kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое воздествие цветов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная авторская методическая разработка раскрывает особенности цвета и его воздействие на психику человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое воздествие цветов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА






Методическая разработка



Выполнила: педагог дополнительного образования Лихобабина О. Н.













Воронеж, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


I. Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека


II. Иллюзии и ожидания


III. Цвета поверхности, создающий радость труда


IV. Характеристика и воздействие цветов:


1. Красный цвет


2. Синий цвет


3. Желтый цвет


4. Зеленый цвет


5. Фиолетовый цвет


6. Коричневый цвет


7. Белый цвет


8. Черный цвет


9. Серый цвет


V. Заключение


VI. Список литературы














Данная методическая разработка может использоваться педагогами дополнительного образования по ИЗО.


I. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ ПО ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ЧЕЛОВЕКА

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

- красный: волевой, жизнеутверждающий;

- кармин: повелевающий, требующий;

- киноварь: подавляющий;

- оранжевый: теплый, уютный;

- желтый: контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

- фиолетовый: углубленный, тяжелый;

- синий: подчеркивает дистанцию;

- светло-синий: уводит в пространство, направляющий;

- сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

- розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

- лиловый: замкнутый, изолированный;

- пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;

- серовато-голубой: сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

- чисто-зеленый: требовательный, освежающий;

- оливковый: успокаивающий, смягчающий;

- желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;

- пурпурный: изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

- охра: смягчает рост раздражения;

- коричневый, землистый: стабилизирующий;

- темно-коричневый: смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные - зелено-синие.

Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:

- желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;

- оранжевый - синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создастся сильное впечатление;

- красный - зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;

- пурпурный цвет зеленых листьев: повышает ощущение
жизнеутверждения;

- фиолетовый - лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

Неполярные цветовые пары.

Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

1) группа 1:

- желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;

- золотой - красный: пышность, роскошь, теплота;

- оранжевый – красный: резко кричащий.

2) группы 1 и 4:

- желтый - пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

- золотой - пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;

- красный - пурпурный: диссонанс, праздничность;

- желтый - цвет зеленого липового листа: веселье, радость;

- желтый - оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);

- желто-оранжевый - цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);

- оранжево-красный - зеленый: импульсивность.

3) группы 1 и 2:

- оранжевый - фиолетовый: опьянение, оглушение;

- красный - синий: динамика отталкивания, волнение;

- красный - ультрамариновый: резкая сила;

- оранжевый - ультрамариновый: претенциозность, резкость.

4) группы 1-4:

- синий - розовый: робость, застенчивость, разобщенность;

- пастельно-зеленый - красный: неуверенность, мерцание;

- пастельно-зеленый - синий: односторонность, пассивность, неясность;

- пастельно-зеленый - розовый: слабость, нежность, радушие;

- пастельно-зеленый - лиловый: диссонанс, сумерки;

- желто-зеленый — красновато-серый: легкий диссонанс, связанность.

5) сопоставление с цветами группы 6:

- бежевый - красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

- бежевый - цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

- коричневый - зеленый (оливковый): заземленность;

- коричневый - ультрамариновый: укрепление, разрешение;

- темно-коричневый - синий: бескомпромиссность;

- темно-коричневый - охра: оцепенение, жесткость, заземленность.

6) сопоставление с цветами группы 5:

- зеленый - серый: родственность, пассивность;

- синий - серый: нейтральность, холодность;

- красный - черный: подавление жизненности, опасность;

- оранжевый - черный: насилие;

- желтый - черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация
внимания;

- синий - черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

- желтый - белый: прояснение, просветление;

- красный - белый: ослабление яркости красного;

- синий - белый: чистота, холодность;

- зеленый - белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

- розовый - белый: слабость, бледность.























II. ИЛЛЮЗИИ И ОЖИДАНИЯ

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета - чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный - на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека па цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего, в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.







III. ЦВЕТА ПОВЕРХНОСТИ, СОЗДАЮЩИЕ РАДОСТЬ ТРУДА

Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И, несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены - в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день.

В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего, для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет па потолке будет действовать как слабо теплый топ; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции.

Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного.

Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых топов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка. Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение. Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда.

Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге, результат будет отрицательный.

При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным.















IV. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВ

1. Красный цвет

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка - способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть - это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета «пусть выживет сильнейший». Его положительные черты: лидерство, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, первопроходство; отрицательные черты: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, упрямство.

Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, то есть страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах.

Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает - приходит и берет); горит желанием куда-то попасть. Он склонен к импульсивным поступкам, без предварительного обдумывания - так называемый «слон в посудной лавке». Этот цвет заставляет быть активным по всем, воодушевляет и даст силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями. Он толкает к половому сближению, даже если нет истинного влечения. В положительном аспекте красный цвет обозначает страсть, в негативном - извращение. Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен.

К красному цвету примешивают немного желтого, чтобы получить оранжево-красный. В тесте Люшера используется не чисто красный цвет потому, что с помощью оранжево-красного цвета намечаемое воздействие может быть усилено.

Канадский исследователь Х.Вольфарт показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается.

У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается в отрицании красного цвета. Также и военнопленные, которые годами были вынуждены жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением.

Наличие подобных связей можно было предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим протеканием болезни. Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету.

В ресторане под воздействием красного цвета посетители торопливо едят и быстро уходят. Красный цвет на короткое время повышает, а затем снижает производительность труда. В медицине применяется при лечении гипертензии (первого этапа неврастении), малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, простудных заболеваний, косоглазия, близорукости, меланхолии. Противопоказан при гипертонии, воспалительных процессах. Плохо воздействует на ярко-рыжих.

Красные лучи болеутоляюще действуют на нервную систему. После трехчасового пребывания к красной комнате больной, страдающий молчаливым психозом, веселеет, начинает улыбаться, на следующий день требует завтрак, от которого он долго отказывался, и с жадностью съедает. Вольные скарлатиной и оспой быстрее выздоравливают на красных простынях. Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет па температуру тела (повышает). Делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.

Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми топами. Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а, следовательно, наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие па угрожающую опасность: красный сигнал светофора, противопожарное оборудование.

Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени - современности.

Оттенки.

Оранжевый: этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Этот цвет связан со стремлением к достижению самоутверждения.

Оранжевый всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, так как показывает радостные стороны жизни. Оранжевый стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови, влияет па кровяное давление, поддерживает сексуальность, активизирует работу желез внутренней секреции. Он регулирует обменные процессы, лечит мочеполовую систему, улучшает кровообращение и цвет кожи, благотворно действует па пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории, однако быстро утомляет. Он оказывает поддержку в случае утраты или горя, вносит утраченное равновесие. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, так как не может понять того, что случилось, считая это несправедливым. Следует цвет вводить постепенно.

Оранжевый с коричневым оттенком утяжеляет морскую болезнь, а стены такого цвета усыпляют и выбывают депрессию. Оранжевый как таковой даст способность что-то делать и считается одним из лучших цветов в психотерапии.

Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом - склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм.

Малиновый: этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы, а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью, но не с массами. Проблемы этого цвета - импульсивность и непредсказуемость.

Огненный: отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели. Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема - он слишком пылок в своем усердии: оставляя за собой выжженную землю, сжигает и себя.

Красно-коричневый: отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления. При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема - недостаточная целеустремленность.

Темно-бордовый: характеризуется силой воли, склонностью к глубоким размышлениям. Его проблема - способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.

Красно-фиолетовый: этот цвет улучшает самочувствие. В негативном аспекте - обезличенность и отсутствие индивидуальности.

Розовый: означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Розовый успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но ему свойственна чрезмерная чувствительность.

Бледно-розовый желательно использовать в спальне, комнате отдыха, под его воздействием легче вставать по утрам. Он вызывает уют и комфорт, но не затягивает.

Цвет орхидеи (светло-лиловый): в положительном аспекте - выделение яркой индивидуальности, в негативном - излишняя экзотичность, непреклонность. Его девиз: «все или ничего».


2. Синий цвет

Это - концентрический цвет, он посвящает вес только себе. Его положительные характеристики: организованность, непреклонность, идеализм, сила духа. Его негативные характеристики: фанатизм и подчиненность. У этого циста «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью, зовет к нахождению смысла, истины. Но не дает ответа в понимании смысла жизни, вгоняет в меланхолию. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления.

Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Синий цвет - потеря реальности, мечтание, фанатизм. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета - сладость, чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Синий цвет выражает вечность.

Синий вызывает безмятежный покой. Он предпочтителен для залов заседаний, так как способствует организованности, но негативен для детских комнат, так как вызывает меланхолию. При рассматривании его наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются. Синий цвет также помогает при рассеянности и при расстройстве кишечника.

Оттенки.

Светло-синий (голубой): цвет беспечности, беззаботного веселья. Он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он не способствует развитию воображения. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет «спокойной эмоциональности», он дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство, но замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия. Бледно-голубой рекомендуется для ванной комнаты, спальни. Также он помогает сдерживать эмоции болельщиков.

Темно-синий (индиго): это цвет сновидений. Он очень глубокий, приводит к депрессии, вызывает угнетающее действие, беспокойство, излишнюю серьезность, грусть, печаль. Выбывает потребность физиологического покоя и удовлетворенности в мире.

Зелено-синий: выражает напряженность и самоутверждение, блокирует чувство самоотверженности. Сумеречный зелено-синий означает «притязание на собственную ценность». В темном зелено-синем цвете гордость переходит в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь остается лишь холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы. Поэтому светлый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности.


3. Желтый цвет

Желтый цвет выражает многогранность, виртуозность, разносторонность, поиски, надежды, пылкость. Его положительные характеристики: ловкость, сообразительность, оригинальность, радость жизни, восприимчивость, терпимость, честность, уверенность в себе, справедливость, свобода, радость, веселье. Его негативные характеристики: язвительность, сарказм, вероломство, рассеянность, любовь к болтовне, критичность, нетерпимость.

Желтый — цвет сплетен (желтая пресса). Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания (поэтому желательно сдавать экзамены в желтой комнате).

Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий. Ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Желтый производит очень теплое, приятное впечатление. Он выражает основную психическую потребность -раскрыться. Он возбуждает моторику, стимулирует творческое начало, чередуя расслабление и напряжение; бодрит, по-женски утешает, умиротворяет. Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Желтый символизирует интуицию и сообразительность. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его, сила цвета становится дерзкой и навязчивой. Он выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.

Желтый вызывает радостное настроение, успокаивает нервных, повышает сексуальное влечение, стимулирует работу мозга и зрение. Длительное лечение выравнивает перепады в течении болезни. Активизирует двигательные центры, генерирует энергию для мышц, стимулирует и очищает печень, кишечник, кожу, является слабительным и желчегонным средством. Используется при лечении диабета, при нарушении пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника, В офтальмологии желтый используется при исправлении косоглазия, слабовидения, заболеваниях сетчатки и сосудов глаз. С помощью желтого лечат против меланхолии, а также «повышают» красоту. Еще Гиппократ выразил мысль, что желтуху следует лечить препаратами желтого цвета.

Желтый противопоказан при возбуждении, температуре, воспалительных процессах, невралгиях и зрительных галлюцинациях. Также желтый утяжеляет морскую болезнь. Этот цвет предпочтителен в салоне самолета и кухне. Желтый цвет избавляет от ложной стыдливости и мыслей типа «я недостаточно хорош»; вызывает положительные ассоциации в рекламе. Желтый соответствует неопределенному будущему и неосуществимым возможностям.

Оттенки.

Зелено-желтый: выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельность направлена па завоевание внимания, приобретает болезненный и сверхчувственный характер. Выражает многосторонность, практичность, но в то же время - жестокость и безудержность. Яркий лимонно-желтый причиняет после известного времени боль, как уху высоко звучащая труба. Глаз начинает беспокоиться и ищет отдыха в синем или зеленом. Этот цвет обладает противомикробным действием.

Светло-желтый: склонность избегать ответственности, склонность к симуляции.

Бледно-желтый: свобода от рамок.

Коричнево-желтый и (медовый): выражает чувственную приятность, потребность в счастливом и полном наслаждении положением.

Красно-желтый: источник солнечного цвета, символ оплодотворяющего начала. Выражает активность, стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание, отсутствие благоразумной сдержанности или изощренности. Он возбуждает аппетит, особенно в сочетании с пастельным зеленым. Препятствует нарастанию раздражения.

Золотой: это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Выражает чувство лучезарного счастья. Его положительные аспекты - зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы. Его негативные аспекты - пессимизм, ограниченность, бесчестие, может провоцировать на конфликты.


4. Зеленый цвет

Зеленый цвет происходит от слияния синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляется покой и неподвижность. Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Он не пытается перерасти самого себя, а только стремится к самоутверждению. Чисто зеленый - абсолютно консервативен. Он выражает саморегуляцию и самооценку. Его положительные характеристики - стабильность, прогресс, обязательность, настойчивость, выдержка. Его негативные характеристики - эгоизм, ревность, ипохондрия (постоянное ощущение болезни).

В зеленом всегда заложена жизненная возможность, он не обладает действующей во вне энергией, по содержит в себе потенциальную энергию - не покоится, а отражает внутреннее напряженное состояние. Зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, а что касается чувства самовосприятия - чувству собственной значимости.

Зеленый как ель соответствует настоящему, стабильному чувству самооценки, самоуважению человека, который противится всем внутренним и внешним изменениям и придерживается своих убеждений. Девиз этого цвета: «Положение обязывает». Зеленый в себе скрывает все свои тайны, символизирует процветание и новые начинания, он успокаивает, уравновешивает. В негативном аспекте это цвет безмолвного одобрения и безнадежности.

Зеленый может означать также и надежду, но только в том особом оттенке, который весной у молодой листвы и почек. Это цвет, на который нельзя долго смотреть: вызывает скуку, так как ничего не дает. Зеленый нейтрализует действие основных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Он приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение, помогает при шоке и обладает снотворным действием.

Темно-зеленый цвет положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени. Зеленый цвет повышает тонус, устраняет спазмы кровеносных сосудов, расширяет капилляры, понижает кровяное давление. Используется при лечении сердечнососудистых и нервных болезней, а также при переутомлении и истерии. Может служить как болеутоляющее средство. Зеленый цвет облегчает морскую болезнь, оказывает благоприятное действие па людей, страдающих клаустрофобией, предотвращает рвоту. Он замедляет реакции, после пего нет вредных последствий.

Оттенки

Сине-зеленый (бирюзовый): самый холодный из всех оттенков. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих фабричных цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Средне светлый зеленый является цветом стерильности. Темный сине-зеленый олицетворяет жестокость, тяжесть упрямого своенравия, закоренелую гордость. Он создает ощущение изоляции. Отвергается при нервном истощении.

Желто-зеленый: означает распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с новым, но может воздействовать несколько навязчиво.

Коричнево-зеленый: выражает усидчивость, размышления, чувственную пассивность, ощущения собственного тела и чувственные восприятия, не ведет к активности.

5. Фиолетовый цвет

Фиолетовый цвет образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Еще Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету, на основании его связи с красным и сипим, одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный фиолетово-синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску-Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение». Фиолетовый выражает скромность, симпатию, грустную задумчивость, страдание. Между противоположными красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий. Это цвет идеализма.

Фиолетовый - это цвет, который не так просто понять. Фиолетовый - самый тяжелый цвет, прочный, массивный, глубокий, отступающий, пассивный, угнетающий. Он омрачает, наводит легкую грусть, лишает воли, делает неуверенным. Его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Фиолетовый не рекомендуется в работе с детьми. Он стимулирует паращитовидную железу, функцию селезенки, повышает мышечный тонус, снижает пульс. Показания и противопоказания в клинике те же, что и для синего цвета.



Оттенки.

Темно-фиолетовый: символизирует грубость и властность.

Лиловый (светло-фиолетовый): символизирует интуицию, оказывает мягкое неинтенсивное воздействие. Он успокаивает при тревоге, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).

Сиреневый: выражает тщеславие и незрелость, выбирается в подростковом возрасте.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл - чувственное отождествление, которое часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как «внушаемость».

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью, это - фиолетовый цвет. В этом его
волшебство, и это волшебство - его очарование.


6. Коричневый цвет

Коричневый - это затемненный желто-красный. В коричневом остается жизненность красного, которая, однако, теряет свою активность. Коричневый цвет выражает жизненные, телесно-чувственные ощущения. Поэтому любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому цвету информирует - об отношении к собственному телу. Его положительные характеристики: надежность и здравый смысл. Его отрицательные характеристики: депрессия и разочарование.

Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность, он весь на поверхности. При приеме на работу он оказывает положительное воздействие. Коричневый создает уют, но тянет отдыхать, поэтому его нельзя использовать в библиотеке, но хорошо использовать в суде как цвет незыблемости. Коричневый успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, отвергается, когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть.

Оттенки

Желто-коричневый: это цвет трудолюбия и строгости.

Кремовый: оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

Коричнево-синий: приводит к бесконечному телесному отдыху.


7. Белый цвет

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью как конечный пункт яркости, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу для возможностей и снятие препятствий. Белый вызывает собой положительные ассоциации, так как представляется малое количество цвета. Его положительные характеристики: нетронутость, полнота, самоотдача, открытость, единство, легкость, способность выявлять скрытое и ложное. Его негативные характеристики: изоляция, бесплодность, скука, чопорность, разочарование, отрешенность.

Фундаментальное качество белого цвета - равенство, так как он заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый - это чистая доска, разрешение проблем и повое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Если белого цвета, много, в силу вступают его негативные характеристики.

Белый цвет гасит раздражение, но утомляет. Он сужает зрачки, обостряет ощущения и усиливает боль. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее. Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами в зависимости от недуга. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Белый цвет воспринимается как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного, визуально означает «пустоту». Вследствие этого необходимо этот цвет, во что бы то ни стало, «оживить».

Белый цвет может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя «агрессивными тонами» или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание. Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность.


8. Черный цвет

Черный цвет является конечным пунктом темноты. Как концентрическое сгущение он отражает агрессивное упорство, конфликт, борьбу с неизбежными страданиями, безверие. Черный - это отрицание и граница, за которой прекращается цветовая» жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничто». Ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте. Черный выражает застой, защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Черный цвет сосредотачивает, угнетает, вводит в оцепенение. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки.




9. Серый цвет

Серый цвет соединяет в себе противоположные качества черного и белого.

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не расслабление. Серый — это граница. Его положительные характеристики: информированность, здравомыслие, реализм, соединение противоположностей. Его негативные характеристики: боязнь утраты, меланхолия, болезнь, печаль, депрессия.

Серый цвет чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым, так как у него пет к этому внутреннего стремления. Единственная цель - стабильность и гармония (из-за истощенности и усталости). Серый цвет считается одиноким, так как живет на границе черного и белого. Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным, всегда чувствует себя плохо. В негативном значении цвета для него никогда нет будущего - он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен, что лучшее - впереди, однако ничего для этого не делает. Этот цвет дает силу тому, кто слаб и уязвим. Одежда даст возможность быть свободным и хорошо успокаивает нервы. Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении.

Оттенки.

Серебряный: он выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Его положительные характеристики: освещение, отражение, проникновение, беспристрастность, плавность, сильное желание. Его негативные характеристики: двуличность, иллюзорность, лживость, безумство.

Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Обладает умением прекращать споры из-за беспристрастности и указывает па то, что человек любит фантазировать. В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности. Серебряный цвет успокаивает нервы, нормализует работу желез внутренней секреции, оказывает благоприятное влияние на работу почек.

Светло-серый: действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам. Он хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум. Стиль его движения - неприкаянность.

Темно-серый: воздействует спокойно полно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума е беспричинной треногой. Он лишен внутренней энергии - характеризуется такими выражениями, как «подрезаны крылья», «убитый, поломанный, но еще живой».




















Заключение

Таким образом, проанализировав литературу на тему цветопсихологии, становится понятным, как велико влияние цвета на жизнедеятельность человека, на его физическое и психическое состояние. При правильном использовании цветовых оттопков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда.

Огромное значение имеет влияние цвета в клинической практике. В последнее время становится все более популярным использование цветового воздействия в курсе лечения.

Знания о влиянии цвета на человека очень важно для представителей многих профессий, так как оно поможет им правильнее скоординировать свою деятельность.

Цвет воистину всемогущ. Он жизненно необходим каждому человеку, он близок самому важному, самому глубокому в наших душах.


Литература

1. Лютер М. Цвет вашего характера / Сара Д. Тайны почерка. - М.: Изд. «Вече: Персей», 1996. - 394 стр.

2. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. - М.: Изд. «Харвест», 2000. – 448 стр. (Серия «Библиотека практической психологии»).

3. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Сост. Дубровская О.Ф. Изд. 4-е испр. - М.: Изд. «Когито-Центр», 2001. - 63 стр.

4. Клар Г. Тест Лютера. Психология цвета. - М.: Изд. «Питер», 1998. - 94 стр.

5. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998.- 156 стр.

6. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. - М.: Изд. «Питер». 1995. – 76 стр.

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Психологическое воздествие цветов

Автор: Лихобабина Оксана Николаевна

Дата: 18.04.2018

Номер свидетельства: 466733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства