kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности русского народного танца курской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка расчитана на хореографический коллектив. Который занимается русским танцем. А так же изучает его и передает из поколения в поколение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности русского народного танца курской области»

Дедова Елена Николаевна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»


ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Русское народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Около 80 процентов всех сцени­ческих художественных произведений, так или иначе связанных с ис­кусством танца, сочиняется и ставится в стране на материале русского народного танцевального творчества. Русские народные танцы со­ставляют основу репертуара многих профессиональных художествен­ных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве люби­тельских ансамблей и участников хореографической самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские танцы входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.

Изучение русского народного танца сегодня является настоятель­ной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям теат­ральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, пока­зывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это требует углубленных познаний в об­ласти русского танцевального фольклора, умения передавать его жи­вые черты и приметы.

Интерес к русскому народному танцевальному творчеству со сто­роны широкого круга специалистов огромен. Для всех ста­новится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, по­нимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусст­ве, в хореографической педагогике.

Эмоциональное воздействие танца на человека велико. Не яв­ляется исключением и русский народный танец, стремление по­знать который ширится с каждым годом. Его популярность рас­тет день ото дня благодаря программам, которые показывают про­фессиональные и любительские коллективы на концертных пло­щадках и различных отечественных и международных фести­валях. Стремясь познать и возродить русскую национальную куль­туру, деятели искусств, учебные заведения культуры и искусства создают новые произведения на основе народных традиций. К со­жалению, это получается не всегда удачно. А причиной тому – конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глу­бокие корни. Как и каждый народ, русский является страстным хранителем своего искусства, своих обычаев и обрядов, песен и частушек, игр и танцев.

Танец – душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить. Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение на­рода к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отражают его мысли и чувства посредством композиции и находятся в непрерывном из­менении и развитии. Композиция придает содержанию танца идейно-художествен­ную завершенность, скрепляет элементы его формы в соответствии с содержанием. Каждый танец имеет свои специфические компо­зиционные особенности. Но композиция не ограничивается «архи­тектоникой», техникой построения «лексики» и «рисунка» танца, она есть соотношение элементов его содержания, их расположения, взаимосвязь и группировка, установление правильных пропорций между ними в соответствии с идейно-художественной оценкой яв­ления, отражаемого в танце.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем испол­нения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразитель­ных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное ху­дожественное творчество. Сегодня активизировался интерес молодого поколения к истории развития, возрождения и сохранения народного и фольклорного танцев в областях Российской Федерации.

Танцевальная культура Курской области складывалась как и культура других областей. Курская область - одна из немногих областей России, где появилось и достигло расцвета большое ко­личество танков, карагодов, массовых плясок, манера, компози­ция, лексика которых зависят от времени года, от места, где ис­полняется, от количества участников, от фантазии ведущих («танковщицы») или ведущего («танковщика»), роль которых непроста и играть которую мог не каждый.

Изучению песенно-музыкального, таночно-карагодного жанра Курской области посвятили свои работы многие этнографы, однако наиболь­шее внимание этому жанру в своей исследовательской деятельно­сти уделила А.В.Руднева[1].

По определению А.В.Рудневой, в Курской области слово «хоровод», утвердив­шееся в науке и литературе, получило народную транскрипцию «каравод», «карагод», но с несколько иным смыс­лом против общепринятого.

Карагод[2] – род пляски парами, трой­ками по кругу, в основе которой лежат индивидуальное мастер­ство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная неза­висимость плясуна, плясуньи, пары или тройки солистов от дру­гих пляшущих. Исполняются карагоды чаще всего под игру музы­кантов, стоящих в кругу, лицом в центр круга. Вокруг них образу­ется внешний круг, который движется обязательно против хода солнца, а музыканты или хористы, стоящие во внутреннем круге, движутся по солнцу. Встречаются три круга: один круг централь­ный - это музыканты, второй круг - участники карагода, кото­рые стоят друг против друга парами, тройками - женщины в паре и перед ними мужчина, третий круг - это зрители.

К карагодам или карагодным пляскам относятся «У ворот вер­ба стояла», «Улица, улица широкая», «Ой, ты, Варя», «Старик», «Камаринская», «Тараторочка», «Журавель» - пляска парами по кругу (может исполняться и в нескольких кругах (петельках) одновременно. Это зависит от количества участников. Заводились эти круги (петли) вокруг музыкантов); «Тимоня» — пляска трой­ками по кругу, вокруг музыкантов.

Танки-хороводы[3] - преимущественно плясового характера, с развиты­ми хореографическими построениями, множеством движений и фигур. Делятся танки на два типа: танки-шествия, или пляски с движением вдоль улиц, танки-пляски на месте по кругу, или «стенка на стенку». Исполняются танки преимущественно под песни самих участников.

Водятся танки с наступления весны и до глубокой осени. К ним относятся «Таня, Танюша!», «Заплетаю я плетень», «А летела пава», «Ай да в городе во Белеве», «Кудрявое дерево», «На дворе в долинке», «А с околицы вдоль по улице», «А улица мала, хоро­вод велик», «Селезень», «Ой, не горят в печи дрова» и другие.

По композиционному построению танки разнообразны: замкнутый круг в форме подковы; рядами, петельками, зигзагами (кривой та­нок). Линейные танки водятся с поясами или полотенцами. Круговой танок в отличие от карагода движется обязательно по ходу солнца.

Участниками танков и карагодов могут быть мужчины и женщи­ны (в некоторых селах мужчины участия не принимают), девушки и юноши, иногда можно встретить в качестве участников детей.

Манера у женщин в танцах Курской области различна. У жен­щин движения упруго-ритмичные, сопровождающиеся различны­ми положениями и взмахами рук. Такое впечатление, что руки движутся непрерывно, их то поднимают вверх и, легко вибрируя, шевелят пальцами, то величественно складывают на груди, то женщина движется, наступая на юношу, «подбоченясь».

Мужчины, проделывая непрерывные движения ногами в соче­тании дроби с прыжками и присядками, махая руками, при этом должны быть полны внимания к девушкам, движутся по всему кругу. О манере мужчин и женщин в танцах Курской области мож­но также судить по высказываниям самих участников: «Пляшут все одно, а выходка разная», «Женщина пляшет - будто спешит, а мужчина пляшет - будто придерживает». О мужчине говорят, что тот не плясун, который не умеет вприсядку плясать. Об уме­нии девушки нести себя говорят: «Идет, как пишет, как муха ды­шит». Мужчины в конце исполнения какого-то движения часто становятся на одно колено и бьют руками по земле, по голеням, голове, вертятся вокруг себя.

Во время танца юноша приговаривает: «Гац! Гац! Гац!», присви­стывает или пропевает строку из частушки или песни. Например: «Есть на деревне тихоня. Ненаглядный парень Тимоня...» и т. д.

Женщины во время танца поют реже, но могут участвовать в качестве солистов-хоровиков, стоящих в центре круга вместе с музыкантами. А во время пляски приговаривают: «И-шо, и-шо» или «И и-их, и-их!» и т. д.

В Курской губернии в старину весной и летом молодежь одевалась в старинные яркие костюмы и выходила на улицу. Ино­гда собиралось до 200–300 человек. Красочным шествием начиналось народ­ное гуляние. Затевались «карагоды» – мас­совые пляски по кругу парами или трой­ками. Одним из видов этих «карагодов» явля­ется массовая пляска «Тимоня» [4].

Танцевальное наследие надо бережно хранить и развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо их знать, изучать. Лишь тогда будет возможно, использовать все богатство и разнообразие красок русского творчества, создавать на сцене средствами танца, песни правдивые, высокохудожественные образы русского человека.

Внимание к народному творчеству в наши дни проявляется в частности, в широкой публикации ценных фольклорных трудов. Хореография дает возможность своими средствами и формами воспроизвести необходимые нравственные и духовные ценности, обращая нас к духовным истокам нашего народа. В Курской области особенно возрос интерес к хореографии.

В памяти курян надолго останутся яркие, полные веселья неподдельной радости прелести истинного народного творчества. Однако народное танцевальное творчество Курской области, бережно хранимое курянами, использовано еще далеко не достаточно. Оно должно занять еще больше места в репертуаре современных профессиональных самодеятельных коллективов и послужить основой ряда новых произведений. Необходимо оказывать всемирное содействие развитию творческой инициативы и появлению жизнеутверждающих танцев, отражающих жизнь и облик человека.



Список литературы


1. Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. – М., 1994. – С.42.

2. Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. – М.: «Сов. композитор», 1975. – С.79.

3. Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. – М.: «Сов. композитор», 1975. – С.94.

4. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство, 1976.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Особенности русского народного танца курской области

Автор: Дедова Елена Николаевна

Дата: 21.10.2018

Номер свидетельства: 481483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства