готовность к воплощению замысла. Иными словами должно зародиться зерно композиции, он должен определить ее в целом, хотя бы в главных чертах. На выразительность композиции, и ее воплощение влияет рисунок, не сдерживающий, не тормозящий, процесса выражения замысла. Он должен быть особенно гибким, подвижным, поспевающим за течением мысли.



П рактическая работа.










Рисунок 14















Рисунок 15


Подведение итогов.

Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для. художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..


Урок 5,6.

Тема: Уточнение эскиза многофигурной фигурной композиции с использованием натурного материала .

План 5,6 уроков.

Организационный момент. 1-2 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Практическая работа. 23мин.

Анализ работ. 10мин

Задачи:

1.Поиски - наброски, раскрывающие определенную идею. 2.Задание для самостоятельной работы:

Уточнение эскиза двух-трех фигурной композиции с использованием натурного материала - продолжение работы. Продолжение работы над эскизами сюжетной композициипродолжение, начатого на занятиях, задания самостоятельно.



Практическая работа.













Рисунок 16


Учащиеся выполняют рисунок нескольких фигур в движении. В движении персонажей нужно установить композиционную смысловую связь. Организовать плоскость, поставив одну из фигур ближе, другую дальше.

Это задание очень конкретно по своему содержанию, но рассчитано на поиск композиционных построений и работу образного мышления учащихся. Название темы можно наблюдать дома, во дворе, в школе. Композиция определяет в каких поворотах, движениях и как по отношению друг к другу они будут расположены. В свою очередь, позы и расположение фигур в основе своей зависит от характера выполняемой работы. В этом задании рекомендуется решать более пространственно, поставив одну из фигур ближе, другую дальше.

При таком условии фигуры могут быть рядом друг с другом или так, что одна из них загораживает другую. Например, один человек моет пол, другой ,сидя на подоконнике протирает окно. При таких пространственных планах, фигура, которая на полу (и поэтому ближе к зрителю), может быть смещена влево от дальней фигуры или частично загораживать ее.

Тональное изображение фигур позволяет создать цельно воспринимаемую композицию. В этом отношении важное значение имеет характер тональных форм, их чередование с фоном. Здесь возникает определенный ритм светлых и темных пятен, который влияет на характер композиции, ее целостность, уравновешенность.

Ритм может создать ощущение быстрого, активного или медленного, пассивного движения.

Подведение итогов.

Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для. художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г.


Урок 7

Тема: «Многофигурная композиция».

План 7 урока.

Организационный момент. 1-2 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Практическая работа. 23мин.

Анализ работ. 10мин

Задачи:

1) Определить главное в композиции, раскрыть характе­ристики героев (типическое и индивидуальное), найти точку зрения и формат и т. д.

Задание для самостоятельной работы:

Продолжение работы над эскизами сюжетной композиции - продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно.












П рактическая работа.












Рисунок 17



Подведение итогов.

Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для. художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..



Урок 8.


Тема: Выполнение композиции многопланового пейзажа с фигурами человека (бумага, карандаш, акварель).


План 8, 9 урока.

Организационный момент. 1-2 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Практическая работа. 23мин.

Анализ работ. 10мин

Задачи:

1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате.

2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.

3) Изучить плавность предметов в композиции.

4) Определить цветовой колорит работы.

5) Последовательно выполнять работу акварелью

Наброски фигуры человека на фоне пейзажа в разных техниках - подготовительное задание перед утверждением последнего эскиза композиции. Помимо задачи изображения фигуры в различных техниках мы попробуем наделить рисунок определенным стилем. 
Сама по себе техника частично задает стиль. Она изначально задает какое-то настроение, которое ощущает художник. А художник, в свою очередь, выражает в рисунке свое переживание этого настроения. 
Набросок должен быть целостной композицией в формате листа. Можно какой-то предмет нарисовать не полностью, если этого требует композиция. Набросок строится на взаимовлиянии характера изображаемых предметов и характера пятен в композиции. 
Не забывайте, что кроме фигуры в набросках должны присутствовать элементы пейзажа. Пейзаж создает дополнительные возможности в композиции. 
Сделаем по несколько набросков в разных техниках: карандашом, углем, акварелью. В первых набросках стараемся работать только пятнами, чтобы почувствовать в большей степени композиционное вмещение. В последних набросках добавим линию. 
Время, затрачиваемое на исполнение одного наброска может колебаться от 5-ти до 10-ти минут. Это зависит от техники, в которой выполняется набросок.
Пора уже определиться с конкретной темой нашей композиции.

1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате.

2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.

3) Изучить плавность предметов в композиции.

Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит, который правдиво характеризовал бы происходящее событие, дополнял эмоциональное воздействие картины. Нельзя случайно и непродуманно расцвечивать изображаемые объекты и фигуры. Колорит картины должен соответствовать тоновым и цветовым условиям изображаемого момента, отвечать времени дня, состоянию погоды. В конечном итоге весь цветовой строй эскиза должен быть так организован, чтобы выражать и состояние освещения, и служить выявлению композиционного центра, и дополнять эмоциональное воздействие картины.

Переходить к выполнению этюдов к картине следует тогда, когда решена композиция в эскизе, определены движения и положения действующих персонажей, ясны их психологические характеристики , одежда, обстановка и т. д. Чтобы хорошо выполнить эту работу, нужно определить для картины состояние освещения. Зарисовки и этюды к картине обязательно следует выполнять в тех условиях освещения и обстановки, в которых будет изображаться действие картин. В писании этюдов к всякой другой подготовительной работе художник руководствуется только одним — идеей картины, тем образом, который должен передать зрителю его чувства и мысли. При наличии эскизного и этюдного материала можно перейти к выполнению рисунка основной работы в размере задуманного формата произведения. Подготовительный рисунок это ответственная стадия работы. В нем окончательно решаются вопросы композиционного размещения в задуманном формате, определяется местоположение и соотношение частей, намечаются и прорисовываются детали. В процессе работы над рисунком, выполняются дополнительные рисунки с натуры отдельных частей и деталей. Нельзя начинать писать картину, если не разработан эскиз во всех своих подробностях. Неизбежно последуют многократные переделки. Недостаточно тщательная подготовительная работа над эскизами, и этюдами скажется на качестве картины. Самое главное в жанровой композиции — это глубоко и верно переданные образы людей. Никакие живописные качества и композиционные приемы не сделают работу выразительной, художественной, если вместо живых людей в ней будут действовать схемы голов и фигур. Основной недостаток ученических композиционных работ- шаблонное решение, заимствование и повторение чужих приемов композиции, недостаточный подбор характерных типажей, фальшь в позах и движениях фигур.


Практическая работа.






















Рисунок 18






















Рисунок 19

Проанализировав и исправив (если надо) подготовительный рисунок, можно приступить к работе цветом. Выбор техники – гуашь или акварель – зависит, в первую очередь, от идейного содержания картины, от эмоциональной наполненности образа.

В любом случае начинают писать большими кистями, намечая общее отношение, и постепенно переходят к более мелким, прописывая каждую деталь.

На всем протяжении работы над тематической картиной необходим постоянный само контроль и само анализ: что хотел выразить юный художник и дает ли его картина то впечатление, которое он желал.

Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит

который правдиво характеризовал бы происходящее событие, дополнял

эмоциональное воздействие картины. Нельзя случайно и непродуманно

расцвечивать изображаемые объекты и фигуры. Колорит картины должен

соответствовать тоновым и цветовым условиям изображаемого момента,

отвечать времени дня, состоянию погоды. В конечном итоге весь цветовой

строй эскиза должен быть так организован, чтобы выражать и состояние

освещения, и служить выявлению композиционного центра, и дополнять

эмоциональное воздействие картины.





Анализ работ:

Недостаточно тщательная подготовительная работа над эскизами, и этюдами скажется на качестве картины. Самое главное в жанровой композиции — это глубоко и верно переданные образы людей. Никакие живописные качества и композиционные приемы не сделают работу выразительной, художественной, если вместо живых людей в ней будут действовать схемы голов и фигур. Основной недостаток ученических композиционных работ— шаблонное решение, заимствование и повторение чужих приемов композиции, недостаточный подбор характерных типажей, фальшь в позах и движениях фигур.

Подведение итогов.

Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для. художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..


Урок 9.


Тема:

Завершение работы над многофигурной композицией «На току».


План 9 урока.

Организационный момент. 1-2 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Практическая работа. 23мин.

Анализ работ. 10мин

Задачи:

Завершить работу над композицией:

1. проверить тональные отношения в композиции,

2. проверить цветовое решение композиции

Практическая работа.

Урок раскрывает проблему колористического построения пространства композиции, выполненной карандашом, акцент в процессе восприятия делается на цвете как средстве художественной выразительности,

цветом раскрывают большие цветовые отношения, и постепенно переходят к более мелким, прописывая каждую деталь. Остальную часть урока учащиеся работают над композицией в цвете. В процессе работы над цветовым образом можно организовать просмотр ещё не законченных работ, ребятам будет не бесполезно посмотреть на свои работы издалека, в сравнении с другими, увидеть недостатки и недоработки в своей композиции. Просмотр нужно организовать на том этапе работы, когда ученик может ещё что-то изменить или исправить. На протяжении всей серии уроков учитель может устраивать просмотры работ не всего класса, а лишь тех учащихся, которые требуют пристального внимания, а также использовать метод просмотра удачных работ и их поощрения как стимулирующий фактор. 

На всем протяжении работы над тематической картиной необходим постоянный самоконтроль и самоанализ: что хотел выразить юный художник и дает ли его картина то впечатление, которое он желал.

Остальную часть урока учащиеся работают над композицией в цвете. В процессе работы над цветовым образом можно организовать просмотр ещё не законченных работ, ребятам будет не бесполезно посмотреть на свои работы издалека, в сравнении с другими, увидеть недостатки и недоработки в своей композиции. Просмотр нужно организовать на том этапе работы, когда ученик может ещё что-то изменить или исправить. На протяжении всей серии уроков учитель может устраивать просмотры работ не всего класса, а лишь тех учащихся, которые требуют пристального внимания, а также использовать метод просмотра удачных работ и их поощрения как стимулирующий фактор. 



















Рисунок 20

Подведение итогов, анализ работ.

Итак, тематическая картина готова. И теперь важно проанализировать ее. Учитель играет роль “зрителя” и его анализ должен носить эмоциональный характер. Начинать анализ нужно непременно с личного впечатления и только потом переходить к замечаниям по поводу структуры композиции. Замечания эти должны быть направлены на восстановление общего эмоционального строя картины. Ни в коем случае у детей в результате этого анализирования не должно возникнуть впечатления, что средство композиции есть сама цель. Наоборот, они лишь средство выражения образа.

Обязательно нужно поблагодарить учащихся за работу. Это помогает детям осознать значимость своего труда и активизирует их творческие возможности.


Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для. художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г.

Основная литература:

Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. – Вып 6.

Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962.

Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972.

Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976.

Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976

Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для. художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..


Репродукции выполнила ученица 3 класса Юланова Альфия.




32



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект открытого занятия «Многофигурная композиция».

Автор: Забирова Татьяна Николаевна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства