kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа на тему:"Работа хореографа по созданию художественного образа в танце "

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая работа выполнена с целью раскрытия идеи произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему:"Работа хореографа по созданию художественного образа в танце "»

МБУ ДО «Детская школа искусств»























Методическая разработка



«Работа хореографа по созданию художественного образа в танце»



Преподаватель по классу хореографии Уганщина Е.М





































































с.Арылах Мирнинский р-н 2018г

«Мы выражаем жизнь в танце.

Мы хотим, чтобы зритель



за каждым нашим номером разглядел,

почувствовал душу народа,

его привычки, обычаи, стремления;

мы ищем ту эстетику и ту пластику,

которая отвечает современности»

И. Моисеев

Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной зрительности, создание хореографическою образа. Что же такое хореографический образ? Это конкретный характер человека, проявляющийся в его отношении к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства.

Так же искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой, следовательно, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Хореограф, к сожалению, не часто имеет возможность обратиться к композитору для написания музыки задуманного им хореографического произведения. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение, либо довольствуется подбором музыкального материала или обработкой народных мелодий. В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан отразить всё это.

Но следует помнить, что в хореографии свои специфические средства художественной выразительности, свой язык, свои композиционные приемы. На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет скорость движения, быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, характер произведения. Таким образом, динамика, темп являются и средствами выразительности танца.

Большое значение в создании образа героя имеет знание хореографом психологии. Это дает ему возможность не только понимать встречающиеся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом и на сцене линию поведения героев хореографического произведения. И, конечно же, для создания художественно-правдивого образа хореограф должен быть профессионалом в высокой степени, т.е. в совершенстве знать не только технологию хореографического искусства, но и уметь проанализировать музыкальное произведение, чтобы определить его форму, стиль, характер, музыкальные характеристики каждого персонажа, связать развитие хореографических образов с развитием музыкальной формы, знать хореографический фольклор, чтобы герои были наделены национальными чертами.

Из каких же компонентов складывается хореографический образ, какие выразительные средства использует хореограф для создания сценического образа в хореографическом искусстве?

Во-первых, хореограф сам сочиняет хореографический текст. В его возможностях создать для действующих лип такой текст, который будет способствовать выявлению их характеров, раскрытию идеи произведения. С одной стороны, идея является определяющим моментом при создании хореографического образа, с другойраскрывается через сценические образы.

Хореограф в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале.

Линия поведения героя в процессе сценического действия дает возможность раскрыть перед зрителем его образ с наибольшей полнотой.

В создании хореографического образа едва ли не основное значениеимеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Именно через пластику, через танцевальный язык воспримет зритель замысел хореографа. Не умаляя значения других компонентов, играющих роль в создании образа, скажем, что танцевальный текст,музыкальный материал, на котором он рождается, играютпервостепенную роль.

Но не только в танцевальном тесте, а и во всей композиции танцараскрывается образ действующего лица. Поэтому органичная композиция поможет исполнителю ярче выявить данный образ.

Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам,позам, характерным движениям. Всё это придает действующему лицу те или иные индивидуальные черты.

Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.

Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор его должен твердо знать, на основе какого национального танцевального языка будет построена хореографическая лексика данного действующего лица. Поэтому танцевальный текст, раскрывающий хореографический образ, должен создаваться хореографом исходя изоснов народной хореографии, народного танца.

Правда хореографического образа опирается на правду народного танца, правду жизни, правду взаимоотношений. В том случае, если хореограф сумеет правдиво отобразить всё это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.

В работе хореографа чрезвычайно большое значение имеет еготворческая фантазия, которая проявляется не только в сочинении танцевальных сцен, не только в создании хореографических композиций, но и в сочинении сюжета, разработке композиционного плана, создании образов и умении поставить эти образы в необходимые сценические ситуации, в которых бы они (образы), раскрывая себя, раскрывали сюжет, идею произведения.

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ так же не может создаваться без учета этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией и кульминация, и развязка. Хореограф должен помнить об этом всегда.

Слушая музыку, хореограф в своем воображении создает хореографические образы. Сначала перед ним возникает как бы общий контур, потом отдельные детали образа; чтобы сделать его живым, хореограф должен дать ему возможность заговорить хореографическим языком, для этого он сочиняет его танцевальный текст.

Хореограф должен так придумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия.

Сценической образ – сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Хореограф использует для того и рисунок танца, и танцевальный язык, пластику человеческого тела, мимику и драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.

Каждый хореограф должен поставить перед собой задачу постоянно обогащать духовный мир своих воспитанников, участников коллектива, формировать такие качества человеческой личности, как гражданственность, патриотизм, гуманность.

Хореографическое искусство, наряду с другими видами искусства, должно служить высоким идеалам современности, раскрывая мысли и чувства, созвучные нашей эпохе.







Литература

  1. И.В. Смирнов «Искусство балетмейстера». - М., Просвещение, 1986.

  2. С.Е. Бахто «Ритмика и танец».- М., 1980.

  3. Т. Барышникова «Азбука хореографии». - М., 1999.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уганщина Елена Михайловна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489485


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства