kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическое пособие «Использование керамических масс и цветовой палитры в художественной керамике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлено авторское учебно-методическое пособие, цель которого-формирование у учащихся знаний и умений в области художественной керамики, овладение методами анализа в выборе керамического сырья, в подборке цветовой палитры для будущего керамического изделия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «Использование керамических масс и цветовой палитры в художественной керамике»»


И.В. Демьяненко, преподаватель художественных дисциплин

МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №3"


Учебно-методическое пособие «Использование керамических масс и цветовой палитры в художественной керамике»


Я преподаю предмет «Работа в материале», специализируясь на разделе «Керамика», дополнительной предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество».

В процессе обучения столкнулся с рядом проблем, препятствующих успешному освоению технологической стороны художественной керамики.

Создание керамического изделия – это сложный творческий процесс, требующий глубокого понимания свойств материалов и технологий. Опираясь на собственный опыт и опыт народных мастеров, заостряю внимание на том, что предугадать конечный результат изделия без достаточных знаний практически невозможно.

Дефицит учебных материалов, посвященных творческому процессу в художественной керамике, особенно остро ощущается в детских школах искусств.

На начальном этапе обучения художественной керамике обучающиеся часто сталкиваются с трудностями при выборе материала и цветовой гаммы для своих проектов. Они зачастую не учитывают взаимосвязь между составом глины, температурным режимом обжига и конечным результатом.

На примере проектного эскиза заметно, что цвет не совпадает с итоговым изделием (рис1.) Для решения этой проблемы и облегчения процесса обучения необходимо разработать подробное визуальное пособие по использованию сырья в художественной керамике.



Рис.1.Варианты учебных несоответствий

Цель учебного пособия: формирование у учащихся знаний и умений в области художественной керамики, овладение методами анализа в выборе керамического сырья, в подборке цветовой палитры для будущего керамического изделия.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для учащихся детских школ искусств, реализующих дополнительную предпрофессиональную программу «Декоративно-прикладное творчество», учебной программы работы в материале (раздел «Керамика»), а также для студентов и преподавателей художественных вузов.

Мною были поставлены задачи, из чего должно состоять пособие (рис.2).

  1. Книжное издание

  2. Цифровой планшет

  3. Керамические пробники

  4. Таблица

  5. П убликация статьи в социальных сетях

Рис.2.Из чего состоит учебно-методическое пособие


Пособие содержит образцы цветовой палитры и образцы различных глин, демонстрирующие их свойства: пластичность, цвет в сыром и обожженном виде, стойкость к деформации. К каждому типу глины прилагается информация о рекомендуемых температурах обжига, подходящих для керамических красителей, таких как ангобы, глазури, эмали, пигменты и т.д.

Использование данного методического пособия позволит обучающимся с самого начала проектирования-еще на этапе эскиза-предвидеть и моделировать внешний вид готового изделия. Выбор цвета и эффекта становится осознанным и предсказуемым процессом (рис.3.)С самого начала эскизного проекта, позволит выбрать нужный цвет или эффект для своего будущего проекта.





Рис.3.Образцы с керамическими материалами и цветовыми пробниками.


В пособии представлены цветовые схемы и последовательность выполнения, позволяющее обучающимся экспериментировать с различными сочетаниями цветов и глазурей, визуально оценивая результат до начала обжига.

Как это работает?

На примере учебных изделий 4 класса.

Перед нами три образца. Каждый из них имеет свою фактуру и цветовой эффект. Например, ученику понравился цветовой эффект, достигнутый в образце. Вдохновившись, он решил воспроизвести этот эффект в собственном изделии. Для этого ему понадобится подробное руководство, своего рода "рецептура".

Такое пособие должно быть невероятно подробным, точная пошаговая последовательность цветовой схемы. Здесь указывается подробное описание, какой был выбран материал, какие использовались глазури, также важно указать точную температуру обжига и время выдержки. Эти схемы помогут юному керамисту понять, как достичь желаемого результата.

Также существует возможность воспользоваться специально разработанной таблицей. Эта таблица содержит обширную информацию о различных керамических материалах, включая их состав, свойства и применение. Кроме того, таблица предоставляет данные о магазинах и онлайн-платформах, где можно приобрести интересующий вас материал (рис.4).






Рис.4. Цветовая схема, таблица


Эта система не только упрощает процесс обучения, но и стимулирует творческую инициативу обучающихся, позволяя им самостоятельно экспериментировать с материалами и техниками.

В дальнейшем, опираясь на знания, полученные с помощью пособия, обучающиеся смогут самостоятельно выбирать материалы и создавать уникальные керамические изделия без постоянной помощи преподавателя.

В процессе создания керамических изделий даже опытные мастера сталкиваются с непредвиденными проблемами, связанными с материалами. Например, глина может потрескаться во время сушки из-за слишком быстрого высыхания, глазурь может растечься или пузыриться при обжиге и многое другое. Анализ таких ситуаций критически важен для предотвращения повторения ошибок в будущем.

Все эти советы, подкрепленные большим количеством иллюстраций, будут публиковаться в социальной сети, где можно найти ответы на самые распространенные вопросы, связанные с технологией художественной керамики, включая подробные видеоуроки и пошаговые инструкции (рис.5).













































Рис.5.Публикации в социальных сетях


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Демьяненко Иван Владимирович

Дата: 10.11.2025

Номер свидетельства: 676877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства