kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О перспективности подходов и методов начального обучения скрипачей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение о перспективных подходах и методах начального обучения скрипачей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О перспективности подходов и методов начального обучения скрипачей»




О ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ

НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СКРИПАЧЕЙ



Методическое сообщение

преподавателя

МБУДО «ОДШИ им. Д.Б.Кабалевского»

Черненко В.Б.


Общеизвестно, что начальный период имеет определяющее значение для успешности всех последующих этапов обучения скрипача. Привычки, появляющиеся в ранний период обучения, непосредственно влияют на все дальнейшее развитие ученика.

В работе с начинающими особенно сложную задачу для педагога представляет собой приспособление ученика к инструменту и освоение первичных игровых навыков. Главным препятствием на пути решения этой задачи является зажатость мышц. Перенапряжение мышц и отсутствие свободы движения суставов не только негативно сказывается на формировании правильных приемов игры, но и снижает активность слухового восприятия и представления о музыкальном звучании.

Современная скрипичная школа достигла больших успехов в разработке методов начального обучения. Создание учебных пособий, сборников этюдов, обновление художественного материала – все способствовало развитию скрипичных классов.

Подготовить ребенка к совершению новым и сложным для него ощущениям и движениям, которые раньше не встречались в его повседневной жизни - это основная задача педагога. В этих вопросах недолжно быть как бы «мелочей», которые если своевременно не исправить, перерастают в крупные недостатки.

Физическое перенапряжение провоцирует неверно формируемые двигательные навыки. Основная задача педагога в начальном периоде обучения – научить ученика понимать собственные ощущения. Двигательные навыки формируются на основе физиологического принципа движения – расслабление.

Расслабление – одна из сложных и важных проблем в формировании игрового аппарата. Отчего большое значение в начальном периоде имеет предварительная работа с учеником без инструмента. Обучение не должно носить визуальный характер, т.к. такой метод не дает должного эффекта, но зачастую приносит отрицательный результат.

В современной методической литературе проблемам предварительной двигательной подготовке ученика уделяется недостаточно внимания. Поэтому приходится в работе применять свои придумки и различные приемы, упражнения.

Рассмотрим приемы возникновения напряжений и их преодоление в процессе постановки игрового аппарата.

Одной из главных причин возникновения мышечных напряжений является действие хватательного рефлекса. Призыв к «освобождению рук» редко достигает успеха, поскольку безусловный рефлекс сразу устранить нельзя.

В большинстве случаев приходиться очень долго и настойчиво работать над решением этой задачи, используя различные упражнения. Но мышцы плохо работают в режиме напряжения и расслабления. Чтобы этого не случилось, ученик должен раньше получить представление о напряжении и расслаблении, об ограничении усилий при выполнении какой-либо работы.

Нужно приучать ученика ориентироваться в своих ощущениях. Тренировка дает представление о естественности движений рук и ее частей. Особенно важно научить ребенка сознательно освобождать мышцы плечевого пояса и лопаток, т.к. от них зависит свобода движения рук в плечевых суставах.

Не менее важно добиваться и свободы движений предплечья, кисти и пальцев.

Зажатость мышц иногда бывает обусловлена психологическими причинами (страх, нервная обстановка и т.д.). В таких случаях достаточно бывает переключить внимание ребенка на музыкальные задачи (слушать свою игру). Нередко (как уже упоминалось0 постановка сводится к чисто внешним положениям и приемам (держание скрипи и смычка) после чего уже идет работе над формированием игровых навыков. Другими словами – постановочный процесс как бы разделяется на 2 части: статистическую и двигательную. Такое разделение задач часто приводит к тому, что двигательные навыки начинают формироваться на базе неверно сложившихся постановочных форм, в результате чего и образуется скрытая зажатость рук. Во всей постановочной работе необходимо исходить из двигательной целесообразности, обеспечивающей качественное звукоизвлечение и чистую интонацию.

Процесс начальной постановки можно условно разделить на части:

  1. общее положение корпуса и рук;

  2. приспособление левой руки и пальцев к игровым движениям;

  3. приспособление правой руки и управление смычком.

Остановимся на постановочных моментах.

    1. Положение корпуса.

Распределение тяжести тела при игре - важный навык, который надо специально формировать на начальном этапе занятий (перемещение тяжести тела с одной ноги на другую). Такие упражнения способствуют раскрепощению всех мышц. Полезно объяснить состояние рук, которые должны быть легкими, как бы подвешенными в плечевом суставе. (Можно придумать свои упражнения). В целом, подобная работа должна быть настойчивой, устремленной к достижению двигательного комфорта.

    1. Левая рука.

Чтобы не допустить у начинающих крепкого держания скрипки, необходимо уделять больше внимания налаживанию точек опоры. Инструмент не держат, а он лежит на 2-х точках опоры (основной и вспомогательной). Правильное налаживание и ощущение этих точек позволяет достигнуть уверенности и стабильности в удерживании инструмента и следовательно, свободы движений (беглости, интонационной устойчивости, переходов, вибрации). Полезно практиковать движение левой руки вдоль грифа (подготовка к позициям), и так же тренировать работу и отдых пальцев.

    1. Правая рука.

Приступая к организации игровых движений правой руки главное – передача веса руки и смычка, приспособление пальцев к удержанию смычка.

Ученик должен научиться свободно уравновешивать смычок в пальцах.

В начале работы над постановкой правой руки нередко используют карандаш, чтобы усвоить естественное расположение пальцев. Но в дальнейшем при работе со смычком необходимо добиться правильной регулировки веса смычка. Особое внимание уделять большому пальцу правой руки. Многие дефекты звучания и техники смычка связаны с плохим приспособлением и зажатостью большого пальца. Палец должен быть в несколько согнутом положении и оставаться свободным и пружинящим.

В процессе поисков наиболее естественных, свободных, эластичных и легких игровых движений формируется наиболее рациональное приспособление к инструменту, создается база для перспективного развития скрипача.

Большое значение в начальном обучении имеет целостность музыкальных и технических задач. Эмоциональное и музыкальные стоны в обучении должны быть уравновешены, тогда может быть обеспечена целостность его исполнительского мышления и игровых действий. Комплексное воспитание начинающего скрипача создает прочный фундамент его последующего развития.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
О перспективности подходов и методов начального обучения скрипачей

Автор: Черненко В.Б.

Дата: 28.09.2022

Номер свидетельства: 613984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства