kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка декоративно-прикладного искусства "Цветные ладошки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства "Цветные ладошки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка декоративно-прикладного искусства "Цветные ладошки"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Цветные ладошки» Пояснительная записка

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. Концепция воспитательной системы школы

выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, и самое важное, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: создание образовательно-воспитательной среды, способствующей патриотическому, духовно-нравственному, физическому развитию и социализации ребенка, через обеспечение доступности качественного образования в условиях эффективной работы школы.

  «Программа «Рухани жанғыру» определяет патриотическое направление, выраженной в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа. Чтобы наша Республика стала процветающей, конкурентоспособной страной, мы должны привить подрастающему поколению – уважение к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре.  Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Интерес к этому виду искусства только усиливается среди молодого поколения. Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно.

Одной из задач каждого казахстанца является воплощение в жизнь программной статьи Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Для модернизации общественного сознания Президент предлагает реализовать Программу «Туған жер», «Туған ел», в рамках которых организовать эстетические знания и художественный опыт у учащихся, складывающийся в отношениях к собственной художественной деятельности , которое способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.

Программа «Цветные ладошки» - является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства и технологии ).

Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: аппликация, пластилинография, бумагопластика, нетрадиционные техники рисования, которые разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Ценность программы декоративно прикладного творчества, является составная часть художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения эстетического воспитания младших школьников, ведь оно остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба.

Актуальность программы. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами образовательных стандартов».

Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов, обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;


Чем раньше будет проводиться воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности. Таким образом, сочетая знания кружка и родителей, школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к прекрасному, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к искусству .

Таким образом, постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия


Основные принципы реализации программы:

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип связи обучения с жизнью.

  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  11. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  12. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Цели и задачи

Цель программы: развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами прикладного творчества, формирование знаний, практических умений и навыков работы с бумагой, пластилином, нитками, тканью. Формирование творческого отношения к деятельности, развитие художественного вкуса. Приобщение детей к миру прекрасного.

Задачи программы:

Задачи в обучении: формирование умений, технических и элементарных знаний по технологии изготовления игрушек из бумаги, текстильных материалов; практических навыков при работе с ножницами и другими инструментами и материалами. Формирование умения создавать эскизы, конструировать изделия.

Задачи в развитии: развитие мелкой моторики рук, фантазии, образного мышления, творческих способностей, художественного вкуса. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творчески изобретательские задачи.

Задачи в воспитании: воспитание в детях усидчивости, аккуратности, трудолюбия, уважения к людям труда. Воспитывать уважение к народным традициям. Формирование у обучающихся качества творческой, думающей, активно действующей личности.

Социальные:

  • Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.

  • Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.

  • Формировать здоровый образ жизни.

  • Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.


Организационно-педагогические основы обучения:


Набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей, путём собеседования.




Основные виды деятельности детей:


  • Учебное занятие.

  • Практическая работа.

  • Творческая работа.

  • Выставки.

  • Конкурсы.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • -к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.

  • -к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.

  • - к воспитанию и реализации духовно-эстетического творчества, развитию фантазии, воображения и самостоятельного мышления.

.

Требования к уровню усвоения дисциплины

Воспитанники должны знать:

  • - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • -основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.


Воспитанники должны уметь:

  • - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

  • - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.


Образовательные результаты по окончанию обучения.

Воспитанники будут знать:

- значение труда людей самых распространённых профессий;

- название и предназначение материалов, инструментов и приспособлений, которые используются на занятиях;

- правила и приемы работы инструментами и приспособлениями;

- основные термины и их значения;

- развитие воображения ребёнка.

Воспитанник будет уметь:

- изготавливать простейшие изделия из различных материалов;

- сопоставлять результаты своей работы с предложенными образцами, ликвидировать

ошибки;

- работать со скульптурным материалом;

- конструировать и правильно вырезать изделия из бумаги;

- изготовить небольшую игрушку из предложенных педагогом деталей;

- воспитание аккуратности и усидчивости.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения:

предусматривает занятия 1 час в неделю.

Содержание программы рассчитано в количестве 34 часа в год.

Наполняемость групп от 15-16 человек.

Курс программы состоит из 7 разделов.



Основная форма занятий – теоретические занятия, практические работы. Кроме того, программа включает в себя подготовку и проведение выставок, различных мастерских, индивидуальную работу с учащимися при подготовке выставочных и конкурсных работ.

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач образовательной программы используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический (помощь в изготовлении творческих работ, изделий, поделок);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений). Предложенные методы работы образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • Составление альбома лучших работ.

  • Проведение выставок работ учащихся.

  • Выставка творческих работ и участие в школьных конкурсах.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение в декоративно -прикладное искусство

2

2

Пластилинография

5

3

Симметрия

4

4

Бумагопластика

7

5

История кукол

5

6

Аппликация

4

7

Нетрадиционная техника рисования.

7

 

ИТОГО:

34

Содержание тем программы

1 раздел – «Введение в декоративно -прикладное искусство»

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной, мыслящей личности, в развитии самобытности каждого ребёнка, его творческой самореализации. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности ребёнка.

Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной и творческой активности детей как один из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности в конкретных образах.

Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно- эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребёнка.

2 раздел – «Пластилинография»

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Этот раздел направлен на построение изобразительной деятельности, на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка ( доступность, простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

Всё это направленно на развитие мелкой моторики, координацию движения рук, глазомер, для письма, посредством использования нетрадиционных техник лепки .

3 раздел – «Симметрия»

Симметрия проходит через всю историю человечества. Ребёнок встречается с этим понятием в окружающем мире.

С помощью выполнения различных заданий, дети изучают основные закономерности расположения изображений на плоскости, будут развивать пространственное восприятие окружающего мира, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, тренировать внимание, терпение и усидчивость.

4 раздел – «Бумагопластика»

Бумагопластика- это искусство моделирования из цветной и обычной бумаги. Работа с объёмными композициями. В разделе дети научатся из простого и привычного природного материала творить поражающее воображение сказочные композиции.

Бумагопластика хороша тем, что для неё требуется минимум материалов и инструментов, и это никак не сказывается на эстетической ценности поделок.

5 раздел – «История кукол»

История куклы. Правила техники безопасности. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.

Традиционные виды аппликаций из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История казахского народного костюма.

6 раздел – «Аппликация»

Аппликации для детей- это один из самых любимых игр и забав. Но ведь именно играя дети учатся! Они постепенно осваиваются в мире цвета и форм.

На занятиях дети научатся занимательным нетрадиционным техникам аппликаций. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета- моделирование- преобразование объектов чувственной формы в модели в материальном виде, мысленная трансформация

7 раздел – «Нетрадиционная техника рисования»

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствуют повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительные эмоции, развивает художественно-творческие способности ребёнка.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.



Перечень рекомендуемой литературы

1.Ш.Ж. Тохтабаева « Серебряный путь казахских мастеров» Алматы, 2014

2. Ш.Ж. Тохтабаева «Шедевры Великой степи» Алматы, 2015.

3. Н.А. Баженова «Казахское народное прикладное искусство как фундамент национальной культуры Казахстана», Алматы. Журнал «Восхождение» 2013.

4. А.Кудайбергенов «Наследие Великой Степи», Астана, 2016.

5. Е.С.Голубева « Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей» Издательство Молодой учёный, 2013.

6. В.Б Кошаев «Декоративно-прикладное искусство» учебное пособие, Издательский центр, ВЛАДОС, 2014.

7. Л.В. Ровнейко, З.И. Помаскина, «Лепка» учебное пособие, РИПО, 2015.





Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Количество часов

Дата

1

Введение в декоративно -прикладное искусство

(2 часа)

1.Вводный урок: « Что такое декоративно прикладное искусство»

Беседа «Что такое декоративно прикладное искусство»? Составление коллективного постера.


1


2. Правила техники безопасности при работе.

Изучаем правила поведения техники безопасности при работе с природным материалом, при работе с острыми, режущими, колющими предметами, с клеем и художественными красками. Разгадываем кросворд, при помощи загадок.

1


2

Пластилинография


(5 часов)

1. Пластилинография «Осень в

Казахстане»

Знакомство с новой техникой пластилинографией.

Чтение стихов на тему осень.

2


2.Пластилинография «Казахский национальный орнамент ».


История казахского орнамента. Знакомство с казахским орнаментом и его значением.

1


3. Пластилинография

«Любимые сказки»

Проект «Любимые сказки»

Игра- викторина «Сказка ложь, да в ней намёк… »

2


3

Симметрия


( 4 часа)

Монотипия предметная «Бабочка».

Проект «Животный мир Казахстана» Знакомство с понятиями монотипия предметная и симметрия.

1


2.Симметрия по точкам «Перелетные птицы».

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

1


3.Зеркальная симметрия. « Торсык»

Знакомимся с понятием зеркальная симметрия.

Проект «Утварь казахского быта»

2


4

Бумагопластика


(7 часов)




1. Кляксография

«Юные волшебники»

Знакомство с новой техникой кляксография.

Игра «Несуществующее животное»


1


2. Модульное оригами «Клубничка».

Знакомимся с новой техникой модульное оригами. Вкусный ягодный кроссворд.

2


3.Джутовая филигрань «Подарок своими руками».

Знакомство с новой техникой джутовая филигрань. Картина-подарок своими руками.

2


4.Квиллинг.Обьёмная аппликация «Снежинка».

Знакомство с новой техникой квилинг. Украшения для дома.

2


5

История кукол


(5 часов)


1. Безликие куклы. Куклы из соломинок. Куклы из ниток.

Беседа на тему отличительные и общие признаки кукол казахского и русского народов.


Викторина «Сходства и отличия»

2


2. Национальный костюм для куклы.

Проект на тему «Национальная одежда». Учимся шить.

3


6

Аппликация


(4 часа)




1.Природа – наш общий дом. Картина изображение «Джайляу весной» в технике

аппликации.

Беседа. Дидактическая игра «Красоты казахских степей».

Игра-викторина, загадки о весне.

2


2. Времена года. Книжка-малышка.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2


7

Нетрадиционная техника рисования.


(7 часов)

1.Древняя техника эбру. «Национальный ковер-текемет».

Знакомство с новой техникой эбру. Проект «Украшаем юрту»

2


2. Техника монотипия.

«Украшение юрты».

Знакомство с новой техникой монотипия.

Проект «Быт древних кочевников»

2


3. Техника граттаж.

« Древний город

Тараз»

Знакомство с новой техникой «Цап-царап». Видеоролик о древнем городе Тараз.

2




4. Итоговый урок. Выставка рисунков и поделок.

Подведение итогов. Награждение.

1



Итого



34 часа







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа кружка декоративно-прикладного искусства "Цветные ладошки"

Автор: Есжанова Акмарал Кашеновна

Дата: 03.10.2018

Номер свидетельства: 479606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства