kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему: «Тайны сказок. Татарские народные сказки в пересказе Г.Тукая.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение.

2. Художественные образы в поэзии Тукая:

2.1 Биография и произведения Тукая;

2.2 Герои повествований. Водяная, кикимора – Су анасы, Леший – Шурале

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Тайны сказок. Татарские народные сказки в пересказе Г.Тукая.»»

Министерство культуры Республики Татарстан

Отдел культуры исполнительного комитета

МБОУ ДО «Бугульминская детская

школа искусств» БМР РТ














Исследовательская работа

на тему:

«Тайны сказок. Татарские народные сказки в пересказе Г.Тукая.»









Автор: Расулева Алина Джамилевна

преподаватель I квалификационной категории















Бугульма 2020

Оглавление.


1. Введение.

2. Художественные образы в поэзии Тукая:

2.1 Биография и произведения Тукая;

2.2 Герои повествований . Водяная, кикимора – Су анасы, Леший – Шурале

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.





















































Введение.

Республику Татарстан населяют народы с разным историческим прошлым и культурными традициями.
С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры (например, певец Фёдор Шаляпин, писатель Лев Толстой, Максим Горький, художник Иван Шишкин и другие.)

Классик татарской поэзии Габдулла Тукай является прославителем татарской культуры.

Габдулла Тукай писатель, который, мало прожив, успел много сделать. Он умер, когда ему было всего двадцать семь лет. Апрель 1886 года - апрель 1913 года. Родился весной и весной ушёл из жизни…

За свою короткую семилетнюю творческую жизнь Тукай успел сложить и спеть так много песен! Он оставил после себя более 400 стихов, 9 поэм, 350 рассказов, очерки и воспоминания. Среди них стихи и прозаические произведения для детей. Он составил две хрестоматии по татарской литературе для чтения в школе. Тукай признан основоположником татарской детской литературы. Так же поэт любил народные песни, собирал их. Так, в 1910 году под псевдонимом "Шурале" вышел сборник " Национальные мелодии", включающий 28 песен.

Актуальность:

Тукай оставил после себя огромное творческое наследие. Самое большое и важное место в котором занимает его поэзия. Произведения Тукая несут в себе как культурную, так и воспитательную ценность. Они пронизаны глубокой любовью к родному краю, природе, родному дому, родной земле. Учат соблюдать традиции татарского народа, с уважением относиться к старшим, быть добрыми и отзывчивыми, учат трудолюбию, смелости, прививают интерес к школе и знаниям.

Творческое наследие Тукая из поколения в поколение имеет не только воспитательную ценность, но и способствует изучению и наблюдению за фольклором и его переложением на поэтический лад народных сказаний, былин, легенд. Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Тукая.

Новизна моей работы состоит в изучении творчества поэта с точки зрения рассмотрения образов используемых для стихотворных произведений..

Цель:

Изучить и исследовать художественные образы в поэзии Тукая для детей.

Задачи:

1. Изучить жизнь и творчество поэта;

2. Раскрыть роль творчества Тукая в развитии татарской культуры;

3.Осознание значения творчества Тукая и величия его личности.

Гипотеза:

Я думаю, что творческое наследие Тукая, будет раскрывать свои тайны в художественных образах из народного фольклора, для читателей.

Метод исследования:

1. Сбор информационной литературы

2. Анализ полученной информации.

3. Итоговая обработка материала.

2. Художественные образы в поэзии.

2.1 Биография и произведения Тукая.



Габдулла Тукай (настоящее имя - Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлауч Казанской губернии. Ныне это Арский район Республики Татарстан.
Будущий поэт рано осиротел. Ему было 5 месяцев, когда умер его отец Гариф мулла, а через несколько лет Габдулла лишился и матери. С 3-х летнего возраста он жил в разных семьях. Приёмные родители часто менялись, и на одном месте маленький Габдулла долго не задерживался. С малых лет он испытал все невзгоды сиротской жизни, самые печальные дни его детства.

Тукая взрастил и вскормил сам народ. Будто знал наперёд, что отплатит ему благодарный поэт, не оставлял его в беде, поддерживал, подбадривал, утешал. Читаем мы стихи Тукая и думаем - откуда такая сила? От родной земли, от народа. С детства унаследовал Тукай любовь к песне, к родному языку. Его мать Мамдуда любила слагать стихи. И дедушка Зиннатулла иногда сочинял для себя.

Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребёнка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими. Всё это мы можем прочитать в таких бессмертных творениях поэта, как "Родной земле", "Пара коней", "Родной язык", "Осенние ветры", "Шурале". Эти стихотворения пронизаны любовью к родной земле, к деревне Кырлай, к её простым чистосердечным людям. В этой деревне Тукай начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал первые радости и горести, стал учиться. И как он сам признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.

Особую любовь снискала у людей поэма - сказка "Шурале". В этой сказке в ярких красках запечатлены образы Родины и народа.
В стихотворениях, посвящённых родной деревне, Тукай передаёт любовь и благодарность родному краю. Например, в стихотворении "Родная деревня" есть такие строки: «Мне всё вокруг отрадно…», «Нет времени счастливей…», «Ты в памяти и в сердце, родная сторона!..», «Люблю душой и телом я всё в краю моём…».

Тукай - поэт, который одинаково дорог всем поколениям. Люди избирают его спутником на всю жизнь... Не раз в течение жизни они обращаются к нему. С раннего детства сладким страхом тревожит душу его "Водяная". С утра напевается его "Родная речь". Не читается, а именно напевается. Как говорил сам Тукай, песни нашего народа требуют, чтобы пели их только чуть-чуть разомкнув губы. Такова их природа...

Большинство людей в юности связывают свою жизнь с творчеством Тукая.

Поэта рождает народ. Тукай - национальный поэт, глубоко уходящий корнями в родную почву. Национальные традиции, обычаи и народность у него тесно связаны друг с другом. В своих стихах Тукай воспевает думы, страдания своего народа. Он сочувствует им, страдает вместе с ними, говорит только правду, горькую правду, защищает бедный татарский народ. Писательский подвиг его а том, что он бесстрашно говорил правду, и только правду.
Творческий и гражданский подвиг его короткой, искромётной жизни непостижимо прекрасен! Всю свою душу и жизнь до последней капли он отдал борьбе за светлое будущее своего родного края.

За свою недолгую жизнь сумел создать огромное количество поэтических литературных произведений, которые обогатили как татарскую культуру, так и мировую культуру в целом.










































2.2 Герои повествований . Водяная – Су - анасы, Леший -Шурале,

Образ водяного, подобно образу лешего, с которым у него много общего, преимущественно антропоморфный. Сходство этих двух демонических существ, их общность отмечается на основании народных поверий, целым рядом исследователей. Например, Вл. Даль писал о водяном в народном представлении следующее: «Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится». О внешнем сходстве этих двух «духов природы» говорил и А. Колчин: «Видам своим он (водяной. – Э.П.) подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета», подчеркивая далее, что «образом своей жизни он вполне подобен тоже лешему, только леший царствует в лесу, а водяной – в воде». О водяных, что они «отвратительного вида и смешиваются в народных поверьях с лешими», писал и Дм. Шеппинг. Чаще всего водяной в поверьях восточных славян изображался безобразным голым стариком – косматым, одутловатым, покрытым тиной, с большой бородой и зелеными волосами. В некоторых местах портрет водяного уточнялся деталями: лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы и т.д.

В литературном изложении народных сказок Г.Тукая сохраняются внешние и сюжетные особенности сказок татарских и русских народных. Подобные образы имеются в фольклоре марийского, чувашского народов. К внешним относятся- синий, зеленый цвет, вытянутость конечностей, спутанность покрова. К характерным особенностям относятся устрашающее поведение, звуки, хитрость и некая грубость героев. Таким образом мы наблюдаем прямую связь между такими художественными образами в произведениях Г.Тукая , как водяная, кикимора и су- анасы и лещий и шурале.

3. Заключение.


По итогам моей проделанной работы, я пришла к выводу, что Тукай использовал для своих поэтических произведений образы из фольклора татарского и соседних народоностей.

Тукай органически использовал героев и обогатил сюжетные линии поэтическим слогом и витиеватыми , колоритными художественными образами.

"Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда..."

(Минтимер Шаймиев)









4. Список литературы.

1. Тукай Г. Т.72. Избранная проза (Пер. с татарского М. Рафикова).- Казань: Татарское книжное издательство, 1992.

2. Тукай Г. Т.81. Избранное. Москва, "Сов. Россия", 1975.

3. Тукай Г. Т.81. Избранное. Казань, Татарское книжное издательство, 1978.

4. Счастливый ребёнок (Бэхетле бала) Габдулла Тукай. Казань, Татарское книжное издательство, 2011 (Литературно-художественное издание Тукаев Габдулла Мухамметгарифович)

5. Валиева В. С. Габдулла Тукай. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая

проза. Москва "ИНСАН" 2002г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Расулева Алина Джамилевна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства