kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие формирования исполнительского мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлена эффективная педагогическая технология  модульного обучения в классе фортепиано в условиях ДШИ.

Определены методы и приемы развития техники исполнительского мастерства на начальном этапе обучения, и их диагностики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие формирования исполнительского мастерства»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»








ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



«развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие формирования исполнительского мастерства»











Автор-разработчик: преподаватель

по классу фортепиано

Аксакова Елена Валентиновна


















НИЖНЕВАРТОВСК 2023


Аннотация проекта



В связи с вступлением в силу Федерального закона № 295 от 14.07.2022 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» произошли существенные и значимые изменения, касающиеся определения новых видов образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства. Учитывая, что перед детской школой искусств поставлена государственная задача в гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности с помощью всех возможных форм творческого образования, то необходимо выстраивать эффективный образовательный процесс по каждому предмету. Одним из способов решения этой проблемы является модульная технология развития технических навыков учащихся как эффективное условие формирования исполнительского мастерства на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано.

В проекте представлена эффективная педагогическая технология модульного обучения в классе фортепиано в условиях ДШИ.

Определены методы и приемы развития техники исполнительского мастерства на начальном этапе обучения, и их диагностики.

Актуальность. В современной педагогической науке продолжается поиск эффективных решений в области воспитания подрастающего поколения. В центре внимания остается формирование творческой личности. Учитывая, что федеральные государственные требования предписывают реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, то одной из главных направлений в предпрофессиональном развитии пианиста является фортепианная техника.

Существуют различные методики обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности, но чтобы достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех его качеств, важно разработать инновационную технологию развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

В настоящее время фортепианная техника предполагает работу не над скоростью и ловкостью осуществления исполнительских движений, а над расширяющей функциональные границы фортепианной техникой художественно-творческого значения в исполнительском процессе как синтеза взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов.

Актуальность исследования определяется его направленностью на совершенствование техники, обеспечивающей развитие исполнительского мастерства на начальном этапе обучения в классе фортепиано у учащихся ДМШ, исходя из ее понимания. И, этот процесс, являясь важнейшим средством в цепи условий, определяющих эффективность обучения, призван способствовать интенсификации процесса творческого становления юного музыканта, совершенствования его художественного мышления, что позволит значительно повысить качество обучения, наполнить его новым содержанием, максимально раскрывающим индивидуальность учащегося.

Цель исследования: разработать инновационную технологию модульного обучения и практически обосновать эффективность внедрения этой технологии на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Изучить опыт работы педагогов ДШИ, обобщить собственно педагогический опыт по развитию техники исполнительского мастерства учащихся на начальном этапе.

  2. Разработать и теоретически обосновать педагогическую технологию развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

  3. Описать эффективность развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

  4. Разработать диагностику отслеживания качества развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие формирования исполнительского мастерства.

Объект исследования: образовательная деятельность на начальном этапе обучения в условиях дополнительного музыкального образования в ДШИ.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Гипотеза исследования: развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано будет проходить успешно, если:

- в качестве методологической основы решения проблемы используются: теория развивающего обучения, технологический подход в разработке и описании педагогической техники развития исполнительского мастерства, технология модульного обучения как средство развития технических навыков учащихся;

- успешность развития пианистического аппарата будет определяться комплексом педагогических условий, при которых технический аппарат ученика будет способен выполнять стоящую перед ним музыкальную задачу. Приобретение комплекса технических навыков, развитие техники движений, осуществление моторно-двигательного воспитания, взаимодействия координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Освоение приемами звукоизвлечения, постоянного осязательного, слухового и двигательного контроля;

- разработаны и апробированы критерии, которые позволят определить уровень развития техники исполнительского мастерства учащихся для усложнения технических задач, изменения приемов игры на инструменте;

- использование в условиях учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения в классе фортепиано ДМШ способствует достижению качественно нового уровня развития фортепианной техники, с учетом высоких критериев Федеральных государственных требований.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; программных документов учреждений дополнительного образования;

- эмпирический: анкетирование, статистическая обработка полученных данных, изучение и обобщение практического опыта всей системы музыкального воспитания и образования.

Методологической основой исследования послужили труды выдающихся российских педагогов, исполнителей, музыковедов, музыкальных критиков, теоретиков и практиков, содержащие воззрения и художественные принципы, выработанные в процессе применения различных приемов исполнительского воплощения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Основные подходы, направленные на развитие техники исполнительского мастерства на начальном этапе обучения в классе фортепиано раскрываются в работах Т. Смирновой, Т. Юдовиной – Гальпериной, К. Орфа, Л. Баренбойма, Т. Родионовой.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между:

- имеющимися исследованиями по развитию пианистического аппарата и отсутствием научно обоснованной технологии развития техники исполнительского мастерства на начальном этапе обучения в классе фортепиано;

-между недостаточной разработанностью подхода к развитию исполнительских навыков и утвержденными требованиями ФГТ на высокий результат технической оснащенности.

Выявленные противоречия на методологическом уровне позволили сформулировать проблему инновации, которая заключается в поиске эффективных путей развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Недостаточная разработанность подходов к развитию техники исполнительского мастерства игры на фортепиано и требованиям ФГТ, нацеленным на высокий результат технической оснащенности обусловили актуальность и значимость проблемы, а недостаточная ее теоретическая и практическая разработанность, обусловили выбор темы: «Развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие формирования исполнительского мастерства».

Содержание проекта. Теоретико-методологическая основа исследования базировалась на концептуальных положениях:

- фундаментальные положения гуманистического подхода в работе с детьми В.В.Розанова, И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, В.В.Зеньковского, П.А.Флоренского о творческом развитии личности;

- теории и практики технологии модульного обучения П.Я. Гальперина, П.И. Третьякова, М.А. Чошанова;

- теории музыкального развития С.А. Барсукова, А.Д. Артоболевской.

- идеях и взглядах на использование технологий в образовательном процессе МОУ (С.А. Барсуков, Н.В. Мордасов).

Работа Т. Смирновой, написанная на основе трудов К.А. Мартинсена, строится на основе принципа без нотного обучения на фортепиано. Первоначальное обучение за фортепиано проходит без нот по слуху и с рук целый год. Эти принципы сохраняют свою актуальность и сегодня. Особенно важно учитывать это условие при обучении детей, не обладающих яркими музыкальными данными. В занятиях без нот можно использовать много интересных упражнений, которые будут готовить слух ученика к восприятию более сложной информации. Как правило, все упражнения за фортепиано сопровождаются пением, что помогает формировать внутренний слуховой образ. Эти практические задания полезны не только для развития слуха, но и могут быть средством развития технических навыков, так как они выполняются в действиях на фортепиано.

Основу исследования составили следующие принципы:

Принцип последовательности в освоении учебного материала как одна из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика в получении информации на начальном этапе обучения.

Принцип систематизации необходимых теоретических понятий поможет педагогу создать логическую последовательность материала, позволит определить необходимый объём фундаментальных знаний, оформленных в виде понятий, и организовать качественное повторение и закрепление материала.

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие преподавателя с семьей ребенка в контексте проблем его развития.

Для разработки проекта технологии развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано был определен понятийный аппарат:

Музыкальное образование –это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Технические навыки учащегося - сумма знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.




Модульное обучение.

Одной из форм развития технических навыков у учащихся является технология модульного обучения. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, которая обязательно сопровождается контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей по развитию технических навыков учащихся служит рабочая программа, а в данном случае – программа “Музыкальный инструмент” для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) и адаптированная программа, основанная на личном опыте работы с учащимися. Модуль совпадает с темой дисциплины, а точнее блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется: задание, самостоятельная работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни. В модуле педагог четко определяет цель, задачу, уровень изучения того или иного материала. В модуле должны просматриваться навыки и умения, которыми должен овладевать учащийся.

В модульном обучении по развитию технических навыков учащихся все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала (упражнения — гаммы — этюды), перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Особенностью преподаваемого мною предмета предполагает составление большого числа модулей по выбранной теме, так как работу над развитием технических навыков надо проводить на протяжении всего курса обучения и эта работа касается не только скорости, силы, выносливости в фортепианной игре, чистоты, отчетливости исполнения, но она включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнения, что предполагает самые разнообразные требования: умение играть очень громко, тихо, мягко и остро, добиваться звучания легкого и глубокого, гулкого; владение всеми градациями фортепианного звука в той или иной фактуре. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему. В модуле должны быть представлены основные смысловые единицы:

  • термины;

  • понятия, форма произведений, характер, фразировка и т.д.;

  • динамика;

  • классические формы работы.

После изучения учащимися модуля по результатам оценок обязательно нужно дать учащемуся необходимые рекомендации, но часто ученик сам может судить о степени своей успешности в овладении учебным материалом.

Модуль должен содержать познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания (знания терминов, кварто-квинтового круга тональностей, гармонический анализ и т.д.), вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний (изобретательность в преодолении трудностей и своих недостатков, постановка перед собой музыкально-технических задач, стремление к выразительному, качественному исполнению и т. д.). В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

  • системность содержания, без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

  • чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля;

  • системность контроля, логически завершающего каждый модуль.

Технология создания модулей.

Работа по созданию модуля для развития технических навыков у учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Она должна быть посильной и последовательной и строиться на основе принципа наглядности, а точнее показа педагогом игры на фортепиано. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. Поставленная цель развития у учащихся технических навыков заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащегося качества будут востребованы. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения на уроках специальности и в домашних занятиях ученика.

Далее обратим внимание на значимость каждого раздела модуля (технические упражнения, гаммы, этюды).

Технические упражнения. С тех пор как существует искусство фортепианной игры, технические упражнения в том или ином виде применяются в процессе обучения и пианистического совершенствования. Они далеко не одинаковы по своим достоинствам. Наряду с упражнениями, в которых технически полезное органически сочетается с музыкально значительным, нередко встречаются и такие, которые преследуют узко технические цели.

Нередко возникает вопрос: нужны ли вообще специальные технические упражнения? Не лучше ли использовать для воспитания техники пианиста этюды и пьесы? Подобная постановка вопроса вряд ли уместна и справедлива:

  1. то, что не нужно для одних учащихся, может оказаться полезным для других;

  2. технические упражнения представляют собой великолепный материал для разыгрывания рук, они приводят руки в рабочее состояние;

  3. некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на пьесах;

  4. упражнения несомненно способствуют технической выдержке и уверенности исполнения;

  5. без упражнений работа подрастающего пианиста никогда не будет полной, упражнения не только содействуют поднятию техники на должную высоту, но и удерживают ее на этой высоте.

Говоря словами Листа, «упражняться» – это значит анализировать, обдумывать и изучать, приходить к принципам.

Внимание учащегося все время должно быть сконцентрировано на звуке, линии и ритме. Особенно важно постоянно следить за качеством туше, вырабатывая в процессе упражнения ровный, певучий и в то же время достаточно разнообразный по колориту звук.

Думать надо не только об ударе пальца, но и о его подъеме. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться свободной от плеча до кончиков пальцев. Упражняться можно в разных темпах; не всем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться; медленная игра – необходимое “профилактическое” условие всякого упражнения.

Полезно также играть некоторые упражнения каждой рукой отдельно – особенно тому учащемуся, кто еще не имеет достаточных технических навыков – и как можно чаще прибегать к piano, но с достаточным “погружением” в клавишу.

Первый опыт приходит к ученику тогда, когда он сумеет объединить звуки на одном движении сначала в пределах одной позиции без подкладывания первого пальца. В дальнейшем, при переходе от простых позиций к сложным усложняются и пианистические задачи. Связанные с развитием гибкости рук. Но тут надо быть осторожным, не форсировать техническое продвижение ученика, не давать заданий, превосходящих по трудности возможности учеников. Это приводит к большому количеству ошибок и порождает неправильные приемы игры, а также переутомляет детей.

Гаммы. В работе над гаммами во главу угла ставим принцип методической целесообразности и весь материал предлагаем изучать по линии возрастающей трудности именно пианистического характера. Поэтому начинаем работу с гаммы Ми-мажор – самой удобной для рук.

Второй принцип, которым нужно руководствоваться – это принцип единства аппликатуры. Как гаммы, так и арпеджио можно подразделить на группы, соответствующие этапам работы. Каждый этап нужно объединить не только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Как показывает практика, подобная группировка (в частности одновременное изучение одноименных гамм) помогает более быстрому осмыслению и более точному усвоению материала. Тождество аппликатуры внутри каждого этапа вообще позволяет сэкономить немало времени и сил.

К занятиям по разучиванию гамм стоит приступать после того, как у ученика сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная координация, появится опыт игры по слуху и по нотам небольших пьес и этюдов. Введением в изучение гамм и арпеджио явятся подготовительные упражнения, которые являются первым разделом модуля.

Разучивание гамм и арпеджио надо начинать с диапазона в две октавы, сперва отдельно каждой рукой, затем – двумя. Осмыслив построение гаммы и выучив ее, необходимо упражняться, играя ее от разных ступеней: умение сыграть от заданной ноты любую гамму позволит легко справиться с любым гаммообразным пассажем в музыкальном произведении.

Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития технических навыков у учащихся. Но как полезное сделать еще и интересным? Очень просто: никогда не забывать о конечной цели занятий техникой. Играть, казалось бы, сухие и элементарные последования звуков так, как будто это фрагменты музыкальных произведений. Проявить фантазию: варьировать штрихи и ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывать о динамических нюансах (играть с различными оттенками, использовать крещендо и диминуэндо), экспериментировать с тембровыми красками. Словом, не играть механически: следить за двигательными ощущениями и контролировать слухом художественный результат. В результате игра гамм и арпеджио станет занятием несравненно более полезным и к тому же по-настоящему увлекательным.

Этюды. Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они тоже эффективно служат учащимися для развития технических навыков. Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса, А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны. Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. Например, в этюдах К. Черни основное внимание уделяется именно типовым формулам фортепианной литературы XIX века. Целесообразно и удобно построена партия аккомпанемента. Обычно она не ставит дополнительных технических трудностей. Партия сопровождения призвана помочь ученику исполнить техническую формулу.

Многие этюды отлично “тонизируют” руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное.

Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Появление нового фигурационного рисунка обычно сопряжено с изменением метроритмической организации аккомпанемента, что помогает быстро переключить внимание с одной технической формулы на другую. Метроритм в таких случаях служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и более точным игровым ощущениям, ибо, как известно, восприятие временных соотношений тесно связано с двигательными моментами. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставит перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание пианиста будет активизировано.

Работа над этюдами – это не только упражнения для развития кисти, пальцев –это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамика, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения.

Другими словами можно сказать, что работа над этюдами воспитывает внимание к тексту и качеству звучания, к опоре, слуховому контролю, а это есть главные принципы в организации рук и технических навыков.

Вывод.

В заключение надо сказать, что технология модульного обучения является одним из средств технических навыков учащихся, а создание модуля – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащегося и педагога, это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных этапов, которое состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящего обучения и прогнозировать его результаты.

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.

Задачи образовательной программы первого этапа обучения:

1) выявить творческие способности учащихся в рамках модульного обучения игры на фортепиано;

2) сформировать технические навыки

3) развить технические навыки учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие исполнительского мастерства; по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; минимумом знаний, умений, навыков.

Итоговые требования технологии развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано:

  • овладеть организацией пианистического труда – система различных видов техники: взятие одной ноты, гаммы, арпеджио, двойные ноты, аккорды, «прыжки» и «скачки»;

  • выполнять музыкальную задачу, при которой технический аппарат будет гибким, пластичным, целесообразным, экономичным и использован для достижения звукового результата.

Соответствие развития техники исполнительского мастерства на начальном этапе обучения требованиям к уровню и качеству подготовки в области музыкального начального образования устанавливается в неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом. На уроках следует в той или иной степени развивать музыкальные и технические навыки, которые в дальнейшем будут рассматриваться в связи с общим направлением развития пианистического аппарата.

Модуль – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Модульное обучение отличается от других систем обучения. Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.

Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

Развитие пианистического аппарата и технических навыков игры на фортепиано

(технические упражнения)

Мелкая техника: гаммообразные и хроматические пассажи, ротационное движение (этюды)

Владение основными способами звукоизвлечения: nonlegato, legato, staccato;

(гаммы)







Развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие формирования исполнительского мастерства





Методы работы. Развитие технических навыков у учащихся начальных классов осуществляется посредством организации модульного обучения. Формирование и передача знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата наиболее эффективно реализуется в технологии модульного обучения. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, которая сопровождается контролем знаний и умений учащихся. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Организация движений ученика строится таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к фортепиано, как к поющему инструменту.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2010 г.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался передовой педагогический опыт в области исполнительской педагогики с целью обеспечения методологической основы исследования; формулировались тема, цель, задачи, гипотеза исследования; проводилось констатирующее обследование уровня развития технических навыков учащихся как эффективное условие исполнительского мастерства на начальном этапе обучения.

На втором этапе (2011 г.) осуществлялось теоретическое и опытно-экспериментальное исследование с целью проверки гипотезы; выявлялись оптимальное содержание и структура опытно-поисковой работы, основные формы организации модульного обучения. Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, апробация результатов исследования.

На третьем этапе (2012 г.) проводился анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялся контрольный срез опытно-поисковой работы, формулировались заключительные выводы.

Теоретическая значимость исследования. Разработанная технология развития технических навыков учащихся на начальном этапе модульного обучения в классе фортепиано как эффективное условие исполнительского мастерства имеет теоретическое обоснование, состоит из взаимосвязанных модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, диагностико-результативного. Обоснованы методологические принципы. Определено место методов развития технических навыков учащихся в классе фортепиано как эффективное условие исполнительского мастерства.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии развития технических навыков учащихся на начальном этапе модульного обучения в классе фортепиано.

Научная новизна исследования заключается в определении способов эффективного развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано. Определено, что наиболее эффективное формирование исполнительских умений, навыков, способов и приемов осуществляется в процессе художественно-творческой фортепианной техники: образно-смысловое наполнение исполнения; эмоциональность, отношение к исполнению; владение основными способами звукоизвлечения; звукотворческая техника; мелкая техника; исполнение двойных нот; крупная техника; педализация; техническое исполнение. Выделены ассоциации, синтез которых непосредственно или опосредованно влияет на формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ: зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, тактильно-слуховые.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научно-методические положения, применением различных методов исследования, адекватных поставленным задачам, а также положительными результатами проведенного исследования.






Содержание поурочного модуля

Название учебного элемента

Приемы

Основные цели

Примерные упражнения

Технические упражнения

Гимнастика

Помощь в преодолении затруднений; развитие правильной осанки,

Лифтик

Балерина

Палочка

Вращательные движения и т.д.

Педализация

Развитие стоп, крупных мышц. Активизация мышц плече-лопаточного отдела, включение в работу всех мышц, выработка плавности и пластичности движений. Выработка быстрой реакции, ловкости, координации работы мышц, закрепление навыков правильной осанки, работы рук «из корпуса».

Мельница

Цыганочка

Боксик

Стирка


Дыхание

В зависимости от музыкальной фразировки.

Оттолкни веточку

Животик дышит


Гаммы

Staccato

Используется при исполнении ярких, быстрых, произведений: зажигательных народных танцев, веселых детских песенок и пьес.

Упражнение «Радуга»

Упражнение «Командир и солдаты»

Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются»

Повстречал ежонка еж

Надуваем шарик

«Вертолет».

Этюды

Non-legato

Помогает почувствовать вес руки

Штрихи. Игра.

Legato

Учитывая особенности первого пальца, используем подкладывание на элементах хроматической гаммы, играем от черной клавиши любым пальцем к первому — на белой.

«Стрекоза» и «Стрекоза и мотылек».

Staccato

Помогает ощутить целостность.

Игра








Структура занятий


Вначале занятия осуществляется процесс подготовки пианистического аппарата к игре посредством выполнения технических упражнений. Учитывая, что двигательный аппарат является частью опорно-двигательной системы, то его результативность зависит от специально-приспособительной работы.

1. ГИМНАСТИКА. Использование различных гимнастических упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые.

Упражнения для правильной осанки.

- «Лифтик». Это упражнение помогает при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука», содружественному движению обеих рук (синкинезии).

- «Балерина». Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы.

- «Палочка». Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

- Вращательные движения. Для того чтобы научить прямо «держать спину», нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и для укрепления нижних мышц спины. Например, разведение рук в стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.

- «Шейка». Позволяет снять напряжение с шейных мышц, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Так, пять упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.

2. ПЕДАЛИЗАЦИЯ – владение педалью, уменье пользоваться педалью.

Упражнения для стоп. Можно совершать круговые движения стопой вокруг педали. Важно следить за тем, чтобы у детей не развивалось плоскостопие – это может вызвать трудности при педализации.

Упражнения для крупных мышц. Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».

1. В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

2. «Цыганочка». Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.

3. «Боксик». Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).

4. «Прощание». Локти свободны, пальцы – продолжение ладони, в луче-запястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.

5. «Стирка». Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для куклы. Постирал – надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».

6. «Дирижер». Ребенок «дирижирует» под музыку. Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.

7. Повороты туловища под музыку. Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

8. Хватательные движения. Комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука при игре! Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения, дают возможность крови проходить к самым мелким капиллярам кончиков пальцев. Лучше всего их делать с небольшими мячиками.

Упражнения с упругим мячом способствуют большему раскрытию ладоней и развивают ладонные мышцы. Движения при этом должны быть более цепкими и «ощутимыми», нежели в упражнениях с почти невесомым платочком. С мячом можно выполнять те же упражнения, что и с платочком. Но детей нужно подготовить к новым играм и помочь освоить вспомогательные приемы, чтобы они как следует, ощутили мяч в своих ладонях.

Очень полезно поиграть в мячик вдвоем: педагог отпускает его, а ученик подхватывает, не давая упасть. Затем их роли меняются — до тех пор, пока мячик не упадет. И опять сначала. Мячик следует отпускать легко, без резких движений и толчков, не прикладывая силы. Тогда он «сам» стремится попасть в ладошку.

9. Упражнения для пальцев рук. Есть еще одна группа чрезвычайно важных для воспитания пианиста упражнений — те, которые нормализуют кровообращение в подушечках пальцев. Они также помогают ощутить целостность всей руки.

3. ДЫХАНИЕ. Исполнительское дыхание зависит от музыкальной фразировки.

1. «Оттолкни веточку».

2. «Животик дышит».

Владение основными способами звукоизвлечения. Ему многие исполнители и преподаватели посвящали большую часть своей работы (Фейнберг, Нейгауз, Рихтер, Гилель, Г.Гульд и т.д.). Если мы резко нажмем на клавишу и тут же уберем палец, звук будет резким и отрывистым. Такое исполнение называется «стаккато», в нотах оно обозначается точкой, расположенной над или под той нотой, которую нужно сыграть отрывисто. Чаще всего стаккато используется при исполнении ярких, быстрых, произведений: зажигательных народных танцев, веселых детских песенок и пьес.

1. Упражнение «Радуга», представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну, ничего страшного – нарисуем ее в воздухе (рисует радугу). Теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.


Ой ты радуга – дуга, под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

2. Упражнение «Командир и солдаты» Голова-командир. Пальцы солдаты. Солдаты (пальцы) спят. Командир их будит. Например: Проснись первый солдат – ребенок шевелит первым пальцем и т. д. Сначала делаем правой рукой, затем левой.

3. Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются». Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

4. Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

5. Надуваем шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение.

6. «Вертолет». Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед соединить их подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

7. «Шествие». Левая рука поднята, ладонь раскрыта, локоть чуть отведен в сторону. Указательным и средним пальцами правой руки медленно, но с нажимом пройтись по центру левой ладони. Пальцы левой руки под нажимом подаются назад. Затем руки поменять.

Топ – топ - топ - топ - топают ножки.

Идет ... по дорожке.

8. Работа с карточками. На отдельных карточках рисуем ноты, знаки и т.д. Показывая ребенку каждую карточку по отдельности, он должен ответить, что на ней нарисовано. Разучивание новых пьесок на эти виды штрихов. «Курочка – рябушечка»(легато), «Дождик»(стаккато) и «На заре ты ее не буди»(легато, пьеса в 4 руки).

9. Упражнение «Змейка» - которое до этого урока мы играли на нон легато, пробуем сыграть различными штрихами. Показываю картинки с изображением животных, а ученик должен изобразить их на инструменте, чтоб зрители отгадали, что это за животное. (Слоны, белка, черепаха, змея).

Мелкая техника: гаммообразные и хроматические пассажи, ротационное движение.

СТАККАТО. НОН ЛЕГАТО. ПОРТАМЕНТО. Начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Можно играть по черным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно перекрестным движением и читать строки Пушкина:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет...

После игры на черных клавишах можно начинать играть на белых. К следующему упражнению – другие стихи. И опять – сначала на черных, потом – на белых клавишах и т.д.

Дин-дон, дин-дон,

В переулке ходит слон.

Педагог: «Маленький орех Белочка грызет...»

Дети: «...Остренькие зубки Щелк да щелк».

Педагог: «Снегом запорошенный, Стужей замороженный, Грустно пел воробушек...»

Дети: «...Чик-чирик-чирик»

Педагог: «Ну, на, воробей...»

Дети: «...Бей-бей»,

Педагог: «Лапочки согрей...»

Дети: «...Грей-грей»,

Педагог: «И не унывай...»

Дети: «...Наступит май».

Педагог: «На деревьях живет И орешки грызет...»

Дети: «...Белка».

Педагог: «Что в стакане, Угадай...»

Дети: «...Сладкий чай».

При игре стаккато без лишних движений рука совершает взлет от клавиши и дуговым движением через одну-две-три октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем стаккато в одной октаве, через несколько октав опять стаккато и возвращаемся на первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок выполняет отдельно правой и левой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такие «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло еще до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались.

Игра всех трех штрихов (стаккато, нон легато и портаменто) с дугообразными переносами рук на разные расстояния в разные стороны по всей клавиатуре — мой излюбленный прием обучения. Применяю его и в дальнейшем — при игре терций, квинт, аккордов и даже в легатных упражнениях.

Это — игра только по слуху. Элемент игры без нот тоже входит в задачи педагога. Ребенок при этом психологически более свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности. «Играя» разные стихотворения, ребенок увлекается и выполняет упражнение с удовольствием. Часто ставлю на пюпитр детскую книжку со стихами, и мы можем целый урок играть «по этой книжке». Главное – чтобы стихи были с простым и четким ритмом – к ним легче сочинить мелодию.

После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-ми 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Ориентация на слух обеспечивает естественное, а, следовательно, и правильное, использование соответствующих групп мышц при взятии аккорда.

ЛЕГАТО. Освоение игры легато сильным и слабым пальцами (2-5, 1-2-3 и т. д.) происходит постепенно. Каким образом? В выбранных мною этюдах играем аккорды в мелодическом виде (арпеджио) по всей клавиатуре с перекрестным движением рук. В этих этюдах при смене функций незаметно для детей уже вводится комбинированная работа слабых и сильных пальцев, например, 5-4, 5-3 и т.д. («Этюд» и «Пьесу» Ю. Литовко). То есть не работаю отдельно с каждой парой пальцев, дабы не фиксировать на этих комбинациях внимание детей. Полезно поиграть легато интервальные цепочки вверх и вниз по клавиатуре.

«Стрекоза»: додиез берем вторым пальцем, плавно переводим первый палец на ре и играем ре первым пальцем стаккато. Играем в разных октавах, перенося дугообразным движением руку. Играем в разных комбинациях пальцев, оставляя на ре всегда первый.

«Стрекоза и мотылек»: к предыдущему упражнению добавляются более удлиненные пассажи, то есть многократно повторяются движения на одних и тех же нотах одними и теми же пальцами и лишь затем происходит «перелет» в другую октаву.

ГАММЫ. Водятся в игру в порядке:

1. Хроматическая гамма.

2. Расходящаяся гамма в одну октаву.

3. Короткие арпеджио.

4. Аккорды.

Развиваем способность к выполнению целенаправленных естественных пианистических движений (двигательных актов). Например, игра в «Чехарду». Ритм польки или вальса.

5. Non legato.

Таким образом, разработана педагогическая технология развития техники исполнительского мастерства учащихся на начальном этапе в классе фортепиано. В нее вошли упражнения, направленные на то, чтобы обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять музыкальную задачу. Технический аппарат при этом следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с растущими задачами, помогая их выполнять. Для этого пианистический аппарат надо развивать в определенных направлениях: гибкость и пластичность аппарата, связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах, целесообразность и экономия движений, звуковой результат».

Контроль и учет успеваемости вычленение технических компонентов игры необходимо сочетать с профессиональным охватом процесса в целом


Критерии оценивания используемых умений и навыков.

Лист учета контроля

Фамилия, имя ученика

п/п

Название учебного элемента (этапы работы)


Оценка по номерам заданий

Итоговая оценка

1

Технические упражнения

Звукоизвлечение


Активно-двигательная природа моторики учащихся.

Технические упражнения


2

Гаммы

формирование и развитие художественно-творческой фортепианной техники у учащихся на начальном этапе обучения

Освобождение пианистического аппарата посредством организации игровой деятельности и гимнастических упражнений

организация и освобождение пианистического аппарата как компонента музыкального воспитания


3

Этюды

Игра основных технических формул-гамм (гамм, арпеджио, аккордов)

Свободная ориентировка на клавиатуре

Игра non-legato, legato, staccato.


4

Уровень развития пианистического аппарата

Выявление произошедших изменений в формировании представлений у учащихся

Стереотипирование и фиксация найденного приспособления

Виртуозное использование и совершенствование найденного и выработанного.


Проверка с учетом ФГТ





.

Критерии оценивания и уровни развития технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано как эффективное условие исполнительского мастерства


п/п

Критерии оценивания

Показатели

1.

Технические упражнения

  • Знание нотного текста, ритма, метра.

  • Точное исполнение штрихов.

  • Исполнение динамических оттенков.

  • Целостность формы, грамотная фразировка.

  • Организация игрового аппарата.

  • Отношение к исполняемому произведению.

2.

Гаммы

  • Соответствие исполняемого произведения стилю и жанру.

  • Техническая оснащенность пианистического аппарата.

  • Понимание музыкального синтаксиса и связанное с этим приобретение навыков звукоизвлечения.

3.

Этюды

Донесение до слушателя художественного смысла произведения, посредством приобретенных навыков исполнения.

4.

Уровень развития пианистического аппарата

В сравнении с предыдущими выступлениями.


Приобретение комплекса технических навыков, развитие техники движений у учащегося всегда неразрывно связано с развитием как физических (мышечных), так и психологических (волевых) свойств личности. Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения техники исполнения упражнений. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия – максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса.

Игра основных технических формул-гамм (гамм, арпеджио, аккордов) в развитии музыкально-теоретических представлений и свободной ориентировки на клавиатуре: высокий – 80%, средний – 10%, низкий – 10%.

Таким образом, в связи с обнаруженными неравномерностями в музыкально-слуховом и исполнительском развитии детей от педагога требуется гибкое владение как общими, подходящими для всех детей, так и избирательными, индивидуализированными методами обучения.


Уровни развития технических навыков игры на фортепиано


Уровни развития технических навыков игры на фортепиано

Характеристика уровня

Количество учащихся

%

Высокий уровень

Успешно справляется с наиболее высокими требованиями программы, продуктивно и целостно усваивает весь комплекс художественных и инструментальных навыков, проявляет самостоятельность и творческую пытливость при изучении музыкальных произведений и опережает остальных учеников в своем развитии. Являются перспективными в отношении будущего исполнительского совершенствования.

17

89,4%

Средний уровень

Обладает хорошими музыкально-слуховыми данными, успешно развивается в слуховом восприятии и осознании закономерностей музыки, менее податлива в овладении комплексом необходимых для исполнительства технических навыков. Замедленное и негибкое усвоение различных видов мелкой техники. Для них намечается перспектива будущей специализации в музыкально-теоретической, дирижерской, порой композиторской деятельности.

3

10,6%

Низкий уровень

Обладают средне необходимыми музыкально-слуховыми данными, менее гибки к восприятию музыки и усвоению навыков исполнительства. Могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки и полезными участниками различных видов музыкальной самодеятельности.

0

0%










Список используемой литературы


1.Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. [Текст] / К.А.Мартинсен. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 2007. – 127с.

2.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич. - Методическое пособие. – М.: Кифара, 2012. – 287с.

3. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст] / В.А.Натансон, Л.В.Рощин. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 2010. -133с.

4. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. [Текст, ноты] / С.И.Савшинский; под ред. Р.С.Сафронова. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 2008. – 156с.

5.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. [Текст] / Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. М.: Советский композитор, 2009. – 143с.

6. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст] / П.В.Халабузарь, В.С.Попов, Н.Н.Добровольская. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 2010. – 173с.

7. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. [Текст] / А.П.Щапов. – Методическое пособие. М.: Советская Россия, 2011. – 169с.












Приложение 1

Технические упражнения

1) Упражнение «Щелчок».

Цель: оценить степень подвижности его кисти ученика.

Содержание:

Задание №1. Учащийся сбивает фантики, щелкая поочередно первым-вторым, первым-третьим, первым-четвертым и первым-пятым пальцами.

Задание №2. Учащийся берет поочередно первым-вторым, первым-третьим, первым-четвертым и первым-пятым пальцами пластилиновый шарик, и подушечками пальцев делает в шарике углубление.

При этом можно определить силу пальцев, величину подушечек, а также прогнозировать как будет происходить погружение в клавишу.

Задание №3. Игра на инструменте поочередно первым-вторым, первым-третьим, первым-четвертым и первым-пятым пальцами. Первый палец – на белой клавише, а другой палец – на черной. Определить удобное положение кисти, пока мышцы не обретут соответствующий движению тонус, поиск опоры в крайних пальцах.

Задание №4. Правильность осанки: прогнутость торса, поддержка всего корпуса мышцами поясницы, поддержка мышц спины, как одно из главных условий неутомляемости аппарата1.









Приложение 2

Гаммы

  1. Упражнение «Мельница».

Цель: развить навыки расслабления мышцы рук и совершения движения свободными руками.

Содержание: Руки и тело свободные. Вращательные дви­жения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.

  1. Упражнение «Полеты».

Цель: развить навык расслабления мышцы рук в игре на клавиатуре.

Кисть мягко висит на запястье, как «парашют», рука медленно спускается на клавиатуру, запястье опуска­ется в "ямку" и затем рука, выходит из клавиатуры в «парашют» с последующим дугообразным движением по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой поочередно. В школе «Путь к музицированию»Л.Баренбойма, это упражнение дается со стихотворным текстом, что делает его еще более привлекательным для ребенка.

«Ой ты, радуга-дуга.

Под тобой лежат луга,

В небе ты повисла

Словно коромысло».

  1. Упражнение «Прощание».

Цель: развить навыки расслабления мышцы рук в процессе включения лопаточных мышц в работу.

Содержание: Локти свободны, пальцы - продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается: учащийся имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.

-Вот и всё, - мы вам сказали.

-Делать больше нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До самого вечера.

  1. Упражнение «Боксик».

Цель: развить навык ощущения целостности рук без поднимания плечи.

Содержание: Чтобы почувствовать руку "из корпуса", ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику.

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно и пера лишиться,

Если и пера лишиться,

Нечем будет петушиться.

  1. Упражнение «Стирка».

Цель: развитие навыка быстрого реагирования.

Содержание: Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал - надо стряхнуть белье. Во время упражнения педагог говорит: "Если стряхивать хорошо - брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками - все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле - звуки, как брызги: играешь свободными руками - звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми - они все здесь у тебя остаются. И никто не услышит их"

Мама стирала на кухне бельё,

А серенький котик смотрел на неё.

Мама устала - легла на кровать,

А котик взял мыло и начал стирать.

  1. Упражнение «Дирижер».

Цель: развитие пианистических дви­жений и правильного дыхания.

Содержание: Ребенок дирижирует под музыку. Это упраж­нение помогает включить все мышцы в работу, вырабатывает плавность и ритмичность движений. Важно следить за правильным дыханием тогда плечи останутся в покое, не поднимаются.

  1. Упражнение «Повороты туловища под музыку».

Цель: развить навык распрямления туловища, научиться ощущать руки "из корпуса", а также освобождать мышцы рук от зажимов.

Содержание:Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачи­вается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед, Колени при этом, слегка подгибаются. После этого медленно выпря­миться, принимая прежнее положение.

  1. Упражнение «Вращательные движения»

Цель: развить навык вращательных движений в плечевых суставах.

Содержание: ученик сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непро­извольно участвовать в движении. Плечи не подняты. Если они подни­маются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали: "Кук! Мак!".

Убирай один кулак!

  1. Упражнение «Шейка».

Цель: развить технические навыки снятия напряжения с шейных мышц, навыкам владения своим телом, снятия излишнего напряжения, чувству «зажима» и освобождения от него.

Содержание: мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой.

Головой качает слон,

Умный слон (2 раза)

Он слонихе шлет поклон,

Шлет поклон (2 раза).

Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

  1. Упражнение «Платочек танцует».

Цель: развить навык распределения мышечного напряжения.

Содержание: под неторопливый сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс) ребенок плавно передает платочек из одной руки в другую. Педагог следит за ритмичностью движений – платочек передается на сильную долю такта.

  1. Упражнение «Кто быстрее».

Цель: развитие навыка хвата­тельных движений, он разрабатывает быструю реакцию, ловкость, коор­динирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук "из корпуса".

Содержание: Платочек лежит на столе. Ученик пытается на счет "раз-два-три" быстрее схватить платочек.

Становись со мною рядом,

Начинаем мы игру...

Только жди, пока не крикну:

-Раз-два-три! Раз-два-три!

Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

  1. Упражнение «Оттолкни веточку».

Цель: развитие навыка быстрого реагирования.

Содержание: Мышцы, спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя, и делая в это время длинный продолжительный выдох.

  1. Упражнение «Животик дышит».

Цель: развитие навыка расслабления мышц диафрагмы.

Содержание: ученик держит обе руки на верхней части живота. Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох-выдох, несколько раз. Руки, лежащие в районе диафрагмы, чувствуют, что живот соответственно вдоху и выдоху то увеличивается, то уменьшается: "животик дышит". При этом плечи остаются неподвижными.

  1. Упражнение «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик, и медвежонок» (для мальчиков).

Цель: развить технические навыки организации посадки за инструментом.

Упражнения помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги и т.д.

1) Имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик, и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 6 раз.

2) Исходная позиция - «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться - кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдата и мягкого толстенького медвежонка.) Эти же упражнения проделать сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.

3) Выполнить упражнение 2, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделите слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой»- большая амплитуда движений; «красивой»- добиваться изящества в движениях. На 3 секунды расслабиться, как «медвежонок» (посмеяться над тем, как неуклюже медвежонок сидел бы за инструментом).

4)Упражнение «Заводная кукла» или «Робот».

Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.

5) Преподаватель играет пьесу П.И. Чайковского « Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза-подснежник «растет»- плавная рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Объясните ребенку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза - то же самое левой рукой. Третья фраза - поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

  1. Упражнение «Братцы».

Цель: развитие технических навыков в игре на фортепиано.

Содержание: В этом упражнении обыгрывается особенность расположения пальцев на руке.

Четверо братцев –

Поднимаем правую руку вверх, всепальцысоединены, первый – отставлен

Высоки да тонки –

Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх

Держатся вместе –

Левая рука обнимает пальчики

А пятый в стороне –

Поглаживают большой палец

Но чуть за работу приходится –

Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачек (большой палец в стороне)

Четверо кличут –

Несколько произвольных поклонов или любых легких движений

Пятого братца –

Кулачок полностью крепко сжимается. Руки меняются ролями

  1. Упражнение «Одевание пальчиков».

Цель: развитие технических навыков в игре на фортепиано.

Содержание: развить навыки расположения пальцев на руке.

Перед тобой – пятеро братьев –

Пальчики вверх, не напряжены

Дома все они без платьев –

Пальцы левой руки поочередно поглаживают от основания к кончику ("раздевающие движения").

А на улице, зато нужно

каждому пальто

Можно пошевелить пальчиками. "Одевающие" движения от кончиков к основаниям

Упражнения нужно выполнять и на уроке и дома, в течение 1-2 месяцев. Они простые, интересные и нравятся детям. К таким увлекательным играм – упражнениям относятся и так называемые "пальчиковые" игры.

  1. Упражнение «Две сороконожки».

Цель: развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенка; педагог может выбрать из них те, которые он посчитает самыми полезными и увлекательными для своих учеников.

Содержание: игровое упражнение.

Две сороконожки бегут по дорожке, побежали, побежали

И друг дружечку догнали.

Все десять пальчиков изображают движение ножек у сороконожек. Пальцы правой руки "бегут" по левой от кончиков пальцев до плеча, начиная с первого. Пальцы левой руки "бегут" точно также по правой

Там друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли

Пальчики встречаются за шейкой, пытаются достать друг друга; если это удается, нужно крепко зацепиться. Педагог может попытаться расцепить такое положение рук















Приложение 3

Этюды











1Перелъман Н. Организация пианистического аппарата. / Н. Перелъман // В классе рояля. СПб.: Питер, – 2008. – С. 21-25.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Елена Валентиновна Аксакова

Дата: 18.04.2023

Номер свидетельства: 629831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства