Мастер-класс предназначен для учащихся начальной школы. Основная цель мастер-класса - это пробудить интерес к занятиям по эстрадному вокалу, с целью выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
- показ и практическая работа;
Наглядность и оборудование:
Мультимедийный проектор, экран
Ноутбук
Два стола, стулья - 10 шт.
Презентация
Бейджики по количеству детей в форме звезд.
Табличка для названия коллектива
Поощрительные звездочки
Распечатанный текст песни
Минус песни и оригинал
Ход занятия
Вводная часть. Знакомство (3 минуты).
Дети входят в кабинет рассаживаются на стулья.
Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Викторовна. Я руководитель вокальной студии «Смайл» Богучарского районного центра детского творчества. В процессе обучения в группе «Смайл», дети учатся не только красиво петь, они получают необходимые актерские навыки, становятся маленькими звездочками. Они участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. Посмотрите на экран (показ Презентации об объединении)
Педагог: Вы видите маленьких артистов? А вы хотите попробовать? И сегодня я приглашаю вас на увлекательное занятие, которое мы назовем «Мы – маленькие звезды», где попробуем пройти трудоемкий путь настоящих артистов.
Ребята, перед вами лежат звездочки, давайте напишем на них свои имена.
Дети берут звездочки и маркеры. Вписывают свои имена.
Педагог: Давайте дадим название своему коллективу.
Дети предлагают варианты названий. И вписывают его в рамку.
Основная часть. Введение в программу. (22 минуты).
Педагог: Для начала нам необходимо снять зажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосом. Давайте встанем в круг и под музыку повторяем за мной. (музыка)
Дети с преподавателем выполняют разминку под музыку.
Наклоны головы влево вправо
Наклоны головы вперед назад
Повороты головы влево вправо
Круговые движение головы в одну и в другую сторону
Поднятие поочередно левого и правого плеча
Круговые движения плечами
Педагог: Замечательно! А теперь займемся дыханием. Дыхание - это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит подвижность и подача голоса, интонация. Перед тем как начать петь, артисту необходимо сделать несколько подготовительных упражнений.
Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс... Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
Педагог: Молодцы! Теперь мы готовы к следующему этапу.
Дети рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что необходимо для того чтобы текст песни был понятен зрителю и слышалось каждое слово? (ответ детей)
Педагог: Правильно, у артиста должна быть хорошая дикция или артикуляция. А для этого нам необходимо разогреть артикуляционный аппарат, это губы, язык, челюсть. Повторяем за мной.
Идет работа над артикуляционным аппаратом.
1. А-О-У-Ы.Широко открываем рот и растягиваем губы, как при произношении звука «А», затем немного округляем, как при произношении звука «О» и вытягиваем вперёд трубочкой «У». Завершаем движение открытой улыбкой, как при произношении звука «Ы». Сами звуки при этом не произносим. Выполняем движения подряд с максимальной амплитудой.
Сытый хомячок. Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем по рту шарик.
Голодный хомячок. Втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щёки в исходное положение.
Считаем языком зубы «гладим» по часовой, а затем против часовой стрелке
Транскрипции. К каждому сочетанию согласных поочередно подставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы (например: бди, бдэ, бда, бдо, бду, бды)
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ – НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ
Скороговорки (например: от топота копыт пыль по полю летит)
Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе
Подворачиваем губы
Язык между зубами
«Горячий чай» (ощущение, что во рту что-то горячее)
«Злюки» (не разжимая челюсти)
Педагог: Наш артикуляционный аппарат разогрет и теперь нам будет легко осваивать все вокальные упражнения, для того чтобы мы могли петь правильно.
Дети поют распевки
На одной ноте тянем звук «м», затем на двух и трех нотах (на звук «у»)
Поем слог «Ля» и «Да-да» - на стаккато; слог «Да», «Ми-и-А» - на легато
Педагог: Отлично! А теперь проверим ваш слух и чувства ритма.
Педагог проводит игру «Барабанчики». Сначала дети выполняют упражнение хором, затем по желанию пробуют индивидуально.
Игра «Барабанчики» (педагог отбивает ритмический рисунок на клавише фортепиано, дети повторяют ритм, хлопая в ладоши)
Педагог: Мы с вами разогрели дыхательные пути, исполнили основные распевки и разогрели артикуляционный аппарат. Все это поможет нам создать хорошую опору для звукообразования и настроит на исполнение вокального произведения.
Дети рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? Правильно. Это мелодия и текст. Если хоть одна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушаться плохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания. И начнем мы с текста. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем. Очень важно следить за согласными в конце слов, расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте.
Дети вместе с педагогом проговаривают текст.
Педагог: Итак, мы переходим к еще одной составляющей - мелодии. Давайте послушаем отрывок из песни, под которую мы делали разминку, еще раз и пропоем мелодию без текста на звук «м» - это позволит нам точно петь звуки мелодии, выставляя на нужную высоту.
Под музыку дети выполняют упражнение.
Педагог: А теперь еще раз, но на этот раз добавим слова.
Дети пробуют петь произведение со словами.
Педагог: Превосходно! Мы с вами разучили текст и мелодию, для полноценного концертного номера нам чего-то все же не хватает. Как думаете, чего же?
Ответы детей.
Педагог: Конечно! Для того что бы выступление было полным ярким и красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствовать тексту. Как вы думаете, какими они могут быть?
Дети предлагают свои варианты.
Педагог: Важно двигаться так, что бы при этом не сбить певческое дыхание. Давайте попробуем еще раз.
Дети поют отрывок песни и выполняют простые движения.
Педагог: Мы прошли весь звездный путь и я думаю, настал момент когда можно презентовать зрителям нашу работу. Вы готовы? Итак, под бурные аплодисменты, встречайте, ансамбль «____…» с песней «_______…»
Звучит музыка. Дети исполняют произведение.
Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)
Педагог: Это было здорово! Вам понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
- Хотели бы вы и дальше заниматься? (ответы детей).
Педагог: А сейчас давайте выложим свой музыкальный звездопад из ваших маленьких звездочек за работу сегодня.
Дети прикрепляют свои маленькие звездочки на табличку с названием коллектива.
Педагог: Я очень надеюсь, что это занятие только положительно скажется на вашей дальнейшей жизни. Надеюсь, что каждый из вас откроет в себе артистический талант и захочет и дальше развиваться в этом направлении. И тогда на нашем творческом небосклоне будут вновь и вновь зажигаться маленькие и большие звездочки! Спасибо за внимание!
Литература
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 2005.
Интернет ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru методические рекомендации к подготовке открытого занятия