Республику Татарстан населяют народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры (например, певец Фёдор Шаляпин, писатель Лев Толстой, Максим Горький, художник Иван Шишкин и другие.)
Классик татарской поэзии Габдулла Тукай является прославителем татарской культуры.
Габдулла Тукай писатель, который, мало прожив, успел много сделать. Он умер, когда ему было всего двадцать семь лет. Апрель 1886 года - апрель 1913 года. Родился весной и весной ушёл из жизни…
За свою короткую семилетнюю творческую жизнь Тукай успел сложить и спеть так много песен! Он оставил после себя более 400 стихов, 9 поэм, 350 рассказов, очерки и воспоминания. Среди них стихи и прозаические произведения для детей. Он составил две хрестоматии по татарской литературе для чтения в школе. Тукай признан основоположником татарской детской литературы. Так же поэт любил народные песни, собирал их. Так, в 1910 году под псевдонимом "Шурале" вышел сборник " Национальные мелодии", включающий 28 песен.
Актуальность:
Тукай оставил после себя огромное творческое наследие. Самое большое и важное место в котором занимает его поэзия.Произведения Тукая несут в себе как культурную, так и воспитательную ценность. Они пронизаны глубокой любовью к родному краю, природе, родному дому, родной земле. Учат соблюдать традиции татарского народа, с уважением относиться к старшим, быть добрыми и отзывчивыми, учат трудолюбию, смелости, прививают интерес к школе и знаниям.
Творческое наследие Тукая из поколения в поколение имеет не только воспитательную ценность, но и способствует изучению и наблюдению за фольклором и его переложением на поэтический лад народных сказаний, былин, легенд. Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Тукая.
Новизна моей работы состоит в изучении творчества поэта с точки зрения рассмотрения образов используемых для стихотворных произведений..
Цель:
Изучить и исследовать художественные образы в поэзии Тукая для детей.
Задачи:
1. Изучить жизнь и творчество поэта;
2. Раскрыть роль творчества Тукая в развитии татарской культуры;
3.Осознание значения творчества Тукая и величия его личности.
Гипотеза:
Я думаю, чтотворческое наследие Тукая, будет раскрывать свои тайны в художественных образах из народного фольклора, для читателей.
Метод исследования:
1. Сбор информационной литературы
2. Анализ полученной информации.
3. Итоговая обработка материала.
2. Художественные образы в поэзии.
2.1 Биография и произведения Тукая.
Габдулла Тукай (настоящее имя - Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлауч Казанской губернии. Ныне это Арский район Республики Татарстан. Будущий поэт рано осиротел. Ему было 5 месяцев, когда умер его отец Гариф мулла, а через несколько лет Габдулла лишился и матери. С 3-х летнего возраста он жил в разных семьях. Приёмные родители часто менялись, и на одном месте маленький Габдулла долго не задерживался. С малых лет он испытал все невзгоды сиротской жизни, самые печальные дни его детства.
Тукая взрастил и вскормил сам народ. Будто знал наперёд, что отплатит ему благодарный поэт, не оставлял его в беде, поддерживал, подбадривал, утешал. Читаем мы стихи Тукая и думаем - откуда такая сила? От родной земли, от народа. С детства унаследовал Тукай любовь к песне, к родному языку. Его мать Мамдуда любила слагать стихи. И дедушка Зиннатулла иногда сочинял для себя.
Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребёнка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими. Всё это мы можем прочитать в таких бессмертных творениях поэта, как "Родной земле", "Пара коней", "Родной язык", "Осенние ветры", "Шурале". Эти стихотворения пронизаны любовью к родной земле, к деревне Кырлай, к её простым чистосердечным людям. В этой деревне Тукай начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал первые радости и горести, стал учиться. И как он сам признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.
Особую любовь снискала у людей поэма - сказка "Шурале". В этой сказке в ярких красках запечатлены образы Родины и народа. В стихотворениях, посвящённых родной деревне, Тукай передаёт любовь и благодарность родному краю. Например, в стихотворении "Родная деревня" есть такие строки: «Мне всё вокруг отрадно…», «Нет времени счастливей…», «Ты в памяти и в сердце, родная сторона!..», «Люблю душой и телом я всё в краю моём…».
Тукай - поэт, который одинаково дорог всем поколениям. Люди избирают его спутником на всю жизнь... Не раз в течение жизни они обращаются к нему. С раннего детства сладким страхом тревожит душу его "Водяная". С утра напевается его "Родная речь". Не читается, а именно напевается. Как говорил сам Тукай, песни нашего народа требуют, чтобы пели их только чуть-чуть разомкнув губы. Такова их природа...
Большинство людей в юности связывают свою жизнь с творчеством Тукая.
Поэта рождает народ. Тукай - национальный поэт, глубоко уходящий корнями в родную почву. Национальные традиции, обычаи и народность у него тесно связаны друг с другом. В своих стихах Тукай воспевает думы, страдания своего народа. Он сочувствует им, страдает вместе с ними, говорит только правду, горькую правду, защищает бедный татарский народ. Писательский подвиг его а том, что он бесстрашно говорил правду, и только правду. Творческий и гражданский подвиг его короткой, искромётной жизни непостижимо прекрасен! Всю свою душу и жизнь до последней капли он отдал борьбе за светлое будущее своего родного края.
За свою недолгую жизнь сумел создать огромное количество поэтических литературных произведений, которые обогатили как татарскую культуру, так и мировую культуру в целом.
Образ водяного, подобно образу лешего, с которым у него много общего, преимущественно антропоморфный. Сходство этих двух демонических существ, их общность отмечается на основании народных поверий, целым рядом исследователей. Например, Вл. Даль писал о водяном в народном представлении следующее: «Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится». О внешнем сходстве этих двух «духов природы» говорил и А. Колчин: «Видам своим он (водяной. – Э.П.) подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета», подчеркивая далее, что «образом своей жизни он вполне подобен тоже лешему, только леший царствует в лесу, а водяной – в воде». О водяных, что они «отвратительного вида и смешиваются в народных поверьях с лешими», писал и Дм. Шеппинг. Чаще всего водяной в поверьях восточных славян изображался безобразным голым стариком – косматым, одутловатым, покрытым тиной, с большой бородой и зелеными волосами. В некоторых местах портрет водяного уточнялся деталями: лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы и т.д.
В литературном изложении народных сказок Г.Тукая сохраняются внешние и сюжетные особенности сказок татарских и русских народных. Подобные образы имеются в фольклоре марийского, чувашского народов. К внешним относятся- синий, зеленый цвет, вытянутость конечностей, спутанность покрова. К характерным особенностям относятся устрашающее поведение, звуки, хитрость и некая грубость героев. Таким образом мы наблюдаем прямую связь между такими художественными образами в произведениях Г.Тукая , как водяная, кикимора и су- анасы и лещий и шурале.
3. Заключение.
По итогам моей проделанной работы, я пришла к выводу, что Тукай использовал для своих поэтических произведений образы из фольклора татарского и соседних народоностей.
Тукай органически использовал героев и обогатил сюжетные линии поэтическим слогом и витиеватыми , колоритными художественными образами.
"Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда..."
(Минтимер Шаймиев)
4. Список литературы.
1. Тукай Г. Т.72. Избранная проза (Пер. с татарского М. Рафикова).- Казань: Татарское книжное издательство, 1992.
2. Тукай Г. Т.81. Избранное. Москва, "Сов. Россия", 1975.
3. Тукай Г. Т.81. Избранное. Казань, Татарское книжное издательство, 1978.