Просмотр содержимого документа
«Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа о творчестве В.М.Васнецова
Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Татьяна Александровна
Саранск 2024 г
Беседа о творчестве В.М.Васнецова
Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
Цель:
- Познакомить учащихся с картиной В. М. Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».
Задачи:
- вызвать желание всматриваться в картину;
- выделять элементы содержания, помогающие раскрытию образа;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Краткая биография В.М.Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве:
«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины».
Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи» Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
Мир издавна разделен на два цвета. Как и жизнь человека, он имеет черные и белые полосы. Добро невозможно оценить без зла. Печаль невозможно побороть без радости. Еще наши бабушки рассказывали, что человеком управляют два ангела. Черный сидит на одном плече, белый на другом. Они оба управляют поступками человека. Только в какую сторону идти, решает он сам.
В славянском эпосе есть сказание о птицах из дивного сада: Сирине, Алконосте и Гамаюне. Гамаюн – вещая птица, ее пророчества всегда сбываются. Алконост и Сирин – две девы-птицы, каждая из которых выполняет свою роль в соблюдении пропорций печали и радости. У Васнецова обе девы похожи друг на друга, как две капли воды. Разница только в оперении. Сирин – в черном, Алконост в белом одеянии. Они сидят на ветвях дерева по разным сторонам от ствола. Как два ангела на плечах человека. Этим художник подчеркнул равенство птиц и их одинаковое влияние на земную жизнь.
В основе сюжета картины Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе. В русском народном творчестве – лубках, росписях деревянной домашней утвари, прялок, дверец шкафов – изображения Сирина и Алконоста были традиционным сюжетом.
Найти изобразительное решение фантастических крылатых женщин-птиц Васнецову помог художественный опыт, приобретенный им при работе над украшением Владимирского собора в Киеве (1885–1896). Создавая образы, подсказанные народными сказаниями, художник выписал женские лица, выражающие радость и печаль, средствами реалистической живописи, но соединил их с фантастическими телами могучих птиц с орнаментально решенным оперением, напоминающим образы серафимов в соборе. Контрастное стилизованное изображение черного покрова Сирина и белого – Алконоста сделано на фоне плоскостно трактованной узорчатой листвы, сквозь которую просвечивает багряное закатное небо. Благодаря этому решению композиция получила ритмически-музыкальный и декоративный характер. В целом она отвечала живописным исканиям модерна. Своим произведением художник соприкасался с интернациональным символистским направлением живописи, развивавшимся на рубеже веков в разных странах наряду с национально-романтическим направлением стиля модерн.
Символический смысл созданных художником образов прочитывался современниками достаточно ясно. «Фантастичность содержания» работ Васнецова так увлекла молодого Александра Блока, что он посвятил картине одно из своих ранних стихотворений «Сирин и Алконост» (23–25 февраля 1899). Есть сведения, что Блок вообще любил живопись Виктора Васнецова. Ему близка была отрешенность художника от грубой прозы жизни, тонкая поэтичность его произведений.
Славянская мифология наделяет дивных птиц особенными чертами характера. Сирин – вестник печали и горестей. Она всегда одета в траурное черное одеяние. На ее лице печать горя и безутешной тоски. Ее глаза полны слез. Она оплакивает все человеческие беды и несчастья, начиная с времен утерянного рая. Алконост, напротив, полна жизни. Ее глаза сияют счастьем. Она готова обнять весь мир белыми крыльями. На ее лице румянец, а с губ не сходит улыбка. Она – вестница добрых вестей, счастья и благополучия.
На картине Васнецова дивные девы-птицы прилетели спеть свои песни в канун Яблочного Спаса. Сирин в свойственной ей манере оплакивает уходящее лето, теплые дни, пору жизни и расцвета природы. Скоро осень, а за ней и зима. Опадет листва, опустеют поля, земля уснет под белоснежным одеялом. От этого ей грустно. Она поет прощальную песню, отдавая должное бесконечному круговороту сил природы.
Алконост радуется хорошему урожаю. В будущем людей ждет заслуженный отдых. Всю зиму они будут благодарить природу за те дары, которые она преподнесла этим летом. Белая птица поет о надежде, о наступающем времени перемен. Будущее принесет новизну в жизнь людей. У них начнется новый этап. Дивную птицу считают вестницей Зари. Она управляет ветрами и погодой. Она радует своим пением людей, ведущих праведный образ жизни. Алконост предвещает им райское существование после смерти.
Считается, что Сирин всегда завершает что-то уже созданное. То, с чем нужно проститься и отпустить. Алконост – вестник будущих прекрасных времен. Обе сладкоголосые птицы неразлучны. Одна придает уверенность в завтрашнем дне, вторая смягчает боль утраты. Они обеспечивают гармонию мира, как инь и ян в китайской философии, как метафорические понятия черного и белого в философии.
Образы Сирин и Алконост всегда изображались вместе. Они встречаются на старинных браслетах, лубочных картинках, берестяных шкатулках и на крышках сундуков. Васнецов воплотил древний языческий миф, достоверно изобразив характеры двух птиц из солнечного сада.
Картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» экспонировалась на первой персональной выставке картин Виктора Васнецова в Академии художеств в 1899 году. После выставки ее приобрел у автора великий князь Сергей Александрович.