Наглядные: показ видеофильма; работа с мультимедийными программами.
Беседа
Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. В процессе работы мастер либо высекает (удаляет) лишние слои из исходного цельного блока, либо наращивает на каркас пластический материал (лепит скульптуру). Существует также третий способ получения изваяния — отливка, при котором в заранее подготовленную форму художник заливает расплавленный материал. Главными объектами изображения в этом виде искусства традиционно являются люди и животные.
Скульптура. Статуэтка «Танцующий Шива», XI век
Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.
Скульптура. Этьен Фальконе. Скульптура «Медный всадник», 1770 год
Разновидности скульптуры
Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:
по жанру;
по форме;
по назначению;
по материалу.
Скульптура. Микеланджело. Скульптура «Моисей» 1515 год
К главным скульптурным жанрам относятся:
Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.
Скульптура. Антонио Канова. Скульптура «Амур и Психея», 1793 год
В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.
Скульптура. Пабло Пискассо. Скульптура «Чикаго Пикассо», 1967 год
По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него.
Скульптура. Скульптура. Индийские божества с горельефом в Кхаджурахо, VIII век
По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:
Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.
Скульптура. Петр Клодт. Скульптура «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1838 год
Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:
натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
гипс;
дерево.
Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.
История скульптуры
История скульптуры берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние образцы этого искусства датируются эпохой позднего палеолита. Возраст небольшой статуэтки под названием «Венера из Холе-Фельс» составляет не менее 35 000 лет. Эту примитивную фигурку женщины с тучными формами неизвестный скульптор вырезал из бивня мамонта. В настоящее время найдено около 10 «Венер палеолита», созданных из камня, костей животных или вылепленных из глины.
Скульптура. Неизвестный автор. Скульптура «Венера из Холе-Фельс», 35 тысяч лет до нашей эры
Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.
Скульптура. Скульптура «Большой Сфинкс», 25 век до нашей эры
Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.
Скульптура. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III, XIX век до нашей эры
Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций: ассирийской; персидской; индийской; китайской.
Скульптура. Золотой олень с головой орла из китайской гробницы, IV век до нашей эры
Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.
Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.
Скульптура. Пифокрит. Скульптура «Ника Самофракийская», II век до нашей эры
Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.
Скульптура. Основание колонны из Храма Артемиды, IV век до нашей эры
После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.
Скульптура. Скульптура «Коммод в образе Геркулеса», II век нашей эры
После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.
Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.
Скульптура. Донателло. Скульптура «Давид», XV век
Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:
Донателло (Donatello);
Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio);
Микеланджело (Michelangelo).
Скульптура. Андреа дель Вероккьо. Скульптура «Сомневающийся Томас», XV век
Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве: маньеризма; барокко; рококо; классицизма.
На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:
Африке;
странах Азии;
Северной и Южной Америке.
Скульптура. Маска из слоновой кости из Бенина, XVI век
До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.
Скульптура. Статуя Будды в Лэшане, IX век
В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:
кубизма;
абстракционизма;
сюрреализма;
дадаизма;
супрематизма;
футуризма;
формализма;
поп-арта.
Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются: минимализм; постминимализм; кинетическое искусство; экологическая, звуковая и световая скульптура.
Скульптура. Постминимализм. Ричард Лонг. Скульптура «Южный береговой круг», 1991
В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.