Просмотр содержимого документа
««Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к татарской народной культуре»»
«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к татарской народной культуре»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям дошкольного возраста.
Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Воспитание патриотизма — одно из составляющих нравственного воспитания. Вот поэтому сегодня, мы обращаемся к народной культуре, к её устному творчеству. На каждом возрастном этапе проявление патриотическое воспитание имеет свои особенности. В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, именно, личности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь.
Один из этапов работы с младшими дошкольниками — это приобщение их к устному народному творчеству. С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки, попевки, народные песни, сказки.
Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают детей, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.
Говоря о нравственном воспитании детей через народное творчество нельзя не упомянуть татарского, поистине великого народного поэта - Габдуллу Тукая.
Он широко знаком своими произведениями для детей. Его творчество играет особую роль в детской литературе, как средстве развития и воспитания детей. Произведения Г. Тукая основаны на народном творчестве. А фольклор является эффективным средством нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки и стихи автора написаны простым, понятным языком, он смотрит на мир детскими глазами и описывает явления окружающего мира очень четко и ясно для детей. Произведения народного поэта учат детей различать добро и зло.
Читая сказки «Су анасы» («Водяная») и «Шурале» дети попадают в таинственный фантастический мир, через который у детей рождается любовь к красоте и природе. Так же эти произведения имеют нравственный смысл. «Водяная» учит детей не трогать чужие вещи и нести ответственность за свои поступки. Читая поэму «Шурале» у детей развивается гордость человеческим умом, смекалкой. Ведь не зря говорят «Силой победишь одного, а умом — тысячу».
.
Важную и основную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста играет родной язык. Габдулла Тукай посвятил огромное количество стихотворений и поэм родному языку, родному краю и красоте родной природы. Вот строчки одного стихотворения «Родная деревня» - «Я многое увижу, ведь жизнь еще длинна. И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был, и что б ни делал я, Ты в памяти и сердце, родная сторона!». Через эти строки автор передает маленьким читателям всю красоту и важность родного языка, и незаменимость родного края. Дети восхищаются неповторимыми пейзажами и природой, прививают любовь и уважение, гордость своим родным языком.
. Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким.
.
Дети с рождения – это языковые гении. Они не рождаются с предрасположенностью к конкретному языку, а осваивают его в той языковой среде, где растут. Можно сказать, что творчество Габдуллы Тукая является не иссекаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Через его произведения мы воспитываем у детей любовь к добру, красоте, труду, уму и родному языку.