Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях.
Самовар — символ гостеприимства, русского духа и традиционного чаепития. Кроме того, это один из наиболее узнаваемых в мире русских предметов. У него было много имен, в каждом регионе — свое: в Туле — самовар или водогрей, в Вятке — самогрей, в Ярославле — самогар, в Курске — самокипец.
История возникновения
Первые устройства для кипячения и подогрева вода появились еще в Древнем Риме, и назывался тогда аутепса. Впрочем, принцип работы с тех пор особенно не изменился: внутри емкости находится жаровня, в которой происходит горение. В эту емкость заливается вода, которая таким образом нагревается. Самовар отличается тем, что ему не нужен внешний огонь или печь для нагрева, и, что более важно, он способен долгое время сохранять воду горячей.
Что же стало причиной появления самовара? Конечно же, чай, который впервые из Азии завезли в Россию в 17 веке. Интересно, что вначале этот напиток использовался знатью только как лекарство, но постепенно чай стал достойным конкурентом русского сбитня, для приготовления которого использовали сбитенник.
Этот прибор внешне был очень похож на чайник, но внутри него находилась труба, предназначенная для закладки угля. Именно сбитенник стал прародителем самовара.
Первое документальное упоминание о тульских самоварах связано с 1778 годом. Тогда братья Иван и Назар Лисицыны изготовили самовар в небольшой мастерской, которую соорудил еще их отец.
Всего лишь 25 лет понадобилось братьям, чтобы превратить мастерскую в небольшую фабрику с капиталом в 3000 руб. и доходом 1500 руб. (по тем временам, деньги – ого-го какие!) Уже тогда на ней трудились 26 человек. Лисицыны изготавливали самовары различных форм и отделок. Среди них были бочонки, вазы, самовары яйцевидной формы, украшенные гравировкой, краниками в форме дельфина, коваными ручками. Сегодня в Тульском музее самовара можно увидеть одно из первых изделий, изготовленных в мастерской Лисицыных.
История изготовление самоваров в России насчитывает около трехсот лет, за это время было создано значительно количество изделий самых разных форм, видов и модификаций. В России в настоящее время функционируют несколько музеев самоваров, знакомство с экспозицией которых позволит узнать историю этого удивительного устройства.
«Тульские самовары»
Музей «Тульские самовары» - один из самых популярных музеев города Тулы. Музей самоваров в Туле открыл свои двери для посетителей в 1990 году, и с этого времени он стал своеобразной визитной карточкой Тулы.
В залах музея можно увидеть самовары, разнообразные по форме, материалу изготовления и по размерам: от 70-литрового буфетного до самовара на три капли воды. В витринах музея также размещены интересные и редкие предметы быта. Первую тульскую самоварную мастерскую открыли Иван и Назар Лисицыны. Их самовар хранится в собрании музея. В музее также представлены самовар «Флорентийская ваза»; «детские самоварчики», подаренные в 1909 г. семье Николая II; необычный по форме самовар «Терем» и многое другое.
В экспозиции музея «Тульские самовары» представлены все этапы развития тульского самоварного производства с конца XVIII века до наших дней, а также история самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства. Большое место в экспозиции отведено мемориальным комплексам, посвященным представителям наиболее известных тульских самоварных династий – Баташевым, Шемариным, Фоминым. Один из залов музея стилизован под кондитерский магазин известного тульского кондитера П.И. Козлова.
Музей размещён в здании, являющимся памятником истории и архитектуры регионального значения – бывшем Доме просветительских учреждений имени императора Александра II.
Во многих российских музеях, имеющих экспозиции, посвященные русскому быту XIX века, в числе прочих экспонатов обычно присутствует один или несколько самоваров. Но для того чтобы в деталях увидеть эволюцию самоваров, происходившую на протяжении более двух с половиной веков, вам потребуется посетить один из специальных музеев, экспозиция которых целиком посвящена этим устройствам, а также вспомогательным материалам о них (рекламе, инструкциям и т.д.).
В России наиболее известны «Тульские самовары», поэтому неудивительно, что крупнейший музей такого рода, имеющий аналогичное название, находится именно в Туле, в старинном двухэтажном здании с колоннами (годы постройки 1910-1911), стоящим под стенами тульского кремля (ул. Менделеевская, дом 8). Обширная экспозиция данного музея находится в трех залах.
Тульский самовар – визитная карточка Тулы и один из самых известных народных промыслов России. Во время застолья он ставился в центр стола. В литературных произведениях был неизменным атрибутом тепла и уюта, зачастую изображался чуть ли не одушевленным существом.
История
Самовары производились не только в Туле. Но именно туляки-оружейники в силу многолетнего опыта работы с металлом, а также доступа к месторождениям руд сумели, с одной стороны, превратить самовар в произведение искусства и, с другой, - поставить его производство на поток.
Первые самовары в городе появились в конце XVIII века в мастерской братьев Лисицыных. Новый товар стремительно набирал популярность, промысел оказался прибыльным. Частные производства превращались в фабрики.
Кстати, первые самовары продавались на вес. И уже имели все основные элементы, отличающие их от собственных предшественников, существовавших в Китае, Иране и Древнем Риме.
В начале XX века самоварное производство в России достигает своего пика. В Туле выпускают уже по 660 тысяч штук в год.
В 1850 году в одной только Туле было уже двадцать восемь самоварных фабрик, выпускавших около ста двадцати тысяч самоваров в год. Это и изделия из меди и латуни – для семей попроще, и мельхиоровые, посеребренные и позолоченные с ручками из слоновой кости - для знати. Всего покупателям предлагалось более 150 моделей самоваров: это и дорожные бочонки, и витиеватые чаши, и античные амфоры, и так называемые «банки», «рюмки» и многие другие. Фабрики стремились перещеголять одна другую. Самыми известными фабрикантами, «самоварными королями», стали Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины.
В начале ХХ века появились новые типы самоваров. Например, керосиновый самовар - такие выпускались только в Туле. Или безопасные в пожарном отношении самовары «Паричко», которые не портились при нагревании без воды внутри. А еще медные самовары фабрики Черниковых с трубой сбоку.
После революции 1917 года производство самоваров почти полностью прекратилось. Лишь фабрика имени В. И. Ленина производила эти водонагревающие приборы. Технология изготовления была улучшена: в олово больше не добавляли вредный свинец. Зато с эстетической точки зрения новые советские самовары однозначно уступали царским. В 1937 г. в Туле остается только один завод «Штамп», перешедший сначала на изготовление электрических самоваров, а затем – самоваров-сувениров. В 1990-е годы на смену национальному бренду в квартиры потребителей решительно приходит китайский электрический чайник.
Вопросы и ответы
Почему самовар тульский?
Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.
Чем отличается тульский самовар от обычного?
Кофейный тульский самовар, история которого начинается в XIX веке, отличался от обычного только внешним видом. Он имел форму сплющенного цилиндра с приделанными параллельно корпусу плоскими ручками.
Кто создал самовар?
В 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарат для кипячения воды для хозяйственных надобностей, а также для ванны. Московская фабрика купцов Аленчикова и Зимина воспользовалась этим изобретением и получила привилегию на изготовление самовара, который бы нагревал воду, будучи установленным на плиту.
Какой самовар ценится?
Их можно разделить на следующие категории: антикварные самовары, дровяные, угольные и электрические. Наиболее ценными считаются угольные (жаровые), а также сувенирные самовары. Редкость и оригинальность модели влияет на его антикварную ценность и окончательную стоимость.
Какой самовар лучше никель или латунь?
Латунные полированные агрегаты в золотом цвете выглядят красиво, это своего рода классика. Но такие самовары подвержены негативным воздействиям влаги. Никелированные самовары отличаются не только эстетичным внешним видом, но и обладают долголетним сроком службы.
В каком городе сделали самый большой самовар?
1 место в рейтинге – музейный гигант из Тулы (450 литров) Конечно же, мировой рекордсмен был изготовлен в городе-колыбели самоварного искусства России. Его создали в 1995 году на заводе «Штамп».
Как назывался первый самовар?
Аутепса
Аутепса — так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости.
Сколько стоит старинный тульский самовар?
Сколько может стоить старинный самовар? От 2500 руб. до 6000 руб. Стоимость самоваров в первую очередь зависит от их формы.
В чем фишка самовара?
Из самовара же мы получаем только мягкую, вкусную, полезную водичку, а после чаепития сливаем тяжёлую воду с осадками, осевшими ниже уровня крана самовара. Помимо великолепных вкусовых качеств, такая вода лучше усваивается человеческим организмом.
Почему из самовара чай вкуснее?
Вода из обычного чайника существенно отличается по вкусу. Она гораздо жестче и в ней присутствует накипь. В самоваре же она получается приятнее и мягче, что существенно в свою очередь влияет на вкусовые качества чая. В чайнике, особенно если он электрический вода закипает буквально за считанные секунды.
Так почему же именно самовар, а не чайник, стал главным спутником чаепития? Тому было несколько причин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткого времени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на ней такое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени и сил. Во-вторых, чаепитие из самовара доставляло еще и некоторое эстетическое удовольствие - сияющий медный или латунный красавец-самовар, несомненно, украшал чайный стол, к тому же мог продемонстрировать и определенный материальный достаток семьи, а его изысканный фасон, затейливые детали (или, наоборот, простые и безыскусные) давали представление еще и о вкусах и пристрастиях хозяйки; и самое главное, самовар был идеально приспособлен именно для приготовления кипятка для чая. Как мы уже успели заметить, история нашего тульского самовара богата и разнообразна. Неизменна только любовь людей к пышущему жаром и блестящему медными боками самовару, так крепко вошедшему в нашу повседневную жизнь. Так незаметно и деликатно объединяющему нас за одним столом, и из поколения в поколение передающему традиции в семье.
Самовар-символ России
Каждый предмет, как и любое живое существо, имеет свой цикл существования, свой особенный путь, круг развития. Вот, например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первым изготовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее, удобнее, прочнее. Когда-то среди кухонной утвари горшки занимали важнейшее место. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ее используют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.
Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некоторые задержались в современности, а какие-то еще долго будут сопровождать наги быт. нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и самовар - сейчас он переживает свою вторую молодость: кто-то ценит его как предмет коллекционирования, а кому-то он интересен с чисто практической точки зрения - уж очень он удобен для приготовления чая. да и особая атмосфера уюта и семейного тепла возникает за столом, на котором красуется самовар. У самовара длинная и весьма занимательная история. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. Зa относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». "Приедет ли бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество, и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...».
Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...».
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Для русских людей понятие «у самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у самовара за чайным столом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю
Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейшимх предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.
Удобная конструкция, долговечность и художественные достоинства сделали самовар незаменимым.
Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении довольно долгого времени, практически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни с точки зрения техники. Такую ситуацию можно понять. Когда самовар был обыденным бытовым предметом, никому в голову не приходило посвящать ему отдельные исследования, а когда, спустя совсем недолгое время, самовар стал антикварной редкостью и предметом коллекционирования, исследовать самовар было уже поздно. Слишком многое изменилось в стране. Миновали целые политические эпохи, отгремели социальные революции, и многие секреты самоварного дела оказались забыты или утрачены. Вот так и получилось, что на сегодняшний день нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной самовару.
«Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» -эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий. Все возрастающий интерес к истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране почти на протяжении двухсот пятидесяти лет объясняются тем, что этот металлический агрегат для нагревания воды обрел живую -душу», став материальным воплощением гостеприимства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего покоя и уюта.