"География на картинах Айвазовского. Моря и океаны."
"География на картинах Айвазовского. Моря и океаны."
Целью данного урока является знакомство с творчеством Айвазовскогопосредством изучения его работ,изображающих моря и океаны. Собранный материал может быть использован на уроках истории искусств, географии, истории и ИЗО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"География на картинах Айвазовского. Моря и океаны."»
Урок для 6 класса ДШИ по предмету «История искусства».
Тема: «География на картинах Айвазовского. Моря и океаны».
(2 урок из цикла занятий, посвящённых 200-летию со дня рождения художника).
Автор урока: преподаватель МБУ ДО «Ординская ДШИ» Чеснокова О.Ю. 2017 год.
Возраст учащихся: 12-13 лет.
Межпредметные связи: с историей, историей искусств, изобразительным искусством и географией.
Цель: знакомство с творчеством И. К. Айвазовского посредством изучения его работ, изображающих моря и океаны.
Задачи:
рассказать, какие моря и океаны изображал на своих полотнах великий маринист;
познакомить учащихся с историческими полотнами художника, изображающими морские сражения на этих морях;
прививать чувство любви к Родине и умение гордиться её победами;
Воспитывать интерес к истории родной страны и искусству.
План урока.
Организационный момент.
Повторение ранее изученного.
Сообщение темы и цели урока.
Беседа- лекция по новой теме урока.
Итог урока. Проверка знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Это тихое море Тем, Которые прожили Четверть века Без туч и волнений, Счастливо и завидно, Но, право, монотонно и скучно.
2.Повторение ранее изученного.
Эти слова он написал на клочке бумаги — вероятно,для того,чтобы перенести на оборотную сторону картины,которую собирался преподнести кому-то из близких …
Кто же этот великий человек? (Иван Константинович Айвазовский).
Чем он знаменит, что интересного вы уже знаете об этом человеке? (ответы детей).
3. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «География на картинах Айвазовского. Моря и океаны».
4. Беседа- лекция по новой теме урока.
Сколько же на Земле океанов? Я думаю, даже пятиклассники сразу ответят: четыре — и перечислят: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. Все?
А вот оказывается, что четыре океана — это уже сведения устаревшие. Сегодня ученые к ним добавляют еще пятый — Южный, или Антарктический океан.
Ответ может быть неожиданным: на Земле существует единый Мировой океан, который люди для своего удобства (прежде всего мореплавания) разделили на части. Кто с уверенностью возьмется провести границу, где кончаются волны одного океана и начинаются волны другого?..
Что такое океаны, мы выяснили. А что мы называем морями и сколько их на Земле? Ведь первые знакомства с водной стихией начинались у берегов морей.
Специалисты называют морями «части Мирового океана, которые обособлены от открытого океана горами или просто сушей». Древние географы считали, что в мире их только семь, семь морей-океанов.
Во время чествования Айвазовского по случаю пятидесятилетия его творчества П.П.Семенов-Тян-Шанский в своей речи сказал: «Русское географическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем…»
Теперь давайте попробуем вспомнить, какие моря Айвазовский писал на своих полотнах. А также взглянуть на них с точки зрения современной художнику географии конца XIX века — и удивиться, насколько она устарела.
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.
В бассейн Атлантического океана входит 31 море. Некоторые из них запечатлены на полотнах Айвазовского.
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ
Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).
«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).
Обеспечение выхода к берегам Балтийского моря не могло быть осуществлено без флота. К его строительству приступили, как только русские войска утвердились на берегах Балтики. Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. В ходе войны были устроены военные базы в Выборге, Ревеле и других местах.
Со времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому — одним из важнейших полей сражений.
И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы.
Недаром, едва выпустившись из Академии художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике.
На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.
Многочисленными батальными полотнами И.К. Айвазовский прославил героев-моряков, отважно защищавших свое Отечество.
Его творчество помогает хранить память о славных боевых традициях военно-морского флота.
Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году художник пишет батальные произведения, посвященные морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной горке.
Но не забывая о том, что он является живописцем Главного морского штаба , Айвазовский в 1846 году приступил к картине об основателе русского флота Петре 1, дав ей название: "Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту". События, изображенные Айвазовским на картине, - исторические, они имели место 31 августа 1714 года.
Красная Горка (Большая Ижора) сыграла роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году.
В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие ото льдов.
Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко».
Айвазовский запечатлел эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком.
Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе.
Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
ЧЕРНОЕ МОРЕ
Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом — Гостеприимным.
«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими судами и греческой компанией под турецким флагом.
Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли — все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году — 74 парохода…» (1903).
Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу.
Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов — позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям.
Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы.
Картину художник написал действительно по горячим следам.
СЕВЕРНОЕ МОРЕ
Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.
«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море — самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского.
Немецкое море вместе с Ла-Маншем — моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара — Лондону…» (1897).
МРАМОРНОЕ МОРЕ
Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.
«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).
СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ
«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких — кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.
«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).
АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ
Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.
Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).
ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ
Есть две версии, исходя из которых можно предположить, как море, являющееся частью Средиземного, получило своё название.
По одной из версий, море названо в честь поселения Иония, которое омывалось водами ионического бассейна.
А по другой, более мифической версии, оно названо в честь жрицы Ио, которая служила жене Зевса — Гере. Ио и Зевс полюбили друг друга, и, чтобы спрятать любимую от жены-ревнивицы, Громовержец превратил Ио в белую корову.
Но Гера отличалась сообразительностью и раскрыла все карты. Она попросила Зевса принести ей в дар именно эту корову, так как та очень ей приглянулась. Богу ничего не оставалось, как выполнить просьбу.
После того, как стража коровы, стоглазого Аргуса, убил Гермес, Гера не на шутку рассердилась и наслала на Ио проклятие: многотысячный овод, от которого жрица не могла скрыться нигде.
«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»
В XIX веке это море было местом важных морских сражений.
Навари́нское морское сражение 1827 года — крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой. Произошло 8 (20) октября1827 года в Наваринской бухтеИонического моря на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес
Разгром турецкого флота в Наваринском сражении значительно ослабил морские силы Турции, что послужило значимым вкладом в победу России в дальнейшей Русско-турецкой войне 1828—1829 годов.
Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции.
КРИТСКОЕ МОРЕ
Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» — одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».
«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).
ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ
Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название от слова tyrrhenoi (tyrsenoi), которым древние греки называли выходцев из Лидии (Малая Азия) , переселившихся на Апеннинский полуостров в район нынешней итальянской провинции Тоскана.
Как утверждал греческий историк Геродот, лидийский царевич Тиррен после нескольких лет неурожаев и голода повёл часть своего народа на запад в поисках новой родины.
Лидийцы высадились на западном побережье Апеннинского полуострова и, завладев новыми землями, стали называться по имени своего предводителя — тирренами (в Древнем Риме их называли этрусками).
По имени этого народа стали называть и ту часть Средиземного моря, на побережье которой они жили в течение многих веков.
У древних римлян это море также называлось Mare inferum — Нижнее море, в отличие от Mare superum — Верхнее море (Адриатическое море) .
«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам — аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании.
Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин.
В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).
ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ
Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.
«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).
СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН
Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному — в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант — Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.
«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).
Художник до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял его славные победы и героизм русских моряков.
Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день своей смерти, также была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод -"Взрыв турецкого корабля".
Батальные картины Айвазовского находятся во многих военно-морских музеях и картинных галереях. Но наиболее крупное собрание произведений Айвазовского имеется в Феодосийской картинной галерее, где экспонируется более 400 картин живописца.
Все эти картины являются летописью боевых подвигов русского флота.
Искусство изображения моря принесло И.К. Айвазовскому всемирную известность. И не случайно на могиле мариниста, которого хоронили со всеми воинскими почестями - явление по тем временам небывалое,- написано: "Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!
http://www.perm.kp.ru/daily/26614.3/3629649/
Айвазовский изобразил все главные битвы и победы русского флота с момента его возникновения. Cюжеты его картин не образуют единой последовательности хронологического порядка. Воспринимая жизнь флота как нечто близкое и радостное, он часто создавал картины или непосредственно вслед за изображенным событием, или вскоре после него, или (что редко бывало), связывая его с какой-нибудь исторической датой.