Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации преподавания композиции в СПО»
преподаватель общепрофессиональных дисциплин,
председатель ПЦК, специальности «Живопись»,
член ВТОО «Союз художников России»
Занога М.В.
Методические рекомендации преподавания композиции в СПО
Изучение композиционного мастерства реалистического искусства дает возможность сосредоточить внимание учащихся на наиболее существенном в композиции, на подчинении всех элементов произведения главному - идейному содержанию. В этом смысле необходимо выполняемые задания сопровождать сравнительным анализом произведений искусства, идя от содержания к художественным средствам, наиболее целесообразным для воплощения конкретного замысла.
Решение задач путем упражнений обретает смысл только тогда, когда они рассматриваются не отвлеченно, а в конкретном их применении для выражения определенного замысла.
На всех этапах работы над композицией необходимо руководствоваться тем, что содержание замысла диктует форму его выражения. Выбор темы, вынашивание замысла и основного композиционного мотива композиции требует большой самостоятельной работы. Исключительное внимание должно быть обращено на начальный этап в работе над эскизом. Перед выполнением каждого задания преподаватель должен четко определить задачу данной работы.
Воспитание высокого художественного вкуса, развитие общей и художественной культуры является неотъемлемой частью всего учебного процесса. Наряду с изучением отечественного и зарубежного классического наследия, учащиеся должны быть в курсе современной художественной жизни. Изучение учащимися главных принципов композиции, выбор и разработка сюжета, соответствующих выразительному раскрытию идеи, происходит при содействии педагога. В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков, преподаватель может практически помочь учащемуся, внося исправления в его работу и направляя дальнейший её ход.
Занятия по композиции не должны замыкаться в стенах учебного заведения и ограничиваться консультациями. В целях стимулирования занятий и для создания творческой атмосферы целесообразно всемерно поощрять систематические альбомные зарисовки, внеклассные работы учащихся, организацию конкурсов на лучшую композицию, выставок работ учащихся, встреч с мастерами искусств, организацию специальных экскурсий для сбора материала, целевое посещение музеев и выставок, предприятий, строек и т.д. Этим не снижается значение работы учащихся непосредственно в мастерских училища, где ряд занятий посвящается упражнениям и завершению работ над эскизами. Внеклассная самостоятельная работа учащегося играет важную роль в развитии композиционного мышления, поэтому время, отведённое на неё, используется для выполнения набросков, посещения музеев и выставок, сбора и подготовки необходимого материала. Данная работа проверяется и оценивается преподавателем, предоставляется на семестровый просмотр.
Обучение композиции включает целый спектр задач, решение которых предполагает: Изучение теоретических основ композиции, понятие художественного образа. Последовательность ведения работы над композицией. Ведение работы по целевому сбору, анализу, обобщению и применению подготовительного материала для композиции, исполнение эскиза; практическое освоение разнообразных изобразительных и технических средств, приёмов и материалов, выполнение упражнений на развитие наблюдательности, фантазии, творческого воображения, художественного видения и образного мышления, на выразительность художественной формы.
Последовательность обучения – необходимость в преподавании для успешного овладения студентами изобразительной грамоты. Программные учебные задания иногда выполняются студентами поверхностно: не усвоив предыдущего упражнения, они механически переходят к следующему, пропустив и не освоив какой-то важный момент. Этого допускать нельзя.
Педагогу необходимо давать подобные домашние задания на закрепление материала, задания в виде рисунков на развитие композиционного видения.
Необходимо приучать студентов постоянно иметь при себе карманный блокнот для набросков, зарисовок, композиционных поисков.
Также следует практиковать задания по памяти, представлению и воображению.
Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила – не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий.
Весь процесс обучения композиции должен сопровождаться наглядностью в самых разнообразных формах: таблицах, моделях, образцах композиционного строения, методических выставках, походах в музей, видеофильмах, и т.п. Ценными наглядными материалами могут являться лучшие учебные студенческие работы из методического фонда училища. Репродукции работ произведений известных художников. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является мастер-класс - демонстрация перед учениками процесса работы, наглядная возможность технического исполнения. Показанный педагогом тот или иной способ, метод выражения формы средствами рисунка (живописи) даёт ясное и конкретное представление студентам о практическом выполнении задания.
Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. Структурный анализ произведений изобразительного искусства помогает понять, как действуют законы, правила композиции в картинах известных художников, а также проследить возможности приёмов и выразительных средств композиции в воплощении задуманной идеи.
Необходимо развивать свое композиционное чутье. Для этого нужен глубокий анализ шедевров искусства, при котором педагог расскажет студенту о зарождении мысли, о ее развитии, разъяснит, что добавлял нового художник при каждом варианте, как обогащалась мысль при введении тех или иных компонентов, как очищалась картина и становилась яснее мысль, когда художник выкидывал ту или иную деталь, засоряющую ясность подачи содержания, — то есть нужно подробное объяснение всего творческого процесса. Умение применять теоретические знания на практике в процессе обучения композиции на основе глубокого анализа композиционного строения, необходимо для возможности в воплощении идеи.
Список литературы и интернет источников:
1. Алпатов М.В. «Композиция в живописи» (М. 1940 г.)
2. Барышников А.П. Основы композиции. М., Учебный предмет 1951
3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: «Рисунок, живопись, композиция»: учебное пособие для студентов педагогических институтов (М.: Просвещение, 1981). -239 с.: ил.
4. Волков Н.Н. «О понятии Композиции» (М. 1977г.)
5. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке: 1940-2010: Учебное пособие. – М.: Издательство В.Шевчук, 2012
6. Звягинцев В. Композиция в живописи.-М,2015
7. Иогансон Б. В. «За мастерство в живописи», «К вопросу о композиции» Издательство Академии художеств, М., 1952 г.
8. Кибрик Е.А. «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»
9. Проблемы композиции: Сборник научных трудов /под ред. Ванслова В.В..-М.: Изобразительное искусство, 2000г. -292с.
10. Третьяков Н. Образ в искусстве. Основы композиции. М.,2001
11. Фаворский В.А. «О композиции» (Литературно - теоретическое наследие – М., 1988 г.)
12. Шорохов Е.В. «Основы Композиции» (М., Просвещение,1986г.) учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.