Просмотр содержимого документа
«Лекция по Искусству "Декоративные элементы готического стиля на материале архитектуры и прикладного искусства"»
Декоративные элементы готического стиля на материале
архитектуры и прикладного искусства.
Введение.
Термин «готический стиль» условен. Готы – германские племена, первоначально обитавшие у берегов Балтийского моря. В 3в. увеличившись численно, они распространились на юг, дошли до Чёрного моря и Балкан. В 4-5 вв. готы вторглись в Италию и Испанию, образовав там свои государства. В представлении средневековых итальянцев «готы» - это народы севера, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран был назван готическим, хотя создавшие его французские зодчие никакого отношения к готам не имели.
Готика возникла и развилась на территории королевского домена, в Ильде-Франсе и прилегающих к нему областях Пикардии, Нормании, Шампани. Готическое искусство родилось в атмосфере взлёта духовных и творческих сил.
Также считается, что во Франции романский стиль перешёл в готический. Но если в период 11-12 вв. наиболее развитыми были южные районы Франции и они характеризовались наиболее высоким уровнем архитектуры, то с середины 12 в. в экономической и политической жизни страны ведущая роль переходит к её северным провинциям: Париж, Амьен, Реймс, Руан становятся наиболее значительными культурными центрами Франции.
В большинстве европейских стран расцвет готики приходится на 13 – 14 века. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющихся в цеховые организации. Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романского: усиление рационалистических моментов с одной стороны и сильные реалистические тенденции с другой.
Усиление рационализма особенно сказалось в области зодчества, вырабатывающего своеобразнейшую, исключительно логическую систему конструкций и декора. Эта система сложилась и полнее всего выявилась в постройке больших городских соборов Франции, где впервые сформировался готический стиль. Эти соборы были гордостью городов.
Кроме того, соборы являлись местом, где сосредотачивалась общественная жизнь города. В них происходили не только богослужения, но и собрания горожан, и богословские диспуты, имевшие особое значение в духовной культуре эпохи, когда ещё не было книгопечатания и когда научная мысль ещё была облечена в религиозно – церковные формы. Города становились более многолюдными. Возникла необходимость строить соборы обширными, чтобы могли вместить большое количество людей.
Изучая готическое искусство, в частности, декоративные элементы (скульптуры, орнаменты, рельефы), да и сами готические постройки, мы замечаем, что искусство этой эпохи рассказывает нам о жизни. А жизнь была не только интересна, но жестока и драматична. И чтобы понять всё это, нам нужно вообразить атмосферу средних веков, вспомнить, какие бедствия несли с собой хотя бы крестовые походы и с каким безрассудственным мужеством отчаяния пускались в эти походы массы обездоленных; вспомнить ужасные в своей бессмысленности крестовые походы детей, во времяч которых они тысячами погибали; «процессы ведьм», сжигания на кострах, все эти исступленные психологические эпидемии средневековья, так же как физические эпидемии болезней, опустошающих целые области; постоянные междоусобные войны, массовые истребления жителей завоёванных городов и многое другое. И только тогда нам станет понятно преобладание драматического пафоса в произведениях готики.
Каждый элемент готической архитектуры, будь то кронштейн, водосток, замковый камень арки, не хочет оставаться «неживым»: у них есть тела, глаза, они смотрят, и какова бы ни была конструктивная функция данной детали – поддерживать, закреплять, отводить воду, - они её выполняют буквально, «очеловеченно», то есть действительно поддерживают руками или спиной, действительно выливают воду из пасти и т. д. Всякий сюжетный рельеф обрамлён остроконечными арочками, в миниатюре повторяющими свод собора; эти декоративные аркатуры тоже не остаются пустыми – и там существует жизнь.
Декоративный строй готических композиций динамичен, причём это не плавные, ясные ритмы древнего искусства, а сложное, бесконечное, угловатое движение, куда включаются и изгибы фигур и жестикуляция рук.
В готике драматичнее и полнее раскрывается жизненное, земное содержание. Готика связана с жизнью средневекового города – коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Это новый и главный этап в истории средних веков, сменивший феодальную раздробленность. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же свои плоды дало в городах Франции.
В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. В нём идеальные представления средневековья о вселенной, истории и человечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениями каждодневной реальности. Течение окружающей жизни, нежность и радостность зелёного покрова земли, естественность человеческого труда, людские взаимоотношения, вкусы, привычки стали достоянием искусства готики. Оно связано со своей эпохой всеми возможностями своего художественного языка.
Готика была рассчитана на понимание самых широких слоёв населения и обращена ко всему народу.
Готическое искусство является принципиально новым стилем, не сравнимым ни с чем в архитектуре прошлого. Это была попытка зодчества преодолеть тяжесть камня и замкнутость пространства, ограниченного каменными стенами.
Это искусство, сменившее романский стиль, было преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально – церковной идеологии. Но в нём отразилось формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово – ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.
Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчёркнуто гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многоцветными декоративными деталями (ажурные фронтоны – «вимперш», башенки – «фиалы», завитки – «краббы», круглые окна со сложным переплетением – «розы»).
Высшее историческое значение готической культовой архитектуры состоит в том, что в ней органически синтезировались в единую конструктивно – художественную систему выдающиеся инженерные и эстетические новшества, что привело к созданию произведений небывалых по эмоциональной выразительности их архитектурно – художественного образа.
В 12 – 13вв. во Франции и Италии в следствии подъёма производства быстро росли города. В результате готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Бельгия, Сербия, Греция). За пределами своего коренного района ( Франция и западная Германия) он везде проявился не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления. На фасаде дома, представляющего собой простую кирпичную коробку, можно с помощью штукатурки и накладных деталей изобразить любой стиль, но в действительности им не станет, а будет лишь изображать его. Почти во всех странах Западной Европы в 14 – 15 вв. распространилась мода при строительстве культовых зданий изображать готический стиль. Но это не готика, а псевдоготика.
Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный вместить всё взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредотачивалась общественная жизнь горожан. Весь город принимал посильное участие в строительстве храма, стремясь украсить его «со всей внутренней чистотой, со всем внешним величием». Нужно было учитывать и некоторые цели, например, кроме вместительного помещения, это здание должно было быть с величественным интерьером. Высота готических соборов вдвое больше романских, при этом она подчёркнута вертикальностью всех членений, придающей пространству устремлённость ввысь. При этом трактовка архитектурного пространства и характер архитектурных форм должны были соответствовать возросшей культуре горожан и воодушевлять их гражданские и религиозные чувства.
Тогда-то и были изобретены приёмы, позволявшие решить эти вставшие перед зодчеством задачи. Готический стиль был создан путём сознательной деятельности. На примере памятников готической архитектуры мы можем увидеть, что готический стиль равно применялся в религиозных и светских произведениях.
В 13 – 15 вв. во многих западноевропейских городах в результате их социальных завоеваний появляются новые типы общественных сооружений – ратуши, дворцы Правосудия, странноприимные дома. Наибольшее развитие ратуши, как элемент престижа города и символ его независимости, получил в экономически развитой области Северной Франции. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Эти здания представляли собой двух – четырёхэтажные дома, иногда с башней – бефруа, возвышающейся под крышей. Первый этаж мог решаться в виде арочной торговой галереи, за которой располагались подсобные помещения.
В 14 веке в связи со столетней войной (1337 – 1453гг.) строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится небольшое количество зданий, главные усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. Декоративные формы умножаются, становятся всё легче .К числу самых замечательных примеров декорировки относятся порталы трансепта собора в Руане ( 14 в.) и фасад собора в Страсбурге (начало 14 в.). Страсбургский собор содержит наряду с преобладанием стилистических французских черт много элементов германской архитектуры, к которой относится северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу.
Нервюрная сеть 13 века ограничивалась поперечными арками. Впервые появляются диагональные нервюры – лиерны и промежуточные тьерсоны, которые разбивают большую поверхность на более мелкие секторы.
Вводят дополнительные членения, бесполезные в конструктивном отношении и рассчитанные только на художественный эффект получаемого рисунка. Переплетающиеся пучки нервюр со свисающими замковыми камнями становятся одной из отличительных черт пламенеющей готики. Трифорий становится неотъемлемой частью больших готических соборов. Во второй половине 13 века трифорий делают сквозным и светлым, путём замены задней глухой стены на застеклённую аркатуру. Светлый трифорий создал дополнительные художественные эффекты в интерьере: образовалась изящная игра светотени на аркадах, увеличилась освещённость внутреннего пространства. В период пламенеющей готики трифорий исчезает, а оконные витражи заполняют всё пространство между несущим каркасом стен.
Стены готических французских соборов чаще всего ничем не облицовывались. Их каменная кладка была однородной по всей толщине. Швы кладки соответствовали отдельным законченным мотивам в скульптурном декоре и являлись элементами масштабного отчёта, дающими реальное представление о размерах отдельных архитектурных частей. Покраска и роспись стен встречаются довольно редко, и то в виде исключений. Изредка используется подкраска отдельных деталей (капители, замковые камни, нервюры). Интерьеры соборов могли быть декорированы коврами и тканями, которые развешивались на стенах в боковых нефах.
Художественное решение зданий. Системы оформления главного фасада.
Готические зодчие умело разрабатывают возможности передачи в фасаде движения архитектурных форм в высоту. В результате чего преобразовались наружные стены нижней части здания. Благодаря тому, что нагрузка от перекрытия воспринимается не по всей длине стены, а в отдельных её точках, стало возможным превратить массивную, глухую стену, скупо прорезанную небольшими проёмами, в ряд узких простенков, а между ними поместить большие окна.
В результате каменное сооружение перестаёт быть грузным, возносится ввысь, выражаясь в лёгких, динамичных формах. Таким образом, конструктивный остов здания готического собора представляет собой не массивы стен и сводов, а скелет, каркас. Это был единственный в своём роде каменный каркас в истории архитектуры.
Впечатление лёгкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчёркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами, расчленённостью масс, тонкой профилировкой деталей.
Арки перемычек окон и дверей для единства стиля тоже стали делать стрельчатыми. Эта стрельчатость соответствовала излюбленной в готике остроконечной форме крутых шатровых крыш и фронтонов.
Готический собор неотразим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стена не ощущается, её как бы и нет. Уступами высятся массивные опорные столбы – контрфорсы, а в промежутках между ними – и выше и дальше – бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, двойные аркбутаны (перекидные арки), аркбутаны с колоннами, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические «розы»), с цветными стёклами и сложнейшими переплетениями. Словом готический собор – это целый мир.
Он и действительно вбирал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, готический собор Парижской Богоматери царит над городом и перед ним меркнет архитектура барокко, классицизма, ампира, то можно представить, как внушительно он выглядел в те времена, когда у него не было архитектурных современников и его окружали только кривые улочки и маленькие домики по берегам Сены!
Тогда собор был чем-то большим, чем место церковной службы. Наряду с ратушей это был центр и средоточие всей общественной жизни. В ратуше сосредотачивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления, иногда в нём заседал парламент, иногда даже заключались торговые договоры.
Поворот к готике начался с архитектуры и уже потом распространился на скульптуру и живопись. Архитектура оставалась основой средневекового синтеза искусств. Вся воздушность и сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки.
К наиболее распространённым наружным декоративным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями контрфорсах (фиалы), высокие фронтоны над окнами и дверями (пинакли, вимперш), наверисия башенок и пинаклей (крестоуветы), а также бегущие вдоль аркбутанов и по рёбрам башенок стилизованные листья (крабы). Наиболее распространёнными являются двухбашенные ,фасады, разделяемые по три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается большое круглое окно (роза), которая гармонизировала и умеряла вертикальное движение архитектурных форм, сообщая им центробежный характер. Роза была исходной точкой, началом и концом сложной и стройной пропорциональной игры, в которую были вовлечены все элементы фасада. Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа. Над ярусом аркад располагается невысокая галерея (трифоний), над которой помещаются очень большие окна. Окна, в том числе и розы, заполняются лёгким каменным переплётом, в интервалы которого вставляются цветные стёкла (витражи). Отмеченные формы в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры, украшающей фасады и другие части готической церкви, создают впечатление, что она как бы оплетена каменным кружевом.
Переданная в главном фасаде единым мощным движением вверх, общая вертикальная направленность всех бесчисленных архитектурных элементов развивается на боковых фасадах в соответствии с внутренним членением собора и возможностями восприятия. Тело собора так велико, а его архитектурная декорация столь многообразна, что не охватываемое одним взглядом единство вдохновенного стремления вверх всех форм его боковых фасадов воспринимается не в их сложном потоке, а в напряжённом и взаимосвязанном чередовании частей.
Оформление башенных стен, стены нефа, фасада трансепта и боковой части хора, в которых вынесенная наружу рабочая конструкция является одновременно и основой декора, образует цепь могучих взволнованных аккордов, варьирующих единую тему победы над неоформленностью и тяжестью материи. За сложной системой перекидных арок, неотъемлемой части готической конструкции и охватившей боковые и восточную стороны храма, плоскостью стены исчезает; в этой сквозной арочной оправе здание теряет ощущение массивности и геометрической чёткости и приобретает живую слитность единого организма.
В период готики встречаются также витые колонны, в которых каждый виток имеет продолжение в виде нервюра. Капители готических колонн и полуколонн окончательно теряют связь с античностью, их высота не зависит от высоты колонн, а в скульптурном убранстве используются исключительно флоральные мотивы.
Развитие капителей идёт по пути усложнения их пластики, придания ей всё более пространственного характера. Раннеготические капители имеют декор в виде первых побегов растений (почки, свёрнутые листики, листья водяных растений).
Ранние памятники готической архитектуры Франции несут в себе ряд романских черт. В первой готической церкви Парижа Сен-Пьер-де-Монмартр (1134 - 1147гг.) ещё сохраняются массивные каменные стены под сводами центрального нефа, в которых пробиты небольшие (как в романский период) окна, имеющие романское полуциркульное завершение. Чисто готическим в этом интерьере является крестовый свод, расположенный на несущий арочный каркас нервюр и его лёгкое заполнение лотками. Стрельчатая форма арок и сводов, появившаяся в силу статической необходимости (уменьшение распра), применяется в тектонически активной каркасной конструкции.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Парижской Богоматери. Возведённый в период, когда всё более утверждалось значение Парижа как столицы Франции и её культурного центра, собор Парижской Богоматери должен был по замыслу стать грандиознейшим храмом страны. Это было одно из самых больших зданий того времени – пяти нефная базилика с эмпорами, вмещающая до девяти тысяч человек. Строительство было начато в 1163 году, по обыкновению с восточной части, и завершено в основном в первых десятилетиях 13 века. В середине 13 века были выстроены боковые капители между контрфорсами и увеличены выступы трансепта, а в конце 13 – начале 14 века были завершены капеллы хора. Красивейшая часть собора – западный фасад, обладающий гармоничностью пропорций и спокойным равновесием масс.
Строители собора Парижской Богоматери подчеркнули ясные и простые горизонтальные членения фасада, помогающие созданию общего впечатления строгости, величия и незыблемости храма, зодчие соборов Реймса и Амьена, давшие богатую пластическую разработку фасадов, обогатили горизонтальные членения резной архитектурной декорацией, поставив особый декоративный акцент в местах раскреповки карнизов и обработав ступени разделяющих фасадов по вертикали контрфорсов пинаклями со статуями в нишах.
От зданий зрелой французской готики собор Парижской Богоматери отличается большей массивностью форм. Гладь стены западного фасада не замаскирована кружевом декоративной резьбы, а толстые приземистые столбы центрального нефа подчёркивают тяжесть ложащейся на них нагрузки эмпор и сводов. О родстве с романским стилем говорит подчёркнутость горизонтальных членений, грузность башен фасада, сдержанность строго локализованной скульптурной декорировки. К новшествам этого типа готики принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов.
В поздней готике Франции декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. Резьба на фасадах и башнях становится всё более сложной и вычурной, линии каменных оконных переплётов начинают изгибаться, придавая проёмам подобие язычков пламени,позднюю готику называют иногда «пламенеющей». К числу характерных новшеств 15 века принадлежит распространённая в наружной отделке стрельчатая арка двойного изгиба. Памятная башня в Авиото, портал собора в Альби, розы западного и южного порталов Амьенского собора, Северная башня на фасаде собора в Шартре являются показательнейшими образцами этого стиля.
Готические соборы были действительно подлинной энциклопедией готического века, вмещая и составляя в стройную систему совокупность главных представлений эпохи. Объёмное живописное решение приходит на смену романской плоскостности фасада. Он приобретает вид единого, живого органического, растущего вверх сооружения, погружённого в стихию воздуха, света, беспредельности неба, а внизу, на земле – в оживлённую атмосферу городской площади.
Наряду с церковным строительством в готический период, особенно с 15 века, получает развитие гражданская архитектура. Несмотря на то, что усиливается строительство оборонительных сооружений, большое внимание всё же уделяется художественному облику построек. В замковой ограде, помимо донжона постоянно воздвигаются постройки дворцового типа, использующие обычные декоративные формы готики. Примерами может быть замок Венсан (14 в.) и Пьерфон (14 в.).
Конструкция и интерьер.
Сложность конструктивных задач, стоявших перед архитектором, высокий уровень его мастерства, предложенные им методы решения конструктивных проблем, единство образного строя и конструкции храма раскрываются в многочисленных исследованиях, посвящённых архитектурной структуре готических сооружений, выяснению роли нервюр и особенностей стрельчатого свода.
Вопросы готического метода, применяемого в готической архитектуре, как и многие технические вопросы средневекового строительства, породили за последние десятилетия большое количество исследований, позволяющих представить многие готические конструкции и построения архитектурной формы в совершенно новом свете.
Так как готический собор являлся культурным центром города, то для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство собора. Это достигалось увеличением размеров зала в ширину и высоту и уменьшением сечений внутренних колонн, с тем, чтобы они не загромождали пространство.
В конце романского периода стали применять способ расчленения массы крестового свода на систему арочных рёбер с тонким заполнением между ними, что позволило уменьшить вес всей конструкции перекрытия. Зодчие готики, обогащённые опытом предшествовавшего строительства, до предела уменьшили сечения конструкций и добились того, что перекрытие зала стало гораздо более лёгким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн, а это, в свою очередь, зрительно объединило пространство трёх нефов собора.
Тип базилики сохраняется, но сильно упрощается по сравнению с романским. Кроме того, стены средней части базилики, выступающие над крышей боковых частей, теперь превратились в ряд простенков с большими окнами между ними, в результате пространство стало более светлым. Но тонкие и высокие опоры, заменившие прежние низкие и массивные стены, не могли воспринимать горизонтальную нагрузку от распора свода: они опрокинулись бы. Чтобы этого не произошло, распор передаётся на наклонные упорные арки (аркбутаны), находящиеся снаружи здания. Эти арки, имеющие вид лёгких рёбер, окружают повышенную центральную часть здания готического собора.
В 13 веке характер прорисовки архитектурных деталей становится более сложным и утончённым, а в пламенеющей готике архитектурно – скульптурные элементы (розы, вимперги, переплёты окон) приобретают вид лёгких ажурных кружев.
Хроническое развитие форм готической архитектуры наглядно проявляется во многих деталях интерьера, созданных в различные строительные периоды. Сложный и утончённо хрупкий рисунок переплётов огромных оконных «роз» трансептов, реконструированных в середине 13 века, контрастирует с простотой и массивностью трифория, созданных в 12 веке. Эти готические розы играли в формировании образа интерьера не меньшую роль, чем в композиции фасада.
В поздней готике колонны принимают сечения нервюр, а их капители упраздняются. Нервюры начинаются прямо от пола, устремляясь вверх, где расходятся, формируя сложный рисунок свода.
В начале 13 века цилиндрический столб обрастает четырьмя колонками. Для преобразования сложного сечения нервюр в цилиндрическое сечение колонок применялись капители.
Чрезвычайно разнообразны замки сводов и водостоки – гаргуйи. На замках свода часто изображают человеческие фигуры, головы людей, иногда их изготавливают в форме звериной головы. Например, гаргуйи собора Парижской Богоматери и церкви Сент-Шапель изображают крылатых животных, а в церкви Урбана они выполнены в виде человеческих фигур. Часто встречаются изображения целых сцен с эпизодами из Библии.
Готический орнамент как имитация природы. Архитектурные декоративные элементы.
В эпоху готики в искусстве резьбы по камню появляются неизвестные прежде архитектурные элементы высоких декоративных достоинств – окна «розы», помещённые на фасадах церковных зданий.
Архитектурный декор влияет и на скульптурные детали. Архитектурные элементы приобретают теперь рельефную фактуру, как, например, рёбра нервюр.
Важна роль геральдических мотивов в готической орнаментации. То же относится и к барельефу с геральдическим украшением в монастыре Уэльгас близ Бургоса.
Другой немаловажный элемент составляют растительные мотивы. Подобием пышного ковра затянул художник внутреннюю сторону главного портала Реймского собора, служащую фоном для статуи причащающегося рыцаря. На готических капителях обильно используется растительный декор, почти исчезнувший в романскую эпоху.
Стилизованные листья аканта постепенно сменялись листьями более простых очертаний; затем с начала 13 в. художники стремятся к точной передаче окружающей природы и воспроизводят листья дуба, плюща, клёна, шиповника, лютика, остролиста. Так как обычно используются листья с изрезанными контурами, которые загибаются под абакой наподобие валюр. В конце 13 века прорисовка листьев становится очень подробной, прихотливой и натуралистичной, скульптурный декор выходит за пределы абаки. Эта тенденция продолжается и в следующие два столетия, когда основным мотивом пластики становятся листья чертополоха и шотландской капусты, которые изображают с резко выступающими кончиками. Кое где к листьям добавляют цветы и плоды, например, винограда. Всё это является результатом поиска художником всё более интересных форм.
Всё это готические зодчие в капителях того времени, которые представляют собой лишь узкие пояса, слабо выступающие над поверхностью завершаемой опоры. В новом типе архитектурной орнаментики варьируются растительные мотивы – как активизированные, так и почерпнутые из местной французской флоры. Обрамляя рельефы и украшая карнизы и капители, они с трогательной наглядностью выражают идею органического роста, присущую готическому храму в целом и его интерьеру, «одетому» венком из всех живых вещей.
Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Она сложилась на основе достижений позднероманской пластики, готическая скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Это позволяет говорить о синтезе искусств в период готики.
Работы по украшению храма велись одновременно со строительными. Ими чаще всего руководил сам главный мастер.
В начале 13 века скульптурное убранство становится очень разнообразным (в одном интерьере каждая капитель может иметь свой собственный рисунок). Если вначале в готическом орнаменте мы могли увидеть растительные элементы, то в дальнейшем мы встречаем изображения человеческих фигур. Глядя на удивительные человеческие лица, переходящие в листья, мы лишний раз убеждаемся в том, что по силе воображения художники готики не уступали романским.
Этот вид декора встречается не только в церковных капителях; мы находим виноградную лозу в орнаменте оконной аркатуры в жилых зданиях в Шартре.
К концу 12 – началу 13 столетия среди множества традиционных аллегорических изображений на рельефах фасадов готических соборов появляется и аллегорическая фигура Архитектуры. В качестве атрибутов ей дают те же предметы, которые характеризуют аллегорию Геометрии. Этот образ сложился ещё в раннее средневековье. К концу 13 века в рельефах и витражах готических храмов появляются мужские фигуры с геометрическими атрибутами: циркуль и линейка, дощечка для записи измерений. Позже изображают аллегории и других «механических искусств» - кузнечного дела, ткачества, иногда и живописи.
В раннеготический период растительный орнамент чрезвычайно декоративно размещался на тимпанах, где изображены деревья, листья которых выделяются гирляндами, выполненными в высоком рельефе.
В готике скульптурно – рельефная тема играет важную роль в системе средств архитектурной выразительности. Это позволяет уделить большее внимание порталу, который становится главным средоточием скульптурного убранства храма. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, овладевает аркбутанами, контрфорсами. Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями.
Так как в искусстве расширился интерес к реальному миру, природе, человеку и его эмоциям, то распространяются живописные и скульптурные алтари, миниатюры с бытовыми и историческими сценами, изображениями пейзажа и интерьера. Символико – аллегорический строй искусства сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; часто изображаются трагические переживания, сцены страданий и смерти.
Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отрицающее сложный драматизм жизни), устремлённость и подвижность, подчёркнутые ритмом складок и лёгким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворённой красотой, торжественным спокойствием поз и жестов, в других частях здания светские изображения – трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей, кентавров, химер, заимствованных из греко – римской языческой мифологии.
В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, это определяло характер архитектуры, сделавшей стены ажурными и потому не подходящими для фресок. Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.
Мунете церкви в Манфредонии сохраняет декор с человеческими фигурами; под четырьмя декоративными полуциркульными арками находится Христос в мандорле, поддерживаемый двумя ангелами. Интересно сочетание фигур и растительных элементов в баптистерии в Пизе: в акантовке листья перемежаются со сценами сельских работ, соответствующих месяцам года.
Декоративный строй готических конструкций динамичен, но это не плавные, ясные ритмы древнего искусства, а сложное, беспокойное, угловатое движение, куда включаются и изгибы фигур, и жестикуляция рук с длинными тонкими пальцами, и изломы складок одежды, образующих целые пышные каскады.
Фигуры, расположенные друг над другом, вдоль арки портала, изогнутые в вышину арки. Существам, населяющим цоколи, пяты арок, капители, приданы компактные, раздающиеся вширь формы и позы: они свёрнуты в клубок, скорчены, прижаты. Изображения на витражах подчиняются техническим требованиям мозаики из больших кусков цветного стекла, соединённых свинцовыми полосами, - они поэтому имеют гранёные, угловатые очертания. Законы ремесла, законы конструкции всюду подсказывают искусству определённые формы.
Но в свою очередь архитектурные детали сами превращаются в изображения – ни один элемент архитектуры, будь то кронштейн, водосток, замковый камень арки, не хочет оставаться «неживым»: у них есть тела, глаза, они смотрят, и какова бы ни была конструктивная функция данной детали - закреплять, отводить воду, они её выполняют буквально, «очеловеченно», то есть поддерживают руками или спиной, действительно выливают воду из пасти.
Всякий сюжетный рельеф обрамлён остроконечными арочками, в миниатюре повторяющими своды собора; эти декоративные аркатуры тоже не остаются пустыми – и там копошится что-то живое, вокруг них обвиваются ящерицы, можно увидеть тут сову, зайчика, какое угодно животное или пышную гирлянду листьев. Почти невозможно расчленить в готике конструктивные и декоративные элементы – там все изображения в той или иной мере конструктивны и декоративны, а всякий декор изобразителен. Под руками средневековых каменотёсов мёртвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. В истории невозможно найти более органическое слияние ремесла и искусства, возникающее на этой основе.
Средневековым мастерам удаётся создать декоративные элементы, статуи и витражи тектонически и композиционно не только согласованные между собой, но они оказываются сращёнными, слитыми с архитектурой. Все эти декоративные элементы живут с архитектурой одной жизнью. например, статуи фасадов, чередующиеся с узкими тягами и столбами, становятся подобны столбам; отсюда их вытянутость, удлинённость пропорций и ослабление горизонтальных членений за счёт усиленного вертикализма, подчёркнутость ниспадающих складок одежды,
Резная каменная скульптура, украшающая тимпаны порталов, населяющая арки и ниши, живущая своей собственной молчаливой и тихой жизнью в глубине входов, играет важную роль в создании живописной поверхности сооружения. Сливаясь со стенами храмов и вырастая из них, она образует его неотъемлимое пластическое убранство. Пространственное решение фасада, крупность архитектурной декорации, обилие вытянутых по вертикали окон создаёт впечатление лёгкости постройки, а игра свето – тоновых эффектов на его поверхности рождает ощущение вибрации архитектурных форм. «Дух готического искусства – в этом страстном трепете теней и света, который сообщает ритм всему сооружению в целом и вызывает в нём жизнь», - писал тонко чувствующий готику Роден.
Суть срастания архитектурно – композиционной основы и её скульптурного убранства в готическом зодчестве состоит далеко не просто в формально – декоративной связи архитектуры и скульптуры, образующей систему пластических акцентов на поверхности храма, соответствуя её росту вверх ритмизированных вертикализмом своих фигур. Во французской готике это более глубокая образная связь, их существование друг без друга невозможно.
Всё в целом изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых зданий, подчинённых богословию. В каждом соборе прослеживается какая-то главная, сквозная тема. Амьенский собор выражал идею мессионизма: на его фасаде – фигуры пророков. Собор в Лане выдвигал на первый план аллегории наук и свободных искусств и рассказывал о чудесах творений. Собор Рейма – наиболее национален и историчен: особая роль отводится портретам французских королей. Бурж прославляет добродетели святых. Шартрский собор «знциклопедичен», охватывая все разветвления средневековой мысли и представляя широкую символическую картину мира небесного и мира земного.
Замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий были настолько расплывчаты и аллегоричны, настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы. Например, многочисленные сцены ремесленных и сельских работ, изображения кузнецов, сеятелей, строителей оправданы были тем, что труд заповедан богом согрешившему человеку; подобные сюжеты включались также в аллегории времён года. Аллегории грехов и греховных страстей были удобным поводом для изображения всех тех же излюбленных сказочных, языческих чудовищ – в готике их было достаточно (химеры, несущие дозорную службу на башнях Нотр – Дам). Звери и растения олицетворяли природный мир, созданный в первые дни творения.
В причудливый рой образов вплеталось много таких, которые имели самое отдалённое отношение к церковной концепции мироздания или вовсе его не имели. В густой вязи рельефов, покрывающих своды капелл Вавельского собора в Кракове, рядом со сценой обнажённого сатира, обнимающего нимфу, грифона со змеиной шеей, человеческой головой и орлиными крыльями; тут же всевозможные звери.
Часто изображались жонглёры, музыканты и плясуны. По-видимому, во многих изображениях отразились народные потешные представления, очень распространённые в средние века: «шествия дураков», праздники с участием масок. Даже у монахов были в обычае массовые пляски мистериально – языческого характера.
Готические гротески неисчислимы – это фейерверк народной фантазии. Нередки и фривольные мотивы, которые по понятиям нового времени считались бы непристойными, а тогда были обычными проявлениями солёного «гальского юмора», а он звучит и в песенках вагантов и в шутливых «фаблио». И всё это располагалось в храме! Кроме того – в храме были и прямые сатиры на монахов и церковников. Известен рельеф на капители Пармского собора, где осёл в монашеском одеянии читает проповедь волкам: у волков оскаленные пасти, и они тоже одеты монахами. Надпись гласит: «Это монахи (а на самом деле волки) священные догматы толкуют». На капители Страсбургского собора находилось изображение церковной мессы с участием волков, козлов, лисиц и зайцев; все эти животные держат кресты, евангелия, кропильницы. Впоследствии страсбургские рельефы вызвали большой переполох среди духовенства, и торговец, продававший в своей лавке эстампы с них, был даже привлечён к суду, но это произошло только в конце 17 века, а до того конзунские рельефы преспокойно украшали храм. Они явно перекликаются с подобными пародиями в произведениях вагантов, вроде «Всепьянейшей литургии». Деятели церкви взирали на всё это с раздражением и недоумнием, но мало что могли сделать, так как действовала непобедимая стихия коллективного народного искусства. Виктор Гюго писал, что в эту эпоху существуют две мысли, выраженные в камне, привилегия совсем подобная нашей свободе печати - это свобода архитектуры. Эта свобода идёт очень далеко. Подчас портал, фасад или целая церковь представляют символический смысл, абсолютно чуждый культу, или даже враждебный церкви. Целые поколения художников – ремесленников занимались вовсе не тем, что иллюстрировали богословские догматы – это было для них внешним, формальным «заданием». Они служили своему богу иначе: «сплетали корону своему господу из всех живых существ», и доверчиво рассказывали, как могли, о своей жизни, о своих мечтах и страданиях.
Готическое художественное мышление, воплотившееся в монументальных искусствах, с не меньшей яркостью выражается в искусстве малых форм и пронизывает собой быт, оставив неизгладимую печать на жизнь той эпохи, отразившись в формах мебели и костюмах, в «готическом» типе письма.
Готический стиль в предметах быта.
В готику мелировка ещё не многочисленна, но мебель уже разнообразнее, чем в романскую эпоху.
В Европе в то время наблюдается некое единство стиля, объяснявшееся повсеместным использованием архитектурных элементов при изготовлении мебели.
В типологическом отношении готическая мебель принципиально не отличалась от романской.
В жилых интерьерах использовались кресла, стулья, табуреты, лавки, кровати, столы (не только обеденные, но и специальные письменные). Главным предметом корпусной мебели продолжает оставаться сундук или ларь. Они часто снабжаются накладными фигурными петлями и замками из кованого железа, декор которых сходен с закруглёнными орнаментальными мотивами церковных оград и дверей. Геометрический узор, выполненный в виде оковок, мы встречаем в самые разные времена. Иногда лари украшали фигурками, которые были на передних стенках. Изображали всадников. В дальнейшем во Франции сундук приобретает назначение кресла, то есть это тот же сундук с приделанными глубокими подлокотниками и высокой спинкой, заканчивающейся карнизом или балдахином с архитектурными украшениями. Сиденья обычно делают подъёмными. Спинка и нижний «ящик» украшались растительными орнаментами или филёнками с резьбой «складки пергамента». Для сидящего человека такие монументальные и представительные кресла – сундуки были неудобны (жёсткое досчатое сидение, невозможность отвести ног назад).
Появляется очень разнообразная мебель для сидения. Это стулья с различными формами сидений – круглыми, прямоугольными и многогранными. Спинка, боковые и лицевые части которых украшаются обильной резьбой. Кресла обычно украшались архитектурными мотивами или цветами лилиии.
В формы мебели проникают мотивы стрельчатых арок готической архитектуры с их тонкими колонками и орнаментом. Верхняя часть спинок кресел декорировалась пинаклями и ажурной резьбой, напоминающей декор зданий. Мотивами такой резьбы обычно являлись детали и декоративные элементы в основном церковной и крепостной архитектуры (переплёты витражей, розы, амбразуры, стрельчатые арки, крестоцветы), растительный орнамент, который часто отличался натуралистичностью и перенасыщенностью (виноградные листья и гроздья, листья чертополоха и другие растения, цветы, гирлянды, розетки, украшенные листьями), ленточное плетение «складки пергамента» - орнамент в виде ткани или пергамента, собранных в складки, а также свитков кожи с закрученными краями. В поздней готике в резьбе по дереву появляются изображения человеческих фигур. Декоративными элементами являются также красивые петли и замки корпусной мебели. Другой предмет обстановки, произошедший от сундука, - буфет или поставец, более народного назначения. Он представлял из себя тот же сундук на высоко поднятых четырёх опорах. Его декор был навеян архитектурой, выполнялся в невысоком рельефе, частым его мотивом являлись «льняные складки».
Буфеты и дрессуары являлись новыми типами столовой мебели, которые получают большое распространение во Франции. Готические столы часто были примитивными. Они имели в качестве опоры для крышки вертикальные резные щиты, скреплённые царгой. Средняя часть этих щитов часто прорезалась в виде готического окна с переплётами. В коробке подстолья могли устраиваться выдвижные ящики. Иногда письменные столы имели подъёмную доску, под которой располагались маленькие выдвижные ящики для хранения бумаг и письменных принадлежностей.
Мебель в готических интерьерах обычно расставлялась вдоль стен, за исключением столов. Низ кроватей декорировали резными «льняными» складками (как нижняя часть кафедр). Колонки и навесы имеют более лёгкий орнамент. Резные деревянные двери также донесли до наших дней красивый орнаментальный декор.
Для поздней готики характерно сочетание резьбы с росписью и позолотой.
Декорируя предметы мебели, художники давали волю воображению: в их резьбе нашли воплощение не только традиционные растительные мотивы, но и фигуры животных и людей, исполненные жизни и юмора. Резчики использовали ветхозаветные и новозаветные сюжеты, а также образы языческой древности; встречаются и домашние животные, например, кошка с пойманной крысой. И всё же наиболее живописные сцены взяты из повседневной жизни.
В церкви Троицы в Вандоме среди символических картин месяцев мы видим аллегорию Сентября: сборщик винограда ест спелую гроздь, одновременно давя ногами ягоды. Перед нами происходят, порой сдобренные юмором, все стороны жизни готической эпохи.
В готическую эпоху резьба по кости стала почти монополией Парижа. Произведения
парижских мастеров превосходили по качеству любую европейскую прдукцию и пользовались общим признанием. Изделия французской столицы широко экспортировались и способствовали созданию международного стиля в этом виде прикладного искусства.
Некоторая часть готических изделий из слоновой кости имела религиозное назначение, но в основном это были предметы светского обихода. Основными сюжетами декора изделий культового характера была стоящая или сидящая мадонна с младенцем.
Такие предметы, украшенные прелестными барельефами, принадлежали к домашней культовой утвари. Эти изделия, преисполненные очарования, служат для нас ценными документами эпохи, рассказывающими о придворных обычаях, об идеалах рыцарской и светской жизни, о нормах учтивости.
Готические декоративные элементы в текстиле эпохи.
При рассмотрении текстиля следует провести различие между тканями в собственном смысле, с одной стороны, и вышивками и шпалерами с другой.
Франция, играющая большую роль в развитии прикладного искусства готики, занимает относительно скромное место в области текстиля.
В тканях присутствуют оригинальные мотивы. Для них характерно бесконечное повторение геометрических узоров и изображение древа жизни с птенцами по бокам. Во Франции изготовляют шелка с бесконечным разнообразием расцветок и рисунков. Также используют геральдические мотивы.
К числу вышивок принадлежит мантия конца 13 века из монастыря Монтьерамей, она вышита разноцветным шёлком и золотой нитью по красной парче. Медальоны – четырёхлистники обрамляют сцены из жизни Христа и Богоматери и симметрично расположенные эпизоды из легенд о французских святых.
Наряду с вышивкой большой славой в готическую эпоху пользовались шпалеры. Их производство было развито и в Париже: широко известна серия «Апокалипсис» из Анжера, она является самой старинной среди сохранившихся французских шпалер. Шпалеры создавались по заказу Людовика 1, Герцога Антуйского.
Шпалеры второй половины 15 века чётко отличаются от шпалер 14 века более богатой палитрой и тематикой. Они изображают сцены из жизни своих современников. Часто изображали эпизоды из рыцарских романов, такие изображения дают нам сведения о жизни, одежде и вкусах того времени. Разумеется, бытовые сюжеты не исключают сюжетов, заимствованных из древней истории, или сюжетов религиозного характера, исполняемых по заказам церквей. Шпалеры «мильфлеры» с росписью мелких цветов и кустиков на синем фоне.
Герцогство Бургундское, расположенное на стыке нынешней Франции и Бельгии, имело шпалерное производство во многих городах. Мастера приближают свои шпалеры к живописи, и они теряют присущий этому жанру монументальный стиль.
В готическую эпоху развивалась ещё одна текстильная техника набивных тканей. Она представляет собой льняной холст с набивным рисунком в две краски – чёрной и красной, исполненным с помощью семнадцати разных гравированных досок. Среди изображённых сюжетов мы видим менестреля и танцующих под музыку пар, состязание всадников, эпизоды из истории. Такие ткани – древнейшие образцы средневековой набойки; изображённые на образцах фигурки выделяются белым неокрашенным пятном на чёрном фоне и отличаются высокими декоративными достоинствами.
Витражи в архитектуре готики.
Поскольку церковь символически осмысливалась как «град божий», то витраж служил основным средством создания этого образа и разъяснения его основных элементов верующим. Следовательно, и тут библейская тема была одной из основных.
В абсиде витражи «рассказывали» историю жизни Христа, в капителях – жития святых и притчи, в витражах нефов помещались фигуры апостолов, пророков и святых.
Ранние готические витражи представляли собой стеклянную мозаику, в которой кусочки стекла, вставленные в свинцовую оправу, образуют общую композицию. Витражи 12 – 13 веков отличались яркими цветами и насыщенными тонами. Интенсивный красный и синий цвет фона придавал им особую динамичность и нарядность, и одновременно скрадывал дневной свет. Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся рёбрах («нервюрах»), а боковой распор свода передаётся связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»). Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера.
Витражи большинства французских готических церквей помогали создать цветовое убранство интерьера здания, так как в то время отсутствовала яркая полихромия в отделке стен.
В конце 13 века с целью улучшения освещения интерьера цветные фоны витражей заменяют на стёкла опалового тона, на которых крупным силуэтом выделяются изображения. в период пламенеющей готики витражи становятся более натуралистичными, используют уже не оправу, а рисуют скаской по стеклу.
В поздней готике на входной задней стене традиционную розу заменяют окном полуциркульного очертания, ажурные переплёты которого напоминают устремлённые вверх языки пламени. В боковых нефах переплёты наоборот более простые и вялые по своему рисунку, чем витражи 13 века. В период поздней готики нередко используются простые прямоугольные членения в окнах или дверях порталов.
Заключение.
После рассмотрения данной темы можно сделать выводы, что в первую очередь зрителя поражает высотность готических построений, которые тянутся к небу бесчисленными стрельчатыми башнями, вимпергами, фиалами, формами заострённых арок.
Но также поражает ещё и богатство и разнообразие аспектов, открывающееся при рассмотрении фасада здания.
Готические соборы не только высоки, они, можно сказать, необозримы, часто ассиметричны и даже неоднообразны в своих частях. Каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Вся воздушность, вся сказочность готических строений имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, при которой здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов.
Ни снаружи, ни внутри такие здания не кажутся подавляющими: живописные, динамические, обширные, они предстают как воплощение деятельной жизни средневекового города. Стиль готики в общем драматичен, но не мрачен и не уныл; даже можно сказать, что он бурный, темпераментно – драматичный.
Глядя на скульптуры, которыми украшена готическая архитектура, мы видим, что этой эпохе была чужда та влюблённость в красоту нормальных, соразмерных форм, гармонических пропорций, то стремление к телесному жизнеподобию, которые так характерны для античного искусства. Готика предпочитала выражение в некрасивом, истощённом теле. Всё это мы можем наблюдать и в живописных произведениях.
То предельное напряжение душевной жизни, которое встречаем мы в готических фигурах и лицах, не могло быть воплощено в границах классического равновесия и телесного совершенства. Герой средневекового искусства заглядывает в тёмные провалы бытия, созерцает бездны человеческого горя, мучительно размышляет, силится что-то понять.
Готические художники знали не только пафос страданий – они умели передать чувства сострадания, душевной близости, помогающие переносить невзгоды. Они находили язык для выражения этих безмолвных целомудренных чувств, которые не выставляют себя напоказ и выражаются сдержанно – в бережных прикосновениях рук, в наклонах головы, во взглядах. Эту тишину глубокого чувства может выразить не всякое искусство – она, например, не поддаётся художественному языку барокко. А в готике всё это было, и в этом величие этой эпохи.
20 век пролил свет на готическое искусство как на целостный, законченный, полнокровный художественный стиль, как на исторически закономерный этап развития европейской культуры. Основополагающий вклад в современное понимание искусства готики внесли труды Шлоссера и Маля, Марселя Обера и других. Благодаря этим работам, готическая эпоха раскрывается перед нами в широте и значительности совершающихся в течении 12, 13, 14 столетий исторических изменений и сдвигов, заложивших фундамент европейской культуры Нового времени.
Литература.
Даркевич В. П. «Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве 9 – 16 веков. М., «Наука», 1988 г.
Козлинский В. И., Фрезе Э. П. «Художник и театр», М., «Советский художник», 1975 г.
Мартиндейл Э. Готика. М., «Слово», 2001 г.
Анри де Моран «История декоративно – прикладного искусства: от древних времён до наших дней». М., «Искусство», 1982 г.
Муратова К. «Мастера французской готики 12 – 13 вв.» . М., «Искусство», 1988 г.
Раннев В. Р. «Интерьер». М., «Высшая школа», 1987 г.
Соловьёв Н. К. «Очерки по истории интерьера: Древний мир. Средние века». М., «Сварог и К», 2001 г.
Шапиро Н. «Стиль. Советское искусствознание», №24. М., «Советский художник», 1988 г.
Эрши А. «Живопись интернациональной готики». Будапешт, 1986 г.