kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа в музее изобразительных искусств на тему: «Египетский национальный музей» (для детей 9 -14 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с Египетским национальным музеем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа в музее изобразительных искусств на тему: «Египетский национальный музей» (для детей 9 -14 лет)»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

города Саранска Республики Мордовия






Беседа в музее изобразительных искусств на тему: «Египетский национальный музей» (для детей 9 -14 лет)



подготовила

педагог дополнительного образования

Калиниченко Анжелика Николаевна







г. Саранск
2023

Беседа

Египетский музей, также Египетский национальный музей - крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов всех исторических периодов древнего Египта. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем. Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году.

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались.
Один из них - Мохаммед Али, правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 году своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства.

Другой - француз Огюст Мариетт, который в 1850 году прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.


Раскопки

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков.
Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей, которые Мариетт возглавил в 1858 году.



Первое здание музея

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила, в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл 4 зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но возникли финансовые трудности.
Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила.
Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.
Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через 10 лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы.
Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове.



Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева.
В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства.
Огромный вестибюль, около 100 залов, расположенных на двух этажах, 150 тысяч экспонатов и 30 тысяч предметов в запасниках, охватывающих 5000-летнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.




Коллекция музея

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний.

Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до греко-римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра, строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками; скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.



Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.
Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами.

Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.
Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит 11 килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева.



Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных.
Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.


Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд.

Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.
Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо.
Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше.



Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э, и его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов.

Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы.
Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I. Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами.


Интересный факт


Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из-за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей.
На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым». Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц.

И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калиниченко Анжелика Николаевна

Дата: 26.03.2023

Номер свидетельства: 628413


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства