Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание детей средствами музыкального и изобразительного искусства»
Патриотическое воспитание детей средствами музыкального и изобразительного искусства
У нашего народа есть события, над которыми не властно время. Минует долгая череда годов, а воспоминания о них все также вызывают в сердцах миллионов людей шквал ярких и сильных чувств. Таким событием для нашей страны является Победа нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. В этом году мы отмечаем 75-летие нашей Победы. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. За Победу была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след. Деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали свой подвиг. Они шли на смерть и каждый, как мог, приближал последний день войны. День Победы — это праздник, объединяющий поколения. Главная задача, которую сегодня ставим перед собой мы - педагоги — сохранить память о подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле, приобщить детей к важным историческим событиям нашего государства. Мы помогаем каждому учащемуся почувствовать свою сопричастность к Великой Победе и успеть сказать личное «спасибо» нашим ветеранам, они должны помнить, какой ценой отстояли деды и прадеды нашу свободу.Сохранение памяти о Великой Отечественной войне является важной составляющей патриотического воспитания детей и молодёжи.
Неисчерпаемым источником как патриотического, так и эстетического, и гражданского воспитания подрастающего поколения является привлечение детей и молодёжи к искусству в самых разных его видах и жанрах. Музыкальное, хореографическое, прикладное творчество позволяет развивать у учащихся не только профессиональные навыки, но и значимые личностные качества, вызывать глубокий эмоциональный отклик.
Песня – это могучее оружие в наших руках. Военно - патриотическая песня несет энергию, подъем, решимость, устремленность, гордость за свою страну, отличается высокой нравственностью и человечностью. Краткость исполнения, глубина содержания поэтического текста придает этому жанру особое эмоциональное воздействие на молодых исполнителей. Обучение вокалу на песнях о войне позволяет окунуться в историю нашей страны, прикоснуться к её традициям, ведь многие сюжеты песен основаны на реальных событиях.
Исполняя песни о Великой Отечественной войне, погружаясь в их особую атмосферу, учащиеся переживают чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то состояние счастья, которое испытали все жители нашей страны в День Победы 9 мая 1945 года.
Каждый военно-патриотический танец — это рассказ. Зрители, глядя на сцену, видят не только танцоров, но и вспоминают, как отцы, деды и братья, а, может быть, и они сами — уходили на фронт. Ветераны вспоминают свою молодость, друзей, сослуживцев. Вспоминают, как их встречали с войны жены и матери. Военно-патриотический танец несет большой смысл сразу для многих людей, а иногда - даже для нескольких поколений. Он дает людям возможность вновь пережить те чувства - печаль и радость, горечь от потери и счастья от встреч с любимыми. Поэтому каждый такой танец следует продумать до мелочей, создав практически театральную постановку - ведь только так можно выразить свои чувства и благодарность тем людям, которые защищали наш мир и покой, выразить любовь и гордость за свою страну и воспитать молодое поколение.
Рисунок о войне — это способ воплотить на бумаге образ героя-победителя, выразить свое отношение к войне, рассказать о подвигах, которые совершали мужчины, женщины и дети, защищая Родину и работая в тылу. В детских рисунках сохраняется живая память о событиях прошлых лет. Благодаря изобразительному творчеству дети могут лучше почувствовать ценность мира после страшной войны и всегда помнить о тех, кто подарил нам мир. Чтобы рисунок получился живым и эмоциональным, нужна полноценная подготовка. Для этого педагог может зачитывать отрывки из произведений о войне, показывать эпизоды из фильмов, включать песни про войну и победу, проводить беседы и встречи с ветеранами. Это настраивает детей на творческий лад, способствует зарождению у них интересных замыслов.
Концертно-выставочная деятельность является важнейшим элементом патриотического воспитания. В комплексную систему патриотического воспитания детей входят мероприятия по празднованию Дня Победы в организациях дополнительного образования детей и школах. Традиция проведения праздничных концертов, конкурсов и выставок рисунков – это способ приобщить молодое поколение к радости и гордости за нашу Родину, поблагодарить участников той страшной войны за мир и помочь детям стать «соучастниками» героических событий 1941-1945 годов. Выступая, участвуя в различных концертах, выставках, конкурсах и фестивалях, дети обогащают свое мировосприятие, воспитывают в себе уважение друг к другу, чувство достоинства и гордости за свою страну. Более того, к примеру, праздничный концерт для ветеранов воины имеет уникальную возможность общения с представителями того поколения. Такие встречи являются важнейшим фактором в формировании морального облика и духовного воспитания учащихся.
Много жизней унесла война, и поэтому к радости людей неизбежно примешивается горечь утрат. Долг каждого человека — сберечь память об этом выдающемся дне — Дне Победы. Пусть те немногие участники Великой Отечественной войны, которые дожили до наших дней, видят, знают, что их дело, их подвиги, гибель их товарищей были не напрасны, что память о них не угасла, и отблески тех боевых лет будут освещать путь новых поколений. И очень важно, что искусство нам помогает сохранить эту память. Изо дня в день, из года в год, искусство звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Именно искусство воспитывает активную жизненную позицию современного молодого поколения, дает ему высокие ориентиры в жизни. А День Победы всегда будет оставаться великим днем, единственным праздником, который встречают с радостным замиранием сердца и одновременно — со слезами на глазах.