kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие чувства ритма в начальном периоде обучения музыканта-исполнителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы преподавателя  детской школы искусств по развитию чувства ритма на начальном этапе обучения  специалности(аккордеона) дополнительной предпрофессиональной программы "Народные инструменты"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства ритма в начальном периоде обучения музыканта-исполнителя»

Н.В. Яценко, преподаватель по классу аккордеона

МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ № 3"

Развитие чувства ритма в начальном периоде обучения

музыканта-исполнителя

Начальное обучение – едва ли не самый трудный этап в работе педагога музыканта. Это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Одной из важных основополагающих задач в развитии музыканта - научить ощущать ритм. Впоследствии ученики, прошедшие интенсивный курс развития чувства ритма в младших классах, оказываются способными исполнять более сложные произведения.

Развитие чувства ритма - это длительная и кропотливая работа, на которую в учебных планах школы не отводятся отдельные часы, нам необходимо успеть выполнить репертуарные и технические требования, в результате этого у нас остаётся слишком мало времени на развитие конкретных навыков учащегося, а еще требования ФГТ об участии детей младших классов в конкурсах искусственно сдерживают развитии многих навыков, и чувства ритма в том числе, а нам необходимо научить ощущать ритм именно на начальном этапе обучения, пока ещё не так много задач стоит перед юным исполнителем.

При правильном подходе и распределении времени на уроке, многие дети с удовольствием работают над ритмом с самых первых занятий еще в донотном периоде обучения. Главное- систематичность. Выделив 5-7 минут урока на выполнение ритмических упражнений, мы научим ребёнка крепко держать ритм и хорошо в нём ориентироваться.

В своей практике по воспитанию чувства ритма я использую авторскую систему Екатерины Алёрской, которая разработала пошаговый инструмент, учитывающий различные аспекты восприятия и воспроизведения ритма. Таким инструментом стала книга-тренажёр "Его Величество ритм". Работа по ней даёт поразительные результаты в освоении детьми ритмической грамотности и воспитанию чувства ритма. При регулярных занятиях у детей формируется умение воспроизводить любой сложности ритмический рисунок, не задумываясь, сходу. Данная система предлагает начинать не со счёта длительностей и не с пульсации, а со слоговой системы. Параллельно изучаем математическое соотношение длительностей, то есть количество мелких длительностей, входящих в состав крупных. На мой взгляд, в этой системе ритмослогов есть свои плюсы и свои минусы.

Плюсы:

+ Умение воспроизвести ритм, даже не понимая, как это устроено.

+ Простое знание того, как воспроизводятся те или иные ритмические фигуры.

+ Развивает чувство ритма даже у "неритмичных" детей.

+ Не требует времени на обдумывание, а значит, не разрушает сам ритм.

+ Даёт представление о самом теле Ритма. Даёт нам материализацию ритма.

+ Правильная, хорошо выверенная слоговая система соединяет названия длительностей с их длиной, соединяет произношение групп длительностей с фактическим звучанием данного ритмического рисунка. Мы не можем, например, произнести фразу "восьмая две шестнадцатые" в том же ритме, в котором звучит данный ритмический рисунок, а вот "ди та-ка" мы можем произнести и произносим на практике в том же ритме, в котором эта фигура звучит. Если бы все преподаватели приняли эту практику, то мы снизили бы проблемность в ритмическом воспитании в разы и повсеместно.

+ Идеальный способ эффективно развивать чувство ритма.

+ Система даёт простые составляющие имена ритмическим фигурам, ритмический конструктор.

+ Очень легко осваивается даже маленькими детьми.

Существуют и минусы такой слоговой системы

- Не формирует полное математическое представление о ритме

- Не даёт понимания, как соединяются ритмические рисунки по вертикали.

- Не даёт понимания тактового размера.

- Не способна самостоятельно нести на себе всю полноценную миссию ритмического воспитания.

Существуют три типа ритмических данных, которые определяются педагогом у учеников в самом начале занятий.

1. Точный ритм

2. Бескаркасный ритм

3. Нулевой ритм.

1. Точный ритм. Название говорит само за себя. Чувство ритма отличное. Воспроизводится ритм точно. Все ритмические деления абсолютны.

2. Бескаркасный ритм. Чувство ритма есть, но ритмические деления неточные, впоследствии чего ритм получается шатким. Он вроде бы и воспроизводится, но он не ровный, не идеальный, легко подвергается ускорениям или замедлениям. Они не большие, так, что ритмический рисунок в целом прослеживается, но он лишён точности, которая заложена в природе ритма.

При работе с бескаркасным ритмом, тренируется чёткость и точность воспроизведения на простых ритмических рисунках, содержащих только четверти и пары восьмых длительностей. Преподаватель безошибочно определит тот момент, когда бескаркасный ритм перейдёт в точный, ритм полностью стабилизируется, ритм обретёт прочный стержень.

3. Нулевой ритм. При нулевом ритме ребёнок не может воспроизвести даже самые простые ритмические фигуры типа "Четверть плюс две восьмые".

Нулевой ритм - не приговор. Ритм заложен в любом человеке, но у некоторых людей нет внутреннего представления о ритмических явлениях. Я учу ребёнка "прислушиваться" к ощущениям, налаживать их, и, таким образом начать обретать чувство ритма, вплоть до первого типа- то есть, ритм становится точным.

Начинаем работу над ритмом с изучения длительности от половинной до шестнадцатой и основные ритмические фигуры, происходящие из них в размере 2\4.

Фигуры изучаются последовательно –одна за другой. ВАЖНО доводить исполнение КАЖДОЙ ритмоформулы до стабильно правильного, ровного и чёткого звучания! Для большинства учеников задача является совершенно простой. Но если у кого-то возникают трудности, целесообразно задержаться на каждой теме столько времени, сколько необходимо для получения уверенного навыка, то есть до первого типа "Точный ритм".

Ученик, достигший точного ритма, в дальнейшем осваивает ритм так же быстро, как и те, кто изначально имел хорошие ритмические данные. То есть торможение возникает только в начале работы, пока мы добиваемся точного ритма на четверти и двух восьмых. А дальше уже всё идёт в обычном темпе.

Таким образом, какой бы тип ритмических данных не имел ребёнок в начале занятий, в итоге работы мы подводим учащегося к первому типу, к точному ритму, а также учащийся овладевает навыком автоматического чтения ритма.

Форм работы может быть много. Основная модель – это отстукивание упражнения с произношением вслух слогов. Выполняется вместе с преподавателем и самостоятельно. Когда учащийся исполняет ритм достаточно уверенно, преподаватель может подыгрывать пульсацию восьмыми, шестнадцатыми или четвертями, что чрезвычайно благотворно сказывается на обучающем процессе, так как в ходе такой деятельности, формируется ощущение временных взаимоотношений различных длительностей.

Для изучения ритмических упражнений можно использовать детские музыкальные инструменты, такие как барабан или бубен. Для детей подобные занятия становятся увлекательной игрой, а для нас, преподавателей,- хорошее подспорье в важном деле. Фактически, занятия ритмом на уроке воспринимается детьми как приятные минутки отдыха и расслабления.

В музыкальном обучении при правильном подходе чтение ритма – это самая простая часть из всего, чему нужно научиться начинающему музыканту. Иное дело – запись ритма. Услышать и записать ритм намного сложнее, нежели прочитать его. Учащиеся применяют навыки чтения ритма и на уроках сольфеджио, пропевая музыкальные номера, а также, им становится легче писать ритмические и мелодические диктанты. Ритмические формулы диктанта они проговаривают ритмослогами, понимая, какая длительность звучит.

В данном практикуме присутствуют упражнения разных типов:

В одноголосных упражнениях формируется основной навык чтения ритма. (основные длительности в размерах 2/4;3/4;4/4; 3/8;5/8;6/8; паузы, залигованные ноты, ноты с точкой, затакт

Двуручные упражнения

В двуручных упражнениях, которых значительно меньше, обращаем внимание ученика на математический аспект. Необходимо понять и запомнить, сколько шестнадцатых длительностей вмещается в восьмую, - а в четверть, - а в восьмую с точкой и т. д. в КАЖДОМ новом номере. Только многократно повторенная информация надолго укладывается в памяти большинства учащихся, так что не стоит пренебрегать старой доброй мудростью: "Повторение – мать учения". В двуручных заданиях закладывается также навык координации рук.

Упражнения с аппликатурой – это материал для формирования навыка реагирования на номер пальца. Здесь ученик просто учится быстро соображать – где какой пальчик, а также реагировать на цифровые обозначения пальцев посредством вовлечения их в исполнение несложных ритмических последовательностей. Упражнения исполняются постукиванием пальцев по поверхности стола, крышки инструмента или любой подходящей для этого твердой поверхности. В ходе работы я убедилась в том, что дети при чтении нот плохо следят за аппликатурой не только, и даже не столько, по невнимательности. Всё обстоит несколько сложнее.

Во-первых, дети не умеют мгновенно соображать, где у них какой палец.

Во-вторых, они не воспринимают "циферки" над нотами автоматически, как обязательный к прочтению символ.

В-третьих, задач у читающего ноты ребёнка слишком много, и он подсознательно отбрасывает "какие-то там цифры", пока не выработается навык автоматически воспринимать их, как указание на аппликатуру. Именно с целью выработать такой навык в этой системе и присутствуют задания. Кроме того, я предлагаю ученикам научиться исполнять такие упражнения в быстром темпе, тем самым развивая технику чтения аппликатуры.

Работая по тренажеру, мы имеем возможность грамотно освоить ритм любой сложности в максимально короткий для себя срок. 2-3 года целенаправленной работы вносит полную ясность по отношению к ритму в умы наших учащихся.

Хочу ещё раз уточнить, что первые занятия по развитию чувства ритма – самые важные. Ученик должен освоить ритмические упражнения очень твёрдо, на "отлично". С уверенностью могу сказать, что ребёнок с любым качеством природных данных может освоить эти упражнения в совершенном качестве. Нужно добиваться высокого результата, сколько бы времени на это ни потребовалось. Тогда весь остальной нотный материал не представит трудностей для изучения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.

Список литературы:

1. Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.

2. Алёрская Е. "Его Величество ритм". 2013.

3. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1969

4. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Развитие чувства ритма в начальном периоде обучения музыканта-исполнителя

Автор: Яценко Наталья Владимировна

Дата: 10.11.2025

Номер свидетельства: 676860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства