kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение нетрадиционных подходов на уроках рисования в работе с детьми с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие раскрывает понятие и симптомы детского аутизма, а также творческую деятельность в работе с детьми с растройством атистического спектра.

Просмотр содержимого документа
«Применение нетрадиционных подходов на уроках рисования в работе с детьми с расстройством аутистического спектра»

26










Методическое пособие

Педагог – специалист интегрированного, инклюзивного, специального (коррекционного) образования









Применение нетрадиционных подходов на уроках рисования в работе с детьми с расстройством аутистического спектра













Пахомова Светлана Александровна



учитель изобразительного искусства



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №104»









г. Кемерово

2019





Оглавление

Введение___________________________________________________________3-4

Глава 1 Понятие и симптомы детского аутизма__________________________5-6

Глава 2 Творческая деятельность в работе с детьми с расстройством аутистического спектра_______________________________________________7-10

2.1 Рекомендуемые методы в работе с детьми с расстройством аутистического спектра____________________________________________________________11-12

Заключение________________________________________________________32-33

Список литературы__________________________________________________34

Приложение 1______________________________________________________35-36

Приложение 2______________________________________________________37-38

Приложение 3______________________________________________________39-45































Введение

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,

Мир «особого» ребенка безобразен и красив,

неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?



В последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из проблем в системе современного образования является детский аутизм.

Расстройство аутистического спектра рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. Дети с аутизмом испытывают разнообразные трудности (в усвоении содержания учебного материала, в развитии взаимодействия с другими детьми, в концентрации внимания при совместной деятельности, поведенческие трудности).

Актуальность  темы  заключается  в необходимости   проведения своевременной   и адекватной   коррекционной работы,   имеющей ведущее  значение  для  дальнейшего  развития ребенка. Таким детям необходим другой подход в педагогике, учитывающий их особенности восприятия и мышления для того, чтобы наилучшим образом реализовать их потенциал. Адекватное обращение и налаживание контакта с таким ребенком, учитывающее особенности его восприятия и мышления способствует развитию и социальной адаптации.

Новизна данной работы состоит не просто в использовании того или иного подхода, а в продуманной коррекционно-развивающей работе и последовательности ее воплощения на практике. Только при таком условии у ребенка с РАС будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью, прежде всего социальной.

Цель работы заключается в организации помощи и социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра через нетрадиционные подходы в работе (нетрадиционные техники рисования: «нитка-графия», «оттиск губкой по трафарету», «рисование ладошкой»; пластилинопластика).

Задачи:

1. дать представление о проблеме расстройства аутистического спектра, его природе и сущности;

2. проанализировать своеобразие творческой деятельности в работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра;

3. раскрыть особенности содержания коррекционно-развивающей работы и выявить условия для положительной динамики развития детей с расстройствами аутистического спектра.



В данном пособии наглядно представлены нетрадиционные приемы и техники работы на уроках рисования в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (пальчиковая живопись, водяная печать, губки, вата, пластилинопластика и т.д., школьный мини-музей урок, урок – экскурсия, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-сказка).

Эти подходы помогают детям в развитии личностного потенциала, творческих способностей, мелкой моторики, самостоятельности.

В настоящее время обучения детей с расстройством аутистического спектра с применением нетрадиционных подходов рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.

Данное методическое пособие может быть использовано педагогами, воспитателями, родителями, и носит рекомендательный характер.















  1. Понятие и симптомы детского аутизма

«Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, огрождение от мира. Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.

Термин аутизм ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Основные симптомы аутизма - трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей. Коммуникативные нарушения у аутичного ребенка проявляются в относительной или полной невозможности вступить в контакт или поддержать речевой контакт с другими лицами, в выраженном симптоме непонимания обращенной речи. И именно непонимание речи педагога и сверстников становится серьезным барьером на пути получения образования.  В связи с этим для организации совместной учебной деятельности обычных детей и «особого» ребенка учителю необходимо уделять внимание развитию коммуникативных навыков аутичного школьника, поскольку продуктивная коммуникация является основой для осуществления учебной деятельности (понимать и решать учебные задачи, включаться в процесс обучения в сотрудничестве, уметь задавать вопросы по содержанию).

Социализация такого ребенка, преодоления им трудностей обучения, конечно, происходит на основе установления эмоционального контакта, личной связи учителя с ребенком. Именно благодаря тому, что учитель уже видит в ребенке «хорошего ученика», он будет пытаться соответствовать этим представлениям.

Для такого ребенка, прежде всего, важны личные отношения. Он может долго не воспринимать инструкций, даваемых классу фронтально. Это постепенно изменится, но сначала это не должно раздражать учителя. Надо только помнить, что такой ребенок должен сидеть рядом и дополнительно к общей инструкции необходимо обратиться к нему лично. Часто бывает достаточно одного слова, взгляда, улыбки или прикосновения, и ребенок включается в общую работу.

Желательно, чтобы учитель создал ребенку хорошую репутацию в глазах одноклассников. Он, как правило, достаточно странен в своих спонтанных проявлениях, в нелегких попытках установить контакт и легко может произвести плохое впечатление. На уроках учитель может продемонстрировать его сильные стороны: серьезные знания, одаренность в отдельных областях, подчеркнуть свою симпатию к нему.

Неформальные контакты на перемене тоже по возможности должны быть организованы. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. С ним надо специально проговаривать, обсуждать возникающие ситуации.

Позже очень важно сохранить для такого ребенка возможность участвовать в общих экскурсиях, организации концертов, классных спектаклей, праздничных вечеров, присутствовать при общих дискуссиях, даже при невозможности активного участия в них. Очень много такому ребенку дает участие в походах.

Педагогические условия, при соблюдении которых процесс развития коммуникативных навыков школьника с аутизмом будет наиболее эффективным:
1. Создание адаптивной образовательной среды в классе;
2. Организация совместной проектной деятельности учащихся класса и аутичного ребенка;
3. Последовательное применение разнообразных коммуникативных средств.



















  1. Творческая деятельность в работе с детьми с расстройством аутистического спектра

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не при­обретает положительного опыта творческой деятельно­сти, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество,— пишет В.В. Давыдов,— является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего ми­ра, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в ко­торой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку… у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». Л.С. Вы­готский пишет, что «…задача изображения необходимо требует, острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможно­сти приобретения навыков сильно ограничены.

Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажет­ся им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмо­ционально­го напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем.

Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка.

Для поддержания активности ребенка педагог может использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды занятий: лепка, рисование красками, рисование мелками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражне­ниями в иг­ро­вой форме или в виде зарядки. Например: на­ри­совали ти­гра и спрятались от него под стол; слепили пер­сонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали де­ре­во, а теперь встанем и потянемся руками-веточками к солнышку.

На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что зачем следует.

Вместе с этим для детей с расстройством аутистического спектра полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.

Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные ин­тересы ребенка. Но это не означает, что изобразительная деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка.

Рисование способствует формированию более осмысленного восприятия предметов окружающей среды, умению различать их по цвету, форме, и т.д.

Наблюдая за детьми, замечаешь, что они любят рисовать без всякого приглашения со стороны взрослого. Получив в свое распоряжение изобразительные материалы, они начинают их исследовать. В начале в своих рисунках они не делают акцента на выборе цвета — берут первый попавшийся карандаш. Очень яркие цвета являются для многих источником дискомфорта. Достичь устойчивых отношений с аутичным ребенком и создать условия для проявления им своих чувств в изобразительной деятельности очень непросто. В случае, когда это достигнуто, рисование помогает снизить эмоциональное напряжение и создать ощущение комфорта.

Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности. Например, можно предложить ребенку дорисовать начатый взрослым какой – либо рисунок, если он соглашается, то возникает ситуация общения. Необходимо так же поддерживать любую попытку детей воспользоваться своей речью, а для этого взрослый должен комментировать все, что происходит на бумаге.

Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети должны многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Необычные рисунки получаются у ребенка при прослушивании записи звуков природы — поют птицы, шумит дождь и т.д. Если взять рисование под музыку за основу в своей работе по обучению аутичных детей изобразительной деятельности, то можно создать музыкальную программу используя различные произведения, которые будут подобраны для конкретного ребенка. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.

Все это начинает позитивно влиять на эмоциональное состояние. Такое рисование позволяет ребенку передавать в рисунке свой внутренний мир, а так же донести свои переживания до взрослых. Занятия изобразительной деятельностью для детей с аутизмом – это не только возможность выразить себя, но и способ социальной адаптации.

















  1. Рекомендуемые методы в работе с детьми с расстройством аутистического спектра


После довольно близкого общения с детьми с расстройством аутистического спектра, мне стало понятно, что к таким детям нужно использовать особый подход. И никакие программы не подойдут для продуктивной работы.

Мое общение с такими детьми началось с изотерапии, так как искусство выступает в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций, значительно расширяющего диапазон взаимодействия личности с обществом, формирующего механизмы самостоятельной оценки, интерпретации зрительных образов, создающего в мире ребенка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.

Изотерапевтические занятия существенно дополняют основные психологические методы работы и используют возможности искусства для развития личностного потенциала ребенка с синдромом аутизма. Позитивные изменения находят отражение и в рисунках этих детей, окружающий мир в них постепенно одушевляется – от изображения символов осуществляется переход к изображению животных, затем – людей. Путём образного и пластического самовыражения (рисование пальцами, кистью, фломастерами, лепка) ребенок проявляет свои творческие способности, развивает новые навыки и умения, получает возможность избавиться от страхов, обрести уверенность в себе и выстраивать партнерские отношения в наиболее щадящем режиме.

Основная цель изотерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.

Методика изотерапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Изотерапия содействует уменьшению, смягчению собственного аутизма, установлению более адекватного эмоционального контакта между ребенком и педагогом.

Надо отметить, что у детей отмечается прогресс в развитии навыков, улучшилась память, отмечается прогресс в изучении школьной программы.

Стабильность, регулярность изотерапии гарантирует дальнейшее развития ребенка.

Многие дети с расстройством аутистического спектра хорошо рисуют, занимаются искусством. На уроках можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Всем известно, что ребенок с расстройством аутистического спектра мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.























Нетрадиционная техника рисования

«Нитка - графия»



«Оттиск губкой по трафарету»

«Рисование ладошкой»



Во всем свою работу нужно направлять на развитие сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше развиты органы чувств, тем легче ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Использовать природный материал, различные крупы, семена. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.





























Пластилинопластика



«Серебряное копытце»

«У Лукоморья дуб зеленый»




Для всех детей, проходящих изо-терапию, характерно стремление к большей самостоятельности.

Когда мы говорим о самостоятельной изобразительной деятельности обычных детей, то подразумеваем, что ребенок сам способен осуществить выбор темы и техники изображения. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым количеством изобразительных навыков и имеет опыт выражения себя посредством изобразительной деятельности. Из предложенных ему техник он сам выбирает, чем ему рисовать или лепить. Он может самостоятельно найти необходимые ему материалы в шкафу, принести их из дома или обратиться с просьбой к педагогу. Он умеет по своему выбору штриховать или закрашивать изображение, самостоятельно подбирать цвета для адекватного выражения настроения и состояния. Кроме того, он может экспериментировать, изобрести что-либо новое, неожиданным образом смешать краски или расположить персонажей. Таким образом, он наиболее полно выражает собственную индивидуальность.

Особый ребенок часто испытывает существенные затруднения в ситуации выбора, не говоря уже о том, что он может не владеть речью. Поэтому чаще всего выбор он осуществляет из предложенных педагогом вариантов те­мы, имеющихся материалов и немногих освоенных им техник изображения.

Сначала ребенку предлагаются очень ограниченные возможности выбора. Например, выбор из двух заданий, которые ему очень нравятся и хорошо знакомы. Когда такой выбор перестает вызывать затруднения, становится привычным, возможности выбора нужно постепенно расширять. Предлагается большее количество заданий и вариантов их выполнения. Можно договариваться о содержании занятия: «Что будем делать сначала, что потом?», «Как будем делать это?», «Что нам нужно для этого?». Другие ограничения диктуются лишь возможностями конкретного ребенка.

На занятиях ребенку всегда должна быть предоставлена возможность выразить себя доступными ему способами, даже если это выглядит как «каляки-маляки». Важно чтобы педагог внимательно относился к проявлению инициативы ребенка, ведь именно с такого момента начинается самостоятельная изобразительная деятельность обычного ребенка. Задача педагога в этом случае заключается в создании соответствующего контекста и оформлении изображения в законченный зрительный образ. Например, если ребенок называет то, что он рисует, педагог помогает ему придать сходство изображению. Если ребенок не пользуется речью, педагог сам находит это сходство и заканчивает изображение вместе с ребенком.

В самостоятельном рисовании особый ребенок, так же как и обычный, может максимально выразить себя как личность, проявляя свой собственный интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществляя самостоятельно выбор изобразительных средств.

В работе используются основные принципы изотерапии: снятие оценочности — погружение в творческое состояние с помощью рисования и музыки, лепки, аппликации, взаимодействия с природой; снятие барьерной установки (например: «Я не умею рисовать»).









































Детские работы



Эдгар Г.



Паша Т.





Арсений Т.



Уже сейчас у ребят наблюдается прогресс, значительно улучшилось поведение, уменьшилась частота протестных реакций, дети научились новым способам выражать свои желания (не кричать, а показать, используя жест, или сказать об этом).

Так же, в развитии детей с расстройством аутистического спектра большую роль играет музейная педагогика, которая является одной из нетрадиционных технологий, применяемых в нашей стране в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.

Здесь музей играет роль «возбудителя творчества». Принципы организации музейной педагогики позволяют использовать методы интерактивного освоения окружающего мира, что дает возможность наиболее эффективно стимулировать желания особых детей по-другому видеть, слышать, чувствовать, где искусство выступает как средство формирования, развития и выражения эмоций.

На базе нашего учреждения был открыт школьный мини-музей. Что такое музей, это понятно. Но что такое Мини-музей? «Мини» означает, что музей занимает очень небольшое пространство, он создан для детей и открыт для них постоянно. Очень важно, что в создании школьного Мини-музея принимали участие, педагоги, как и сами ребята, так и их родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они помогли ребятам в оформлении экспозиций, в выполнении разных поделок, в собрании коллекций.

К тому же школьный Мини-музей для ребенка – это что то свое, родное, так как дети принимали участие в его создании. Чтоб ребята не бездельничали, а создавали, творили, придумывали, то есть были заняты делом.

С названием школьного Мини-музея, мы уже определились – «Родной Кузбасс». Мы выбрали неслучайно такое название, чтоб познакомить ребят с историей родного края, его культурой, традициями, материальным бытом, предметами старины. Чтоб уважительно относились они к родной земле, к народным традициям. Чтоб ребята помнили и знали о великих людях Кемеровской области, Кузбасса (героях ВОВ, шахтерах, космонавтах, спортсменах, певцах, актерах, поэтах, художниках, музыкантах).



Школьный Мини - музей служит объединению, сплочению людей. Человек, который будет знать своих предков, историю города, школы, историю памятников архитектуры, не совершит плохого поступка. Он просто будет знать им цену.

У нас в школьном мини-музее есть несколько направлений (бытовое, историческое, трудовое, изобразительное). Эти направления способствуют на развитие патриотического, трудового и эстетическое воспитания.

Педагогами проводятся экскурсии, игровые программы, практические занятия, воспитательские и классные часы.

В школьном музее содержатся экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них проявляется интерес, обучение становится более эффективным.

Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет школьного мини - музея может подсказать тему для интересного разговора.
















Школьный Мини-музей «Родной Кузбасс»



















Заключение


Расстройство аутистического спектра – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются, прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы данного расстройства. Ребенок с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постоянном, квалифицированном педагогическом сопровождении.

В заключении можно сделать следующие выводы, что правильно подобранные подходы и их своевременное применение будет способствовать наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра. А именно:

- будет организованно его поведение;

- развиты способности к коммуникативному взаимодействию, обучены навыкам самообслуживания;

- обучены навыкам самообслуживания;

- сглажены негативные проявления аутизма;

- усилена психическая активность ребенка;

Описанный опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра, с помощью нетрадиционных подходов свидетельствует о положительных результатах работы, которые проявились:

- в уменьшении, смягчении симптомов аутизма, установлении более тесного эмоционального контакта между аутичным ребенком и педагогом;

- в проявлении интереса к окружающему;

- в проявлении у ребенка большего желания взаимодействовать, в развитии произвольного внимания;

- в сглаживании негативизма и агрессивных проявлений в поведении;

- в улучшении освоения бытовых навыков.


Таким образом, обращаем внимание современных педагогов, родителей, воспитателей на то, чтобы они тесно соприкасаясь с миром таких детей, помогли им найти свое место в «большом мире», который называется жизнь. Адекватное обращение и налаживание контакта с такими детьми, учитывающее особенности их восприятия и мышления способствует развитию и социальной адаптации.







































































Список литературы



  1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

  2. Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.

  3. Журенков К. Аутизм - болезнь XXI века? // Огонек. - 2001. - № 22 (4697).

  4. Йоханссон И. Особое детство. - М.: Центр лечебной педагогики, 2001.

  5. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М., 2003.

  6. Рыжкова Н.А. Мини-музей /Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008, 256с.





























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра в детском коллективе:



  1. Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

  2. Принимайте его таким, какой он есть.

  3. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

  4. Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

  5. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

  6. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

  7. Найдите общий способ сказать «нет», «да».

  8. Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

  9. Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

  10. Доносить информацию через схемы, наглядные картинки;

  11. Избегать переутомления, четко организовывать пространство;

  12. Подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;

  13. Обращаться к ребенку по имени;

  14. Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;

  15. Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;

  16. Использовать подкрепление правильного действия (поощрением, объятием, стимулом);

  17. Постоянно развивать крупную и мелкую моторику;

  18. Поддерживайте ученика во время изменений;

Некоторые ученики лучше всего работают, если им можно сделать паузу между заданиями или пойти на перерыв (выполнение физ.минуток, потянуться, просто перестать работать). Можно сделать уголок для “сенсорной разгрузки” в школе. Иногда небольших перерывов вполне достаточно, чтобы помочь ребенку с аутизмом справиться с нагрузкой в классе и лучше управлять своим поведением. Однако некоторым ученикам достаточно просто манипулировать каким-нибудь предметом во время уроков. Ученикам с подобной потребностью можно предложить мягкие мячики, пластиковые соломинки, нити с бусинами, резинки, тянущиеся игрушки и даже связки ключей с брелками.

Итак, в работе с детьми расстройством аутистического спектра лучше всего подходить индивидуально. Не стоит гнаться за другими, наиболее успешными программами, педагогами. Стоит лишь чуточку уделить внимание самому ребенку, разобраться, что ему ближе, интереснее и начать с этого работать. Главное во всем подходить творчески, не бояться перемен и необычных подходов в работе. Кому то может показаться странным ваше занятие, зато ребенок получит желанный результат.

В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат. Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Игры для мини – музея «Родной Кузбасс»


При создании и использовании мини-музея мы не забывали о том, что ведущей деятельностью школьника является игра. Поэтому в мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизации, дидактическими и т.д. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. В процессе работы с детьми в мини-музее мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр, а также разработали собственные. Ниже приводится описании ряда таких «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в мине-музее.


Лото

Лото является одной из самых любимых настольных игр ребят. Игра состоит из большой карты с изображением главного предмета и набора маленьких карточек с изображениями предметов, которые соотносятся с главным по определенным качествам. Педагог может самостоятельно разобрать и изготовить эту увлекательную игру с учетом темы мини-музея. Например, в направлении «Русская изба» это может быть лото (кухонные предметы, как люди используют предметы) и т.д.

Солнышко

Для игры потребуется набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка-задание – это круг, разделенный на шесть-восемь секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображен стол, ребенок должен найти предметы, которые должны располагаться при сервировке на столе. Содержание нескольких картинок связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.


Ящик ощущений

« Ящик ощущений» используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из под обуви, посылочный ящик. Хорошо, если крышка легко открывается, - через нее вы будите помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. Учитель кладет в ящик различные предметы. Задача детей – определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини-музее.

Так же можно изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр, например:

  • «Четвертый лишний»

  • «Найди пять отличий»

  • «Разрезные картинки» (для этой игры можно взять подходящие картинки из настенных иллюстрированных календарей)

  • «Угадай что в мешочке»

  • «Лабиринт»

  • «Чья тень» (узнай по силуэту)






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспекты занятий в мини-музее «Родной Кузбасс»

  1. Тема «Беседы с детьми о музее»


Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея
Задачи:
1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают, с музейными профессиями.
3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
Беседа «Что такое музей»
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки...
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в ... (музей).
– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.
- О музее
- Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).
- Для чего люди создают музеи? (Ответы детей).
- Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (показ картинок)
- Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.
- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).
- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).
- Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)
- Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.
- А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.
- Их профессия называется археолог.
- А еще экспонаты в музеи дарят люди.
- Их называют дарители.
– Как экспонаты по падают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея? (Предположения детей).
- Чем отличается экспонат от простого предмета?
(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).
- В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть.
- А знаете ли вы музеи нашего города? Показ картинок.
Учитель вместе с детьми подводит итог беседы:
-Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?- Какие виды музеев вы знаете?


2. Беседа правила поведения в общественных местах - музее


Ход беседы:
Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе - едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье. Какие общественные места вы знаете?
Ответы детей.
Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?
Ответы детей
-Учитель .Чтобы сохранить здоровье и безопасность свою и окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах.
Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
Ответы детей.
Всё названное вами – правила поведения или этикет.
Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.
А теперь серьёзное дадим определение.
«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».
И так мы с вами отправляемся в музей .Какие же нам с вами нужно знать правила.
Куртку, шапку иль пальто,
Не мешало, чтоб оно,
Не ходить, чтоб нам в развалку,
Отнесем мы в ... раздевалку (гардероб).

О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?
Ответы детей.

-Правило: сдай вещи в гардероб.
Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.
-Правило: будь всегда опрятен и вежлив.

В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.
- Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода.
После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.
Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке
Правила поведения в музее.

• Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты .
• Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
• Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.



3. «Путешествие в мини-музей русская изба»

Задачи:

  1. Формировать потребность в изучении обычаев и истории русского народа.

  2. Приобщать ребенка к миру прекрасного через социокультурную среду музея.

  3. Формировать «образ музея», как храма искусства и традиций.

  4. Приучать ребенка к использованию активных выражений художественного слова в обычной жизни.

  5. Развивать художественное восприятие, образное мышление, словарь ребенка.

  6. Воспитывать любовь к истории, традициям русского народа.

  7. Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, побуждать интерес к музею.

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть. Вы улыбаетесь, ваши глазки сияют, и я надеюсь, такое же  хорошее настроение, как и у меня. А что бы вам хотелось сделать сегодня?

Примерные ответы детей:   Мне бы хотелось подарить своему другу рисунок,  а мне хочется спеть песню   и т.п.

Учитель: Как у (называет имя ребенка) глазки сияют. Какое у тебя желание?   (Я бы хотел отправиться в путешествие)

Учитель: Ребята, а ведь это действительно хорошая идея.  А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
        

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.   (С. Михалков)


Учитель: Вы  догадались, куда мы пойдем?   (Мы пойдем в музей).

Учитель: Действительно, я хотела пригласить вас сегодня в музей.

Учитель: А в какой музей мы сегодня пойдем, вы узнаете после игры «Превращение»

Учитель предлагает детям закрыть глаза. Звучит русская народная музыка.

Учитель: Музей...

На первый взгляд — простое слово,

Оно и вам сегодня знакомо.

Но в этом простом и незвучном словечке

Частичка души и судьбы человеческой.

Частичка страны и наше наследство,

Где бабушек наших промчалось детство.

Зайдем и мы в покой музея

И насладимся тишиной.

И от прекрасного немея,

Сольемся с нашей стариной.

Проходите, посмотрите вокруг, полюбуйтесь. Сколько здесь интересных предметов, а значит и историй. Постараемся с Вами погрузиться в атмосферу русского быта. А поможет вам в этом ваша фантазия и воображение.

Психогимнастика.

Учитель: Представьте себе, что вы находитесь в русской избе. Слышен за печкой голос сверчка из щелки сухого полена. На лавке за прялкой сидит бабушка и прядет пряжу. На столе стоит горячий самовар и все в избе дышит теплом и уютом.

А теперь откройте глаза и попробуйте найти те предметы, которые я назвала. А где еще мы встречаем названия предметов русского быта?  (в загадках, небылицах, потешках, пословицах и т.д.)

Учитель: Правильно, молодцы! Давайте, продолжим знакомиться с предметами старины, а помогут нам в этом загадки.

Загадки:

1. Посмотри, какая грива,

Шелковиста и красива.

Скачет в поле у распадка...

Как зовут её?  (лошадка)

2. Ростом разные подружки,
         но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,
         а всего одна игрушка. (Матрёшка)

- Какие красивые игрушки, а вам они нравятся? Смотрю я на них, и

захотелось мне поиграть.

Ох игрушечка игра.

Распотешиться пора.

Проводится игра «У Маланьи у старушки...»

Учитель: А вы знаете, что на русском подворье люди не только играли и упражнялись в молодецкой удали, но и похвалялись своей смекалкой. Давайте и мы попробуем, и пусть нам русские народные пословицы помогут в этом.

В каждой избе была корзиночка-копилка. Мы в копилку, что собираем? (ответы детей), а старые люди собирали мудрость в копилку. Вот и в этой корзинке лежат картинки, которые помогут нам вспомнить пословицы о дружбе и о труде.

(Дети рассказывают пословицы о дружбе и о труде)

Учитель: Ах, какие молодцы, вы все дети удальцы!

Учитель смотрит на часы

Учитель: Как время быстро пролетело, пора нам возвращаться. А поможет нам вот этот волшебный клубочек.

Дети, рассматривая клубочек, еще раз проходят по музею и вспоминают, как много интересного они узнали и увидели, делятся впечатлениями.

Учитель: Вы очень многое узнали.

В мире открытий побывали.

Музей открыл вам в сказку дверь,

Ты в чудеса, малыш, поверь!

И пусть этот видеосюжет станет вам небольшим, но добрым подарком.

Занятие заканчивается просмотром видеосюжетом из сказки «Морозко».

 




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пахомова Светлана Александровна

Дата: 16.11.2019

Номер свидетельства: 527222

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства