kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель женского народного костюма Брянской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлено создание  модели костюма Брянской области на куклу. Имеется историческая справка, фотографии подленных костюмов области и фотографии этапов создания костюма ребенком.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М. Беляева» г. Клинцы Брянской области





Методическая разработка

На тему:

«Модель женского народного костюма Брянской области»





Выполнила преподаватель художественного отделения

Румянцева Ирина Сергеевна































Содержание

  1. Введение.

  2. Историческая справка.

  3. Основная часть.

  4. Заключение.

  5. Список используемой литературы.

  6. Приложения.











































  1. ВВЕДЕНИЕ.

Русский женский народный костюм в наши дни продолжает привлекать к себе особое внимание. Особый интерес вызывает конструкция костюма, его составные элементы, орнаментальные украшения. Каждая деталь женского костюма имела особое значение и выполняла определённые функции.



Целью данной методической разработки является изготовление модели русского женского костюма Брянской области. Размер выполняемой модели соответствует размеру выбранной куклы.



Изготовление модели костюма для куклы обусловлено рядом факторов. Во-первых, кукла – это неотъемлемая часть детства девочек, одна из самых популярных игрушек. Как правило, куклы у девочек никогда не бывают в единственном числе, их всегда несколько, они разнообразные как по размерам, так и по своим формам, образам.

Во-вторых, через изготовление модели костюма для куклы в процесс создания одежды включаются элементы игры.

В-третьих, выполнение модели костюма небольшого размера требует соблюдения определённых условий. С одной стороны, есть возможность избежать больших финансовых расходов (стоимость ткани меньшего размера, соответственно, дешевле). С другой стороны, выполнение модели небольшого размера требует кропотливости, аккуратности и усидчивости. Эти факторы являются не меньшим воспитательным и познавательным аспектом, чем позание мира через игру.











  1. Историческая справка.

У русской национальной одежды-многовековая история . Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику , образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Одежда в те времена несла большую смысловую нагрузку, чем сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека.

Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники могли легко определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение.

Брянский народный костюм является уникальным в своем роде. Благодаря своему географическому положению ( соседство с Украиной и Белоруссией) брянский костюм впитал и элементы белорусского костюма, и элементы украинского народного костюма.

На Брянщине можно выявить несколько типов крестьянского костюма. Как и в большинстве основу костюма составляет белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), позже, в начале XX века из хлопчатобумажного, и понева – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были передник ( запон, завеса ), головной убор ( повойник, сорока, лобная повязка – девичий головной убор), нагрудные, шейные украшения, обувь.

Рассмотрим более подробно составные части народного костюма Брянской области.

Рубаха

Самым распространенным типом рубахи в центральных районах Брянской области является рубаха с прямыми поликами( прямоугольные или ромбовидные вставки на плечах между горловиной и рукавом). Как правило ее стан шился из 4 полотнищ домотканного холста. Полик выкраивался из основной ткани или из кумача (красная фабричная ткань) и обильно вышивался. Сборки вокруг горловины присоединялись к небольшой стоечке, на концах которой находились две прорезных обметанных петли для стягивания воротника шнуром или ленточкой. Для этого типа рубах характерно присутствие небольших ластовиц из беленого полотна либо красного кумача. Низ рукава стягивался узким манжетом, к которому пришивалась довольно пышная оборка. Декор рукава был строг и изящен. Красно – черная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по стоечке горловины и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой.

В Брянском районе бытовала и безполиковая рубаха, более простая в исполнении, предназначенная для повседневной носки.


В Выгоническом районе прижилась рубаха с «косыми поликами».


Рубахи из Комарического района выглядят особо нарядно благодаря большому, украшенному кружевом воротнику, похожему на пелерину. Нигде больше на Брянщине этот элемент не встречается.


Новозыбковский район расположен на границе с Белоруссией, поэтому не удивительно, что влияние культуры этой республики на жителей пограничных сел было очень значительным. Рубаха – кошуля шилась из трех полотнищ «с прямыми поликами». Особенностью украшения рубах этого района является тончайший тканый узор. Тканым узором украшались не только рукава рубахи, но и воротничок – стоечка, край рукавов, низ рубахи, даже швы, соединяющие оплечья с рукавом и детали стана.

Понёва

Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная одежда, надеваемая на рубаху, бытовала во всех районах Брянщины. Повсеместно ее шили из шерстяной клетчатой домотканины темно – синего или черного цвета , реже красного. Белые, зеленые, желтые, красные нити в утке и основе членили поле квадратными клетками. Понева состояла из трех полотнищ материи сшитых между собой.

На территории Брянщины известен самый древний вид поневы - распашной. На поясе понева укреплялась шнуром - «гашником». По швам соединения, по низу поневы обязательно украшались вышивкой, нашивными полосами галуна, мишурного кружева, блестками. Края поневы обшивали плетеными шерстяными поясками.

Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения поневы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь.

Передник (запон, завеса)

В нарядном костюме очень важную роль играл передник – запон («завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину. Запоны надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Передник мог быть и с рукавами. Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой, кумачевыми вставками, кружевом, прошвами.

Туникообразный покрой запонов прост: полотнище ткани, сложенное по утку, закрывает фигуру целиком спереди и до пояса сзади. Вырез для головы прямоугольный, вдоль спины посередине проходит разрез, оформленный застежкой на пуговицы либо завязками.

Головной убор

Особую завершающую роль в ансамбле крестьянской женской одежды имел головной убор. Головные уборы центральных районов были весьма разнообразны. Головной убор «сорока» (означает «покрывать») состоит из многих частей. Но главные – «кичка» и «сорока» с подзатыльней (бисерной плетеной узорчатой сеткой). «Кичка» - твердая основа, надеваемая на голову, «сорока» - мягкий чехол, покрывающий основу. Очелье «сороки» украшали золотым шитьем, галуном, перламутровыми пуговицами, блестками.

На Брянщине также распространен головной убор - «повойник», - маленькая легкая шапочка с твердым, украшенным вышивкой, бусами, бисером, пуговицами очельем. Поверх «повойника» надевали покупной или домотканный платок.

Девушки носили повязки в виде лент, украшенных вышивкой, позументом, бусами, металлической бахромой, оборками из лент.

Головные уборы дополнялись бисерными украшениями, закрывающими волосы на висках – «наушниками», бисерными нитями, зачастую соединенными между собой розетками, завершающимися на концах бусинами, называемыми «кишки».



Украшения

К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхнюю часть запона и рубахи.

Ожерелок – шейное украшение, делался из узкой полосы ткани, сплошь расшитой бисером, при надевании он плотно облегал шею. К нему полукругом пришивались «качелики», - нити крупного красного бисера.

Чепка – нагрудное украшение в виде плетеной узорчатой полосы из бисера с геометрическим узором, соединенной на концах и оканчивающейся бахромкой из бисера или бус. В других областях России такие нагрудные украшения назывались «герданы» или «гайтаны».

Во всех населенных пунктах были распространены стеклянные и дутые бусы.

Пояс

Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс. Пояса были различного вида - плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали сбоку.

Обувь

Повсеместно носили лапти русского типа, сплетенные из липового ( вязового) лыка косым плетением. Надевали их на онучи или на толстые шерстяные чулки и прикрепляли оборами. Праздничные оборы, надеваемые на белые онучи, в селе Дорожово были красного цвета.

Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни крестьян Брянского уезда вплоть до 30 –х годов XX века.

Из дополнительной литературы мы узнали, что традиционные крестьянские костюмы различных районов Брянской области отличались кроем рубахи, понев, цветом и орнаментом вышивки и узорного ткачества, видами головного убора.









Виды костюмов Брянской области

Костюм центрального района (Брянского района)


Состоит из рубахи с прямыми поликами (верхняя часть рукавов, манжеты , подол рубахи и воротник – стоечка украшены вышивкой «крестом» или украшены узорным ткачеством ), распашной поневы из темно – синей либо черной ткани в бело – желто – красную клетку ( по низу, по швам соединения, по краям понева богато украшена ткаными прошвами, золотыми галунами, кружевом, вышивкой), передника – запона, богато украшенного вышивкой, плетеным кружевом, кумачевыми вставками. Костюм дополнен красным однотонным либо полосатым тканым поясом. Головной убор – повойник ( женский головной убор) или перевязка (ширинка), - девичий головной убор. Нашейное украшение – ожерелок, нагрудное украшение – чепка.

Костюм западных районов (Новозыбковский район)

Состоит из рубахи – кошули, сшитой из трех полотнищ ткани, с прямыми поликами( рукава и подол рубахи украшены искусно вытканым узором, швы соединения рубахи тоже украшены), поневы – плахты из двух сшитых до половины полотнищ клетчатой темно – синей ткани, двух передников, надеваемых один поверх другого ( нижний – из однотонного черного сукна, верхний, короткий, - из белого холста с вытканым по нижнему краю орнаментом). Головной убор состоял из двух платков, по конструкции ношения напоминал восточный тюрбан. В качестве нагрудного украшения служили бусы – мониста, яркой лентой завязывался на бант спереди ворот рубахи.








Костюм юго – западного района (Стародубский район)


Состоит из рубахи, сшитой из трех полотнищ, с прямыми поликами и ластовицами , рукавами, украшенными скромной редкой вышивкой «крестом», сарафана - андорана с лифом из домотканой черной шерсти, кумачевого фартука с вышивкой по нижнему краю (фартук завязывался по талии) и темно –синей бархатной безрукавки с «фалдами» сзади, с прямоугольным вырезом горловины, отороченным полосами кумача.
























Костюм южных районов ( на примере Комаричского района, находящегося на границе трех областей – Брянской, Курской и Орловской)

Состоит из рубахи с прямыми поликами, украшенной большим, отделанным кружевом и вышивкой воротником, широкими вышитыми оборками по низу рукава, поневы красного цвета, состоящей из шести полотнищ, сшитых между собой. Дополнением к костюму служит красный с желтыми полосками пояс, концы которого свисают по левому боку. Головной убор - расшитая золотыми и серебряными нитями расширяющаяся кверху шапочка, украшенная кистями из разноцветных шерстяных ниток.

































3. Основная часть.

Модель русского женского костюма выполняется в определённой последовательности.

  1. Выбираем куклу, для которой будем выполнять модель костюма.

  2. Обмеряем куклу и на основании полученных размеров выполняем чертежи выкроек. Чертежи выкроек желательно выполнять в соответствии с исторически сложившимися традициями.

  3. Раскладываем получившиеся выкройки на ткани, вырезаем заготовки деталей костюма.

  4. Поэтапно отшиваем все элементы костюма.

  5. Одеваем куклу в получившийся костюм.



































4.Заключение.

В процессе изготовления модели данного костюма учащиеся получают следующие навыки:


Таким образом, в процессе изготовления модели русского женского костюма учащиеся не только изучают традиции и культуру русского народа, в частности культуру Брянской области, но и получают ряд профессиональных навыков: знакомятся с профессиями художника-модельера, швеи, дизайнера. Такое углубленное изучение культуры и истории своего народа в дальнейшем поможет сделать выбор будущей профессии.
























  1. Список используемой литературы.

1. Беловинский Л.В. «Типология Русского народного костюма». Традиционные промыслы и ремесла № 3, 1997.

2. «Русская игрушка» М.: «Искусство» 1989г.

3. Ефимова Л.В. «Русский народный костюм». М.: Советская Россия, 1989.

4. Козловская Н.Б. «Традиционный народный костюм Брянской области». Брянск.: Ваш шанс, 1998.

5. Литвинец Э.Н. «Забытое искусство» . Сделай сам № 2 1992.

6. Полянский А.Н. «Лесостепной юго-восток» М.: Знание, 1989.

7. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. М.: Просвещение, 1997.

8. Старинные куклы. Антикварный интернет-магазин http://www.antiquedolls.ru/publications_ainfo1007.html

9. Народный костюм http://www.booksite.ru/fulltext/bel/ovi/nsky/8.htm

10. Брянский этнографический музей http://www.liveinternet.ru/users/alla32/post240020622/

11. Традиционный костюм – мудрость предков http://rus.rus4all.ru/suit/20130401/724023024.html












  1. Приложения



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.



Фотографии подлинных русских народных костюмов Брянской области.



Русские женские костюмы Брянской области, представленные на Всероссийском празднике русской поэзии в музей-усадьбе А.К. Толстого Красный Рог.























































ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.



Фотографии подлинных русских народных костюмов Брянской области.



Русские женские народные костюмы Брянской области, представленные в Музее этнографии Брянского областного учебно-методического центра «Народное творчество».













Фрагмент вышивки рукава женской рубахи, мотив «орлы».





Фрагмент женского нагрудного украшения.





Вид русского женского костюма со спины.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.



Этапы выполнения модели костюма.



  1. Материалы и принадлежности для выполнения модели костюма.







2.Эскизы выкроек элементов костюма.





3.Изготовление выкройки по эскизам.













































  1. Изготовление нательной рубахи.







  1. Изготовление юбки-понёвы.













































  1. Изготовление передника – занавеси.



























  1. Изготовление головного убора.







  1. Стилизация обуви.













































  1. Модель русского женского народного костюма Брянской области.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Модель женского народного костюма Брянской области

Автор: Румянцева Ирина Сергеевна

Дата: 04.09.2018

Номер свидетельства: 477080

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства