kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии проблемного обучения при изучении музыкальной литературы в детской школе искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный педагогические технологии давно и с успехом применяются в общеобразовательной школе. Автор стремился выявить возможности их использования в процессе обучения детей в детской музыкальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проблемного обучения при изучении музыкальной литературы в детской школе искусств»

МО ДО «СГО» «ДШИ г.Светлого»







Применение технологии проблемного обучения

при изучении музыкальной литературы

в детской школе искусств








Автор Ягненкова Надежда Владимировна,

Преподаватель теоретических дисциплин

МО ДО «СГО» «ДШИ г.Светлого»

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.



Понятие педагогической технологии


В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса

(В.П.Беспалько).

  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).

  • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

(ЮНЕСКО).

  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин)». Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

  1. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

  2. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Современные педагогические технологии давно и с успехом применяются в общеобразовательных школах. Автору работы хотелось узнать возможности использования их в процессе обучения детей в детской школе искусств. Данная работа является результатом изучения, осмысления и творческого применения некоторых инновационных педагогических технологий. Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.



Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.

Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

При эвристическом методе осуществляются следующие виды деятельности учащихся:

        • работа над текстом художественного произведения:

          • анализ эпизода или целого произведения,

          • пересказ как прием анализа,

          • подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,

          • составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,

          • анализ образа героя,

          • сравнительная характеристика героев;

        • составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;

        • конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,

        • анализа поставленной проблемы;

        • выступления на диспуте,

        • сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над

        • произведением.

Эвристический метод развивает литературные способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений.

Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Практический пример: при изучении сонат и симфоний Й.Гайдна дается следующее задание (лучше, если оно будет сделано в классе, хотя бы частично) – пользуясь учебником ответьте на вопросы

  1. Какое произведение называется циклическим?

  2. Сколько частей в сонатном цикле?

  3. Какие части сонаты пишутся в быстром темпе?

  4. Какие части сонаты пишутся в основной тональности?

  5. Какая тональность в сонате считается основной?

  6. Какая часть сонаты пишется, как правило, в сложной трехчастной форме или в форме вариаций?

  7. В какой форме пишется 1 часть сонаты?

  8. Сколько разделов в сонатной форме?

  9. Как называются разделы сонатной формы?

  10. В какой тональности заканчивается 1 раздел сонатной формы?

  11. В чем разница между экспозицией и репризой?

  12. Какая форма стала основой для сонатной формы?

  13. Для чего существует в сонатной форме связующая часть?

  14. Назовите необязательные разделы сонатной формы.

  15. Как переводится слово симфония?

  16. Чем отличается сонатный цикл от симфонического?

  17. Какая часть симфонии пишется в жанре менуэта?


Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить «Воображаемое интервью с И.С.Бахом»

-Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?

- Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?

- Где вы получили образование?

- Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?

- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?

И т.д.

Практический пример: Заполни пропуски в предложениях (по необходимости можно использовать как домашнюю или контрольную работу).


Латинское слово «инвенция» в переводе означает ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­-_______________________________

_____________________________________. Так Бах назвал небольшие двухголосные

_______________________________пьесы для __________________________________.

Трехголосные произведения того же типа получили названия _____________________.

Это греческое слово переводится как __________________________________________.

Бах сочинил _____ двухголосных инвенций и ____ трехголосных __________________.

Их музыкальное развитие основано на ___________________. В переводе с латинского языка это слово означает _______________________________. Некоторые инвенции строятся на приеме непрерывной ______________________. Она называется___________ , что переводится с латинского как _______________________.Основу всех _________ пьес составляет короткая, но очень выразительная ______________. Мелодия, которая звучит одновременно с ней в другом голосе, называется ____________________________________.

Построение, которое находится между полными проведениями темы, - это ______________.Задача _____________________ и симфоний – познакомить учеников с правилами движения голосов в _________________________ и получить хорошие навыки игры на _____________.Первые инвенции были написаны для ________________ сына композитора и вошли в «Клавирную _______________________ для _________________________________________Баха.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1977г.

  2. Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.

  4. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г. Рига, 1994г.

  5. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.

  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка .М., 1985г.

  7. Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.

  8. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г

  9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.

  10. Гузик Н.П. Учить учиться М., Педагогика, 1981г.

  11. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989.

  12. Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., «Педагогика».

  13. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: перемена, 2006.

  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005

  15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ягненкова Надежда Владимировна

Дата: 21.02.2018

Номер свидетельства: 458785

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства