«Проектная деятельность в рамках преподавания теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ»
«Проектная деятельность в рамках преподавания теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ»
Проектная деятельность в ДШИ – это прежде всего творческая деятельность. Участниками проектов являются дети, родители и преподаватели. Преподаватели, отслеживая результат и делая выводы, строят свою дальнейшую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность в рамках преподавания теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» поселка Ключи Усть-Камчатского муниципального района
«Проектная деятельность в рамках преподавания
теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ»
Автор:
Мазур Наталия Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО ДШИ № 1 п.Ключи
Август 2018 год.
п. Ключи
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть ………………………………………………………. 3
2. Практическая часть………………………………………………………... 4
2.1. Уроки нового типа……………………………………………………… 4
2.2. Внеурочные формы работы…..……………………………………….. 4
Выводы……………………………………………………………………... 5
Список литературы………………………………………………………… 6
Приложения………………………………………………………………… 7
Введение
Цикл теоретических дисциплин является важной составляющей в музыкальном образовании. Предметы цикла: сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, ритмика наряду с другими дисциплинами способствуют музыкально-эстетическому воспитанию детей, расширению кругозора, формированию вкуса и любви к музыке.
Образовательный процесс школы направлен не только на использование традиционных форм работы, но и на внедрение инновационных технологий и методов обучения, отвечающих требованиям современной системы образования.
Проектная деятельность – это прежде всего эксперимент. Это поиск новых форм работы, новые идеи и новые взгляды на устоявшуюся систему преподавания. Проектная деятельность в ДШИ – это прежде всего творческая деятельность. Участниками проектов являются дети, родители и преподаватели. Преподаватели, отслеживая результат и делая выводы, строят свою дальнейшую работу.
1. Теоретическая часть
В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно-деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков у детей. Метод творческого проекта не новый, но еще не часто применяемый вид деятельности в классе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, местными и дистанционными. Главная цель любого проекта - формирование комплексных свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21века.
Инновационная деятельность теоретического отдела, возглавляемого мною, направлена на преобразование существующих форм и методов преподавания, создания новых целей и средств, их реализации.
2. Практическая часть
2.1.Уроки нового типа.
В образовательный процесс активно внедряются уроки нового типа:
- Интегрированные уроки, основанные на технологии эффективного урока; например, интегрированный урок-представление для учащихся отделений ИЗО на тему «Частушка и матрешка»;
- Уроки с имитацией публичной формы обучения, например, урок дискуссия для учащихся отделения духовых инструментов «Оркестр духовых инструментов»; урок-презентация для учащихся по предмету «Сольфеджио» «Запись по слуху любимых мелодий» с использованием такой формы работы как самодиктант.
2.1. Внеурочные формы работы.
Внеурочные формы работы:
«Слуховой анализ за рамками урока» и
«Его величество Диктант».
В нашей школе в прошлом году успешно прошел конкурс диктантов, который показал наглядно привлекательность новой формы работы – запись по слуху любимых песен и мелодий (самодиктант) [приложение 1, приложение2]. Все ученики успешно справились с поставленной задачей.
В перспективе мы видим необходимость расширить соревнование, дополнив его еще одной формой работы - слуховым анализом. Данная форма работы в курсе «Сольфеджио» чрезвычайно важна. В ней объединяются все знания и умения, полученные учащимися на уроках. Но самое главное, по моему мнению, состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка. Кроме того, слуховой анализ имеет большое практическое значение для занятий по смежным дисциплинам.
Выводы
Все мы знаем, что интерес к теоретическим дисциплинам с каждым годом угасает, мало специалистов по данному предмету и надо популяризировать эту специальность. Хочу сказать, что на уровне краевого и районного масштаба постоянно проходят различные конкурсы, фестивали учеников-инструменталистов, включая краевую музыкально-теоретическую олимпиаду «Виват музыковед». А вот на районном уровне конкурса по теоретическим дисциплинам нет, хотя в районе имеется 3 школы. Мы преподаватели теоретических дисциплин, в этом смысле немного обделены.
С целью повышения интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам, выявления способных и одаренных детей, расширения кругозор учащихся, приобщение к отечественному и мировому культурному наследию, совершенствования качества обучения учащихся по предметам музыкально-теоретического цикла, повышению профессионально-педагогического мастерства преподавателей и обмене передовым педагогическим опытом, предлагаю опыт проведения внутришкольного конкурса вынести за рамки школы и проводить как районный конкурс в качестве первой ступени к краевой музыкально-теоретической олимпиаде «Виват, музыковед», дополнив соревнования такими формами работы как командные соревнования по предметам теоретического цикла.
Итогом такого рода творческой деятельности становится повышение мотивации у учащихся к изучению теоретических предметов, развитие логического мышления и творческой активности, а самое главное, интереса к изучаемой дисциплине, стремление к успеху.
Список литературы
1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», М. 1975 г.
3. Доклад на тему: «Вопросы методического обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио. Составитель Гусева Елена Владимировна, преподаватель МБОУДОД ДШИ №1 МО г. Краснодар. Gigabaza.ru [Электронный ресурс]
3. Из списка предложенных популярных песен и мелодий подобрать по внутреннему слуху одну из них. Работа готовилась раньше в виде домашнего задания. На конкурсе нужно было записать её в предложенных тональностях.
Приложение 2
Критерии оценивания заданий конкурса «Его величество – Диктант»
«10» – 5+ (превосходно, без замечаний, нестандартный творческий подход к применению полученных знаний);
«9» – 5 (отлично, в работе выполнены все задания, но с одной неточностью);
«8» – 5- (отлично, полное владение знаниями, но допущена одна незначительная ошибка);
«7» – 4+ (очень хорошо, в работе выполнены все задания, но допущена одна, или две незначительные ошибки);
«6» – 4 (весьма хорошо, понимание и осознанность задания, но допущена ошибка);
«5» – 4- (хорошо, работа выполнена с двумя ошибками);
«4» – 3+ (удовлетворительно, запоминание и неосознанность воспроизведения, есть несколько грубых ошибок);