Просмотр содержимого документа
«Статья "Боязнь сцены и как ее преодолеть"»
Жітіқара ауданы әкімдігінің білім бөлімі» ММ
«Балалар өнер мектебі» КММ
КГУ «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикариснкого района»
Методическое сообщение
«Боязнь сцены и как ее преодолеть».
Автор: Новопашина И.Б.
г.Житикара.2017г
«Боязнь сцены и как ее преодолеть».
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед концертным выступлением. Можно все знать, все выучить, но при этом испытывать сильнейшее волнение, которое негативно сказывается на выступлении. Проблема эстрадного волнения является актуальной для представителей всех исполнительских профессий. Но, как и почему оно возникает?
Н.А. Римский-Корсаков утверждал, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение. И с этим нельзя не согласиться. Более того, иногда исполнитель только находясь на сцене, понимает, что произведение не доучено. Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, «выпадении нотного текста», неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену, поведение становится суетливым, эмоциональное напряжение возрастает.
Учить любое произведение необходимо тщательно. Уметь играть его с разных мест, уметь пропеть и сыграть мелодию и подголоски, знать форму и гармоническое строение произведения. Педагог должен фиксировать внимание ученика не на возможности забыть, а на проблеме «рационального запоминания», то есть, как учить, чтобы не забыть. Очень часто дети запоминают произведение «пальцами», при этом «уши» и «голова» в процессе запоминания участвуют в меньшей степени. Поэтому, на концерте в любой момент может случиться: что ученик останавливается, оказываясь в беспомощном состоянии. Самое страшное в этой ситуации то, что он не понимает, что же произошло? Дома ведь «все получалось», а на эстраде неудача. Вывод таков: «голова» и «уши», так же, как и пальцы, должны знать каждую ноту произведения. Его необходимо выучить так, чтобы ни на секунду ученик не задумывался о его технических трудностях. Пальцы все делают сами, автоматически, «голова» только контролирует их движения. Не думайте о нотах, думайте о музыке! Чтобы не забыть нотный текст, многие исполнители используют методику И. Гофмана. Она заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» произведения с начала до конца по нотам, а потом без них. Если ученику удается так «проиграть» все произведение, то он, как правило, уже не боится забыть нотный текст. А задача педагога, в свою очередь, заключается в том, чтобы заинтересовать ученика данным произведением, ведь опыт показывает, что все, что интересно, запоминается быстро и легко и, наоборот, все, к чему ученик равнодушен, вызывает скуку, запоминается с трудом и быстро забывается. Педагогу нужно помнить, что самочувствие ученика перед концертом в большей степени зависит от его психологического состояния. Учитель должен вселять бодрость и уверенность в сердцах своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом.
Подготовка к концертному выступлению – необходимая часть воспитания исполнителя, так как результаты выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика (успехи или неуспехи в учебе). Психологическое состояние учеников, выходящих на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой, а некоторые – испытывают состояние творческого подъема от общения с публикой. Возникает эмоциональное возбуждение, которое является важнейшим условием для успешного выступления на сцене. Вот несколько советов, которые помогут избежать сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что страшно боишься. Делясь своим волнением с окружающими, ученик может оказаться в еще более тяжелом положении, так как волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. Но существуют ученики, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким ученикам может помочь только сцена.
Им необходимо как можно больше играть на сцене перед публикой. Чем больше играет ученик, тем реже страдает от сценического волнения. Также можно посоветовать ученику, играть перед воображаемыми слушателями. Вместо слушателей можно посадить кукол или устраивать домашние концерты. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на ученика. А великий С.Т. Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: «В эти минуты я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя». То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как выглядишь, какое впечатление производишь на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки. Также ученику лучше не обращать внимания на промах и «идти» дальше, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно испортить всю пьесу. Уже после выступления необходимо найти и проанализировать все, что не получилось. Выяснить – была это случайность или нет?
Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит радостные эмоции. Можно почитать любимую книгу, порисовать. Не нужно думать о концерте, как о чем-то страшном и неизбежном, необходимо стараться быть уверенным, спокойным.
Часто повторяющаяся ситуация: ученик сидит в классе и с ужасом ожидает, когда его позовут на сцену. Этот «страшный» час настал, надо идти и только одна мысль в голове: «Быстрее бы это все закончилось!» Как играть, о чем, зачем – все равно. Лишь бы все прошло поскорее. Если ученик уверен, что он ничего не сыграет, то так в итоге и произойдет. Это самая худшая установка перед выходом на сцену: «Я ничего не сыграю! Я не могу!» При недостаточной уверенности музыканта, как в этом случае, можно и нужно воспользоваться маской уверенности. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным.
Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену.
Для достижения оптимального сценического состояния и снятия мышечных зажимов, устранения страха перед публичным выступлением можно использовать целый ряд различных упражнений. Например: дыхательная гимнастика. Вы делаете медленный глубокий вдох через нос, после небольшой задержки дыхания следует спокойный выдох через рот, отдых. Повторить несколько раз, удлиняя паузу между вдохами. Также натираем полностью уши до появления ощущения тепла. Подобные действия проводим совместно с педагогом, они помогают успокоить ребенка, настроить его на позитивный лад.
Формирование сценического состояния ученика определяется адаптивными возможностями личности. Ученик адаптируется к техническим и выразительным средствам, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут произойти во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется ученик, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием
На сцене все должно быть удобно. Концерт может загубить слишком низко или высоко поставленный стул, не то освещение, незнакомый инструмент. Обо всем необходимо позаботиться заранее. Но вообще, играть нужно, учиться в любых условиях и при любых обстоятельствах. Важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений. Настраивайтесь на музыку, которая сейчас будет звучать, играйте для себя и публики.
Попробуйте начать с того, чтобы последить за собой дома, т. к. внимание и сосредоточенность можно тренировать постоянно, в любой сфере деятельности дома и в школе. Вредные житейские привычки человека часто негативно сказываются и на выступлении. Нерешительность дома дает знать о себе и на сцене! Ведь профессия исполнителя накладывает на человека свой особый "отпечаток”. Музыкант должен играть "здесь и сейчас”, в заранее назначенный день, он не может выбрать день выступления по настроению – это требует сосредоточенности внимания в данный конкретный момент. Именно поэтому, к выходу на сцену нужно готовиться заблаговременно, за несколько дней до концерта.
Подготовка к концертному выступлению
Психологическое состояние исполнителей, выходящих на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой, а некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъема от общения с публикой. В этот момент эмоциональное возбуждение исполнителя достигает оптимального уровня, создаются предпоссылки для возникновения особого состояния души, особого чувства окрыленности, всего того, что принято называть вдохновением! Т.е., эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного выступления на сцене. Вот несколько советов, которые помогут исполнителю избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением с окружающими, вы можете оказаться в еще более тяжелом положении, т.к. волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. Задайте себе несколько вопросов и честно ответьте на них: ”Всегда ли я учу музыку добросовестно, знаю ли я ее? Несу ли я ответственность за свое исполнение?”
Внутри у исполнителя должно рождаться новое психологическое состояние, в котором будет преобладать настроение уверенности и радости перед выступлением.Ведь творческая приподнятость подавляет, затормаживает смущение, боязнь, а страх и смущение, в свою очередь, подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс.
Оптимальная сценическая готовность – это единство трех компонентов: физического, умственного и эмоционального. Хорошая физическая подготовка дает ученику ощущение здоровья, силы и выносливости, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти.
При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата, у ученика возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, так называемые "легкие пальцы”. Эти ощущения нужно запоминать, чтобы потом лучше воссоздавать их перед выступлением и при разыгрывании.
Для достижения оптимального сценического состояния и снятия мышечных зажимов, устранения страха перед публичным выступлением можно использовать целый ряд различных упражнений.Например:
дыхательная гимнастика, разработанная Г. Струве и Токарским. Вы делаете медленный и глубокий вдох через нос, после небольшой задержки дыхания следует спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами следует постепенно удлинять.
выполнить 50(!) прыжков или 20 приседаний до большего учащения пульса, и начинать играть программу.
Полезна игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Например, включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.
Формирование сценического состояния артиста определяется адаптивными возможностями личности. Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим и выразительным средствам, к собственному психическому и физическому состоянию, к обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые могут произойти во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется исполнитель, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием и легче обретает чувство творческого подъема.
Психологическая адаптация проходит в несколько этапов.
Первый этап - расслабление мышц тела. Когда ученик произвольно расслабляет мышцы своего тела, в такой момент кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается, восстановительные процессы протекают в 1,5 – 2 раза быстрее, чем в состоянии сна. Нужно представить себе, что все тело постепенно расслабляется и погружается в теплую воду. При этом дыхание должно быть спокойным, глаза прикрыты. Все, что ощущаешь в данный момент надо проговорить про себя, сосредоточиться на своих внутренних ощущениях.
Второй этап – это релаксация. Настрой на выступление. Говорите себе, что вы спокойны, собраны, сосредоточены. " Я играю уверенно, мне нравится, как я играю. У меня все отлично звучит, я выполняю все, что задумал. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления”.
Третий этап – это медитативное погружение. Оно связано с осуществлением принципа "здесь и сейчас”. Происходит погружение в звуковую материю. Глубокое осознание и прочувствование всего, что связано с извлечением звука. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, данном мгновении, которое уже никогда не повторится. Музыкант улавливает все переходы звуков из одного в другой. Медитативное погружение осуществляется сначала в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль не посетила исполнителя. Если посторонняя мысль появляется, следует плавно вернуть внимание к исполнению и не отвлекаться. Данный метод основан на самоконтроле исполнителя. Представление, что кроме тебя и музыки никого нет на сцене, сосредоточение только на стихии звуков. В этом случае двигательные и мышечные ощущения начинают работать в неразрывном единстве.
Приведу еще несколько упражнений, способствующих снятию мышечных зажимов и устранению страха перед публичным выступлением:
1. «Раздув»– это сильный и глубокий вдох, выдох такой же полный. В конце упражнения нужно сложить губы "трубочкой” и сделать три последних толчка. Повторить упражнение нужно несколько раз.
2«Топотун» – обычный топот ног. Чудесное средство от страхов и лишних мыслей.
Педагогу необходимо формировать у ученика положительный психологический настрой перед выступлением, путем грамотного индивидуального подхода с использованием личного примера. Настраивать ученика только на положительный конечный результат.
Вот и настал этот важный и ответственный день! День концерта! Как его провести без вреда для выступления? Попробуем разобраться! В день выступления у большинства исполнителей возникает, так называемое, предконцертное волнение. Нужно настраиваться на успех и беречь нервно-психическую энергию. Перед концертом музыканту лучше заниматься меньше, можно просто просматривать программу: проверить еще раз текст и указания автора, вспомнить замечания и пометки преподавателя, это будет способствовать освежению восприятия, т. к. очень часто, выучив произведение наизусть, ученик перестает открывать ноты, думая, что все уже выучил. Также можно для разыгрывания поиграть дома упражнения, они не требуют больших эмоциональных затрат и не утомляют ребенка! В любом случае, если программа не готова, учить ее уже слишком поздно!
. Садясь за инструмент, прежде всего, найдите контакт с собой, дыхание спокойное, голова ясная. Настраивайтесь на музыку, которая сейчас будет звучать, а не на то, кто и что о вас подумает, гоните прочь ненужные, отвлекающие вас мысли, играйте для себя и публики - она ваш друг и помощник!
Не бойтесь оказаться не на высоте своих задач, ведь с каждым новым выходом на сцену, вы будете чувствовать себя все увереннее и увереннее.
Каждый ученик должен понять, что сценическое выступление – это не только испытание нервной системы, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ведь сцена – это лучшее лекарство от волнения!
Список литературы:
1. Баренбой Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство», Л.Музыка
2. Бочкарев Л.Л «Психология музыкальной деятельности», М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997
3. Вильсон Г. «Психология артистической деятельности», М.: «Когито-Центр», 2001
4. Григорьев В.Ю. «К вопросу об эстрадном исполнительстве» М. «Музыка», 1969
5. Маккиннон Л. «Игра наизусть», Л.: Музыка, 1967
6. Федоров Е.К «К вопросу об эстрадном волнении», М., 1979