kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа детского творческого объединения "Батик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 роспись по ткани увлекательный вид оформления ткане, один из древнейших видов декоративно прикладного искусства

Просмотр содержимого документа
«Программа детского творческого объединения "Батик"»


Отдел образования администрации Суражского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества г. Суража

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБУ ДО ЦДТ г. Суража

от «___» ___________ 20___г. _________________ /Евланова Т.Э./

Протокол № ______ 20 __г. Приказ № ________ от «___» 20___г.


Дополнительная общеобразовательная

программа

художественной направленности

«Батик»

Возраст детей: 7–14лет

Срок реализации: 3 года

Уровень освоения программы: ознакомительный 1 год обучения

базовый 2 и 3 год обучения


Составитель:

Бондаревская Наталья Федоровна

педагог дополнительного образования



г. Сураж,

2020г.



Содержание программы




Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы.



1.1.

Пояснительная записка………………………………………………..3



1.2.

Цели и задачи программы…………………………………………….5



1.3.

Учебный план…………………………………………………………..6



1.4.

Содержание программы………………………………………………..9



1.5.

Планируемые результаты………………………………………………18







Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий.



2.1.

Формы аттестации и оценочные материалы……………………..…..19



2.2.

Условия реализации программы…………………………………..…..20



2.3.

Методические материалы……………………………………………...20



2.4.

Календарный учебный график…………………………………………21



2.5.

Рабочая программа……………………………………………………...22



2.6.

Список литературы……………………………………………………..33




Приложение…………………………………………………………….34

Приложение 1. Оценочные материалы
















1.1.Пояснительная записка.


Программа детского объединения «Батик» способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, полученных ранее на уроках изобразительного искусства.

Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Концепция дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от4.09.2014г. № 1726-р). Письмо Департамента молодежной политики, воспитание и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 2 О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 01.10.2018г.

  • Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества г. Суража.

Программа «Роспись по ткани» разработана на основе традиционных технологий выполнения творческих работ в технике «батик», а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.


Направленность программы.

Программа детского объединения «Батик» художественной направленности. 

Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность, создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи ориентирована на свободном выборе обучающимся видов и форм деятельности.


Программа дает возможность детям претворить в жизнь свои художественные замыслы, фантазии, реализовать творческий потенциал.





Актуальность программы.

Программа познакомит ребят с древнейшим способом украшения тканей, таким же древним, как и сами ткани. На занятиях ребенок приобщается к миру прекрасного, раскрывает всё самое лучшее, светлое, доброе, занимающийся в объединении, способен видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу. Сможет в дальнейшем самостоятельно применить полученные знания и умения в реальной жизни: умение выполнить панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбля в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность

ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру

своего народа и народов мира.



Направление деятельности кружка

Кружок «Батик» - художественной направленности. Она направлена на выявление и развитие талантливых детей через активное участие в выставках и творческих конкурсах

Уровни усвоения

Данная программа является разноуровневой: имеет два уровня сложности (ознакомительный – 1 год обучения и базовый 2 и 3 год). Реализация каждого уровня сложности предполагает приобретение обучающимися в процессе обучения, новых компетенций в области росписи по ткани

Предварительная аттестация проводится при приёме в кружок (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на первых занятиях. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках,

конкурсах, фестивалях и т.д.

Адресат программы.

Программа рассчитана на детей возраста  7-14 лет. Занятия проводятся в группах 1 год обучения - 12 человек , 2 и 3 год обучения - 8-9 человек.


Объем и сроки освоения программы.


Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год

Обучающиеся, показашие хорошие результаты на промежуточной аттестации зачисляются на второй год обучения, который включает 216 часов в год.

А так же по результатам аттестации за второй год обучения, обучающие, прошедшие курс 2 года по положительным результатам аттестации переводятся на 3 год обучения, количество часов в котором – 216 часов в год


Формы и методы обучения

Формы организации занятий:

  • практикум,

  • творческая мастерская,

  • экскурсии,

  • уроки общения,

  • наблюдения,

  • занятия-выставки.


Режим занятий, продолжительность.

Продолжительность занятий: 2 академических часа по 45 мин, 10 мин перемена, и 10 мин в конце занятия на уборку рабочего места.


1.2. Цели и задачи


Предлагаемая программа ставит своей целью развитие  творческих способностей детей, мотивации и способностей, посредством приобщения их  к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи личностного развития:

  1. Воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду

  2. Формирование знаний о культуре своего народа, культурного наследия других народов


  1. Развитие качеств личности, способствующих осознанию общечеловеческих ценностей и отражение их в действительности: дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность по отношению к окружающим


  1. Создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности


Задачи метапредметного развития:

  1. Формирование способности к самостоятельной деятельности

  2. Развитие мотивации и способностей, способствующих свободному выбору видов и форм деятельности.

  3. Формирование способности к целостному художественному восприятию мира

  4. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.

  5. Формирование наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению проекта




Задачи предметного развития:


  1. Формирование приемов и навыков овладения различными видами росписи;

  2. Формирование и развитие умений использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;

  3. Создание условий для развития образного мышления, способствующего моделированию новых образов путем трансформации известных.

  4. Формирование умений различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.


Учебный план программы

1-й год обучения



№ п/п


Тема

Количество часов


Форма контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Всего

Теория

Практика

Введение. История. Основы декоративно-прикладного творчества.

2

2

-


опрос

Предварительная аттестация. Техника безопасности.

2

1

1


тесты, опрос,

Материалы и инструменты, используемые в росписи ткани.

2

1

1


опрос

Основы цветоведения

10

4

6


Опрос, тест творческие задания

Основы композиции.

8

2

6


творческие задания

Материаловедение

4

2

2


Тесты, опрос

Холодный батик.

48

8

48


творческие задания

Экскурсия в музей

2

-

2


наблюдение

Промежуточная аттестация

2

-

2


Тесты, задания

Подготовка к выставкам и конкурсам




8


Изображение растительного мира.

18

4

6


творческие задания

Изображение животного мира. Роспись на футболке

8

2

6


творческие задания

Роспись на футболке по замыслу

10

4

6



Изображение природы.

8

2

8


творческие задания

Свободная роспись.

6

4

6


творческие задания

Узелковый батик

6

2

6


творческие задания

Рисунок на природе.

4

-

4


опрос, творческие задания

Выставка работ

2



2


Промежуточная аттестация

2

-

2


Опрос , тесты,творческий задания


Итого:

144

36

108

10



Учебно-тематический план кружка 2-го года обучения



№ п/п


Тема

Количество часов


Форма контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Всего

Теория

Практика

ТБ на занятиях, Введение в курс.

3

3

-


опрос

Выполнение проекта в стиле холодный батик «абажур»

18

3

15


тесты, опрос,

Выполнение отделок на готовых изделиях в технике шитый батик

12

3

9


опрос

Тоновая проработка образца с учетом дефектов

12

3

9


Опрос, тест

Рабочий инструмент

9

3

6


творческие задания

Подготовительный этап

9

3

6


Тесты, опрос

Выполнение отделки на юбке

15

3

12


творческие задания

Выполнение зарисовки на футболке

27

3

24


творческие задания

Промежуточная аттестация

3

-

3


творческие задания, тесты

Выполнение коллективных работ

12

3

9


творческие задания

Антистрессовый рисунок




21

практические задания

Продолжение знакомства с художественными произведениями лучших отечественных мастеров

3

-

3


опрос

Выбор темы проекта и способов оформления

12

3

9


творческие задания

Выполнение проекта

15

3

12


творческие задания

Выставка

3




выставка

Экскурсии в музей, на районные выставки

9

-

9


опрос

Выполнение серии работ «Времена года»

12

6

9


Творческое задание

Творческий проект на тему «Отделка на моей любимой одежде в стиле батик»

27

3

24


практическое и творческое задание

Рисунок на природе.

9

3

6


практическое задание

Самостоятельный рисунок на природе

3



3

практическое задание

Итоговая аттестация. Анализ работы за год

3

-

3


Опрос творческий задания


Итого:

216

45

171

21



Итого за год 216 часов


Учебный план программы

3-й год обучения


№ п/п


Тема

Количество часов


Форма контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Всего

Теория

Практика

Введение. ТБ на занятиях. Предварительная аттестация.

3

3

-


опрос

Знакомство с художественными произведениями лучших отечественных мастеров

12

9

3


наблюдени,е опрос,

Экскурсия в музей

3


3



Выполнение эскизов по замыслу.

6

3

3


опрос

Тоновая проработка образца

15

6

9


Опрос, тест

Заключительная работа над изделием

9

3

6


творческие задания

Оформление шарфа

12

3

9


Тесты, опрос

Трафаретная роспись

24

6

18


творческие задания

Выполнение настенного панно в стиле «Горячий батик»

18

6

12


творческие задания

Промежуточная аттестация

3

-

3


творческие задания, тесты

Простой батик

12

3

12


творческие задания

Антистрессовый рисунок




21

практические задания

«Сложный батик»

12

3

6


творческие задания

Эффект кракле

15

3

12


творческие задания

Роспись одежды. Узелковый батик

12

3

9


опрос, творческие задания

Аэрография в батике

15

3

12


практические задания

Техника росписи по-сырому

12

3

9


Творческиезадания

Платок «Цветущий сад». Холодный батик.

15

3

12


практические задания

Техника «лессировка»

9

3

6


практические задания

Рисунок на природе.

3

-

3


практические задания

Выставка работ

3





Промежуточная аттестация

3

-

3


Опрос творческий задания


Итого:

216

63

153

21



Итого за год 216 часов




1.4. Содержание программы 1 год обучения.

1.Тема: Введение. История. Основы декоративно-прикладного творчестваа. (2ч)

       Теоретические сведения: Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции русского народа в искусстве росписи тканей.

2. Тема. Предварительная аттестация. Техника безопасности(2ч)

Теоретические сведения. Предварительная аттестация. Виды росписи, холодный батик.

Практическая работа. Проведение предварительного тестирования по теме. Выполнение пробных образцов в стиле «холодный батик».

3.Тема.  Материалы и инструменты, используемые в росписи ткани. (2ч).

   Теоретические сведения:   Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник  Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Практическая работа:

Подготовка инструментов к работе. Упражнения с использованием инструментов.

4.Тема . Основы цветоведения (10ч).

        Теоретические сведения. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое воздействие цвета на человека.

                   Практическая работа:

Упражнения по смешиванию цветов. Выполнение рисунка в заданном цвете.

Творческое создание рисунков в смешанных, хроматических и ахроматических тонах.

5.Тема. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. (8ч).

Теоретическая часть: Композиция. Виды дизайна и композиция в дизайне. 3 основных вида композиции: статичная, динамичная, ритмичная. Фронтальная. Линейная.

Практическая работа: Выполнение эскиза всех видов композиции в образцах


6.Тема .  Материаловедение (6ч).

       Теоретические сведения:  Виды тканей, используемых при росписи. Рекомендации по подбору тканей для  конкретной росписи. Свойства тканей. Требования к качеству в зависимости от ее свойств. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Понятие «подрамник». Правила и способы натягивания ткани на подрамник.

        Практическая работа:

Упражнения на определение свойств и качества тканей. Обработка ткани в зависимости от способа ее дальнейшего применения. Натягивание ткани на подрамник.  

       7. Тема .   Холодный батик (48ч).

Теоретические сведения Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами.  Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.

Практическая работа:

Упражнения  на проведение замкнутых контуров.Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур). Творческое задание – «Кленовый лист».

  1. Тема. Экскурсия в музей (2ч)

Теоретические сведения: Проверка знаний поведения в общественных местах и правила безопасности при переходе через улицу.

Практическая работа: просмотр, наблюдение, обмен информацией.

9.Тема. Промежуточная аттестация (2ч)

Теоретические сведения: Проверка знаний в использовании правил и законов цветоведения, композиции, материаловедения;

     Практическая работа: Выполнение тестов по изученным темам

10. Тема. Подготовка к вставкам и конкурсам. (8)

Теоретические сведения: формирование знаний по проведению самоанализа работ.

     Практическая работа: самостоятельная подготовка эскизов работ к выставкам. Оформление в рамку.

11.Тема. Изображение растительного мира. (18ч)

Теоретические сведения. Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами.  Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.

Практическая работа:

Упражнения  на проведение замкнутых контуров. Упражнения  на заливки красками элементов рисунка.

12.Тема. Изображение животного мира. Роспись на футболке. (8ч)

Теоретические сведения Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань. Правила работы. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе.

Практическая работа:

Упражнения  на проведение замкнутых контуров. Упражнения  на заливки красками. Творческие задания: сказочный герой.

13. Тема. Рисунок на футболке по замыслу. (10ч)

Теоретические сведения Технология росписи ткани способом «холодный батик». Повторение правил нанесения рисунка на ткань. Правила работы. Роспись цветными резервами.  Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе.

Практическая работа:

Упражнения  на проведение замкнутых контуров. Выполнения задания по заливки красками элементов рисунка. Творческие задания: рисунок по-замыслу: поиск темы, используя интернет-ресурсы

14.Тема. Изображение природы (8ч)

Теоретические сведения Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы. Роспись цветными резервами.  Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе.

Практическая работа:

Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур). Творческое задание

15.Тема Свободная роспись. Техника безопасности. (6ч).

        Теоретические сведения: Понятие «свободная роспись» Особенности технологии росписи. Правила резервировании ткани различными загустками. Виды загусток. Выбор ткани для свободной росписи.

         Практическая работа:

Выполнение работ на темы. Контрольное задание по теме «Свободная роспись».Техника безопасности стола.

16. Тема. Рисунок на природе. (4ч)

        Теоретические сведения: Особенности росписи на природе. Выбор материалов для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по сырому».

                   Практическая работа: Выполнение эскизов с учетом свободной росписи, цвета и композиции

17. Тема. Выставка работ.

Теоретические сведения:  Формирование основ выставочной экспозиции.

           Практическая работа: Выставка работ. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации..

18. Тема. Промежуточная аттестация. (2ч)

Теоретические сведения: Итоговое занятие. Повторение тем, изученных за год.

           Практическая работа: тестирование, индивидуальные консультации. Подведение итогов.

Содержание программы 2 год обучения.

1.Тема: Введение. ТБ на занятиях. Предварительная аттестация. (3 ч.)

Теоретические сведения: традиции ЦДТ, организация деятельности. Правила поведения в помещении, при чрезвычайных ситуациях. Правила ТБ на занятиях. Знакомство с программой объединения, материалы и оборудование. Практическая работа: тестирование


2.Тема. Знакомство с художественными произведениями лучших отечественных мастеров (12ч.)

Теоретические сведения: Знакомство с произведениями отечественных художников: Шишкин И.И., Айвазовскийо И.К., Баженов В.А., Коровяков А.П., Куинджи А.И,Куприн А.В., Левитан И.И., Овчинников В.И., Саврасов А.К.,и.т.д.

Практическая работа: просмотр работ отечественных художников, самостоятельность восприятия и аргументированная оценка произведения искусства

3.Тема. Экскурсия в музей. (3ч)

Теоретические сведения: Проверка знаний поведения в общественных местах и правила безопасности при переходе через улицу.

Практическая работа: просмотр, наблюдение, обмен информацией.

4. Тема. Выполнение эскизов по замыслу (6ч)

Теоретические сведения: выбор эскиза по замыслу. Цвет в рисунке на ткани, использование солевых эффектов и эффектов развода (мочевина). Понятия «пейзаж», «натюрморт». Передний план, задний план на рисунке. Законы линейной перспективы. Оттенки цвета.

Практическая работа: Выполнение тренировочных работ и выбор наиболее удачной темы.

5. Тема. Тоновая проработка образца (15ч)

Теоретические сведения: подготовительный этап, Повторение цветоведения и возможностей световых эффектов.

Цвет в рисунке на ткани, использование солевых эффектов и мочевины. Передний план, задний план на рисунке. Законы линейной перспективы. Выбор оттенков цвета на палитре

Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в рисовании на развитие цветоощущения, воображения. Выполнение пейзажа согласно времени года .

6. Тема. Заключительная работа над изделием (9ч)

Теоретические сведения: Проверка изделия на наличие дефектов, формирование навыков оформления изделия в раму, паспорту, аппликация – элемент одежды, интерьера

Практическая работа: удаление недочетов, закрепления готовой работы, работа над оформлением.

7. Тема. Оформление шарфа. (12ч)

Теоретические сведения: Оформление шарфа в свободной росписи

Вступительная беседа об этапах росписи.

Демонстрация образцов, обсуждение. Знакомство с основными законами и правилами построения декоративной композиции, а так же цветового решения.

Практическая работа:

Приготовление, смешивание и проба красителей, отработка приемов залива на ткани. Составление колера. Проведение непрерывных линий резервом, заливка

красителем

8. Тема. Трафаретная роспись. Творческий проект(24ч)

Теоретические сведения: виды трафаретов в росписи. Работа с трафаретом. Закрепление готового рисунка. Выбор темы. Проектная деятельность: исследовательская часть. Творческая деятельность - создание законченного продукта. Защита проекта.

Практическая работа: поэтапное выполнение творческого проекта, согласно темы.

9.Тема. Выполнение настенного панно в стиле «Горячий батик» воском (18 ч.)

Теоретические сведения: основные приемы, используемы е в стиле «Горячий батик». Выполнение работ в два перекрытия, выполнение работ в 3 перекрытия от простого батика к сложному, и выполнение работ с использованием эффекта «кракле».

Практическая работа: выполнение работы в стиле «Горячий батик», простой батик, сложный в несколько перекрытий,.

10.Тема. Промежуточная аттестация (3ч)

Теоретические сведения. Предварительная аттестация. Виды росписи, холодный батик. Композиция в рисунке, цветоведение.

Практическая работа. Проведение предварительного тестирования по теме. Выполнение пробных образцов в стиле «холодный батик».

11. Тема. Простой батик. (12ч)

Теоретические сведения: Вступительная беседа об этапах росписи.

Демонстрация образцов, обсуждение. Знакомство с основными законами и правилами построения декоративной композиции, а так же цветового решения.

Практическая работа:

Приготовление, смешивание и проба красителей, отработка приемов залива на ткани. Составление колера. Проведение непрерывных линий резервом, заливка

красителем

  1. Тема. Антистрессовый рисунок. (21ч)

Теоретические сведения: Особенности выполнение работ в различных техниках самостоятельно. Способы оформление работ.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием разных видов техники. оформление работ в несколько перекрытий

  1. Тема. «Сложный батик» в 3 перекрытия в цвете. (12ч)

Теоретические сведения: Особенности выполнение работ в технике «Сложный батик». Способы оформление работ в несколько перекрытий.

Практическая работа: Последовательное нанесение резерва и краски с учетом требований данного вида техники выполнения.

  1. Тема. Эффекты кракле. (15ч)

Теоретические сведения: Особенности выполнение работ в технике «кракле» . ознакомление с оформлением работ в несколько окрашиваний. Демонстрация образцов, обсуждение. Знакомство с основными законами и правилами цветового решения.

Практическая работа:

Приготовление, смешивание и проба красителей, отработка приемов залива на ткани. Составление колера, заливка воском рисунка, смятие рисунка. Заливка красителем образовавшихся трещин воска на ткани.

  1. Тема. Роспись одежды. Узелковый батик. (12ч)

Теоретические сведения: Знакомство с техникой узелкового батика. Демонстрация изделий окрашенных данным способом. Показ отдельных приемов узелковой техники.

Практическая работа: Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание». Получение солнечного узора в один цвет, два и три цвета.

  1. Тема. Аэрография в Батике. (15ч)

Теоретические сведения: Особенности выполнение работ аэрографом. Особенности оформления работ при создании узелков и аэрографа.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием данного вида техники выполнения.

  1. Тема. Техника росписи по-сырому. (12ч)

Теоретические сведения: Особенности выполнение работ роспись по-сырому. Оформление работ тональной растяжкой. Тема. Платок «Цветущий сад». Холодный батик.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием данного вида техники выполнения. Нанесение краски на влажную поверхность ткани с учетом перспективы и объема.

  1. Тема. Платок «Цветущий сад» (12ч)

Теоретические сведения: Демонстрация образцов, обсуждение. Знакомство с основными законами и правилами цветового решения.

Практическая работа:

Приготовление, формирование узелков, сборок, смешивание и проба красителей, отработка приемов смешивания краски на ткани, поэтапно заливая одну плоскость работы за другой.

19. Тема. Техника «Лессировки» (9 ч)

        Теоретические сведения: Особенности росписи в этой технике. Выбор темы и материалов. Техника наложения цвета в лессировке. Рекомендации по использованию не более 3-х цветов, желательно в одной цветовой гамме.

        Практическая работа: Выполнение эскизов с учетом рекомендаций по выбору цвета и композиции

  1. Тема. Рисунок на природе.(3ч)

        Теоретические сведения: Особенности росписи на природе. Выбор материалов для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по сырому».

        Практическая работа: Выполнение эскизов с учетом свободной росписи, цвета и композиции на природе.

21. Тема. Выставка работ. (3ч)

Теоретические сведения:  Формирование основ выставочной экспозиции.

           Практическая работа: Выставка работ. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.

22. Тема. Промежуточная аттестация. (2ч)

Теоретические сведения: Итоговое занятие. Повторение тем, изученных за год. Основы выставочной экспозиции

     Практическая работа: Выставка работ. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.



Содержание программы 3 год обучения.
  1. Тема. Техника безопасности на занятиях. Введение в курс. (3 ч.)

Теоретические сведения: традиции ЦДТ, организация деятельности. Правила поведения в помещении, при чрезвычайных ситуациях. Правила ТБ на занятиях. Знакомство с планами на год, материалы и оборудование. Повторение истории Батика,

2.Тема. Выполнение проекта в стиле холодный батик «абажур». (18 ч.)

Теоретические сведения: Выбор темы. Исследовательская часть. Творческая деятельность. Защита проекта

Практическая работа: Выполнение творческого проекта - создание законченного продукта

3.Тема . Выполнение отделок на готовых изделиях в технике шитый батик .(6 ч.)

Теоретические сведения: основные приемы, используемы е в технике «шитый батик». Выполнение работ со сборкой и сложением, перекручиванием, последующее окрашивание в несколько приемов, в одно перекрытие. Выполнять на готовом изделии отделку в этой технике

Практическая работа: выполнение работы в технике шитый батик.

4. Тема .Тоновая проработка образца с учетом дефектов (12ч)

Теоретические сведения: Последовательное окрашивание в несколько приемов. Выполнять на готовом изделии отделку

Практическая работа: выполнение работы с учетом дефектов.

5. Тема . Рабочий инструмент. (9ч)

Теоретические сведения: Повторение темы рабочий инструмент. Приемов работы с ним

Практическая работа: выполнение пробных образцов всеми приспособлениями и на разных материалах.

6. Тема . Подготовительный этап (9ч)

Теоретические сведения: основные этапы в подготовке изделия к росписи.

Практическая работа: выполнение образца по этапам.

7. Тема . Выполнение отделки на юбке (15ч)

Теоретические сведения: основные приемы, при росписи на готовом изделии. Выполнение работ со сборкой и сложением, перекручиванием, последующее окрашивание в несколько приемов, в одно перекрытие. Выполнять на готовом изделии отделку в этой технике

Практическая работа: выполнение росписи на юбке.

8. Тема . Выполнение зарисовки на футболке (27ч)

Теоретические сведения: основные приемы, используемые в технике роспись на футболке. Выполнение работ со сборкой и сложением, перекручиванием, последующее окрашивание в несколько приемов, в одно перекрытие. Выполнять на готовом изделии отделку в этой технике

Практическая работа: выполнение росписи на футболке.

9.Тема. Промежуточная аттестация (3ч)

Теоретические сведения. Предварительная аттестация. Виды росписи

Практическая работа. Проведение предварительного тестирования по теме. Выполнение пробных образцов

10.Тема . Выполнение коллективных работ (12 ч.)

Теоретические сведения: Выполнение коллективных работ, подразумевает создание мозгового центра, где рождаются идеи и ролевое выполнение по составным частям тех работ, которые по силам ребятам. Сбор информации и ее обработка

Практическая работа: Выполнение работ с использованием перечисленных техник.

11.Тема. Антистрессовый рисунок. (21ч)

Теоретические сведения: Особенности выполнение работ в различных техниках самостоятельно. Способы оформление работ.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием разных видов техники, оформление работ в несколько перекрытий

12.Тема. Продолжение знакомства с художественными произведениями лучших отечественных мастеров. (3ч)

Теоретические сведения: Знакомство с работами художников-иллюстраторов С. Андрияка, К. Коровин, В. Васнецов, И. Билибин

Практическая работа: просмотр, наблюдение, обмен информацией.

13. Выбор темы проекта и способов оформления. (12ч)

Теоретические сведения: Повторение видов росписи, этапов выполнения проектной деятельности.

Практическая работа: Первый этап – выбор темы и материалов, способов оформления проекта с использованием разных видов техники.

14. Тема. Выполнение проекта (15ч)

Теоретические сведения: Повторение последовательности выполнения изделия в рамках проекта

Практическая работа: Выполнение проекта – в композиции, цвете, цветовых эффектах, оформление с использованием разных видов техники.

15. Тема. Закрепление работы (12ч)

Теоретические сведения: Повторение последовательности закрепления изделия

Практическая работа: закрепление работы, оформление.

16. Тема. Экскурсия в музей, на районные выставки. (9ч)

Теоретические сведения: Экскурсии проводятся на базе краеведческого музея, на городские и районные выставки, участие в праздниках и утренниках ЦЦТ

Практическая работа: просмотр, наблюдение, обмен информацией.

17.Тема . Выполнение серии работ «Времена года». (12 ч.)

Теоретические сведения. Выбор темы индивидуального проекта, использование понравившейся технологии выполнения, этапы, особенности выполнения.

Практическая работа: выполнение по этапам проекта

18.Тема. Творческий проект на тему «Оформление любимой одежды в стиле батик» (27ч)

Теоретические сведения: выбор темы проекта. Выбор темы. Исследовательская часть. Творческая деятельность - создание законченного продукта. Защита проекта

Практическая работа: Выполнение творческого проекта.

21.Тема. Итоговая аттестация. Анализ работы за год. (3ч)

Теоретические сведения: Итоговое занятие. Повторение тем, изученных за год. Основы выставочной экспозиции

     Практическая работа: Выставка работ. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.



1.5. Планируемые результаты


1. В области личностного развития обучающийся:

Ознакомительный уровень

Базовый уровень

проявляет потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, художественный вкус

проявляет устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов.


способен к художественному познанию мира;

осознанию общечеловеческих ценностей и отражению их в собственной деятельности,

способен к эстетической оценке произведений искусства, явлений окружающей жизни


2. В области освоения метапредметных умений обучающийся:

Основной уровень

Базовый уровень

обретает самостоятельный творческий опыт, формирующий способность к самостоятельной деятельности;

умеет эстетически подходить к любому виду росписи;

способен к целостному художественному восприятию мира;

самостоятельно проявляет фантазию, воображение, интуицию,

развита визуальная память;


выбирает наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проекта;

сравнивает полученный результат; оценивает свою деятельность и деятельность других;

определяет собственные проблемы и устанавливает их причины;

ставит цели самообразовательной деятельности;

владеет опытом восприятия и аргументированной оценки произведения искусства;

активно участвует в индивидуальных и коллективных творческих проектах


3. В области освоения предметных знаний и умений обучающийся:

Основной уровень

Базовый уровень

владеет различными видами росписи;

знает законы цветоведения, композиции;

использует различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;


умеет различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

уверенно владеет различными техниками рисунка в стиле «Батик» для создания проекта;

умеет передать фактуру, декорировать предметы быта и одежду.




Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Формы аттестации и оценочные материалы

Программа предусматривает контроль уровня обучения:

  • вводный (в начале курса)

  • текущий контроль (на каждом занятии);

  • промежуточный (в конце каждого полугодия)

  • итоговый контроль (в конце 3го года обучения

  • вводный контроль: при проведении вводного контроля обучающимся в кружке предлагаются творческие задания, направленные на диагностику начального уровня обучающихся. Результаты анализируются и используются в дальнейшем в ходе формирования учебного маршрута.

  • промежуточную аттестацию: промежуточный контроль успеваемости проходит виде творческого просмотра работ обучающихся по окончании каждого полугодия учебного года, а так же путем выполнения тестовых заданий, необходимых для проверки теоретических знаний.

  • итоговый контроль: этот контроль осуществляется в конце учебного года 3 года обучения и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. Итоговый  контроль проводится в форме отчетной выставки, презентации творческого проекта.

Формы подведения итогов  реализации программы:

Оценка теоретических знаний производится в форме:

  • собеседования;

  • обсуждения;

  • тематических кроссвордов (оценка широты кругозора);

  • тестирования.

Критерии оценки знаний:

  • объём знаний,

  • осмысленность терминологии,

  • соответствие уровня теоретических знаний уровню практических работ.

Формирование мировоззренческих нравственных принципов

(гражданской позиции, социальной адаптации) определяется с помощью:

  • педагогического наблюдения (тестирования);

  • беседы;

Оценка результатов занятий по программе:

  • по уровню художественного мастерства;

  • по уровню теоретических знаний;

  • по способности взаимодействовать с другими детьми;

  • по способности принимать самостоятельные решения;

  • по широте кругозора.

Оценка художественного мастерства:

  • по уровню выполнения практических заданий на выставках творческих работ;

  • по результатам участия в художественных конкурсах, смотрах, фестивалях.

Критерии оценки художественной работы:

  • качество исполнения

  • художественная форма,

  • правильное использование материалов,

  • оригинальность, творческий подход,

  • соответствие и раскрытие темы задания.


Оценочные материалы прилагаются: см. Приложение 1.


2.2. Условия реализации программы

Программа реализуется при наличии:

-Просторного, светлого помещения не менее, чем на 12 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно–техническими нормами.

-Оборудования: столов, стульев разноуровневых, соответствующих возрасту обучающегося, школьной доски, шкафов для хранения материалов, инерактивной доски, ноутбука, компьютера.

-Материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, цветной бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, “Момента”,ножниц, фломастеров, пастельных мелков, туши, маркеров, гелевых ручек, лоскутов тканей, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, стеклянных трубочек, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, банок для воды , скрепок, кнопок и др.).

-Информационных ресурсов: библиотеки, интернет- ресурсов, видео и аудио альбомов на электронных носителях (флеш-носители, ноутбук).

-Кадрового обеспечения: наличие одного педагога, имеющего образование по профилю.


2.3. Методические материалы:

  • репродукции альбомов художников,

  • методических пособий (растяжка цвета холодных, теплых оттенков, гармоничного сочетания цветовых соотношений и нюансы цветовой гаммы, учебное пособие - виды композиции, образцы тканей в таблице, их свойства);

  • рекомендации интернет-ресурсов, электронных ресурсов - видео и аудио материалов и т.д.;

  • структура занятия: организационный момент - подготовка к занятию, сообщение сведений о инструментах и материалах, знакомство с темой занятия – теория, практическая часть – последовательность выполнения работы, поведение итогов – рефлексия;









  • педтехнологи: здоровьезберегающие технологии, разноуровневые технологии, технологии проблемного обучения.


Методы, используемые в работе -

Программой объединения «Батик» предусмотрены групповые и индивидуальные методы обучения, работа над творческими проектами, методы проектной деятельности. На занятиях используются различные методы обучения - объяснительные, демонстрационные, практические. Во время практики дети учатся сами создавать различные изделия, используя поисковый и частично поисковый метод, нацеленность на конечный результат, что позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности, создание условий для ситуации успеха.



2.4. Календарный учебный график


год обучения

начало учебного года

конец учебного года

количество учебных недель

количество учебных часов/дней

режим занятий

сроки проведения аттестации

1

сентябрь

май

36

144/72

2 раза в неделю – 2 часа

сентябрь- вводная, декабрь – промежуточная, май - промежуточная

2

сентябрь

май

36

216/72

2 раза в неделю – 3 часа

декабрь – промежуточная, май - промежуточная

3

сентябрь

май

36

216/72

2 раза в неделю – 3 часа

декабрь – промежуточная, май - итоговая



Продолжительность учебных занятий – 2 занятия по 45 мин, перемена – 10 мин

Каникулы:

Зима: 01.01.2020 – 08.01.2020

Лето: 01.06.2020 – 31.08.2020

Нерабочие дни на 2020 – 2021 уч.г.: 4.11.2020, 01.012020 – 08.01.2020, 23.02.2020, 08.03.2020, 01.05.2021, 09.05.2020

Место проведения занятий: ЦДТ г. Суража, кабинет № 2








2.5. Рабочая программа


В 2020-2021 учебном году по программе «Батик» будет заниматься 1 группа 1 года обучения.



Календарно-учебный график на 2020-2021 учебный год.


В 2020-2021 году по общеобразовательной программе будет заниматься 1 группа 1-го года обучения.

Начало учебного года - 15 сентября 2020г.

Конец учебного года – 31 июня 2021г.

Время проведения занятий:

Пятница 16-30 - 18-15

Воскресенье 11-00 – 13-10

Место проведения ЦДТ г. Суража, кабинет №2

Форма организации занятий: групповая, индивидуальная

Количество часов по программе - 144

Количество дней – 72

На праздничные дни выпадают : 6 дней – 12 часов - 01. 01.2021, 03. 01.2021, 08.01.2021, 10.01.2021, 02.05.2021, 09.05.2021

Эти часы реализуются за счет внеаудиторных состоятельных занятий.

Задачи рабочей программы 2020-2021 учебного года

  1. Формирование приемов и навыков овладения различными видами росписи;

  2. Формирование и развитие умений использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;

  3. Формирование умений различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.


Календарно-тематическое планирование

кружка «Батик» 1 год обучения

















№ п/п


дата


Тема изучаемых разделов

Содержание

Форма занятия

Форма аттестации и контроля


Вводное занятие. История. Основы декоративно-прикладного искусства.




История возникновения искусства росписи по ткани. Батик – ручная роспись по ткани приемы росписи, виды росписи. Просмотр видеоматериала, выполнение пробных образцов в разных видах росписи. Предварительная аттестация.Холодный батик, горячий батик, узелковый, свободная роспись.

ТБ на занятиях

общения

Собеседование,

опрос


Предварительная аттестация, техника безопасности

Работа с красками, бумагой, выполнение тестов, индивидуальных заданий

Практические здания.

Тесты, опросы


Материалы и инструменты, используемые в росписи.

Работа с красками на ткани, просмотр видеоматериала по теме. ТБ при работе

Творческая мастерская

Тесты, опрос


Основы цветоведения

Цветоведение в росписи сродни законам акварельной живописи . Выполнение растяжки цвета

творческая мастерская

Тесты, опрос


Цветовой контраст от холодного к теплому

Цветовой контраст, выполнение от холодного до теплого. Выполнение образца

Творческая мастерская

просмотр


Цветовой контраст от светлого к темному

Цветовой контраст от светлого к темному. Выполнение образца

творческая мастерская

Просмотр работ


Контраст насыщенности цвета

Выполнение образца по контрасту насыщенности

практикум

Обсуждение достижений


Практическое задание по цветоведению

Цветоведение в росписи сродни законам рисунка выполнение пробного образца

творческая мастерская

Просмот оценка


Основы композиции

Изучении композиции в рисунке, выбор композиции по замыслу

практикум

Наблюдение, опрос


Взаимосвязь элементов композициии

Изучение взаимосвязи элементов композиции, доминанта в композиции

  • композиционный цент

  • выполнение эскизов с учетом композиции и взаимосвязи

практикум

опрос


Центральная композиция

Изучение вида композиции. Выполнение образца на ткани

практикум

Обсуждение, оценка


Линейная композиция

Изучение видов орнамента, зарисовка орнамента, подробное знакомство с различными видами орнамента. Выполнение образца линейной композиции на бумаге, аналогично на ткани

практикум

тесты


Материаловедение

Определение состава ткани при помощи горения, тактильным способом

практикум

тесты




Материаловедение

Подготовка ткани к работе (стирка, утюжка ткани, нанесение рисунка на ткань, натягивание на рамку); поэтапное выполнение фрагмента


практикум

тесты


Холодный батик

  • Знакомство с росписью ткани в стиле Батик. Батик, как жанр декоративно-прикладного искусства. просмотр видеоматериала

лекция

опрос


Свободная роспись

Знакомство с инструментами и материалами. Изготовление шейного платка. Свободная роспись, растяжка цвета, эффект солью.

практикум

просмотр образцов


Работа с резервирующим составом

Просмотр образца и пробные варианты нанесения контурного состава;

правила нанесения – по замкнутой контурной линии; проверка качества нанесения контурного состава

практикум

Просмотр работ


Декоративное панно. Холодный батик «Наш город»

Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава.

Творческое задание

Просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Наш город»

Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

творческое задание

мастер-класс


Декоративное панно «Наш город»

Работа красителями, цветным контуром, смешение цветов, уточнение переднего плана

творческое задание

просмотр работ


Закрепление готовой работы.

Практическое применение полученных знаний по теме: закрепление работы при помощи утюга и «на пару», проверка соблюдения правил техники безопасности; способ закрепления “на пару”


практические задания

просмотр и оценка работ


Подготовка к выставкам и конкурсам

Самостоятельная работа.

практические задания

оценка работ


Декоративное панно «Осенний день». Холодный батик

Создание декоративного, стилизованного  эскиза, выбор рисунка



практическое задание

просмотр работ


Декоративное панно «Осенний день». Холодный батик

Начало работы красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

практикум

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Осенний день». Холодный батик

Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете

творческие задания

просмотр и оценка


Выполнение зарисовки «Кленовый лист»

Копирование кленового листа на бумагу. Перенос на ткань. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете

творческие задания

просмотр и оценка


Тоновая проработка. Нанесение красок на панно

Поэтапная прорисовка деталей композиции: нанесение краски светлым тоном, проработка более плотным тоном, добавление соли или калийных удобрений для достижения эффекта темных вкраплений или звездчатых разводов. доработка деталей после высыхания.

практические задания

просмотр и оценка работ


Закрепление готовой работы. Повторный инструктаж по технике безопасности

Практическое применение полученных знаний по теме: закрепление работы при помощи утюга и «на пару»,проверка соблюдения правил техники безопасности; способ закрепления “на пару”

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Ирисы». Выбор сюжета

Создание декоративного, стилизованного эскиза

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Ирисы», перенос рисунка на ткань

Разработка кальки. Перенос рисунка на ткань. Натяжение ткани на раму

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Ирисы», работа с резервом.

Работа с резервом по замкнутой линии контура рисунка

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Ирисы».

Работа красителями – подбор и смешение цветов, краски на ткань. Фонововая прорисовка..

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Ирисы».

Завершение работы в цвете

практические задания

просмотр и оценка работ


Изображение растительного мира.

Самостоятельная работа. Наблюдение особенностей растений в природе. Создание декоративного, стилизованного  эскиза

творческое задание

просмотр и оценка работ


Выполнение зарисовки «Кленовый лист»

Самостоятельная работа.Копирование кленового листа на бумагу. Перенос на ткань.

творческие задания

просмотр и оценка


Закрепление готовой работы. Повторный инструктаж по технике безопасности

Самостоятельная работа.Практическое применение полученных знаний по теме: закрепление работы при помощи утюга и «на пару»,проверка соблюдения правил техники безопасности; способ закрепления “на пару”

практические задания

просмотр и оценка работ


Экскурсия в музей

Наблюдение, обмен впечатлениями, анализ работ художников, композиционного и цветового решения картин

экскурсия

Наблюдение, опрос


Промежуточная аттестация

Выполнение теста-задания по цветоведению, композиции, видам используемых инструментов и материалов

практические задания

Тесты, опрос, оценка


Выполнение зарисовки «Кленовый лист»

Натяжение ткани на раму,перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава.

практикум

просмотр и оценка


Выполнение зарисовки «Кленовый лист»


Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Холодный батик и свободная роспись – «деграде», растяжка цвета. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

творческое задание

просмотр и оценка работ


Выполнение зарисовки «Кленовый лист»


Прорисовка в цвете фона и уточнение мелких элементов (прожилки, паутинка)

творческое задание

Оценка раот


Выполнение зарисовки «Кленовый лист»


Завершение работы. Уточнение светотеневого контраста

творческое задание

Оценка работ


Закрепление готовой работы.

Практическое применение полученных знаний по теме: закрепление работы при помощи утюга и «на пару», проверка соблюдения правил техники безопасности; способ закрепления “на пару”

практические задания

просмотр и оценка работ


Оформление работы

Практическое применение полученных знаний по теме: натяжка работы на картон, оформление в рамку, проверка соблюдения правил техники безопасности;

практические задания

просмотр и оценка работ


Выставка работ

Просмотр работ и самостоятельная оценка результатов, корректировка и уточнение деталей

выставка

просмотр и оценка


Закрепление готовой работы.

Практическое применение полученных знаний по теме: закрепление работы при помощи утюга и «на пару», проверка соблюдения правил техники безопасности; пособ закрепления “на пару”

практические задания

просмотр и оценка работ


Изображение животного мира

Роспись готовой футболки, майки. Создание эскиза, кальки

творческое задание

просмотр и оценка работ


Нанесение красок на футболку.

поэтапная прорисовка деталей композиции:

- нанесение краски светлым тоном,


практические задания

просмотр и оценка работ


Прорисовка элементов рисунка

- проработка более насыщенным плотным тоном элементов рисунка

практические задания

просмотр и оценка работ


Уточнение элементов рисунка

- на этапе завершения, прорисовка фона, доработка деталей после высыхания. Закрепление работы.

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «В мире кошек».

Поиск темы. Разработка эскиза.

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «В мире кошек». Перенос рисунка на ткань

Разработка кальки. Перенос рисунка на ткань. Натяжение ткани на раму

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «В мире кошек». Работа с резервом

Работа с резервом по замкнутой линии контура рисунка

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «В мире кошек». Оформление в цвете

Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «В мире кошек». закреплени работы

Закрепление работы утюгом или над паром.

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно « Солнце встает». Выбор сюжета

Создание декоративного, стилизованного  эскиза

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно « Солнце встает». Перенос рисунка на ткань

Разработка кальки. Перенос рисунка на ткань. Натяжение ткани на раму

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Солнц встает». Работа с резервом

Работа с резервом по замкнутой линии контура рисунка

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Солнце встает» тоновая проработка

Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете. Оформление в раму

творческие задания

просмотр и оценка работ


Свободная росписьДекоративное панно «Пейзаж».

Создание декоративного, стилизованного  эскиза

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Пейзаж». Перенос рисунка на ткань

Разработка кальки. Перенос рисунка на ткань. Натяжение ткани на раму

практические задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Пейзаж». оформление фона

Заливка фона в соответствии цветовой гаммой рисунка

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Пейзаж». Тоновая проработка

Уточнение элементов рисунка переднего плана. после высыхания, заднего план

творческие задания

просмотр и оценка работ


Декоративное панно «Пейзаж». Оформление работ

- оформление в рамку, (натяжение рисунка на картон, оформление в рамку)

творческие задания

просмотр и оценка работ


Выставка готовых работ

просмотр образцов готовых изделий с фрагментами росписи

творческие задания

просмотр и оценка работ


Узелковая техника.

Ознакомление с узелковой техникой. Оформление шейного платка в узелковой технике , поиск сюжета из интернет-ресурсов

творческие задания

просмотр и оценка работ


Оформление платкасоздание узелков

Подготовительный этап -скручивание и связывание ткани по схемам. Роспись ткани в связанном состоянии.

творческие задания

просмотр и оценка работ


Нанесение красок.

Поиск цветовой гаммы. смешение цветов на палитре. Нанесение определенного оттенка по узелкам

творческие задания

просмотр и оценка работ


Рисунок на природе

Построение эскиза

творческие задания

просмотр и оценка работ


Рисунок на природе

зарисовки на природе, получение впечатления о красках и изменениях в природе на тему времена года

творческие задания

просмотр и оценка работ


Выставка работ

Просмотр работ и самостоятельная оценка результатов, корректировка и уточнение деталей

выставка

просмотр и оценка работ


Итоговое занятие, промежуточная аттестация.

  • Проведение промежуточной аттестации аттестация,анализ выполненных работ

  • осознание результатов своей деятельности

Тесты, практические задания

тестирование, оценка, анализ работ

2.6. Список литературы

Список литературы для родителей:

  1. Гильман Р.А.Художественная роспись ткан–М.,2003.

  2. Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации. –М., 2008.Ростовцев Н.Н.

  3. Жолобчук А.Я.Подарки из батика. –М., 2004

  4. Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., - 2000


Список литературы для обучающихся:

  1. Давыдов С.Энциклопедия батика.Техника. Приёмы. Изделия. –М., 2005.

  2. Синеглазова М.А.Распишем ткань сами. –М., 2000.

  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: «Мозаика -Синтез», 2005г.

  4. Загребаева Л.В. Роспись по ткани, лоскутное шитье. – М., - 2002. – С.45

  5. Журнал «Чудесные мгновения». М. ОО «РТОЛтд». Август 2003


Список литературы для педагога:

  1. Дополнительное образование. Сборник типовых программ.-Тирасполь: ПГИРО, 2008.

  2. Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации. –М., 2008.Ростовцев Н.Н.

  3. Образовательные программы по декоративно-прикладному искусству для УДОД / Под. ред. Т.Т. Фоминой. –М.: ООО «ДОД», 2007.

  4. Стопплман М., Кроу К.Ткани и другой текстиль. –СПб., 2000.

  5. Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., - 2000

  6. yandex.ru/imagesросписи по ткани

  7. sdelala-sama.ru1206-batik-rospis-po-tkani-dlya…

  8. fb.ruarticle/111483/rospis-po-tkani---batik

  9. yandex.ru/imagesросписи по ткани

  10. market.yandex.ruросписи по ткани

  11. textiletrend.rupro-tkani/ispolzovanie/rospis…

  12. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/lib















Приложение.

Приложение 1. Оценочные материалы


Контрольно-оценочные материалы в 1 год обучения.

«Художественная роспись ткани. Батик»

Вариант 1.Контрольные вопросы

1.        Опишите правила выполнения эскиза для батика

2.        3аконы линейной перспективы, приведите примеры

3.        Пропорции фигуры человека

4.        Как различаются пропорциональные отношения ребенка и взрослого человека

5.        Что такое батик

6.        Где зародился батик, история его развития

7.        Назовите основные виды батика

8.        Какие материалы и инструменты необходимы для батика

9.        Отличие холодного батика от горячего и от свободной росписи

10.        Каких художников-иллюстраторов вы знаете

Вариант 2.Контрольные задания

1.        Составьте схему «Виды батика»

2.        Изобразите цветовой круг

3.        Изобразите плавные переходы «от цвета к цвету» на ткани

Вариант3. Тест

1.        Что такое батик:

А) художественная техника росписи по ткани

Б) вид ДПИ

В) художественная техника работы с тканью

2.        Какой вариант не является видом батика:

А) свободная роспись

Б) горячий батик

В) узелковый батик

Г) холодный батик

3.        Как называют художников, рисующих иллюстрации к сказкам

А) сказочники

Б) баснописцы

В) мультипликаторы

Г) иллюстраторы

4.        Законы линейной перспективы

А) Что ближе к нам, то изображаем крупнее

Б) Что дальше от нас, то изображаем крупнее

В) Все вертикальные линии (стволы деревьев, столбы) остаются вертикальными, но при приближении к линии горизонта уменьшаются по высоте

Г) Все вертикальные линии (стволы деревьев, столбы) остаются вертикальными, но при приближении к линии горизонта увеличиваются по высоте

Д) Все горизонтальные линии при удалении как бы поднимаются к линии горизонта и сходятся в точке зрения

5.Определите художников-иллюстраторов

А) С. Андрияка

Б) К. Коровин

В) В. Васнецов

Г) И. Билибин

6.Выберите материалы необходимые для батика

А) карандаши цветные

Б) ткань

В) акриловые краски

Г) стеклянная трубочка

Д) гуашь

Е) кисти

З) восковые мелки

Е) бархатная бумага

7.Где зародился батик

А) о. Ява

Б) Япония

В) Китай

8.Правила построения эскиза для батика

А) отсутствие на эскизе мелких деталей

Б) эскиз должен быть выполнен в цвете

В) в конце создания эскиза его обводят темным маркером

Контрольно-оценочные материалы для 1 критерия в 2 год обучения.

«Художественная роспись ткани. Батик»

Вариант 1.Контрольные вопросы

1.Назовите виды батика

2.Перечислите техники росписи ткани

3.В чем заключается техника монотипии

4.Что такое лессировка

5.Чем техника монотипии отличается от лессировки

6.Опишите последовательность работы в технике «бандана»

7.Какие декоративные эффекты можно делать в батике

8.Приведите примеры изделий, которые можно расписывать батиком

9.Что такое «кракле», принцип ее выполнения

10.Назовите правила построения эскиза

Вариант 2.Контрольные задания

1.Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике свободной росписи

2.Изобразите схему «виды свободной росписи»

3.Нарисуйте эскиз на тему «Мои цветы», учитывая правила создания эскиза

Вариант3. Тест

1.Что такое батик

А) художественная техника росписи по ткани

Б) вид ДПИ

В) художественная техника работы с тканью

2.Какой вариант относится к свободной росписи

А) роспись по - сырому

Б) горячий батик

В) узелковый батик

Г) холодный батик

Д) эффект мрамора

5.Выберите материалы необходимые для холодного батика

А) цветные карандаши

Б) ткань

В) резервирующий состав

Г) стеклянная трубочка

Д) гуашь

6.Отличие контуров от резервирующего состава

А) разнообразие цвета

Б) контуры не проникают вглубь ткани

В) контуры можно наносить кистью

7.Эффект кракеле заключается в…

А) заливке фона черным красителем

Б) создание эффекта трещин на картине, «налета старины»

В) в исправлении допущенных ошибок

8. Способы закрепления красителей

А) паровая баня

Б) сушка феном

В) проглаживание утюгом

2 критерий. Умение выполнять работу в технике холодного батика.

Для данного критерия характерны знание и выполнение работы в технике холодного батика. Включает в себя разработку и создание эскиза, перевод эскиза на ткань (резервом или контуром), выполнение работы в цвете, создание декоративных эффектов, закрепление красителей, оформление работы.

Уровни усвоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.

  • 3 балла – высокий (характерны: знание и выполнение основных этапов работы, умение самостоятельно создавать эскизы, работать на ткани с резервом и красками).

  • 2 балла - средний (допускается знание и выполнение основных этапов работы с ошибками, либо знание, но не выполнение необходимой последовательности, умение с консультацией педагога создавать эскизы, работать на ткани с резервом и красками).

  • 1 балл – начальный (незнание или невыполнение работы в соответствующей последовательности, проявление интереса, необходимость в подсказках, репродуктивный уровень).

  • 0 баллов - низкий (не знание и не желание работать, отсутствие интереса).





Контрольно-оценочные материалы для 2 го года обучения.

«Художественная роспись ткани. Батик» вариант 1

Вариант 1.Контрольные вопросы

1.Опишите принцип работы в технике холодного батика

2.От чего зависит название холодный и горячий батик

3.Опишите последовательность ведения работы в технике холодного батика

4.Правила выполнения эскиза для холодного батика

5.На каком этапе выполняется перевод эскиза на ткань

6.Какой вид батика более длителен в исполнении. Обоснуйте ответ

7.Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике холодного батика

8.Опишите принцип действия резервирующего состава

9.Какими способами в холодном батике можно выполнять работу в цвете и от чего это зависит

Вариант 2. Контрольные задания

1.Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике холодный батик

2.Выполните работу в технике холодный батик на тему «Подводный мир. Рыбки»

3.Исправьте ошибки в этапах выполнения работы в технике холодный батик:

1.выполнение изображения в цвете

2.создание эскиза

3.определение композиции изображения

4.перевод эскиза на ткань

5.оформление работы

Для проведения контроля по 2 критерию возможно применение формы педагогическое наблюдение в процессе выполнения упражнений

Вариант 3. Упражнения

1.Нарисуйте эскиз осеннего листа для холодного

2.Выполните работу в технике холодного батика на тему «Животный окрас».

3.Используя резервирующий состав, выполните в технике холодного батика рисунок сказочной птицы


«Художественная роспись ткани. Батик» вариант 2

Вариант 1.Контрольные вопросы

1.Дайте определение холодному батику

2.Рисунок, выполненный в холодном батике, имеет четкие контуры или размытые

3.Опишите принцип работы в технике холодного батика

4.Опишите последовательность ведения работы в технике холодного батика

5.Какие декоративные эффекты можно использовать в технике холодного батика

6.Способы закрепления красителей

7.Для чего необходимо закрепление красителей и всегда ли оно применяется

8.Охарактеризуйте отличия работы с контурами и резервирующим составом

9.Опишите минусы и плюсы работы с контурами

Вариант 2. Контрольные задания

1.Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике холодный батик с цветными контурами

2.Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике холодный батик с декоративными эффектами

3.Выполните работу на тему «Орнаментальные мотивы»

Для проведения контроля по 2 критерию возможно применение формы педагогическое наблюдение в процессе выполнения упражнений

Вариант 3. Упражнения

1.Создайте эскиз и выполните работу на тему «Свободная роспись».

2.Выполните работу на свободную тему в технике «Узелковый батик»

3.Нарисуйте эскиз для холодного батика на свободную тему.


Задания для 3- го года обучения.

Вариант 1.Контрольные вопросы
1Опишите правила выполнения эскиза для батика
2. 3аконы линейной перспективы, приведите примеры
3. Пропорции фигуры человека
4. Как различаются пропорциональные отношения ребенка и взрослого человека
5. Что такое батик
6. Где зародился батик, история его развития
7. Назовите основные виды батика
8. Какие материалы и инструменты необходимы для батика
9. Отличие холодного батика от горячего и от свободной росписи
10. Каких художников-иллюстраторов вы знаете
Вариант 2.Контрольные задания
1. Составьте схему «Виды батика»
2. Изобразите схему «Пропорции человека»
3. Изобразите в перспективе закрытую коробку
4. Найдите соответствие(художник – его работа):
1.Ван Гог
К. Коровин
С. Андрияка
В. М. Васнецов
И. Машков
И. Билибин

2.«Три богатыря»»
«Подсолнухи»
Пейзажи акварелью
Иллюстрации к сказкам
«Аленушка»
натюрморты



1 практическое задание. Натянуть на рамку ткань, выбрать готовый рисунок, сделать эскиз в цвете, выполнить роспись на ткани в цвете в заданной технике.

  • За каждый правильный ответ в задании  учащийся получает  1балл

  • За выполнение каждого  этапа  практического задания (нанесение резерва, композиция, цветовое решение, качество исполнения)  учащийся получает  1-14 баллов.

  • За грамотное выполнение эскиза  росписи на ткани в цвете учащийся получает  56 баллов максимально.

Задания  А:

Дополните определение, подобрав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание:

Правильный ответ

1

Чтобы получить невидимый резерв ( «скрытый резерв»), нужно нанести его на …….. ткань

Окрашенную

2

Резные деревянные доски, с вырезанными и намазанными влажной краской узорами, в батике используются в технике ……

Набойка

3

Свободная роспись в батике подразумевает отсутствие  и …… и ……..

Резерв, воск

4

Орнаментальная композиция, составленная из геометрических фигур, называется………..  ……….

Геометрический орнамент

5

Форма для серийного повторения одного и того же изображения давлением, называется ………

Штамп

6

Состав, применяющийся для создания чёткой границы между
цветовыми пятнами в «холодном» батике, называется …….

Резерв

7

   Батик разделяется на «холодный» и ………

 «Горячий»



23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа детского творческого объединения "Батик"

Автор: Бондаревская Наталья Федоровна

Дата: 03.12.2020

Номер свидетельства: 565349

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства