Применение технологии проблемного обучения при изучении музыкальной литературы в детской школе искусств
Применение технологии проблемного обучения при изучении музыкальной литературы в детской школе искусств
Современный педагогические технологии давно и с успехом применяются в общеобразовательной школе. Автор стремился выявить возможности их использования в процессе обучения детей в детской музыкальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проблемного обучения при изучении музыкальной литературы в детской школе искусств»
МО ДО «СГО» «ДШИ г.Светлого»
Применение технологии проблемного обучения
при изучении музыкальной литературы
в детской школе искусств
Автор Ягненкова Надежда Владимировна,
Преподаватель теоретических дисциплин
МО ДО «СГО» «ДШИ г.Светлого»
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Понятиепедагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса
(В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
(ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин)». Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) уровень:локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Современные педагогические технологии давно и с успехом применяются в общеобразовательных школах. Автору работы хотелось узнать возможности использования их в процессе обучения детей в детской школе искусств. Данная работа является результатом изучения, осмысления и творческого применения некоторых инновационных педагогических технологий. Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.
Технологии проблемного обучения
Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.
Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.
При эвристическом методе осуществляются следующие виды деятельности учащихся:
работа над текстом художественного произведения:
анализ эпизода или целого произведения,
пересказ как прием анализа,
подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
анализ образа героя,
сравнительная характеристика героев;
составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;
конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
анализа поставленной проблемы;
выступления на диспуте,
сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над
произведением.
Эвристический метод развивает литературные способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений.
Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.
Практический пример: при изучении сонат и симфоний Й.Гайдна дается следующее задание (лучше, если оно будет сделано в классе, хотя бы частично) – пользуясь учебником ответьте на вопросы
Какое произведение называется циклическим?
Сколько частей в сонатном цикле?
Какие части сонаты пишутся в быстром темпе?
Какие части сонаты пишутся в основной тональности?
Какая тональность в сонате считается основной?
Какая часть сонаты пишется, как правило, в сложной трехчастной форме или в форме вариаций?
В какой форме пишется 1 часть сонаты?
Сколько разделов в сонатной форме?
Как называются разделы сонатной формы?
В какой тональности заканчивается 1 раздел сонатной формы?
В чем разница между экспозицией и репризой?
Какая форма стала основой для сонатной формы?
Для чего существует в сонатной форме связующая часть?
Назовите необязательные разделы сонатной формы.
Как переводится слово симфония?
Чем отличается сонатный цикл от симфонического?
Какая часть симфонии пишется в жанре менуэта?
Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить «Воображаемое интервью с И.С.Бахом»
-Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?
- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?
- Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?
- Где вы получили образование?
- Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?
- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?
И т.д.
Практический пример: Заполни пропуски в предложениях (по необходимости можно использовать как домашнюю или контрольную работу).
Латинское слово «инвенция» в переводе означает -_______________________________
_____________________________________. Так Бах назвал небольшие двухголосные
_______________________________пьесы для __________________________________.
Трехголосные произведения того же типа получили названия _____________________.
Это греческое слово переводится как __________________________________________.
Бах сочинил _____ двухголосных инвенций и ____ трехголосных __________________.
Их музыкальное развитие основано на ___________________. В переводе с латинского языка это слово означает _______________________________. Некоторые инвенции строятся на приеме непрерывной ______________________. Она называется___________ , что переводится с латинского как _______________________.Основу всех _________ пьес составляет короткая, но очень выразительная ______________. Мелодия, которая звучит одновременно с ней в другом голосе, называется ____________________________________.
Построение, которое находится между полными проведениями темы, - это ______________.Задача _____________________ и симфоний – познакомить учеников с правилами движения голосов в _________________________ и получить хорошие навыки игры на _____________.Первые инвенции были написаны для ________________ сына композитора и вошли в «Клавирную _______________________ для _________________________________________Баха.
ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1977г.
Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.