Просмотр содержимого документа
«Беседа по Мировой художественной культуре «Федот Васильевич Сычков — художник-живописец»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа по Мировой художественной культуре
«Федот Васильевич Сычков — художник-живописец»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2024 г
«Федот Васильевич Сычков — художник-живописец»
Цель урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Федота Васильевича Сычкова.
Изучить стили и техники, использованные художником.
Развить навыки анализа и обсуждения художественных произведений.
Оборудование:
Проектор и слайды с изображениями работ Сычкова
Раздаточные материалы с биографией художника
Альбомы для рисования и цветные карандаши
Карточки с ключевыми терминами и понятиями
План урока:
Введение
Начните с вопроса: "Кто из вас слышал о Федоте Сычкове?" Кратко обсудите, что они знают о художнике.
Расскажите о его жизни, обучении и месте в истории русской живописи. Упомяните, что он родился в 1867 году, учился в студии Ильи Репина и стал мастером жанровой и пейзажной живописи.
Основная часть
1. Биография Федота Сычкова:
Федот Васильевич Сычков родился в селе Кочелаево в бедной крестьянской семье. Уже в раннем детстве он потерял отца, который работал бурлаком и изнурительной тяжёлой работой надорвался.
Мать Федота вынуждена была пойти с сыном просить милостыню по селу. Этот факт из жизни художника всегда вызывал у него горечь.
Учился в трёхклассной земской школе села Кочелаева и уже с раннего детства проявил способности к рисованию. Он занимался рисованием у своего учителя в школе, Пётра Евдокимовича Дюмаева.
Позднее Федот работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквах и создавал портреты по фотографиям.
С 1885 года по 1887 год он работал в городе Сердобске, Пензенская губерния, у подрядчика иконописцев Д. А. Решетникова. С 1892 года Федот Сычков жил и работал в городе Санкт-Петербурге. Там он обрёл счастье в личной жизни благодаря браку с Лидией Анкудиновой.
Федот написал портрет своей будущей жены и влюбился в неё с первого взгляда. В 1903 году они поженились и отправились в путешествие по Европе. В 1917 году вернулись и поселились на родине художника в селе Кочелаево. Лидия Васильевна была его преданной помощницей и музой, а также натурщицей для многих известных работ Федота. Она также отвечала за шитьё нарядов для натурщиков.
Последние два года своей жизни Федот Сычков провёл в городе Саранске и скончался там 3 августа 1958 года.
История успеха Федота Сычкова началась, когда владелец поместья Воскресенская Лашма генерал Иван Андреевич Арапов увидел у уездного исправника портрет. Генерал не поверил: что за самоучка объявился в селе, расположенном всего в 14 вёрстах от его имения. Деревенского художника немедленно доставили к генералу, который велел Федоту Сычкову написать его портрет. Тот справился всего за несколько сеансов. Генерал был удивлён скоростью и качеством работы. Незадолго до встречи с Сычковым Арапов принимал участие в закладке станции железной дороги, которая должна была пройти по его землям. И генерал решился на эксперимент. Он предложил самоучке сделку: если Федот возьмётся по рассказам и фотографиям написать многофигурную картину на сюжет закладки станции и справится с работой, то генерал выхлопочет ему обучение в городе Санкт-Петербурге.
Федоту Сычкову, родившемуся в 1870 году, тогда было 22 года. Семья его состояла из двух сестёр и больной матери. Учился он ремеслу в иконописных артелях, затем писал на заказ иконы и портреты в родном селе. Надо было изобразить около 400 персонажей, присутствовавших на закладке станции. Федот согласился. Через два с половиной месяца Арапов отвёз готовую картину в город Петербург и показал её директору Рисовальной школы художников Евгению Сабанееву. Тот согласился зачислить «кочелаевского Рафаэля», как его прозвал Арапов, в число учеников.
2. Обзор работ:
"Вечер" (1898):
Эта работа изображает спокойный вечерний пейзаж с золотистыми оттенками заката. Деревья и поле создают атмосферу умиротворения. Обсудите, как Сычков передает чувства зрителя через цвет и свет.
"На пашне" (1901):
В этой картине изображена работа крестьян в поле. Художник использует яркие цвета, чтобы подчеркнуть трудолюбие и связь человека с землёй. Обратите внимание на детализированные лица, которые передают эмоции персонажей.
"Зима в деревне" (1910):
Это боевая картина зимнего пейзажа, где снежные просторы контрастируют с теплыми тонами, используемыми для изображения домов и людей. Разговор о том, как холодный воздух един с теплом домашнего уюта, может быть интересен учащимся.
"Труд крестьян" (1920-е годы):
В этой работе Сычков изображает крестьян, работающих на земле в разных погодных условиях. Отметьте, как художник передает физическую нагрузку и трудолюбие через позы и жесты персонажей.
Дискуссия
Разделите класс на группы и предложите каждой группе выбрать одну работу для обсуждения. Попросите их подготовить краткое представление о том, какие эмоции вызывает работа, какие цвета и композиционные приемы использует художник.
Пусть каждая группа представит свою работу и поделится итогами.
Заключение
Подведите итоги урока, обсудив, чем творчество Сычкова ближе к современному зрителю, какой вклад он внес в развитие русской живописи.
Попросите учащихся написать небольшое эссе о том, какое произведение Сычкова их вдохновило и почему. Это можно использовать как домашнее задание.
Дополнительные материалы:
Библиография с предложением книг и статей о Федоте Сычкове.
Ссылки на онлайн-галереи, где можно увидеть больше его работ.
Такой урок поможет учащимся не только ознакомиться с творчеством великого художника, но и развить критическое мышление и способность к анализу искусства.