Просмотр содержимого документа
«"Семейное музицирование в контексте проблем современного музыкального образовательного процесса"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск
Методическая работа
преподавателя отделения народных инструментов
Головиной Натальи Михайловны
«Семейное музицирование в контексте проблем современного музыкально-образовательного процесса»
г. Ульяновск
2020 год
Наш ускоренный темп жизни, чрезвычайная занятость современного человека, его повышенный интерес к технике, науке, спорту – все эти и многие другие социально-психологические причины превратили современного человека из исполнителя-любителя в слушателя музыки. Даже те дети, кто в детстве посещал музыкальную школу, став взрослыми, очень редко берут в руки музыкальный инструмент или садятся за фортепиано.
Конечно, для сложившейся ситуации есть объективные причины. Рушится привычная образовательная система, дети принимаются в музыкальную школу практически без экзаменов и отбора, упрощаются и снижаются требования к обучению. Проблема усложняется ещё и тем, что возрастает нагрузка в общеобразовательной школе. Ни для кого не секрет, что школьники сейчас читают мало, коротая вечера за компьютерными играми, которые их привлекают больше, чем игра на инструменте. Кроме того, меняются ценностные ориентиры, появляются новые представления о престижности образования в современном социуме. Сегодняшний метод обучения не всегда соответствует музыкальным вкусам ребенка и его исполнительским возможностям. В результате выпускник ДМШ бывает беспомощным перед нотным текстом в то время, как игра с листа, ансамблевое исполнительство еще совсем недавно было нормой домашнего музицирования. Сейчас можно констатировать, что подобная форма человеческого общения – домашнее и семейное музицирование - почти полностью исчезла из нашей жизни.
Семейное воспитание сегодня - создание родителями условий для свободного развития ребенка и приобщения его к духовным ценностям. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное воспитание, которое оказывает позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Нам представляется важным показать пути и условия, способствующие возрождению традиций домашнего музицирования, которые помогут учащимся развить свои способности, а также представить традиции домашнего музицирования как творческое содружество педагогов, учащихся и родителей.
Потребность рассмотреть проблемы музыкального воспитания в семье и музыкальной школе в тесном взаимодействии возникла в результате обобщения собственного опыта, который связан с содержанием воспитания подрастающего поколения. Целью обучения в ДШИ является воспитание музыкантов-любителей, которые могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней. Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством — будь то пение, танец или игра на инструменте — начинается в семье. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Семья – первичный источник музыкального опыта ребенка, та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Здесь он играет, готовит уроки, смотрит телевизор, обменивается впечатлениями, делится своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь.
Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Позиция семьи определяет успешность получения ребенком музыкального образования. Эмоциональная холодность в семье может неблагоприятно сказаться на психологическом развитии ребенка и его творческих способностях, на эффективности обучения, поэтому преподаватели ДШИ должны установить взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
Современная семья имеет разный уровень социальной культуры. Из сферы образования предыдущих поколений, выросших в «лихие» 90-е, которые сейчас стали мамами и папами и привели своих детей в школу, попросту выпал огромный культурный пласт знаний, о котором они даже и не подозревают. В одних семьях с уважением относятся к музыке, стараются развить музыкальные способности детей, в других - музыкальное воспитание отходит на задний план. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей. Чем выше музыкальная культура взрослых членов семьи, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и их домашний досуг. В то же время следует отметить, что, как правило, в музыкальную школу детей приводят родители, которые сами учились музыке или хотели бы получить музыкальное образование, но не смогли этого сделать по каким-либо причинам. Тем самым, они в своих детях стараются реализовать собственные неосуществленные желания.
На уроках в школе искусств дети учатся подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, и положительным является момент, если эти умения будут востребованы дома, на семейных праздниках. При этом если ребёнок чувствует, что его умение доставляет удовольствие родным и друзьям, что благодаря своим музыкальным достижениям он приобретает особый вес в их глазах, у него растёт чувство самоуважения, повышается самооценка.
Установка на музыкальное обучение всех детей не требует, чтобы они стали музыкантами. Современная методика преподавания игры на фортепиано нацелена на развивающее обучение, используя которую педагог работает над развитием творческих задатков учащегося путем включения таких форм работы, как сочинение, импровизация, ансамблевая игра, подбор по слуху, попросту - учит его свободно владеть инструментом, то есть музицировать.
«Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить» (Г. Коган). Современному педагогу приходится считаться с современными требованиями и социальным заказом общества. Поскольку задачей общего образования, которое осуществляет ДМШ, является всестороннее развитие ребенка, то и под общим музыкальным развитием нужно понимать не только техническую беглость, сколько близость к самому искусству, умение воспринимать и усваивать музыку разных стилей и эпох, чтобы музыка заняла достойное место в духовном мире личности учащегося.
С чем мы сталкиваемся на практике? Педагог направляет свое внимание на те произведения, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. Он зависит от обязательных программ, строго установленных сроков сдачи экзаменов и технических зачетов. И на то, чтобы поиграть с ребенком его любимые пьесы, почитать с листа из сборников для домашнего музицирования, просто не остается времени. В итоге учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии. По мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится всё большей проблемой. В результате такой учебы ученик не учится бегло читать ноты, а может лишь воспроизводить выученные пьесы, которые благополучно забывает сразу же после сдачи экзамена.
В настоящее время наметились пути более гибкого подхода. Многие педагоги рекомендуют ускорение темпов прохождения учебного материала, овладение исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени. Появляются сборники, хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике. Образцом такого нового подхода в обучении детей является метод, предложенный Смирновой. Отметим, что в работе над репертуаром необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Этому принципу рекомендует следовать Т.Б. Юдовина-Гальперина: «Всегда поддерживаю стремление детей играть то или иное произведение. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию… Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно» [6, 203].
Времена изменились, и теперь мы говорим о том, что научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Для самостоятельного музицирования необходимо формирование целого ряда качеств, позволяющих получать удовольствие от исполнения музыки. Воспитание самостоятельности ярко проявляется в условиях домашнего музицирования, которое побуждает ребенка к познанию нового, способствует закреплению и свободному применению навыков, полученных на уроках, что помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе. В результате музыка входит в жизнь ребенка и становится любимым видом искусства, развивая его творческие способности и формируя его как личность.
Каждому виду музицирования соответствует определенный репертуар. Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении, благодаря которому ученик получает яркие художественные впечатления. В идеальном варианте «репертуарная политика» в ДШИ призвана совмещать следующие качества: формировать вкус учащегося, прививать любовь к музыке высокого качества, но одновременно не быть оторванной от жизни, от сегодняшнего дня. Современный педагогический репертуар ДШИ поистине необозрим. Он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней, от фольклорных песен до современных переложений популярных мелодий. Обращение к наследию прошлых лет является плодотворным в обучении, так как именно в классической музыке заключаются вечные и непреходящие ценности, которые благоприятно воздействуют на духовный мир человека. Сохраняя как незыблемую основу свой классический золотой фонд, педагогический репертуар постоянно обновляется.
Тем не менее, классический репертуар при всей его высокой ценности недостаточен для воспитания музыкантов нового поколения – ведь жизнь идет вперед и предъявляет новые требования к обучению. Практические задачи требуют от педагогов пересмотра устаревших взглядов, преодоления укоренившихся догм и отживших традиций. В мировоззрении современных детей произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями жизни. Они видят мир иным, чем предыдущие поколения. Меняются вкусы, пристрастия, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. И сейчас открываются новые возможности обновления репертуара учащихся за счет включения обработок эстрадных и современных произведений.
В последние годы значительно выросло издание нотной литературы, включающей достаточно качественный и художественно полноценный материал. Если в 60-х гг. прошлого века велась полемика по поводу музыки легкой и серьезной, то в начале XXI века песни из репертуара «Beattles» уже сами стали классикой эстрадной музыки. Можно как угодно относиться к джазу и рок-музыке, однако бесспорно, что эти формы музицирования нравятся детям и воспитывают их фантазию, развивают способность к свободному исполнению, развивают эмоциональную сферу.
Чаще всего в музицировании детей привлекает не традиционные классические произведения, а, как правило, произведения, которые у всех «на слуху». Высокий репертуарный уровень побуждает ребенка к творческому поиску, а серый, неинтересный репертуар, не соответствующий уровню современных детей и подростков, снижает стремление заниматься музыкой. Таким образом, произведения для домашнего музицирования реализуют основные принципы педагогики сотрудничества: опережение, свободный выбор, обучение без принуждения. Данная форма работы предлагает более гибкую и смелую репертуарную политику, направленную на всестороннее и гармоничное развитие учащегося.
Итак, занимаясь домашним музицированием, мы ставим задачу приблизить обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. Основным методологическим принципом, на котором здесь надлежит основываться, следует считать принцип комплексного подхода воспитания и обучения музыканта, который обеспечивает гармоничное развитие способностей учащегося, приобретение им навыков по степени их усложнения, дает информацию для усвоения закономерностей музыкального языка, активизирует творческую инициативу учащихся.
В последнее время в методике преподавания наблюдается постепенный поворот в русло музицирования, который дал бы возможность без особо тщательного разучивания исполнять любимые песни и пьесы. Нашей задачей при подборе музыкального материала является отобрать все лучшее, уже проверенное педагогической практикой, то, что действительно нравится играть детям и что на современном языке определяется словом «хиты». Доступный технический уровень и простота изложения позволит исполнять пьесы юным пианистам как во время обучения в музыкальной школе, так и после ее окончания. Тексты, удобные в фактурном изложении, не будут представлять затруднений для прочтения с листа и для самостоятельного ознакомления в домашнем музицировании.
Чему следует научить ученика, чтобы он справлялся с поставленными задачами? Исполнение пьес предполагает владение элементарными исполнительскими навыками: умением проследить за рисунком мелодической линии, колористической окраской гармонического построения, показать различные пласты фактуры и выявить верное звуковое соотношение мелодии и аккомпанемента. В результате эти пьесы окажутся полезны для совершенствования слухового опыта, будут способствовать развитию мелодического слуха, который организуется и развивается при работе над кантиленой и фразировкой. На их примере юный музыкант научится вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску. Незатейливые пьесы дают прекрасный материал для домашнего музицирования и доставят немало наслаждения в общении с любимым инструментом. Поглощенность исполнением и погружение в мир звуковых образов, получение удовольствия от самого процесса занятия музыкой рождает чувство радости, которая сопровождается концентрацией всех сил ребенка, способностью эмоционально погрузиться в захватившую его музыку. При этом как раз и возрастает мотивация к занятиям музыкой.
Музицирование для удовольствия не только обогащает слуховые представления исполнителя, но и развивает его эмоциональную сферу, образное мышление и фантазию, стимулирует познавательную деятельность, а, следовательно, формирует личностные качества, воспитывает пытливую и творческую личность.
Чтобы воображение ученика не утратило своих сильных сторон, не угасало, необходима работа по его дальнейшему развитию. Каждый человек чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение с ней – процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней то, что важно лично для него, что отвечает его внутреннему состоянию. Один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным.
Замечательная идея для семейных праздников - домашний концерт, в котором принимает участие все присутствующие. Наряду с экспромтами здесь могут быть номера, подготовленные заранее. Дети любят выступать в ансамбле с мамой, папой или бабушкой. У таких концертов большие возможности: аккомпанемент песни, сопровождение танца, совместное пение, семейный шумовой оркестр, под музыку можно разыграть сценки из жизни семьи.
Такие совместные выступления - хорошая возможность пообщаться, почувствовать себя дружной семьей, единым целым. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Именно в таких семейных выступлениях дети получают опыт социального общения. Следовательно, семейное совместное творчество помогает решать многие задачи: создает у детей радостный эмоциональный настрой, помогает установить контакт между детьми и взрослыми, углубляет эмоциональную отзывчивость, воспитывает эстетический вкус.
Таким образом, целью общего музыкального образования должно быть воспитание умения у учащихся музицировать для себя. Домашнее или просто совместное исполнение не заменят никакие иные формы. Исполнение высоких образцов классической и современной музыки – это не просто музицирование, и вовсе не развлечение. Это форма общения, создающая особые духовные связи между людьми и укрепляющая не только эстетические, но и нравственные их критерии и принципы.
Анализ тенденций в современном обучении игре на фортепиано показал, что музицирование является мощным средством воздействия на развитие личности. Музицирование в кругу семьи обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, ритма, памяти, двигательно-моторных навыков. В результате расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения.
Таким образом, рассмотренные в работе условия и факторы организации музыкального воспитания детей в семье являются источником гуманистической взаимосвязи родителей, педагогов и детей. На успешность организации семейных занятий влияют подбор доступного музыкального материала, близкого и интересного ребенку, формирующего его музыкальные интересы и потребности. Материалы работы могут служить теоретическим и практическим пособием по организации домашнего музицирования и музыкального воспитания в семье.
Вопрос о том, избрать ли своей профессией музыку, решают обычно в юности. А в детстве, независимо от будущего выбора профессии, целью обучения должно быть домашнее музицирование, причем не для кого-то другого, а для себя. К тому же самый лучший способ снятия стрессов, отвлечения от всех душевных и насущных проблем - это домашнее музицирование в кругу родных и близких людей.
Подобный подход к обучению позволяет синтезировать разнообразные формы и методы коммуникативной деятельности детей и их родителей, что позволяет эффективно воспитывать культуру общения, познания, потребность в содержательном проведении досуга и организации собственной свободной деятельности, служит удовлетворению познавательных потребностей, саморазвитию, выработке определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта. Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания, которая призвана помочь детям полюбить музыку, и тогда она сделает жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту. Уже будучи взрослыми, дети будут с благодарностью вспоминать моменты, когда с помощью родителей они приобщились к миру музыки и обрели возможность получать удовольствие от игры на гитаре, фортепиано.
Литература.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л.: «Советский композитор», 1979. – 272 с.
Латышев О. Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей: диссертация канд. пед. наук / О. Л. Латышев. – Калуга, 2002. – 158 с.
Матвеева Л. Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка / Л. Матвеева // Искусство и образование. – 2002. – № 4. – С. 40–45.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М.: Музыка, 1985.
Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: МГПИ, 1975. - 107 с.
Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез или я - детский педагог. – СПб.: «Союз художников», 2002. – 240с.