Консультация "Некоторые особенности работы с учащимися подросткового и старшего школьного возраста в классе общего фортепиано"
Консультация "Некоторые особенности работы с учащимися подросткового и старшего школьного возраста в классе общего фортепиано"
процесс обучения – явлением живое, протекающее в русле множества воздействий и влияний, общественных условий, семейного уклада и т.д. и т.п. Каждый ученик- индивидуальность. Процесс обучения, в целом управляемый и целенаправленный, несет на себе след всех поправок, которые вносятся жизнью. Время ставит новые задачи, заставляя искать пути к их разрешению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Некоторые особенности работы с учащимися подросткового и старшего школьного возраста в классе общего фортепиано"»
Некоторые особенности работы с учащимися подросткового и старшего школьного возраста в классе общего фортепиано
Ряд особенностей преподавания в детской музыкальной школе вытекает из разницы в возрасте у обучающихся в наших классах. Если в общеобразовательной школе существует четкое разделение на учителей младших классов и, так называемых, педагогов-предметников, преподающих в средних и старших классах, в области музыкальной педагогики, в частности обучения игре на фортепиано, о подобном разграничении, конечно же и речи быть не может. Реалии нашего обучения таковы, что за шестилеткой следующим на урок приходит шестнадцатилетний выпускник, и наоборот.
Время от времени на практике приходится сталкиваться с желанием овладеть основами игры на инструменте людей достаточно солидного возраста. Можно поразмышлять на эту тему и представить себе введение платных дополнительных услуг для обучающихся совсем не школьного возраста. Кстати сказать, какое-то количество лет назад в одной из школ на доске объявлений висел рекламный листок с приглашением на учебу без ограничения возраста и лозунгом: «Мы научим любого!». Но, как говорится, это уже совсем другая история.
Тема данной работы коснется обучения детей подросткового и старшего школьного возраста в классе общего фортепиано. Подростками принято считать детей от 11 до 14 лет, старший школьный возраст приходится на период от 14 до 18 лет. Это очень сложные периоды в жизни человека. Первый – время физиологического созревания, эмоциональных срывов, контрастов в поведении, самоизучения и «самоедства». Второй – период безрассудных поступков, проверка своих сил, в этот момент на первый план выступает учебно-профессиональная деятельность, ведется активный способ поисков труда и существования.
Время от времени обсуждается тема, предлагаемая некими активистами, суть которой заключается в том, что, приводя ребенка в раннем возрасте в дополнительное образование или спорт, родители крайне вредят своему отпрыску. Предполагается, что юное создание в «нежном возрасте» не готово к собственному волеизъявлению. Как средство выхода из этого «тупикового» положения поступало предложение дать возможность ребенку определяться самостоятельно в более старшем возрасте. Не трудно представить, что коллективы музыкальных, хореографических, художественных и спортивных школ на редкость единодушны в своей оценке подобных рекомендаций.
Тем мне менее, на практике, все-таки, время от времени многим из нас приходится иметь дело со «взрослыми» детьми. В единичных случаях приходят такие ребята в инструментальные классы на дополнительные общеразвивающие программы.
По роду своей недавней деятельности, а именно в классе общего фортепиано, стало уже рядовым явлением появление детей подросткового возраста. Анализируя ситуацию, становится понятно – достаточно большое количество подростков появилось в школах в последнее десятилетие и связано оно с открытием, в частности, отделений «Сольного пения». Наличие певческого голоса сложно диагностировать в дошкольном периоде, а если и поет ребенок, то трудно предугадать дальнейшее развитие этого непростого инструмента. Как правило, и это демонстрирует мировая практика, осознанно стезю профессионального певца, вокалиста выбирают не в возрасте младшего школьника (хотя в последнее время в связи с многочисленными телепроектами многие видят себя в роли будущих «звезд» сцены), по ряду физиологических причин к этому решению приходят уже достаточно взрослые люди, вполне осознанно, отдавая отчет своим природным особенностям.
Появление первых «возрастных» обучающихся в классе общего фортепиано, конечно же, поставило ряд вопросов, повлекло за собой некоторые наблюдения, опыты, выводы.
Согласно учебному плану, предмет общее фортепиано…
Сразу стоит оговориться, что преподавание специального и общего фортепиано не имеет каких-либо существенных различий. Согласно самому обобщенному и простейшему определению, методика или методы обучения – это процесс взаимодействия между преподавателем и учеником, в результате которого происходит передача знаний, умений, навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В первую очередь, начиная работать именно с обучающимися по программе «Основы сольного пения», независимо от их возраста, каждый педагог должен понимать цели и задачи преподаваемого курса, ставить соответствующие задачи. Ученик должен свободно ориентироваться на инструменте, грамотно разбираться в нотном тексте, достаточно легко читать ноты с листа. В связи с этим, не всегда ставя во главу угла чисто пианистические задачи и вторгаясь в область тонких профессиональных технологий, тем более, что на данный момент в домашнее пользование этими детьми приобретается, как правило, не традиционное пианино, а синтезатор, целью становится привить элементарные базовые знания, умения и навыки. Он должен научиться со временем грамотно самостоятельно разобрать вокальную партию, аккомпанировать себе при необходимости, уметь распеться самостоятельно.
Одна из задач методики в области музыкальной педагогики предполагает передачу учащимся знаний с учетом возрастных особенностей.
Каждый педагог, преподающий фортепиано и имеющий за плечами опыт работы, готов к тому, что в класс приходит малыш. Как правило. Мы приступаем к обучению с шести, семи лет и это благоприятный возраст для музыкального старта. Здесь каждый преподаватель владеет богатым арсеналом средств – сказки, стихотворения, рисунки, игрушки, какие-то художественные образы, позволяющие включить ребенка именно в игру, посредством которой младший школьник вводится в сложнейший процесс обучения достаточно легко, безболезненно и органично.
Иное дело, когда приходится начинать работу с подростками. Достаточно трудно преодолевать свою, так сказать, «запрограммированность», нацеленность на восприятие дошкольника и младшего школьника. Приходится делать усилие над собой, перестраивать кардинально свои объяснения, не допускать говорить со взрослыми «детским языком».
В общем-то, размышления над заданной темой – это анализ того, в чем заключается разница и что есть общего в работе с обучающимися разных возрастных периодов.
На основе этих наблюдений сложились следующие пункты:
1. Речь, обращенная к ученику, а именно ее темп и сложность должна соответствовать его восприятию.
2. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста имеет право на повторность объяснений, подросток должен слышать и запоминать указания с первого раза.
3. Интенсивность подачи материала должна соответствовать возрасту: у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать медленность восприятия, соображения, неумение распределять внимание, отсутствие привычки к длительной работе. С подростками нужно, наоборот, заботиться о том, чтобы урок был интенсивным, внимание ученика не оставалось незагруженным.
4. Подросток обязан уметь работать, руководствуясь общими правилами и обобщенными указаниями; указания младшему школьнику должны быть конкретными, а общие правила выводиться из сопоставлений.
5. Домашние задания малышам должны быть совершенно четко назначаемы; подросткам можно предоставить известную инициативу в пределах максимума и минимума и относительную самостоятельность в планировании своей работы.
Встречая в своем классе младших школьников, мы, как правило, не задаем им вопроса о причинах их появления в стенах школы. Этот вопрос скорее можно отнести их родителям. Подростки обычно вполне мотивированы на обучение, как правило, без вмешательства старших членов семьи.
Для большей информированности полезно провести небольшой устный опрос.
1. Что послужило причиной вашего появления в школе?
2. Какие отличия от общеобразовательной школы вы для себя отметили и выделили?
3. Планируете ли вы своё дальнейшее профессиональное продвижение в этом направлении?
4. Изменило ли вас обучение в музыкальной школе?
Возвращаясь к игре непосредственно на инструменте. Хочется обратить внимание на следующий момент. В силу специфики преподавания сольного пения, а именно того, что большая доля усилий, внимания ученика тратится на понимание и раскрытие художественного текста, т.е. слова, на работу с интонацией, одной из своих задач считаю нахождение точек соприкосновения со специальным предметом. Это, прежде всего, изучение элементарных общемузыкальных законов — это и форма, строение, развитие мелодии, кульминационные вершины, цезуры и т.д. Ученик должен понять, почувствовать общность предметов.
В заключении работы, хочется отметить, что процесс обучения – явлением живое, протекающее в русле множества воздействий и влияний, общественных условий, семейного уклада и т.д. и т.п. Каждый ученик- индивидуальность. Процесс обучения, в целом управляемый и целенаправленный, несет на себе след всех поправок, которые вносятся жизнью. Время ставит новые задачи, заставляя искать пути к их разрешению.