Просмотр содержимого документа
«Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Картина «Сивка-Бурка»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа о творчестве В.М.Васнецова
Картина «Сивка-Бурка»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Татьяна Александровна
Саранск 2024 г
Беседа о творчестве В.М.Васнецова
Картина «Сивка-Бурка»
Цель:
- Познакомить учащихся с картиной В. М. Васнецова «Сивка-Бурка».
Задачи:
- вызвать желание всматриваться в картину;
- выделять элементы содержания, помогающие раскрытию образа;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Краткая биография В.М.Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве:
«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины».
Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи» Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
«Сивка-Бурка»
Картина «Сивка-Бурка» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят произведения: «Спящая царевна» (1913–1917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917–1919) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925).
Васнецов задумал их в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.
Картину «Сивка-бурка» он написал в период 1919-1926 гг. Все мы знаем, что она – иллюстрация к мифологической, литературной сцене, а проще говоря – любимой с детства одноименной сказке.
Любопытный, неординарный сюжет и богатая палитра не мешают полотну нести сочетание романтизма и символизма.
«Сивка-бурка» – лишнее подтверждение обожания Васнецовым народного творчества
Основная нить этой сказки – частое явление в русском фольклоре: герой побеждает с помощью магических сил. Здесь Иванушке-дурачку исполняет желания чудесный конь, которого тот поймал топтавшим отцовскую пшеницу. Например, превращает его в прекрасного молодца.
В картине Васнецов обратился к сюжету одноименной сказки. Младший сын старика Иван-дурак единственный из братьев исполнил последнюю волю отца – ходил после его смерти три ночи подряд к нему на могилу. В награду он получил волшебного коня Сивку-Бурку, на котором взлетел к светелке царевны, поцеловал ее и взял платочек-ширинку, или, по другой версии, – перстень.
Царь обещает отдать дочь замуж за того, кому удастся ее поцеловать. На полотне – момент, когда Иван допрыгивает на верном Сивке-бурке до окон высокого терема красавицы и целует ее.
Удивленная толпа зевак осталась где-то внизу, конь вознес героя едва не до небес и словно застыл в прыжке. Это ощущение усиливается развевающимися полами кафтана Иванушки-дурачка и гривой красавца-жеребца.
Картина останавливает взгляд именно на центральных персонажах. Общее настроение сюжета – живое, торжественное. Яркое синее небо, наряженное пушистыми облаками, роскошные одежды парня и девушки, великолепное, мощное животное с сияющей гривой – от всего этого на сердце становится радостно, празднично, светло.
Палитру полотна составляют чистые оттенки красного, белого и синего цветов. Картинка намеренно плоская; единственный объем – тень жеребца на тереме.
Общий настрой картины яркий и радостный: промытое синее небо с нарядными белыми облаками, богатая одежда героев, красавец-конь с длинной гривой, - всё это создаёт ощущение весёлого праздника. Палитра картины состоит из чистых цветов – красного, синего, белого, по манере исполнения она напоминает незамысловатые лубочные картинки, изображение нарочито плоское, только тень на стене терема придаёт некоторый объем.
Несмотря на мифологическую природу, иллюстрация восхитительна в своей ординарности, как мысль и сюжет самой сказки «Сивка-бурка». Виктор Васнецов, по сути, всегда стремился донести до людей то же, что и самое доброе народное творчество: нет непреодолимых ситуаций, добро в конечном счете побеждает зло.
«Сивка-бурка» В.М.Васнецова относится к незаконченным работам его последних лет.
Художник работал над полотном в начале 1920-х годов. После разрушительных Первой мировой и Гражданской войн мастерская стала для художника настоящим убежищем от бурь и тревог времени. Последние картины «Поэмы семи сказок» – «Ковер-самолет» и «Сивка-бурка» – Васнецов посвятил теме любви – наивысшему благу с общечеловеческой и религиозной точек зрения, стремление к которому художник подчеркнул через мотив полета.
Гениальный живописец Виктор Михайлович Васнецов был страстным поклонником русского народного творчества и постоянно использовал фольклорные мотивы для своих полотен. Его кисти принадлежит множество картин, служащих великолепными иллюстрациями для русских сказок. Одна из них – «Сивка-бурка». Основная мысль сказки, послужившей основой для написания этой картины, часто повторяется в русском фольклоре – герой достигает успеха, не прикладывая для этого особых усилий, пользуясь помощью волшебных сил.
На картине изображен момент сказки, когда Иванушка-дурачок, превратившийся с помощью волшебного коня в прекрасного добра молодца, исполняя волю царя, пообещавшего отдать дочь в жены тому, кто поцелует её, с третьей попытки допрыгивает на Сивке-бурке до окна высокого терема, в котором сидит царевна. Далеко внизу осталась ликующая толпа, прекрасный белый конь вознёс молодца на недосягаемую высоту и будто застыл в полёте. Это впечатление подчеркнуто разлетающимися полами кафтана и развевающейся гривой коня. Всё внимание зрителя сосредоточено только на центральных персонажах.
Картина прекрасна в своей простоте и непритязательности, она сама как сказка, добрая и поучительная.