«танцевальная терапия как средство развития творческих способностей у детей с овз»
«танцевальная терапия как средство развития творческих способностей у детей с овз»
Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««танцевальная терапия как средство развития творческих способностей у детей с овз»»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Городской» имени С.А. Шмакова
«Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей у детей с овз»
Методичку разработала
педагог дополнительного образования
Томилина Ольга Анатольевна
Липецк 2021
Введение
Танец — единственное искусство,
материалом для которого служим мы сами.
Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии.
С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.
Использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебной деятельности.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.
Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Понятие танцевальной двигательной терапии
Танцевальная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Целью внедрения элементов танцевальной терапии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие осознания ими собственного тела, создание позитивного образа себя, развитие навыков общения.
Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребенок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.
Танцевальная терапия используется, в основном, в групповой работе. Она побуждает детей к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу как на физическом, так и на психическом уровне. Танцевальная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях.
Актуальность
Движение для ребенка это естественный способ познания себя и мира. Наблюдая за взрослыми, подражая им, имитируя их движения, ребенок учится – действовать, чувствовать, строить отношения с миром. Язык тела – универсален, говорить на нем и понимать его может каждый, вне зависимости от возраста, словарного запаса или уровня развития интеллекта.
Вышесказанное и обусловливает актуальность опыта «Танцевальная терапия в работе с детьми с ограничениями возможностей здоровья».
Новизна
Новизна состоит в создании комплексной программы занятий для детей с ОВЗ по танцевальной терапии, и реализации условий для социально-реабилитационной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие хореографических способностей не стоит основной целью моей работы. Гораздо важнее социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-ритмической деятельности.
Так как занятия являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ, в моей работе можно выделить четыре основных направления работы с детьми:
Учитывая специфику используются игровые методы и приемы, которые способствуют поддержанию у детей интереса к танцу, танцевально - ритмической деятельности, придают учебно - воспитательному процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоения детьми упражнений, повышают эмоциональный фон занятий.
В процессе обучения детей с ОВЗ танцевально-ритмическим движениям используются следующие методы:
• словосопровождение, • «вовлекающий показ» (авт. С. Д. Руднева) • «опережающий показ» (авт. А. И. Буренина) • исполнение движений без музыкального сопровождения, • пластические упражнения, • звуковой сигнал • показ упражнения условными жестами, мимикой.
Задачи:
Последовательно знакомить с различными видами танца.
Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
Совершенствовать артистические навыки и умения в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях в танцевальных постановках.
Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка с проблемами в развитии.
Формировать коммуникативные навыки, тем самым повышая уровень социальной адаптации учащихся в обществе.
Обучению танцам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку,
Особенности освоения танцевальной терапии с детьми с ОВЗ
Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.
Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы общения, мы сначала пассивно погружаем его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же встает в круг под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда – через какое-то время (если наступает пресыщение, следует выпустить ребенка из круга). Последовательность танцев, состав детей должны из раза в раз сохраняться одними и теми же.
Танцы – идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и «правильной» спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется «держать спину». Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.
Принципы обучения на танцевальных занятиях
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Например, у дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша.
Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность исполнения подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.
Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.
Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи
Дети с ОВЗ, так же как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью. Опираясь на характерную потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей, посредством танцевальной терапии обеспечиваются условия для развития детской самостоятельности, инициативы, раскрытия творческих способностей, самоопределения, самореализации, социальной активности.
Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества. Это помогаетимповерить в свои силы и способности, поверить в себя.
Таким образом, танцевальная терапия помогает в решении ряда актуальных задач:
- повышение уровня развития психических процессов;
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение уровня эмоционально-волевой сферы;
- повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.