kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности взаимодействия педагога и концертмейстера в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях развития и совершенствования образовательной системы в России творческое сотрудничество преподавателя и концертмейстера в системе дополнительного музыкального образования является важным фактором эстетического воспитания и развития обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия педагога и концертмейстера в учебном процессе»


Особенности взаимодействия педагога и концертмейстера в учебном процессе

 В условиях развития и совершенствования образовательной системы в России творческое сотрудничество преподавателя и концертмейстера в системе дополнительного музыкального образования является важным фактором эстетического воспитания и развития обучающихся.

Результативность обучения зависит от того, насколько преподаватель и концертмейстер смогут, скрыв свое «коммуникативное лидерство», организовать сотворчество и сотрудничество, побуждая учащихся к собственным открытиям. Сотворчество и сотрудничество характеризуются принятием общих целей и согласованностью программы музыкально педагогической деятельности, рациональным распределением функций и ролей каждого участника совместной деятельности (преподавателя, концертмейстера и учащихся), благоприятным нравственно-психологическим климатом при абсолютном доверии друг к другу. А одна из задач музыкально-педагогической деятельности – это развитие творческого потенциала, индивидуальных свойств и личностных качеств учащихся, воспитание их музыкальной культуры. Системообразующим звеном творческого взаимодействия являются личностные характеристики каждого из участников процесса: педагогическая направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность.

Деятельность  педагога и концертмейстера   заключает в себе  чисто творческую (художественную) и педагогическую направленность. Мастерство   педагога-музыканта  и  концертмейстера глубоко специфично. Оно требует    не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой,  отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию.    

 Продуктивное педагогическое сотрудничество   зависит от общей культуры педагога и концертмейстера, их ценностных ориентиров, представлений о содержании и смысле своей деятельности и о себе как специалисте.

Концертмейстер в учебном процессе  играет огромную роль, он сопровождает солиста на занятиях и во время концертных выступлений,  является  помощником  преподавателя, составляет с ним  единое целое.     Для учащегося солиста тандем концертмейстер и педагог – это прежде всего   наставники,   тренеры и друзья.  Право на такую роль может иметь далеко не каждый педагог и концертмейстер – оно завоевывается авторитетом весомых  знаний, высоким профессионализмом, стабильностью исполнительской формы,  ответственностью в достижении высоких  художественных результатов при совместной работе с солистами.     Так как концертмейстер сопровождает музыкальное занятие, являясь  соратником преподавателя, одной из основных технологий,  используемых в его деятельности,  можно считать педагогику сотрудничества. Участниками данной технологии являются три субъекта  учебного процесса: педагог-концертмейстер-ученик,   которые действуют   сообща, без  доминантности над другими.   Отношения с учащимися должны быть направлены на их активное вовлечение в самостоятельную, познавательно-творческую деятельность, а сотрудничество педагог-концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели.   Это особенно ярко прослеживается в начальном этапе работы над репертуаром с обсуждением сюжетной канвы произведения  с детьми.  Обучающиеся   высказывают своё мнение, фантазируют и, в конечном итоге, приходят к совместному решению. Таким образом, сотворчество педагога и концертмейстера мотивирует детей на самостоятельную творческую деятельность, даёт им почувствовать свою сопричастность к творческому процессу.  Это позволяет говорить о проблемном методе, как наиболее актуальном и часто используемом в современной педагогике.  

Показателен в педагогике сотрудничества     гуманно–личностный подход к учащемуся, где главным является развитие  его творческих качеств и   индивидуальных способностей   без всяческого прямого принуждения.  Приоритетным является формирование положительной Я–концепции личности, выраженной в принятии и уважении собственной точки зрения обучающегося.  Поэтому огромное значение для плодотворной работы имеет характер общения концертмейстера и преподавателя, исключение всякого доминантного лидерства со стороны преподавателя

В учебном процессе можно выделить разнообразные формы занятий:

- классический урок

- занятие–импровизация

- репетиция

- творческие поездки и выступлении

- концерты, конкурсы и фестивали

     Многообразие форм занятий предполагает использование разнообразных методов и приёмов. В их числе

   объяснительно-иллюстративный -  показ, объяснение, рассказ, беседа, диалог, прослушивание, просмотр  музыкального материала;

 репродуктивный – воспроизведение,    многократное повторение технически и ансамблево трудных фрагментов,   знакомство со специальной терминологией;

 проблемный метод - нахождение образов путём совместного обсуждения эмоциональной идеи композиции;

эвристический  метод - самостоятельные творческие решения  обучающихся     в соответствии с определённым для них образом, характером и манерой исполнения  

Для того чтобы творческое взаимодействие преподавателя и концертмейстера было интересным и результативным, важно знать и включать в совместную работу следующие компоненты:

− мотивация 

− педагогическая интуиция

− импровизация

        Основной компонент любого урока – это мотивация, то есть желание сделать то, что хочется. Такое желание может возникнуть, если урок интересен для обучающегося, на занятии создана благоприятная психологическая и творческая обстановка. Именно позитивная энергетика, созданная педагогом и концертмейстером даёт толчок к творчеству, когда внутренний голос подсказывает: «Я могу, я хочу».  Это позволяет размышлять   о педагогической интуиции.         

В профессии концертмейстера путь интуиции – единственный путь, ведущий от мастерства к искусству.   Коммуникабельность, чувство такта без стремления  «солировать» во всём,  широкий кругозор и эрудиция,  –  всё это   основные составляющие интуиции концертмейстера.  В этом смысле деятельность  концертмейстера можно   рассматривать как    гармоничное взаимодействие с окружающим миром.

Действительно, роль интуитивного взаимодействия между концертмейстером и исполнителем, концертмейстером и педагогом невозможно переоценить, имея в виду первооснову, что каждое исполнение как творческий акт  всегда  единично и неповторимо. Несмотря на то, что на  репетициях   уточняются детали интерпретации, очень часто именно в ходе концертного исполнения возникает  нечто новое,   рождающееся непосредственно, в текущий момент. Именно это новое, эта радость озарения позволяют говорить о творчестве, а не о шаблоне.

Чтобы занятие имело непосредственный характер, а действие в меняющихся обстоятельствах было продуктивным – важно чутко реагировать на все изменения и корректировать собственную деятельность. В этом смысле большое значение имеет импровизация.   Импровизировать на занятии – это значит быстро оценивать поступки и подготовленность обучающегося, реагировать на создавшуюся ситуацию и принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основании имеющегося  опыта и педагогических знаний, эрудиции и интуитивного поиска.

Таким образом, творческое взаимодействие возможно, когда все участники общения находятся  в гармоничном  альянсе.  Он рождается в результате сотрудничества, которое характеризуется принятием общих целей, рациональным распределением функций и ролей каждого участника совместной деятельности, благоприятным нравственно-психологическим климатом и при абсолютном уважении и доверии друг к другу.            

В результате плодотворной совместной деятельности преподавателя и концертмейстера дети не только познают основы музыкального искусства, они  развивают свой интеллект,   художественный вкус, приобретают умение мыслить нестандартно, креативно, пробуждают к действию свою фантазию. В них формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем успешно отразится     в любой избранной ими профессии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности взаимодействия педагога и концертмейстера в учебном процессе

Автор: Соловьева Жанна Николаевна

Дата: 26.01.2023

Номер свидетельства: 624181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая статья на тему "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-rol-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieografii"
    ["file_id"] => string(6) "239304"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444754549"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Музыкальное оформление уроков классического танца"
    ["seo_title"] => string(50) "muzykalnoe_oformlenie_urokov_klassicheskogo_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "538347"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580750139"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства