kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О проблеме изучения инструментализма бесписьменной традиции мари современными музыкантами- инструменталистами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор существует - не только на книжных полках, не только как материал для изучения и воплощения в профессиональном искусстве, но, прежде всего, как непрерывный процесс, пока жива бесписьменная традиция коллективного творчества, - и перестает существовать с ее исчезновением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О проблеме изучения инструментализма бесписьменной традиции мари современными музыкантами- инструменталистами»

О проблеме изучения инструментализма бесписьменной

традиции мари современными музыкантами-

инструменталистами


Темп жизни наших дней непрерывно возрастает. Частота и масштабность социальных коллизий, бурный рост науки, техники, развитие средств коммуникации, необычайная активизация общественной деятельности масс, технические, социальные и культурные революции — всё это признаки нового века — века, изменившего условия жизни, труда, быта народных масс, поколебавшего тысячелетиями складывавшиеся основы народного творчества. Все сложнее становится соотношение между традиционным фольклором и бурно меняющейся действительностью.

Фольклор существует - не только на книжных полках, не только как материал для изучения и воплощения в профессиональном искусстве, но, прежде всего, как непрерывный процесс, пока жива бесписьменная традиция

коллективного творчества, - и перестает существовать с ее исчезновением. Такова же судьба и отдельных фольклорных жанров, отдельных произведений. Отсюда вытекает и определение современного фольклора - современно то, что живет в народе и продолжает функционировать.

Совершенно очевидно, что в современном обществе фольклор - лишь составная часть сложного и многогранного явления, именуемого народным творчеством, в которое входят и другие, нефольклорные формы искусства, например, художественная самодеятельность. Последняя, хотя и вступает в непосредственные контакты — как с фольклором, так и с профессиональным

искусством, - представляется совершенно особой сферой творческой практики народных масс.

В последние годы возрос интерес современных авторов и исполнителей к изучению и освоению национальных традиций народного инструментализма. Данная очевидность обусловлена прежде всего появлением диспропорции в условиях функционирования двух основных направлений инструментального искусства - академического и фольклорного. Смена социального статуса востребованности в пользу последнего вскрыла соответствующую дисфункцию в основе квалификации профессиональных музыкантов-инструменталистов и руководителей инструментальных коллективов. Большинство из них оказалось неспособным определить научно-творческие методы концертно-сценической интерпретации и авторской обработки инструментального фольклора. Профессиональное определение таких методов возможно только при соответствующем опыте системно-этнофонического исследования народной инструментальной музыки бесписьменной традиции. В этом случае в сознании исполнителя-творца начинают «выкристаллизовываться» стереотипы традиционного музыкального мышления. Происходит собственно познание и освоение исследуемого этно-инструментального стиля.

Народный музыкальный инструмент одновременно является продуктом материальной и духовной культуры. Особенности конструкции не просто предопределяют специфику музыкального мышления традиционного музыканта, но в ряде случаев программируют дальнейшую эволюцию (если не мутацию) национального ладового мышления и, соответственно, этно-инструментального стиля. При этом какая-то часть коренных черт консервируется, а какая-то поддаётся изменению, трансформируется.

Нельзя понять особенности инструмента без изучения его в тесной связи с исполняемой на нем музыкой. Неразрывное изучение инструментария и музыки - необходимое условие исследования на современном этапе, каждое конкретное исполнение, каждая конкретная исполнительская версия того или иного произведения народной музыки и каждая стабильная группа таких версий неотделимы от особенностей воспроизводящего это произведение инструмента, его локальной и даже индивидуальной (принадлежащей данному исполнителю) разновидностей. В инструментальной музыке бесписьменной традиции вариантность инструментария может влиять и на музыкальную форму, ритмику, мелодику, фактуру и даже лад. Внимание исследователя к инструменту, его строю, а главное - к самому исполнителю во время его игры поэтому ни на минуту не должно ослабевать, а все происходящие изменения, новые штрихи и приемы должны быть зафиксированы (словами, знаками, а также с помощью фото-, а лучше видеосъемки).

Иными словами опора исследователя - синхронно собранный полевой материал. Анализ строя инструмента и специфики исполнительства на нем должен сопоставляться с данными анализа получаемых музыкальных результатов, данными нотации и наоборот. Полноценный анализ может вызвать новые вопросы, потребовать новых записей и т. д.

Слабая изученность традиционного искусства марийских музыкантов объясняется ещё и тем, что поиски традиционных музыкантов и изучение их искусства проводятся отдельными фольклористами, а не организациями, призванными собирать и накапливать фактологический материал и сведения о народных музыкантах. Кроме того, по-прежнему не изжито приниженное отношение к традиционным музыкантам со стороны инструменталистов письменной традиции и игнорирование с их стороны эстетических взглядов на музыку народных исполнителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алексеева Алёна Юрьевна

Дата: 09.12.2025

Номер свидетельства: 678625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства