Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие по разделу живопись "Разноцветная игра"»
Муниципального бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Волховского муниципального района.
итоговое занятие
по разделу "Живопись"
тема:
педагог: Синицина
Еатерина Николаевна
г. Волхов
2019 год.
Педагог: Синицина Екатерина Николаевна
Наименование творческого объединения: "Радуга"
Состав учебной группы: 12 человек (смешанная группа), 9-12 лет.
Тема занятия: "Разноцветная игра ".
Занятие из раздела «Живопись» образовательной дополнительной программы «Радуга», I год обучения.
Цель: выявить знания и умения детей по разделу “Живопись”, через теоретические и практические конкурсные задания.
Задачи:
Обучающие
Закрепить навык самостоятельной художественной деятельности
Закрепить навыки работы в заданной цветовой гамме.
Развивающие
Развивать умение применять имеющиеся теоретические знания в практической деятельности через решение проблемных заданий.
Развитие критического мышления через анализ работ обучающихся и самоанализ.
Развивать творческое воображение и интерес к предмету;
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
Формировать умение договариваться между собой и приходить к единому мнению при работе в группе.
Форма занятия: занятие - соревнование
Форма организации работы: коллективная,
индивидуальная, групповая.
Структура учебного занятия:
1. Организационная часть. (2 минуты)
- Общая организация детей, постановка цели занятия, деление на команды (холодные и теплые цвета).
2. Основная часть. (40 мин)
Проведение конкурсов:
1. Конкурс "Это мы".
2. Конкурс "Реши кроссворд"
3. Конкурс "Разноцветные вопросы".
4. Конкурс – эстафета "Весёлый экзамен"
Практическая часть:
5. Конкурс "Перо волшебной птицы"
- Объяснение задания, общие рекомендации.
- Работа детей над заданием.
- Анализ работы.
3. Заключительная часть. (3 минуты)
- Подведение итогов соревнования. Рефлексия.
Содержательные блоки:
Все соревнование, начиная с деления детей на команды, направлено на выявление, знаний или умений обучающихся по разделу "Живопись". Все конкурсы разнообразны, теоретические задания чередуются с практическими, а вместо привычной физкультминутки проводится эстафета, где ребята бегают, когда соревнуются, и в движении, когда болеют за своего товарища.
Главной составляющей занятия является практическое задание. А все конкурсы, перед практической работой направлены на то чтобы дети могли его выполнить как можно лучше. На него отведено наибольшее количество времени.
Вовремя соревнований, педагог включает не громкую музыку, веселую во время эстафеты и спокойную во время остальных конкурсов, для создания настроения игры и праздника.
Обоснование актуальности данной работы.
Данное занятие носит отчетный характер и помогает раскрыть знания и умения детей, полученные за весь курс обучения. Все проводится в игровой форме, что позволяет детям весело и непринужденно, не только показать, но и закрепить свои знания и умения. При проверке теоретических знаний используется групповая форма. Так у ребенка не возникнет напряжения, что его ответ будет не верным. Практические умения отслеживаются через выполнение каждым обучающимся творческого задания. Условия творческих заданий разработаны таким образом, что работа каждого ребёнка является частью одного целого. Таким образом, ребята могут консультироваться друг у друга. Но, в то же время, их работы не должны быть одинаковыми. На занятии используется взаимоконтроль, т.е. правильность выполнения заданий оценивается командами, после чего педагог анализирует ответы обеих команд. За правильное выполнение каждого задания команды зарабатывают баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем. Все дети получают подарки.
Содержание занятия
I. Организационный часть (2 мин.)
Приветствие детей, деление на команды (холодные и теплые цвета).
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня вы участвуете в игре – соревновании по живописи, в котором проверите свою память, покажете, как вы умеете думать, что уже знаете, и, конечно, будете рисовать. А самое главное, вы будете работать в команде, все вместе, значит, будете учиться быть дружными. За каждый конкурс каждая команда будет получать баллы. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
И сейчас нам необходимо разделиться на две группы. Каждый из вас вытянет из мешочка маленький цветной жетончик. Ваша задача определить теплый это цвет или холодный. Если ваш жетон имеет теплый цвет, вы садитесь за стол, где выставлена карточка теплого цвета. Если холодного, то за стол с карточкой – холодного. Свои жетончики сложите в коробочки, которые стоят на столах рядом с карточками.
Ребята вытаскивают из мешочка маленькие жетончики и рассаживаются за столы, в соответствии с выбранным цветом.
Педагог: Молодцы, у нас образовались две команды. Одна команда – это теплые цвета, другая – холодные. Каждая команда должна выбрать капитана.
2. Основная часть (40 мин).
Педагог. Начинаем наше соревнование и я объявляю первый конкурс.
1. Конкурс "Это мы".
Педагог: Каждая команда должна придумать название для своей команды и нарисовать свою эмблему. Название должно соответствовать тому, какая гамма у вашей команды, тёплая или холодная, а эмблема должна соответствовать названию. На выполнение задания отводится 5 минут. Названия и эмблемы представляют капитаны команд. За это задание каждая команда может заработать до 4 баллов.
После выполнения задания, капитаны демонстрируют свои эмблемы и названия, рассказывая, почему они так назвали команду и что изображено на эмблеме.
Педагог: Молодцы, обе команды выполнили задание.
2. Конкурс "Реши кроссворд"
Педагог. Переходим к следующему конкурсу, который называется "Реши кроссворд". Занимаясь в кружке изобразительного творчества, вы узнали много новых слов – терминов, и конечно надо не только знать, что означают эти слова, но и знать как они пишутся. У вас на столе лежат конверты в конвертах кроссворды, ваша задача решить кроссворд, и постараться слова написать без ошибок. По моей команде вы откроете конверты и выполните задание. Время конкурса - 2 минуты.
На партах перед каждой из команд лежат конверты с кроссвордами. Задания в конвертах у обеих команд одинаковые. За это задание каждая команда может заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ. Дополнительный балл получает команда, которая справится быстрее, при условии, что задание выполнено правильно, а слова написаны без ошибок.
Команды заполняют кроссворды.
Педагог: Молодцы, обе команды выполнили задание. А теперь проведём взаимоконтроль команд, т.е. каждой команде необходимо проверить правильность выполнения задания у соседней команды. На выполнение этого задания вам дается 30 сек.
Команды обмениваются заполненными кроссвордами и проверяют правильность выполнения задания.
Если у одной из команд была допущена ошибка при выполнении задания, то другая команда должна не только указать на ошибку, но и дать правильный вариант ответа.
Педагог подводит итог работы команд.
3. Конкурс "Разноцветные вопросы".
Педагог: Сейчас я по очереди буду задавать вопросы каждой команде. Команда, которой я не задала вопрос, также обсуждает ответ. Ее задача – выслушать ответ другой команды, обсудить его, после чего дать оценку. Если команда исправила неправильный ответ другой команды, то она зарабатывает 1 дополнительный балл.
Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит. Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку. Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде. Ответ должен быть четкий и ясный.
Команда может заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы:
Эти краски – не простые, они зовутся основные. (ЖЕЛТАЯ, КРАСНАЯ, СИНЯЯ)
Какие цвета называются ахроматическими? (Черный, белый, серый).
Какие цвета называются хроматическими? (Все цвета, кроме черного, белого, серого).
Если красная с желтой подружится, какая новая краска получится? (ОРАНЖЕВАЯ)
Если синяя с желтой подружится, какая новая краска получится? (ЗЕЛЕНАЯ)
Какого цвета верхняя полоса Российского флага? (БЕЛОГО)
Какого цвета береты у военнослужащих десантных войск? (ГОЛУБОГО)
Какому коту из известной песни всегда не везет? (ЧЕРНОМУ)
В какой цвет окрашены пожарные машины в России? (КРАСНЫЙ)
Какого цвета нижняя дуга у радуги? (ФИОЛЕТОВОГО)
Какой цвет получится, если смешать белый и красный? (РОЗОВЫЙ).
Какой цвет получится, если смешать белый и синий? (ГОЛУБОЙ)
А теперь самый главный вопрос обеим командам – что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными? (ЦВЕТ)
Молодцы вы справились
Педагог подводит итог работы команд.
4. Конкурс – эстафета "Весёлый экзамен"
Педагог: А сейчас мы с вами немного подвигаемся и проведем эстафету которая называется "Весёлый экзамен" А вы знаете как раньше сдавали экзамены? (отвечают)
-Да! Надо было вытянуть бумажку с вопросом – билет, и потом ответить на вопрос билета.
У нас тоже есть билеты, но на них не вопросы, а нарисована одна геометрическая фигура, которую вам надо дорисовать. Каждый участник по одному, добегает до парты с билетами, не подглядывая, вытягивает один билет и дорисовывает геометрическую фигуру, изображенную на нём, Дорисовать надо так чтобы образ, который вы рисуете, не только узнавался, но и был интересным и оригинальным. Затем возвращается обратно к команде и передаёт эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая быстрее, точнее и интересней дорисует все геометрические фигуры.
Педагог показывает для примера один из билетов и как можно дорисовать геометрическую фигуру.
После эстафеты педагог подводит итоги, оценивая не только скорость, но и оригинальность, фантазию проработку деталей. За каждый рисунок можно выставлять от 1 до 2 баллов.
5. Конкурс "Птица счастья".
Педагог: Переходим к следующему конкурсу "Птица счастья". Когда - то очень давно на Руси было такое поверие, что сказочная птица счастья приносит своему обладателю добро, удачу и счастье. Каждый человек старался вырезать из дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить свой дом. Многих художников вдохновляют сказочные птицы, посмотрите, какое волшебство они создают с помощью своего воображения.
Показывает изображения сказочных птиц в тёплой и холодной гамме. Выполненных из разного материала, с выразительными, сказочными, красиво украшенными перьями.
- По русским сказкам вы знаете, что есть две волшебные птицы, которые очень подходят к нашему соревнованию. Как вы думаете какие это птицы?
Если не отвечают, говорю сама:
- Это синяя птица счастья и жар птица. Какой красоты эти птицы можно представить и конечно нарисовать. И, я объявляю конкурс "Птица счастья". Ваша задача заключается в следующем, каждый участник должен украсить по одному перу сказочной птицы, капитаны команд украсят силуэты головы шеи и туловище птиц, уже нарисованных на больших листах, команда "(название команды холодных цветов)" в холодной гамме, команда "(название команды теплых цветов)" в тёплой гамме. Рисовать вы будите сразу гуашью, ваша задача не просто раскрасить перо, а подобрать как можно больше оттенков холодного или тёплого цвета, и конечно линиями завитками точками сделать это перо волшебным. Когда все перья и птица будут готовы, украсьте свою птицу - счастья, вашими красивыми перьями. Пусть и к нам прилетит птица - счастья и принесет нам только удачу и хорошее настроение.
Время на украшение птицы - 10 минут. Дети приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает за работой ребят.После того как обе птицы будут готовы педагог вывешивает работы команд на стенды.
Анализ работы.
Педагог: Давайте посмотрим на птиц, которые появились в нашем кабинете. Сейчас мы по очереди будем рассматривать работы той и другой команды. Оценивать каждую работу будут ребята из противоположной команды.
Ребята оценивают работы друг друга, в случае спорных моментов право выставить баллы остается за педагогом.
3. Заключительная часть.
Педагог: А сейчас мы подведем итоги работы наших команд. Команда теплых цветов зарабатывает ______ баллов. А команда холодных цветов зарабатывает _____ баллов. Молодцы. Та и другая команда набрала достаточно много баллов и справилась со всеми заданиями. А самое главное то, что ваши птицы обязательно принесут нам счастье и будут ещё очень долго радовать своим сказочным оперением всех ребят, которые будут сюда приходить.
Педагог: Я благодарю всех за работу на занятии. Надеюсь, вам понравилось соревноваться. А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение. Возьмите маленькие цветочки – жетоны и приклейте их рядом со своими птичками.
Красный цветочек– ваше настроение отличное
Голубой – настроение осталось прежним.
До свидания!
Предпологаемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся покажут свои знания и умения полученные за год обучения по программе
- проявят навык самостоятельной художественной деятельности и умение работать в заданной цветовой гамме.
Метапредметные результаты:
- при выполнении заданий обучающиеся проявят самостоятельность и творческую инициативность
- покажут умение активно включаться в коллективную деятельность, согласованно работать в группе
- понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;
Личностные результаты:
- обучающиеся должны активно включаться в общение и взаимодействия со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи
- проявят положительные качества личности и управлять своими эмоциями различных ситуациях и условиях
Критерии результативности занятия
Низкий уровень – плохо знают термины, не могут самостоятельно выполнить задание, постоянно обращаются за помощью, не умеют работать в заданной цветовой гамме.
Средний уровень – знают некоторые термины, самостоятельно могут выполнить не все задания, иногда обращаются за помощью, умеют работать в заданной цветовой гамме.
Высокий уровень – знают термины и их написание, могут самостоятельно выполнить все задания, свободно работают в заданной цветовой гамме.
Метопредметные:
Низкий уровень – не проявляет самостоятельность и творческую инициативность, с трудом включатся в коллективную деятельность, не понимает общей задачи не и точно выполнять свою часть работы;
Средний уровень – выполняя задания, не всегда проявляет самостоятельность и творческую инициативность, не охотно включатся в коллективную деятельность, понимает общую задачу и выполняет свою часть работы;
Высокий уровень – проявляет самостоятельность и творческую инициативность, активно включатся в коллективную деятельность, согласованно работает в группе, понимает общую задачу и точно выполняет свою часть работы;
Личностные:
Низкий уровень – пассивен в общении и взаимодействии со сверстниками, не всегда управляет своими эмоциями, не доброжелателен.
Средний уровень – включается в общение и взаимодействие со сверстниками, проявляет положительные качества личности, не всегда управляет своими эмоциями.
Высокий уровень – активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи. Проявляет положительные качества личности и управляет своими эмоциями.
Оборудование и материалы: для педагога: жетоны в виде цветочков – 12 шт. (из них: 6 шт. – холодного цвета, 6 шт.- теплого) + 12 красных и 12 голубых для проведения рефлексии, изображения сказочных птиц в тёплой и холодной гамме, выполненных из разного материала с выразительными перьями, бланк для подсчета баллов .
для детей: черные фломастеры – 2 шт., кроссворды к конвертах – 2 шт. (Приложение 1), карточки – билеты с нарисованными геометрическими фигурами – 24 шт. (Приложение 2), клей, гуашь, кисти, силуэты птиц нарисованные на больших листах– 2 шт., шаблоны перьев птицы – 10 шт.
Литература,использованная педагогом для подготовки к занятию
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии./ Библиотека журнала “директор школы”. Выпуск № 4. – М.:Сентябрь, 1996 .
Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр “педагогический поиск”, 2002 – 160 с.
Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравиться учиться и учить. /Библиотека журнала “Директор школы”. Выпуск № 4, 1999 год. – М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 1-3 кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1998. – 80с.
Использованные интернет ресурсы: http://nsportal.ru/