Особенности репрезентации виолончели в произведениях русских поэтов и писателей XIX–XXI веков
Особенности репрезентации виолончели в произведениях русских поэтов и писателей XIX–XXI веков
Для современного общества, музыкальный инструмент виолончель, является неотъемлемой частью культурного наследия. Виолончельное искусство проникает в другие виды искусства, например, в литературу. Материалы этой работы возмодно использовать на учебных занятиях по искусству, музыки и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности репрезентации виолончели в произведениях русских поэтов и писателей XIX–XXI веков»
Тема: Особенности репрезентации виолончели в произведениях русских поэтов и писателей XIX–XXI веков
Для современного общества, музыкальный инструмент виолончель, является неотъемлемой частью культурного наследия. Начиная с XVI века и до современности, виолончель проделала большой путь развития от басового инструмента для сопровождения пения, до солирующего и одного из главных инструментов симфонического оркестра.
Богатые художественно-выразительные качества виолончели – яркий звук, и блестящие технические возможности, задушевная певучесть и выразительность звучания – широко используются музыкантами в художественных произведениях различных музыкальных жанров.
Именно виолончельная мелодия – длительная и протяженная, богатая модуляционными оттенками, способная выражать различные психологические состояния человека, определяет художников к написанию картин, скульпторов к созданию скульптур, к объединению контрастирующих музыкальных образов в единую циклическую форму, к обогащению других видов искусства своими выразительными средствами. Виолончельное искусство проникает в другие виды искусств, получая свое дальнейшее развитие в картинах выдающихся художников, а также в литературных произведениях.
Художественные образы, запечатленные в произведениях временных видов искусства – музыки, литературы, мы не имеем возможности увидеть, и не можем дотронуться до них. В музыке последовательность и взаимоотношение звуков, разнообразие ритмов создают определенное настроение. В литературе с помощью слова раскрываются образы, характеризуется обстановка, в которой происходит какое-либо действие. И в музыке, и в литературе мы можем почувствовать развитие мелодии или события, разворачивающегося во времени.
Виолончель упоминается в сочинениях крупнейших русских писателей – И. Тургенева, А. Чехова, М. Горького, А. Серафимовича, поэтов И. Козлова, Д. Веневитинова и многих других, подчеркивающих те или иные выразительные особенности инструмента. Особенно часто звуки виолончели сравниваются с голосом человека.
Произведения словесного искусства, а также музыки, живописи, скульптуры, архитектуры в поэмах, повестях, драмах и романах И. Тургенева в большинстве случаев выполняют ту же художественную функцию, что и в других классических текстах западноевропейской и русской литературы. В творчестве И. Тургенева фиксация литературных и иных художественных приоритетов персонажей естественна тем больше, что основная часть последних взята писателем из «культурного слоя» российского общества – образованного дворянства и разночинства. По той же причине названные приоритеты, как правило, непосредственно характеризуют духовно-психологическое или мировоззренческое своеобразие изображаемого лица. В этом легко убедиться, обратившись, например, к роману «Отцы и дети». Кого из поэтов и деятелей искусства больше других читает и почитает Николай Петрович Кирсанов, по его собственному определению, «человек мягкий и слабый»? Конечно, Пушкина – прежде всего, очевидно, как лирика, а из нелитераторов – романтика Франца Шуберта, романс которого «Ожидание» «с чувством, хотя и неопытною рукою» исполняет на виолончели. «Классическую» музыку любит и Аркадий Кирсанов, слушающий в имении Одинцовой «бемольную сонату-фантазию Моцарта», сыгранную ему сестрой хозяйки Катей. Однако, в этой сонате Аркадию, человеку в его личностных притязаниях скромному и потому по мысли И. Тургенева в его жизненной участи благополучному, созвучна явно не ее последняя часть, «в которой посреди пленительной веселости беспечного напева внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби...», а скорее жизнерадостный лейтмотив. Очень многие персонажи сочинений И. Тургенева показаны в связи с музыкой: они или музицируют, или слушают музыку, или высказывают свое мнение о ней. Связь эта бывает различна. Многообразные оттенки, придаваемые ей писателем, бросают соответствующий блик на характеристику того или иного героя.
«Музыка, как и общение с природой, – глубокая внутренняя необходимость. Она душевно обогащает, служит неиссякаемым источником творческого вдохновения», – утверждал А.П. Чехов. Как и ко всему в жизни, к музыкальным произведениям и к их исполнению писатель относился крайне избирательно. У него были любимые композиторы, в числе которых – Ф. Лист и Ф. Шопен, а особое место занимала «Лунная соната» Л. Бетховена. Среди русских композиторов А. Чехов отдавал предпочтение П.И. Чайковскому, с которым писателя связывала искренняя дружба. Любовь писателя к музыке отражена во многих его рассказах и пьесах. Так, в «Рассказе неизвестного человека» герои слушают «Баркаролу» П.И. Чайковского: «сыграйте, кум, что-нибудь, – попросила Зинаида Федоровна. – Что же? – спросил он, пожав плечами. – Я все уже перезабыл. Давно бросил. Глядя на потолок, как бы припоминая, он с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского, так тепло, так умно! Лицо у него было такое, как всегда, – не умное и не глупое, и мне казалось просто чудом, что человек, которого я привык видеть среди самой низменной, нечистой обстановки, был способен на такой высокий и недосягаемый для меня подъем чувства, на такую чистоту. Зинаида Федоровна раскраснелась и в волнении стала ходить по гостиной. – А вот погодите, кума, если вспомню, я сыграю вам одну штучку, – сказал он. – Я слышал, как ее играли на виолончели. В пьесе «Иванов» звучит дуэт виолончели и рояля, третьему действию «Лешего» предшествует ария Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В рассказе «Два скандала» дан образ слишком темпераментного дирижера, прототипом которого стал друг семьи Чеховых, прекрасный пианист и педагог, Петр Адамович Шостаковский.
В повести А.П. Чехова «Три года» (1895) главное лицо повести, Алексей Лаптев, говорит в беседе с друзьями: «Как-то у одного известного музыканта я просил места для бедняка-скрипача, а он ответил так: «Вы обратились ко мне потому, что вы не музыкант». В этом ответе А. Чехов тонко суммировал обстоятельный ответ П.И. Чайковского на свою просьбу об устройстве приятеля-виолончелиста, – ответ, смысл которого, по существу, состоял в том, что известному музыканту это вовсе не так просто сделать, как кажется со стороны.
В произведениях великих современников, глубоко русских по духу, в неповторимо яркой, индивидуальной форме выразился вдохновенный лиризм, мужественный пафос преодоления скорби, удивительная сердечность, высокое жизнеутверждающее начало. А.П. Чехова и П.И. Чайковского сближает их отношение к творческому труду как главному делу жизни, страстная любовь к русскому человеку и русской природе, обаятельная искренность и простота.
Сила эмоционального воздействия виолончельного «пения» ярко описана М. Горьким в его автобиографической повести «В людях». Писатель вспоминает, как, проходя однажды ночью по улице, он услышал струившийся из форточки окна «необыкновенный звук, точно кто-то очень сильный и добрый пел, закрыв рот; слов неслышно было, но песня показалась мне удивительно знакомой и понятной... – пишет М. Горький. – Я сел на тумбу, сообразив, что это играют на какой-то скрипке, чудесной мощности и невыносимой – потому, что слушать, ее было почти больно. Иногда она пела с такой силой, что казалось – весь дом дрожит, и гудят стекла в окне. Капало с крыши, из глаз у меня тоже закапали слезы».
Поэты начала XX века пытались разгадать сущность искусства, понять природу взаимоотношений искусства и мира, пришли к выводу об их изначальной музыкальности, что находит свое отражение в стремлении к синтезу искусств, а также в том, что музыка превращается в особую философско-эстетическую категорию, которая объединяет культуру и природу, самосознание эпохи начала XX века. Осмысление истории и культуры всего человечества. Основными художественными функциями музыкальных образов в лирике может служить: а) музыкальные образы участвуют в создании неомифологических поэтических систем; б) музыкальные образы отражают психологическое состояние лирического героя; в) музыкальные образы являются средством отражения в поэтическом тексте эстетико-философских и мировоззренческих установок художника.
Как прекрасна жизнь на Земле, когда в ней нет места грубости, ненависти, лжи, непорядочности. Хочется полной грудью вдыхать свежий воздух, восхищаться пением птиц, общаться с добрыми людьми, радоваться новому дню. Помогают все это ощутить стихи о любви поэта Всеволода Рождественского. В его стихотворениях прослеживается тема бережного отношения к музыке, природе. Человек, соприкасающийся с миром прекрасного, – счастливый человек. Своим взглядом он способен заметить в окружающем нас мире то, что другому недоступно. Он бережно относится к Красоте, Жизни, Знаниям, понимает важность Культуры и преумножает достижения своего народа.
Данное стихотворение «Стихотворение о любви» напоминает сюжет романса Глинки «Сомненье». Сначала предложения очень короткие, они напоминают аккорды, с которых начинается романс. Постепенно тема все более развивается, и предложения становятся все длиннее, выразительнее. В конце стихотворения звуки виолончели ведут поединок со временем и одерживают победу Добра над Злом (см. приложение 1.1).
В стихотворении Алексея Салтыкова «О чём поёт виолончель?» создан романтический образ виолончели, лирика стихотворения, с одной стороны, поэтична и отображает времена года, с другой – драматически взволнованна, мечтательна и страстна, обладает волевой энергией и мягкой грацией. В этом стихотворении много поэтических открытий, помогающих передать, казалось бы, невыразимую красоту мира. Образ виолончели нераздельно слился с природой (см. приложение 1.2).
В стихотворении Марии Скребцовой «Урок виолончели» музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает первую часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа играющего на музыкальном инструменте. Развитием музыкального строя стиха и звуковых образов, возникающих во второй части произведения, подготавливается появление словообраза «виолончель». К нему непосредственно подводит строка «Я вдруг в виолончель влюбилась». Стихотворение наполнено легкой грустью, так как игра на виолончели представляет собой тяжелую, изнурительную работу (см. приложение 1.3).
В стихотворении Константина Бальмонта «Виолончель и скрипка» переплетаются с оптимистическим пафосом возвышенных чувств и вступают в противоборство виолончель и скрипка. И если «Виолончель – влюбленная Славянка», то «скрипка – юная Испанка» и поэт делает нас свидетелями внутренней борьбы, в которой стремится поднять на вершину виолончель. По частоте звучания виолончель можно сравнить с голосом человека (см. приложение 1.4).
Стихотворение Мирры Лохвицкой «Виолончель» посвящено удивительному инструменту – виолончели, это совершенный музыкальный инструмент, ей свойственны все технические тонкости смычковых инструментов, более того, виолончели даны выразительные возможности, недоступные для скрипки и альта. У виолончели своя природа, свое заветное звучание, своя техника, свободная, живописная манера выражения, не стесненная графическими границами, играющая контрастами света и тени – все это отражено в стихотворении. Мы глубоко ценим теплоту, искренность и глубину звучания виолончели, она давно уже покорила сердца, как самих музыкантов, так и восторженных слушателей (см. приложение 1.5).
Степанова Валерия посвятила стихотворение «Виолончель» своему дедушке, виолончелисту Большого симфонического оркестра Ленинградской филармонии, Сафонову Андрею Николаевичу. В августе 1942 года в блокадном Ленинграде он был в составе квартета виолончелистов, исполнявших 7 симфонию Шостаковича. Это стихотворение можно отнести к любовной лирике. В нем и грусть, и сознание тяжелых испытаний на пути к победе, и вместе с тем, вдохновляющее чувство любви, не знающей границ и побеждающей все препятствия. Таким образом, в стихотворении элегические тона переплетаются с оптимистическим пафосом возвышенных чувств, заставляют человека смело глядеть в глаза смерти, воодушевляют на подвиг. Звук виолончели, не умеющей бежать в атаку, двигался с неотвратимостью бытия того времени, в котором краткий миг приобретал смысл целой жизни. Виолончель, между тем, продолжала свое триумфальное шествие, завоевывая мировую славу (см. приложение 1.6).
Таким образом, в лирике виолончель изображается преимущественно в сфере духовной жизни, образ лирического произведения – это «образ–переживание», а речевая форма – внутренний монолог. Лирика воспроизводит чувства, мысли, настроения. Ее «образы–переживания» рассчитаны на эмоциональное восприятие. Восприятие лирики всегда индивидуально. У каждого человека свое художественное чутье, свой вкус. И волнение, которое мы испытываем, читая стихи, никогда не будет простым повторением чужих переживаний. Из всего сказанного можно сделать вывод: как глубоко своеобразен лирический мир каждого поэта и как, при всем внутреннем единстве этого мира разнообразны образующие его стихотворения по содержанию и настроению. Лирическая поэзия несет в себе общечеловеческие духовные ценности и затронутые в ней вопросы встают перед каждым новым поколением.
Проанализировав информацию о виолончели в лирических произведениях литературы, был сделан вывод что, виолончель изображается преимущественно в сфере духовной жизни. Писатели и поэты в своих произведениях подчеркивают те или иные выразительные особенности инструмента. Особенно часто тембр и звук виолончели сравниваются с голосом человека.
Практическое применение данной работы заключается в том, что можно использовать в виде беседы на учебных занятиях. В индивидуальной работе с учащимися для повышения положительной мотивации к занятиям музыкой, что вызывает интерес и желание заниматься у большинства юных музыкантов.
Благодаря знакомству с творчеством русских поэтов и писателей, использующих в своих произведениях художественный образ виолончели, расширяются возможности интеллектуального, эмоционального и социального развития учащихся. Такие занятия способствуют развитию эстетических чувств и творческих способностей, эмоциональной разрядке и релаксации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образ виолончели в творчестве писателей
1.Стихотворение о любви Всеволода Рождественского.
Виолончель исходит в томном
стоне,
Гудит, жужжит, как шмель
в июльский зной.
Растаяли в святилище симфоний
Колонны, люстры, строгих кресел
строй.
И нет пюпитра перед черным
фраком,
Нет к струнам наклоненной
головы.
Уж не смычок скользит
по нотным знакам,
А ветер по кудрям листвы.
Прозрачными глухие стали стены,
Шумит за ними пробужденный
сад,
Где липы о печали сокровенной
Широким вздохом с миром
говорят.
Поет и для меня "Сомненье"
Глинки
Безжалостной тревогой дней
былых,
И спорят звуки в страстном
поединке
Минувших бед и радостей моих.
2.Стихотворение Алексея Салтыкова « О чём поёт виолончель?»
О чём поёт виолончель?
Когда завьюжила метель,
И басом душу теребя,
Не о тебе, но для тебя!
О чём поёт виолончель,
Когда забрызгала капель
По цинку водосточных труб
Смычком касаясь словно губ...
О чём поёт виолончель?-
Вселенский дух, иль птичья трель
Даёт нам жизненный урок,
Мечтами загружая впрок?
О чём поёт виолончель?-
Опавших листьев канитель!
Ловлю её прекрасный звук
Под стук колёс... под сердца стук...
о чем поет виолончель?
под шум дождя и под капель
весенних звуков канитель.
Поет, грустя виолончель.
и погружаясь в грустный сплин,
она поет не только им...
поет и мне, поет тебе.
О чем? наверно, о судьбе.
мне говорит ее струна
о том, что мысленно одна.
и жалобно звучит смычок.
тоскует, словно старичок,
проживший жизнь, познавший страсть
ее он цену знает, власть.
ее желательный приход.
ее губительный исход.
3. Стихотворение Марии Скребцовой «Урок виолончели»
Все во дворе играют дети,
А я несчастней всех на свете –
По струнам четырем вожу
И скрипом близких довожу.
Сама б хотела не скрипеть,
Но мало этого хотеть.
Тренировать мне нужно руки,
Чтоб скрипы превратились в звуки.
А заниматься каждый день
Мне, как обычно, очень лень,
Не пустяки – виолончель,
Попробуйте, сыграйте трель!
Внезапно все переменилось,
Я вдруг в виолончель влюбилась -
На ней исполнил педагог
Мой недоученный урок.
В его руках она запела,
Призывно, басовито, смело.
Ни скрипа, ни фальшивой ноты,
Мне стало грустно от чего-то.
Я нежно инструмент взяла
И быстро с ним домой пошла.
Всегда тяжелый инструмент
Был легче пуха в тот момент.
4. Стихотворение Константина Бальмонта «Виолончель и скрипка»