Просмотр содержимого документа
«Специфика упражнений и тренингов в детско-юношеском музыкальном театре»
Специфика упражнений и тренингов в детско-юношеском музыкальном театре
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание Детского театра с детского возраста?» - К.С. Станиславский.
Педагог дополнительного образования Степанова К.П.
Первый детский театр в России появился в городе Богородицке, Тульской губернии в 1779 году. Основал его - Андрей Тимофеевич Болотов, известный общественный деятель и учёный. Главной целью театра являлось обучение детей основным принципам морали, различию между: добром и злом, трудолюбием и ленью, искренностью и фальшью, и т.д. Театр просуществовал недолго и, конечно, не оставил после себя каких либо пособий по проведению занятий.
У каждого детского театрального коллектива свои особенности, например: - возрастные рамки (кто-то работает с дошкольниками и тогда театр выступает в роли развивающего действия, кто-то со школьниками среднего возраста, кто-то со старшеклассниками и учащимися колледжей, а у кого-то могут быть очень разновозрастная труппа),
- жанр (драматический театр, музыкальный, пластический, народный и т.п.),
- цели и задачи (тоже для каждого свои, одни - принимают участие только в фестивалях и конкурсах, другие - выступают на мероприятиях разного уровня, третьи - совмещают в себе несколько).
Это, пожалуй, основные особенности, которые я могу выделить и на основе которых, и строится та самая – специфика работы.
Я преподаю в музыкально-театральной студии, у нас обучаются ребята в возрасте от 10 до 18 лет, но бывает, что мы принимаем детей восьми и девяти лет. В студии четыре уровня обучения, соответственно разный уровень сложности упражнений и тренингов, разные задачи. Так какова же их специфика?
Поскольку театр музыкальный, в своих занятиях очень часто приходится делать упор на «музыкальность» и ее развитие. Например, упражнение на внимание «Японская машинка»:Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Я задаю темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» – удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» – щелчок пальцами правой руки, на счет «три» – щелчок пальцами левой руки и т.д. Одновременно со щелчком правой руки первый начинает игру, произнося свой номер «Первый». На щелчок левой руки он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. Например: «Первый – второму».Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ошибками считаются сбой темпа, неправильное название своего номера или номера партнера, передача выбывшему игроку. Упражнение можно усложнять.
Для нас это упражнение не только на внимание, но и на чувство ритма, которое необходимо для постановки танцев и песен в спектаклях.
На третьем и четвертом уровнях обучения я даю задание «Музыкально-пластический этюд». В «обычном» этюде задаётся тема, учащиеся придумывают сюжет и обыгрывают его на площадке с помощью слов и действий, если говорить проще. В музыкально-пластическом этюде я так же задаю тему, либо словом, и тогда ребята сами ищут музыкальное произведение, либо музыкой, тогда действие будет ассоциативное. Они должны раскрыть содержание темы, как в «обычном» этюде, только используя пластику тела. Так же в своей работе я использую «Музыкальные этюды», «Пластические этюды», там уже разрешены слова. Конечно, мы используем и классические этюды, например, «На оправданное молчание».
На всех уровнях обучения постоянно проводятся музыкальные тренинги, они включают в себя массу упражнений, в которых, так или иначе, присутствует музыка.
Безусловно, всё обучение начинается с азов, нельзя обходить стороной упражнения, которые не связаны с музыкой, но связаны с театром, на которых строится театральная школа. Но необходимо постоянно модифицировать обычные упражнения и тренинги в связи с особенностями нашей студии, чтобы ученики развивались всесторонне, чтобы было проще и естественней существовать в особом жанре – музыкальный театр.