kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Спецрисунок и художественная графика"к

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Спецрисунок и художественная графика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Спецрисунок и художественная графика"к»


Министерство общего и профессионального образования РО

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса»

(ГБПОУ РО «РТИМЭС»)
















Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине

Спецрисунок и художественная графика


для специальности

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий




















2022 г.


















Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине разработаны на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ);

- рабочей программы учебной дисциплины Спецрисунок и художественная графика, специальность среднего профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий




Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса» (ГБПОУ РО «РТИМЭС»)


Разработчик:

Афанасьева Т. А.- преподаватель высшей категории ГБПОУ РО «РТИМЭС».










Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

Пояснительная записка……………………………………………………….4

Структура и содержание учебной дисциплины……………………………..6

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ……………………….....7

Самостоятельная внеаудиторная работа №1

Раздел 1. Изучение основ спецрисунка и художественной графики……...8

Самостоятельная внеаудиторная работа №2

Раздел 2. Изучение изображения головы человека …………………….....16

Самостоятельная внеаудиторная работа №3

Раздел 3. Изучение изображения фигуры человека……..…………………21

Самостоятельная внеаудиторная работа №4

Раздел 4. Изучение графического решения фигуры человека в одежде….26

Список литературы…………………………………………………………. 31























Введение


Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования общих и профессиональных компетенций;

  • развитию исследовательских умений.



Пояснительная записка


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины Спецрисунок и художественная графика раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приёмов;

  • выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека;

  • выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости;

* выполнять таблицы спектральных, ахроматических, хроматических, тёплых, холодных, дополнительных и контрастных цветов;

* выполнять рисунок натюрморта, фигуры человека приёмами цветной графики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы перспективного построения геометрических форм;

  • основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приёмы чёрно-белой графики;

  • основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека

* физические основы цвета, его основные характеристики; понятие о спектре, цветовом круге, ахроматических и хроматических цветах;

* этапы выполнения рисунка натюрморта и фигуры человека приёмами цветной графики.

____________________________________________________________

* Знания и умения введены за счет часов вариативной части ФГОС.


Сроки выполнения самостоятельной внеаудиторной работы устанавливаются в соответствии с календарно-тематическим планом.





Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности общеучебных умений;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

- выполнение и оформление художественно - графических работ в соответствии с требованиями.








































Структура и содержание учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

351

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

234

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

220

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

117

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

проработка учебной литературы

практическая работа

8

109

Промежуточная аттестация - экзамен

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Спецрисунок и художественная графика»

Наименование разделов, тем УД

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР)

Раздел 1. Изучение основ спецрисунка и художественной графики

Проработка учебной литературы

Выполнение практической работы

2


49

Раздел 2. Изучение изображения головы человека

Проработка учебной литературы

Выполнение практической работы

2


16


Раздел 3. Изучение изображения фигуры человека

Проработка учебной литературы

Выполнение практической работы

4




28

Раздел 4. Изучение графического решения фигуры человека в одежде

Выполнение практической работы



16




117

















Самостоятельная внеаудиторная работа №1

Раздел 1 Изучение основ спецрисунка и художественной графики


1 Цель: закрепление знаний об основах спецрисунка и художественной графики; закрепление, углубление и расширение теоретических знаний; овладение практическими навыками в области рисунка геометрических тел, предметов быта, художественной графики натюрморта, основ цветоведения; ознакомление с различными техниками, различными художественными материалами; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие творческих способностей.

2 Время – 51 час.

3 Вид и содержание работы

Чтение текста учебника, ответы на вопросы, чтение лекций, выполнение практических работ.

4 Методические указания

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится во время изучения тем «Начальные сведения о рисунке», «Рисование натюрморта из геометрических тел», «Рисование драпировки», «Рисование натюрморта из предметов быта», «Общие сведения о цвете», «Живописное решение натюрморта», «Графическое решение натюрморта», «Рисование деталей, декоративных элементов одежды», «Рисование отдельных видов одежды».

Студентам необходимо:

- прочитать текст по учебнику и устно ответить на контрольные вопросы

- выполнить работы № 1-7:


Работа №1 «Линейно-конструктивное построение предметов».

Цель работы: закрепление изучения конструкции предметов.

Содержание работы: выполнение рисунка 3-х предметов быта близких по форме к геометрическим телам (например - коробка, книга, кружка и т.п.)

Решение: линейно-конструктивное.

Объём: 1лист формата А3.

Методические рекомендации:

Предметы ставятся на фоне гладкой драпировки ниже линии горизонта. Освещение верхнебоковое.

В рисунке требуется композиционно грамотно разместить изображение на листе бумаги, правильно построить предметы в перспективе. Прежде всего нужно определить положение предметов относительно линии горизонта. Затем, определив соотношение ширины и высоты предметов, лёгкими штрихами наметить общую композицию.

Работая над рисунком, надо всё время проверять пропорциональность величин изображаемых предметов по отношению к друг другу и к целому, их пространственное положение и перспективные сокращения.


Литература:

  1. Беляева С.Е., «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г., стр.14-15


Работа №2 «Выполнение зарисовок деревьев и листьев».

Цель работы: изучение строения растений с помощью зарисовок и набросков с натуры.

Содержание работы: выполнение 5-6 зарисовок деревьев, веток, листьев различных растений.

Решение: тональное.

Объём: 5-6 листов формата А4.

Методические рекомендации:

Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание.

Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным. 

Типичные для всех деревьев признаки - ствол, главные ветви, мелкие веточки, листья. Однако ствол дуба отличается от ствола, берёзы, сосны, тополя, ели не только по цвету и фактуре коры, но и расположением главных веток и веточек по отношению к стволу, направлением их движения.

Особенность строения дерева (его каркаса) обуславливается породой дерева. Силуэт кроны характеризует весь его внешний облик.

Зарисовка начинается снизу от корней в сторону роста дерева, с нанесения лёгких вспомогательных линий, так называемых пространственных (конструктивных) осей, как бы направляющих движение ствола, и по отношению к нему главных и боковых ветвей. Затем лёгкими касаниями намечается общая масса силуэта дерева и кроны.

На следующей стадии рисунка происходит определение «по конструктивным осям» постепенно уменьшающихся по толщине видимых частей ствола и уточнении характера силуэта кроны. Далее в затемнённых местах наносим лёгкие тени, придавая изображению дерева некоторую объёмность.

На последней стадии рисунка занимаемся поиском особо характерных подробностей, которые могут выражаться в выступающих из земли корнях, в особенностях фактуры коры дерева, в характерных изгибах ствола и боковых ветвей и т.д.

Литература:

  1. Ю.В. Погонина, Основы изобразительного искусства: учеб. пособие для нач. проф. образования, - М., «Академия», 2016г. -128с., стр.53-56


Работа №3 «Выполнение рисунка цветов».

Цель работы: изучение строения цветов с помощью рисунка с натуры.

Содержание работы: выполнение 5-6 зарисовок различных по форме цветов.

Решение: тональное.

Объём: 5-6 листов формата А4.

Методические рекомендации:

  1. Анализируем форму цветка.

  2. Выполняем конструктивное построение формы в пространстве с учётом правил наглядной перспективы.

  3. Выполняем тональную проработку формы цветка.



Литература:

  1. Ю.В. Погонина, Основы изобразительного искусства: учеб. пособие для нач. проф. образования, - М., «Академия», 2012г. -128с., стр.56-58

Работа №4«Выполнение рисунка овощей и фруктов».

Цель работы: совершенствование технических приёмов конструктивного построения формы.

Содержание работы: выполнение 5-6 зарисовок различных по форме овощей и фруктов.

Решение: линейно-конструктивное, с лёгкой тональной проработкой.

Объём: 5-6 листов формата А4.

Методические рекомендации:

  1. Анализируем форму яблока, свеклы или лука.

  2. Выполняем конструктивное построение разнообразных по форме овощей и фруктов.

  3. Выполняем лёгкую тональную проработку.


Литература:

  1. Ю.В. Погонина, Основы изобразительного искусства: учеб. пособие для нач. проф. образования, - М., «Академия», 2012г. -128с, стр.60-62


Работа №5«Выполнение натюрморта в цветной графике».

Цель работы: закрепление навыков работы изобразительными средствами художественной графики.

Содержание работы: выполнение многоцветного графического решения натюрморта.

Решение: цветная графика (гуашь).

Объём: 1 лист формата А3.

Методические рекомендации:

  1. Тщательно выполните линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

  2. Определите границы света, тени, полутени, рефлексов.

  3. Выполните графическое решение натюрморта цветом.

  4. Работу оформить в паспарту.



Литература:

  1. Беляева С.Е., «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г., стр.164-166


Работа №6 «Выполнение по натурным зарисовкам растений эскизов в графике».

Цель работы: закрепление навыков работы изобразительными средствами чёрно-белой графики.

Содержание работы: выполнение графического решения рисунков растений.

Решение: чёрно-белая графика (тушь, фломастер, гелевая ручка).

Объём: 5 листов формата А4.

Методические рекомендации:

Графические решения создайте с помощью графических средств: линии, точки, пятна (силуэт), штриха.


  1. Беляева С.Е., «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.188-201

  2. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования, -М.: Издательский центр «Академия», 2008г. Стр. 27-35.


Работа №7 «Выполнение рисунков моделей одежды».

Цель работы: закрепление навыков изображения разнообразных моделей одежды.

Содержание работы: выполнение технических рисунков моделей одежды на мужскую фигуру (по 4 варианта моделей): рубашка, куртка, костюм, пальто.

Решение: линейное

Объём: 4 листа формата А4.

Методические рекомендации:

При рисовании моделей одежды примените пропорциональные схемы.


Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.68-70

5 Требования к оформлению работ

5.1 Ответы на вопросы выполняются устно и не требуют оформления.

5.2 Оформление практических работ осуществляется в соответствии с методическими указаниями по выполнению практических работ.

6 Контрольные вопросы

Тема 1.1 Начальные сведения о рисунке.

  1. Что такое перспектива?

  2. Объясните такие понятия, как «поле зрения», «точка зрения», «картинная плоскость», «точка схода»?

  3. Что называется формой предмета?

  4. Что называется конструкцией предмета?

  5. Для чего применяют метод сквозной прорисовки?

  6. Назовите основные тональные градации.

  7. В чём состоит особенность распределения светотени на гранёных и круглых поверхностях?

Литература: (1) стр.5-31

Тема 1.2 Рисование натюрморта из геометрических тел.

  1. Какое значение при обучении рисованию имеют рисунки геометрических тел?

  2. Как знание законов перспективы помогает в построении геометрических тел?

  3. В какой последовательности следует вести работу над рисунком группы геометрических тел?

Литература: (1) стр.31-35

Тема 1.3 Рисование драпировки.

  1. Что такое драпировка?

  2. От чего зависит структура и форма складок на драпировках?

  3. Какие виды складок бывают на драпировках?

  4. В какой последовательности ведут работу над рисованием драпировки?

Литература: (1) Стр.38-43

Тема 1.4 Рисование натюрморта из предметов быта.

  1. Что называется натюрмортом?

  2. По какому принципу подбираются предметы для натюрморта?

  3. Назовите общие задачи, решаемые в процессе рисования натюрморта?

Литература: (1) Стр.44-46

Тема 1.5 Общие сведения о цвете.

  1. Что изучает цветоведение?

  2. В чём сходство и различие хроматических и ахроматических цветов?

  3. Что называется основными и составными цветами?

  4. Как определить пары дополнительных цветов?

  5. В чём состоят психологические особенности восприятия цвета?

Литература: (1) Стр.47-68

Тема 1.6 Живописное решение натюрморта.

  1. В чём особенность изображения натюрморта в технике «гризайль»?

  2. Расскажите о методе лессировки.

  3. В чём заключается метод алла-прима?

  4. Какую роль играет рисунок в натюрморте?

  5. Расскажите об этапах работы над натюрмортом в живописи.

  6. Какие характеристики учитывают при выборе цветовых отношений?

Литература: (1) Стр.68-70

Тема 1.7 Графическое решение натюрморта.

  1. Какие изобразительные средства графики считаются основными?

  2. В чём особенности линейного рисунка?

  3. Каким путём достигается выразительность силуэта?

  4. Какие возможности у штрихового рисунка?

Литература: (1) Стр.188-201

Тема 1.8 Рисование деталей, декоративных элементов одежды.

  1. Какие точки плечевого пояса фигуры человека являются опорными при рисовании воротника?

  2. В какой зависимости находятся упругость ткани и глубина складок?

  3. От чего зависит толщина воротника по линии перегиба стойки?

  4. Как изменяется изображение воротника и застёжки в повороте?

Литература: (1) Стр.132-138

Тема 1.9 Рисование отдельных видов одежды.

  1. Какова последовательность выполнения рисунка изделия?

  2. Где пересекаются линии перегибов лацканов в рисунке?

  3. Чем отличаются однобортные изделия от двубортных?

  4. В чём различие расположения застёжки в мужских и женских изделиях?

  5. Что является ориентиром для нанесения линий кармана на рисунке изделия?

Литература: (1) Стр.138-147

7 Форма контроля – устный опрос по теме, оценка практической работы

8 Критерии оценки

8.1 Оценка выставляется на основе устного опроса в соответствии с критериями оценки устного опроса.

8.2 Оценка за практические работы выставляется в соответствии с критериями оценки практических работ.

9 Литература основная

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2016г.

10 Литература дополнительная

  1. Погонина Ю.В., Сергеев С.И., Чумерина И.А. Основы изобразительного искусства: учебное пособие для нач. проф. образования, -М. Издательский центр «Академия», 2012г.

  2. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования, -М.: Издательский центр «Академия», 2008г.

  3. Пармон В.Ф., Рисунок и графика костюма, М. Легпромбытиздат, 1987 г.

11 Ресурсы сети Интернет

  1. Сайт «График». Уроки рисунка. Академический рисунок.

www.graphik.org.ru, дата обращения 29.06.2019г.

  1. Сайт «Рисование с натуры. Справочник по вопросам перспективы». http://foreshorten.ru/theory-perspective/drawing-from-nature.html, дата обращения 29.06.2019г.

  2. Сайт «Профессиональная художественная графика»

http://zen-designer.ru/graphics, дата обращения 29.06.2019г.

Критерии оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если студент:

- полностью овладел программным материалом, дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в рисунке терминологии;


Оценка 4 ставится, если студент:

- овладел программным материалом, знает понятия и определения, но затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.


Оценка 3 ставится, если студент:

- основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание вопроса.


Критерии оценок художественно-графических работ:

Оценка 5 ставится, если:

- работа правильно закомпанована в листе; выявлены особенности конструкции, объемов, пропорциональные отношения частей и целого; выявлены закономерности светотеневых отношений; прорисованы детали.


Оценка 4 ставится, если:

- допущена одна серьезная ошибка (например: неубедительная компановка, сильно искажены пропорции, небольшие неточности в светотеневой моделировке или страдает графическая культура);


Оценка 3 ставится, если:

- допущены две серьезные ошибки и ряд незначительных упущений в работе, но в целом за выполнение работы;


Самостоятельная внеаудиторная работа №2

Раздел 2 Изучение изображения головы человека


1 Цель: закрепление знаний об основах изображения головы человека; закрепление, углубление и расширение теоретических знаний об анатомическом строении головы человека; овладение практическими навыками в области рисунка головы человека; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие творческих способностей.

2 Время – 18 час.

3 Вид и содержание работы

Чтение текста учебника, ответы на вопросы, чтение лекций, выполнение практических работ.

4 Методические указания

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится во время изучения тем «Рисование головы человека по схеме», «Рисование черепа человека», «Рисование гипсовых слепков частей лица», «Рисование гипсовой головы человека», «Общие сведения о цвете», «Рисование головы живой модели», «Графическое решение головы человека».

Студентам необходимо:

- прочитать текст по учебнику и устно ответить на контрольные вопросы

- выполнить работы № 8-10:


Работа №8 «Зарисовки частей лица с натуры».

Цель работы: изучить закономерности анатомического строения частей лица человека.

Задание: выполнение рисунков глаз, носа, губ, уха в различных положениях.

Решение: тональное.

Объём: 1 лист формата А3.

Методические рекомендации:

Глаз. Необходимо наметить глазничную впадину, уточнить размер полушария глазного яблока, провести ось разреза глаза. Поперечной линией к оси разреза следует наметить положение зрачка, затем наметить положение верхнего и нижнего века. При рисовании век нужно иметь в виду, что они имеют толщину, причём всегда нижнее веко по всей толщине освещено, а верхнее получается затемнённым.

Нос. При начальной разметке носа нужно помнить, что серединная лицевая линия проходит через середину переносицы и середину основания носа. Нельзя проводить эту линию через кончик носа, так как он значительно отступает от его основания. Это особенно важно учитывать при построении носа в трёхчетвертном повороте. Чем сильнее поворот головы к профильному положению, тем дальше кончик носа выступает вперёд.

Также большое значение в построении носа имеет правильное положение слезников (внутреннего угла глаза) и ноздрей, так как от этого во многом зависит верность пропорций носа.

Губы. При построении губ заметим, что ротовая щель проходит через верхнюю треть расстояния от основания носа до окончания подбородка. При прямом положении на рисунке ширину рта откладываем симметрично в обе стороны от серединной линии. При трёхчетвертном повороте часть губ зрительно сокращается.

Намечая пропорции губ, следует обратить внимание на характер линии рта. Не следует сразу обрисовывать контур губ. Прежде всего, следует хорошо рассмотреть их форму и передать её в рисунке с членением на ряд плоскостей.

При рисовании губ в профиль нужно наметить величину разреза рта, его наклон, а также степень выдвинутости одной из губ. После этих построений можно лепить форму губ.

Ухо. Овал ушной раковины имеет условную ось, которая параллельна оси носа или ветви нижнечелюстной кости. В рисовании уха необходимо правильно наметить ось его овала. Далее устанавливают пропорции овала ушной раковины, общую форму уха и прорисовывают детали, соизмеряя и сравнивая их с общей формой.

После завершения линейно-конструктивного построения нужно проложить светотень, лепя форму уха тоном и штрихом.


Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.82-84

Работа №9 «Выполнение зарисовок головы человека с натуры в фас,

профиль, трёхчетвертном повороте».

Цель работы: закрепление навыков передачи индивидуальных особенностей головы человека.

Задание: выполнение зарисовок головы человека с натуры в фас, профиль, трёхчетвертном повороте.

Решение: линейно-тональное.

Объём: 3 листа формата А3.

Методические рекомендации:

В процессе построения рисунка должна строго соблюдаться последовательность, что является основным условием верного воспроизведения изображения натуры и успешного выполнения рисунка.

Рисование живой головы человека по своей сути мало отличается от рисования гипсовой головы. Вместе с тем, рисунок живой головы требует более глубоких знаний и профессиональной подготовки. В отличие от гипсовой, живая голова более подвижна и имеет много мелких второстепенных деталей (например, морщин). Кроме того, окраска кожи, волос, глаз, губ, щек затрудняет видение формы, в результате чего рисующий невольно копирует тональные пятна, тогда как тональная моделировка гипсовой головы из-за однородности по тону зависит только от освещенности. Рисуя живую голову, следует ориентироваться на те же основополагающие принципы, что и при рисовании гипсовой, придерживаясь методической последовательности на всем протяжении работы над рисунком.


Литература:

  1. Беляева С.Е., «Спецрисунок и художественная графика», -М. «Академия» 2016г. Стр.92- 94


Работа №10 «Графическое решение головы человека».

Цель работы: овладеть средствами выражения графической формы.

Задание: выполнение графическое решение головы человека с использованием комбинаций различных изобразительных средств графики.

Решение: чёрно-белая графика (тушь, гелевая ручка, фломастер).

Объём: 1 лист формата А4.

Методические рекомендации:

1.Тщательно выполните линейно-конструктивный рисунок головы человека (можно выполнить рисунок по фотографии).

2. Создайте графическое решение.

Литература:

  1. Беляева С.Е., «Спецрисунок и художественная графика», - М. «Академия», 2016г. Стр. 203-204

5 Требования к оформлению работы

5.1 Ответы на вопросы выполняются устно и не требуют оформления.

5.2 Оформление практических работ осуществляется в соответствии с методическими указаниями по выполнению практических работ.

6 Контрольные вопросы

Тема 2.1 Рисование головы человека по схеме.

  1. Где проходит ось глаз?

  2. Как расположится линия рта?

  3. Чему равно расстояние между крыльями носа?

Литература: (1) Стр.71-73

Тема 2.2 Рисование черепа человека.

  1. Для чего необходимо знание строения черепа?

  2. Каковы главные кости черепа?

  3. Что такое серединная линия и крестовина? Каково их значение в рисунке?

Литература: (1) Стр.71-73, 75-78

Тема 2.3 Рисование гипсовых слепков частей лица.

  1. Расскажите об анатомическом строении глаза и об особенностях его рисования?

  2. Что нужно учитывать при построении формы носа?

  3. Расскажите об особенностях рисования рта в положении «фас», «профиль» и в тёхчетвертном повороте?

  4. Расскажите об анатомическом строении уха?

Литература: (1) Стр.82-89

Тема 2.4 Рисование гипсовой головы античного образца.

  1. Что вы знаете об анатомии и пропорциях головы?

  2. Какова роль крупных деталей лица в определении характера головы?

Литература: (1) Стр.89-92

Тема 2.5 Рисование головы живой модели.

  1. Чем отличается рисование головы человека – живой модели от рисования гипсовой головы?

Литература: (1) Стр.92- 94

Тема 2.6 Графическое решение головы человека.

  1. В чём особенности работы над графическим решением головы?

  2. В чём различия живописи и цветной графики?

Литература: (1) Стр. 203-204

7 Форма контроля – устный опрос по теме, оценка практической работы

8 Критерии оценки

8.1 Оценка выставляется на основе устного опроса в соответствии с критериями оценки устного опроса.

8.2 Оценка за оформление практических работ выставляется в соответствии с критериями оценки практических работ.

9 Литература основная

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2009г.-243с.

10 Литература дополнительная

  1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, -М. «Высшая школа», 2000г.-271с.

Критерии оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если студент:

- полностью овладел программным материалом, дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в рисунке терминологии;


Оценка 4 ставится, если студент:

- овладел программным материалом, знает понятия и определения, но затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.


Оценка 3 ставится, если студент:

- основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание вопроса;


Оценка 2 ставится, если студент:

- обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала; ответы строит не связанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.


Критерии оценок художественно-графических работ:

Оценка 5 ставится, если:

- работа правильно закомпанована в листе; выявлены особенности конструкции, объемов, пропорциональные отношения частей и целого; выявлены закономерности светотеневых отношений; прорисованы детали.


Оценка 4 ставится, если:

- допущена одна серьезная ошибка (например: неубедительная компановка, сильно искажены пропорции, небольшие неточности в светотеневой моделировке или страдает графическая культура);


Оценка 3 ставится, если:

- допущены две серьезные ошибки и ряд незначительных упущений в работе, но в целом за выполнение работы.


Самостоятельная внеаудиторная работа №3

Раздел 3 Изучение изображения фигуры человека


1 Цель: закрепление знаний об основах изображения фигуры человека; закрепление, углубление и расширение теоретических знаний об анатомическом строении фигуры человека; овладение практическими навыками в области рисунка фигуры человека; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие творческих способностей.

2 Время –32час.

3 Вид и содержание работы

Чтение текста учебника, ответы на вопросы, чтение лекций, выполнение практических работ.

4 Методические указания

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится во время изучения тем

«Построение схемы фигуры человека», «Рисование скелета человека», «Рисование анатомической фигуры человека», «Рисование конечностей человека», «Рисование гипсовой фигуры человека», «Рисование фигуры человека».

Студентам необходимо:

- прочитать текст по учебнику и устно ответить на контрольные вопросы

- выполнить работы № 11-13:


Работа №11 «Построение фигуры человека по схеме».

Цель работы: закрепить изучение закономерностей построения фигуры человека по схеме.

Задание:

  1. Выполните рисунок мужской и женской фигуры человека по схеме в различных положениях.

  2. Выполните рисунки детских фигур различных возрастов по схеме:

а) рисунок фигуры ребенка в возрасте 2-4-х лет;

б) рисунок фигуры ребенка в возрасте 4-6 лет;

в) рисунок фигуры ребенка в возрасте 12-14 лет.

Решение: линейное.

Объём: 2 листа А4.

Методические рекомендации:

Схема женской и мужской фигур строится следующим образом:

1. Проводим вертикаль, на которой откладываем 8 модулей; через полученные точки проводим горизонтальные линии.

2. Рисуем овал головы, намечает линию плеч (1/3 часть модуля вниз от подбородка).

3. Проводим все линии (талии, плеч, бедер, уровня коленей и таза), как показано на рисунке.

4. Схематично изображаем торс.

5. Намечаем направление рук, ног.

6. Оформляем фигуру по рисунку.

На рисунках даны пропорциональные схемы построения фигуры с опорой на две и на одну ноги.

Рисунки детских фигур выполняются по иллюстрациям из учебника Беляевой С.Е. «Спецрисунок и художественная графика» стр.103-104

Литература:

      1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.101-104


Работа №12 «Зарисовки с натуры в различных положениях стопы ноги и кисти руки».

Цель работы: изучить закономерности анатомического строения конечностей фигуры человека с натуры.

Задание:

  1. Выполнение рисунка верхних конечностей в различных положениях.

  2. Выполнение рисунка нижних конечностей в различных положениях.

Решение: тональное.

Объём: 2 листа формата А3.

Методические рекомендации:

1. Выполните рисунок кисти руки человека с натуры в двух различных ракурсах.

Намечают характерное движение кисти, определяют её общие пропорции по сочленениям: предплечья с кистью (лучезапястный сустав), головки пястных костей, фаланги пальцев.

Прорисовывают кисть.

2. Выполните рисунок стопы человека в двух различных ракурсах.

Сначала намечают основные направления голени, стопы и проводят осевую линию, идущую от щиколотки до пальцев.

Намечают край пальцев и край пятки, общий объём ноги. Приводят форму стопы к геометрическому виду. Выявляют детали. Уточняют отдельные участки и всю форму стопы в целом.

Лёгкой прокладкой тона подчёркивают конструктивные особенности формы.

Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.107-114


Работа №13 «Выполнение зарисовок фигуры человека».

Цель работы: закрепление знаний о пропорциях фигуры человека, анатомическом строении, выявление форм тела складками и драпировками материалов одежды.

Задание: выполнение зарисовок фигуры человека в одежде с опорой на одну ногу в разных поворотах.

Решение: линейно-тональное.

Объём: 6 листов формата А4.

Методические рекомендации:

Первый этап. Определить композицию и размер рисунка на листе, наметить верхнюю точку фигуры (макушку) и нижнюю точку (следки).

Легкими линиями сделать обобщённый набросок фигуры в заданной позе.

Наметить изгибы главной линии движения всего тела.

Найти пропорции фигуры по высоте и ширине.

Зафиксировать положение опорной ноги, наклон таза в сторону свободной ноги, наклон плечевого пояса и грудной клетки в сторону опорной ноги (противоположный наклон).

Наметить оси основных объемов верхних и нижних конечностей, которые расположены не по прямой линии, а под углом друг к другу.

Второй этап. Уточнить пропорции, наметить границы поверхностей мышц.

Прорисовать отдельные части фигуры.

Третий этап. Наметить на фигуре одежду, подчиняя её формам и положению тела натурщика.

Наметить границы передних и боковых поверхностей фигуры и легкой тональной прокладкой выделить теневые места.

Четвёртый этап. Учитывая освещение, перейти к моделировке формы линией и тоном.



Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.120-127

5 Требования к оформлению работы

5.1 Ответы на вопросы выполняются устно и не требуют оформления.

5.2 Оформление практических работ осуществляется в соответствии с методическими указаниями по выполнению практических работ.

6 Контрольные вопросы

Тема 3.1 Построение схемы фигуры человека.

  1. Какую роль в нашей профессии играет знание пропорций фигуры человека?

  2. В чём различие пропорций женской и мужской фигур?

  3. Как изменяются пропорции детских фигур в зависимости от возраста?

Литература: (1) Стр.101-104, 127-132

Тема 3.2 Рисование скелета человека.

  1. Что изучает пластическая анатомия?

  2. Расскажите о скелете туловища человека.

  3. Какие кости образуют скелет верхних конечностей?

  4. Какие кости образуют скелет нижних конечностей?

Литература: (1) Стр.98-101

Тема 3.3 Рисование анатомической фигуры человека.

  1. Назовите основные опорные точки фигуры человека.

  2. Что такое главная линия движения тела и какова её роль в построении фигуры человека?

  3. Назовите мышцы туловища?

  4. Назовите мышцы верхних и нижних конечностей?

Литература: (1) Стр.104-107

Тема 3.4 Рисование конечностей человека.

  1. Какую роль играет знание анатомического строения конечностей человека при их изображении?

  2. С какой целью выполняют рисунки с гипсовых слепков рук и ног?

  3. В какой последовательности ведётся рисование стопы и кисти руки с живой модели?

  4. В чём особенности изображения рук и ног при выполнении эскизов моделей одежды на фигуре?

Литература: (1) Стр.107-114

Тема 3.5 Рисование гипсовой фигуры человека.

  1. Чем отличается рисунок анатомической фигуры «экорше» от рисунка гипсовой фигуры человека?

  2. Какова специфика и последовательность рисования гипсовой фигуры человека?

Литература: (1) Стр.104-107

Тема 3.6 Рисование фигуры человека.

  1. Какое значение имеет одежда, как одно из средств художественного выражения?

  2. В какой зависимости находится одежда от формы тела человека?

  3. В чём состоят особенности рисования фигуры человека в одежде?

Литература: (1) Стр.120-12

7 Форма контроля – устный опрос по теме, оценка практической работы

8 Критерии оценки

8.1 Оценка выставляется на основе устного опроса в соответствии с критериями оценки устного опроса.

8.2 Оценка за оформление практических работ выставляется в соответствии с критериями оценки практических работ.

9 Литература основная

1.Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2016г.-243с.

10Литература дополнительная

2.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, -М. «Высшая школа», 2000г.-271с.

Критерии оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если студент:

- полностью овладел программным материалом, дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в рисунке терминологии;


Оценка 4 ставится, если студент:

- овладел программным материалом, знает понятия и определения, но затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.


Оценка 3 ставится, если студент:

- основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание вопроса;


Критерии оценки художественно-графических работ:

Оценка 5 ставится, если:

- работа правильно закомпанована в листе; выявлены особенности конструкции, объемов, пропорциональные отношения частей и целого; выявлены закономерности светотеневых отношений; прорисованы детали.


Оценка 4 ставится, если:

- допущена одна серьезная ошибка (например: неубедительная компановка, сильно искажены пропорции, небольшие неточности в светотеневой моделировке или страдает графическая культура);


Оценка 3 ставится, если:

- допущены две серьезные ошибки и ряд незначительных упущений в работе, но в целом за выполнение работы;


Самостоятельная внеаудиторная работа №4

Раздел 4 Изучение графического решения фигуры человека в одежде


1 Цель: закрепление знаний об основах художественной графики; закрепление, углубление и расширение теоретических знаний о чёрно-белой и цветной графике фигуры человека; овладение практическими навыками в области графического рисунка фигуры человека; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие творческих способностей.

2 Время –16час.

3 Вид и содержание работы

Чтение текста учебника, ответы на вопросы, выполнение практических работ.

4 Методические указания

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится во время изучения тем

«Графическое решение фигуры человека в одежде различными приёмами (чёрно-белая графика)», «Графическое решение фигуры человека в одежде с введением хроматических цветов», «Графическое решение фигуры человека в одежде с использованием цвета», «Графическое решение композиций из двух, трёх фигур в одежде (чёрно-белая графика)», «Графическое решение композиций из двух, трёх фигур в одежде (цветная графика)».

Студентам необходимо:

- прочитать текст по учебнику и устно ответить на контрольные вопросы

- выполнить практические работы № 14-16:


Работа №14 «Рисунок фигуры человека с использованием смешанной графики».

Цель работы: изучение графического решения фигуры человека в одежде; приёмов выполнения чёрно-белой графики.

Задание: выполнение графического решение фигуры человека с использованием комбинаций различных изобразительных средств графики.

Решение: чёрно-белая графика.

Объём: 1 лист формата А4.

Методические рекомендации:

1. Рисунок с натуры.

Выполните рисунок с постановки фигуры человека для работы над графическим решением. Рисунок должен быть законченным, показывать анализ формы постановки и выявлять пластическую взаимосвязь форм в фигуре человека.

2. Размножьте рисунок (на копировальном столе или через стекло на просвет).

3. Создайте графическое решение.



Литература:

    1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.204-208


Работа №15 «Графическое решение фигуры человека с использованием цвета».

Цель работы: закрепление изучения средств выражения декоративной формы.

Задание:

1.Выполнение рисунков мужской фигуры:

а) в английском костюме;

б) в шортах, майке, кроссовках (спортивный стиль).

2. Выполнение рисунков женской фигуры:

а) в платье;

б) в костюме.

3. Выполнение рисунков детских фигур:

а) рисунок фигуры ребенка в одежде в возрасте 2-4-х лет (М 1:4);

б) рисунок фигуры ребенка в одежде в возрасте 4-6 лет (М 1:5);

в) рисунок фигуры ребенка в одежде в возрасте 12-14 лет.

Решение: цветная графика (гуашь, акварель).

Объём: 7 листов формата А4.

Методические рекомендации:

При рисовании моделей одежды на фигуре человека примените пропорциональные схемы.



Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.204-205


Работа №16 «Выполнение композиции из двух-трёх фигур на основе набросков и зарисовок».

Цель работы: закрепление изучения особенностей композиционного решения многофигурной композиции.

Задание: выполнение графического решения композиции из двух-трёх фигур в одежде.

Решение: цветная графика (гуашь, акварель).

Объём: 1 лист формата А2.

Методические рекомендации:

При выполнении многофигурной композиции необходимо два или три изображения увязать между собой по смыслу, пластически и пространственно. Поиск фор-эскиза может идти от одной модели, которая позирует, вторая воображается, домысливается или модели соединяются из готовых уже набросков фигур в одежде.



Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», М. «Академия» 2016г. Стр.204-205

5 Требования к оформлению работы

5.1 Ответы на вопросы выполняются устно и не требуют оформления.

5.2 Оформление практических работ осуществляется в соответствии с методическими указаниями по выполнению практических работ.

6 Контрольные вопросы

Тема 4.1 Графическое решение фигуры человека в одежде различными приёмами (чёрно-белая графика).

1.Какие изобразительные средства графики считаются основными?

2.Какие материалы используются в технике графика?

3.В чём особенности работы над графическим решением фигуры человека?

Литература: (1) Стр.204-208

Тема 4.2 Графическое решение фигуры человека в одежде с введением хроматических цветов.

  1. В чём особенности работы над графическим решением фигуры человека с введением хроматических цветов?

Литература: (1) Стр. 204-208

Тема 4.3 Графическое решение фигуры человека в одежде с использованием цвета.

  1. Как и посредством чего выражается декоративная форма?

  2. Особенности и приёмы цветной графики?

Литература: (1) Стр.120-127

Тема 4.4 Графическое решение композиций из двух, трёх фигур в одежде (чёрно-белая графика).

  1. В чём особенности работы над композицией из двух фигур человека в

одежде?

Литература: (1) Стр.76-108, 108-134

Тема 4.5 Графическое решение композиций из двух, трёх и более фигур в одежде (цветная графика).

    1. В чём особенности работы над многофигурной композицией в цвете?

Литература: (1) Стр.120-127.

7 Форма контроля – устный опрос по теме, оценка практической работы

8 Критерии оценки

8.1 Оценка выставляется на основе устного опроса в соответствии с критериями оценки устного опроса.

8.2 Оценка за оформление практических работ выставляется в соответствии с критериями оценки практических работ.

9 Литература основная

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2016г.-243с.

10 Литература дополнительная

  1. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики: учебное пособие для нач. проф. образования, - М.: Издательский центр «Академия», 2006г.-185с.

11 Ресурсы сети Интернет

  1. Сайт «Основы цветоведения» http://www.paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php, дата обращения 29.06.2019г.

Критерии оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если студент:

- полностью овладел программным материалом, дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в рисунке терминологии;


Оценка 4 ставится, если студент:

- овладел программным материалом, знает понятия и определения, но затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.


Оценка 3 ставится, если студент:

- основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание вопроса;


Критерии оценок художественно-графических работ:

Оценка 5 ставится, если:

- работа правильно закомпанована в листе; выявлены особенности конструкции, объемов, пропорциональные отношения частей и целого; выявлены закономерности светотеневых отношений; прорисованы детали.


Оценка 4 ставится, если:

- допущена одна серьезная ошибка (например: неубедительная компановка, сильно искажены пропорции, небольшие неточности в светотеневой моделировке или страдает графическая культура);


Оценка 3 ставится, если:

- допущены две серьезные ошибки и ряд незначительных упущений в работе, но в целом за выполнение работы.


Список литературы:

Основная:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2016г.-243с.

Дополнительная:

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования, - М.: Издательский центр «Академия», 2012г. -208с.

  2. Погонина Ю.В., Сергеев С.И., Чумерина И.А. Основы изобразительного искусства: учебное пособие для нач. проф. образования, -М. Издательский центр «Академия», 2012г.-128с.

  3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, -М. «Высшая школа», 2000г.-271с.

  4. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования, -М.: Издательский центр «Академия», 2008г. -240с.

  5. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики: учебное пособие для нач. проф. образования, - М.: Издательский центр «Академия», 2006г.-185с.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Профессиональная художественная графика»

http://zen-designer.ru/graphics, дата обращения 29.06.2019г.

  1. Сайт «Рисование с натуры. Справочник по вопросам перспективы». http://foreshorten.ru/theory-perspective/drawing-from-nature.html, дата обращения 29.06.2019г.

  2. Сайт «Энциклопедия искусства», http://www.artprojekt.ru/Menu.html, дата обращения 29.06.2019г.

  3. Сайт «Основы цветоведения» http://www.paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php, дата обращения 29.06.2019г.

  4. Сайт «График». Уроки рисунка. Академический рисунок.

www.graphik.org.ru, дата обращения 29.06.2019г.















11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Татьяна Александровна

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства