«Практическое применение современных педагогических приемов обучения в области предмета сольфеджио»
«Практическое применение современных педагогических приемов обучения в области предмета сольфеджио»
Комплекс знаний и навыков, отражающий наличие у учащихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знание музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, первичных теоретических знаний, профессиональной музыкальной терминологии, умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордные и интервальные цепочки, осуществлять анализ элементов музыкального языка, импровизировать на заданные темы или ритмические построения, исполнять на инструменте, подбирать по памяти, импровизировать и сочинять в простых формах – вот задачи, которые ставит перед нами предмет сольфеджио.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Практическое применение современных педагогических приемов обучения в области предмета сольфеджио»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» поселка Ключи Усть-Камчатского муниципального района
«Практическое применение современных педагогических приемов обучения в области предмета сольфеджио»
Автор:
Мазур Наталия Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО ДШИ № 1 п.Ключи
Апрель 2018 год.
п. Ключи
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть ………………………………………………………. 3
2. Практическая часть………………………………………………………...3
2.1.Различны формы диктантов…………………………………………… 4
2.2. Система оценивания диктантов………………………………………. .5
Выводы……………………………………………………………………... 6
Список литературы………………………………………………………… 7
Приложения………………………………………………………………… 8
Введение
Комплекс знаний и навыков, отражающий наличие у учащихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знание музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, первичных теоретических знаний, профессиональной музыкальной терминологии, умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордные и интервальные цепочки, осуществлять анализ элементов музыкального языка, импровизировать на заданные темы или ритмические построения, исполнять на инструменте, подбирать по памяти, импровизировать и сочинять в простых формах – вот задачи, которые ставит перед нами предмет сольфеджио.
Теоретическая часть.
Предмет сольфеджио является обязательным в детских школах искусств. Это основа основ будущих музыкантов и один из «китов», на которых стоит обучение в школе искусств. Уроки сольфеджио развивают слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами. Умения и навыки, полученные на уроке сольфеджио, являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами: сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие.
Гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Практическая часть.
Музыкальный диктант – один из ответственных и сложных видов работы на уроке сольфеджио.
Что же представляет собой музыкальный диктант? Простыми словами – это запись учащимися незнакомой мелодии по слуху. Из своего педагогического опыта могу сказать, что ученики не совсем любят, а иногда и боятся писать диктанты, в основном из-за того, что не понимают, как правильно записывать незнакомую мелодию. Поэтому первоначально мы должны научить детей спокойно отнестись к такой форме работы. Конечно же, успех написания диктанта зависит от внимания и собранности учеников, поскольку на данный вид работы отводится 15-20 минут. Сначала, в младших классах это могут быть два коротких диктанта, а в старших – один или два примера большого объема.
При записи музыкального текста очень важно выбрать форму работы, наиболее подходящую для усвоения данной мелодии. Это поможет быстро запомнить, осознать и записать диктант.
2.1.Различные формы диктантов.
Существуют различные формы проведения диктантов. Кроме обычного существует также диктант с проведением предварительного анализа, диктант для развития музыкальной памяти, запись предварительно выученной мелодии, устные диктанты, ритмические диктанты. Отдельно хочу сказать о такой форме работы как творческий диктант, который помогает учащимся проявить инициативу и творческий подход, самостоятельность. Это могут быть различные формы сочинений. Я очень часто практикую такой вид работы. Например, даю два или четыре такта мелодии в виде вопроса, а ребятам нужно дописать ответ соответственно два (четыре) такта. Хочу сказать, что ученики с удовольствием работают, иногда придумывают несколько вариантов ответа, а затем самостоятельно на фортепиано исполняют варианты своего диктанта, что еще больше оживляет ход урока и способствует креативному мышлению. Более сложной формой работы с диктантами является форма сочинения. Например, сочинить мелодию в определенном жанре: вальс, марш, колыбельную, сочинить песню на заданный текст или вариацию на заданную тему. Такие формы работы проводятся уже в старших классах, предлагаются перспективным учащимся или группам.
Все мы, преподаватели, понимаем, что предмет сольфеджио, исходя из программных требований, проходит один раз в неделю, и поэтому максимум один раз в неделю мы можем уделить время написанию диктанта. Это же, конечно, очень мало. Поэтому я практикую такую форму работы, как самодиктант. Это очень целесообразно и позволяет уделить должное внимание предметы в рамках домашнего задания. Она заключается в том, что ученики получают задание на дом - записать по слуху известную мелодию в определенной тональности или нескольких. Самый простой вариант – это запись по слуху любимых песен или мелодий. Сначала ученик получает индивидуальное задание составить список любимых или известных народных, детских, современных песен. Затем я предлагаю записать одну из них по слуху в определенной тональности или в нескольких тональностях. Это развивает у учащихся ответственность, самоконтроль, желание написать эту мелодию и, как результат, исполнить ее на инструменте.
Из своего опыта знаю, что ребята с большим азартом и удовольствием относятся к творческой домашней работе, ну а родители довольны, что их ребенок может подобрать на слух любимую песню или мелодию.
2.2. Система оценивания диктантов.
Оценивая диктант, я пользуюсь как традиционной пятибалльной системой оценок, так и 10-балльной, которая позволяет более дифференцированно подойти к критериям оценивания. Такая система применяется для диктантов повышенной сложности, используемых на конкурсах.
Для меня, как для педагога, важен рост моих учеников. Для меня важно из урока к уроку усложняя работу видеть, как они справляются с поставленной задачей. И как итог работы – это конкурс диктантов, который я стараюсь провести в один-два раза в год. В этом году в нашей школе успешно проведен конкурс диктантов среди учащихся выпускных классов.
В своей практике я опираюсь на классические традиции опыта работы преподавания сольфеджио таких теоретиков, как Г. Фридкин, А. Островский, Е. Давыдова и др., наряду с этим постоянно изучаю и реализую новые педагогические, методические приемы и формы преподавания сольфеджио.
Выводы.
В заключении хочу сказать, что такая форма работы, как «самодиктант» (запись по слуху и памяти знакомой песни или мелодии) удобная и перспективная, т.к., не требует ни инструмента, ни конкретной аудитории. Записать знакомую мелодию можно где угодно: в школе, на отдыхе, в транспорте и т.п. Это позволяет работать с разными группами детей, начиная с младшей и заканчивая выпускниками, а также с детьми с особыми образовательными потребностями. Но самое главное, мы прививаем интерес к диктанту и повышаем мотивацию через простую форму работы, такую как запись по памяти и слуху знакомой песни или мелодии.
Таким образом, диктант на уроке сольфеджио является одной из наиболее перспективных форм работы с учащимися ДМШ и ДШИ. Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», М. 1975 г.
2. Музыкальный диктант на уроках сольфеджио: http6//открытый урок.рф. [Электронный ресурс].