Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе
Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе
Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школеИнновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе»
Методическая разработка
По теме:
«Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе».
Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе.
Сегодня много говорят об инновационном развитии в образовании, о приоритетных направлениях.
В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое, людей. Именно на них и держится инновационный мир, в связи с этим назрела острая необходимость создания постоянно действующего механизма их поддержки.
Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а именно полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности.
Задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Современный этап развития системы дополнительного образования во многом ориентирован на режим инновационного развития. Проявляется он во внедрении инновационных технологий в образовательном процессе.
Инновации - это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования всей педагогической системы.
Педагогическая инновация – это намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики в повышении качества обучения.
Художественно- эстетическое образование направлено в первую очередь на развитие и формирование целостной личности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства, духовности человека.
Деятельность преподавателя по внедрению инноваций в учебный процесс
связана с огромным количеством трудностей, преодоление которых требует высокой квалификации, желанием меняться.
В российской художественной педагогике вопросы методики преподавания художественных дисциплин первоначально рассматривали художники-педагоги: И. Грабарь, А. Дейнека, В. Фаворский, П. Чистяков.
В их теоретических трудах практика работы над художественным произведением переросла в рекомендации по методике обучения рисунку, живописи и композиции. Все эти работы стали фундаментом отечественной художественной педагогики, создав основу для дальнейших разработок теории и методики обучения специальным художественным дисциплинам.
Одна из основных мыслей, к которой приходят все исследователи данной темы – это сочетание традиционных и инновационных подходов в обучении, особенно данная тема является актуальной в художественных дисциплинах.
Из всего этого следует, что на сегодняшний день невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Уверена, что каждый преподаватель старается сделать процесс обучения более интересным, творчески насыщенным, увлекательным, познавательным, что в конечном итоге приведёт к высоким результатам.
В связи с этим становится ясно, что развитие творчески- активной, художественно грамотной личности невозможно, если её развивать только старыми способами. Поэтому так важны сегодня поиски новых резервов, методик.
Для осуществления взаимодействия традиционных и современных методов преподавания базовых специальных дисциплин в художественной школе наиболее благоприятным и результативным является подростковый возраст, так как именно в этот период происходит формирование и становление эстетического и профессионального художественного вкуса.
Преподавание изобразительного искусства значительно расширило свои границы: фотография, компьютерный дизайн, анимация, цветоведение, макетирование и многое другое.
В современной школе появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, музыка, презентации к урокам). Так как уроки по изобразительному искусству построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку преподавателя к уроку. Но надо понимать, что компьютер не заменит преподавателя, а лишь облегчит понимание учащегося данной темы. Уверена, что наилучшим средством наглядного обучения всё ещё является рисунок самого преподавателя на листе бумаги, на классной доске, а так же на полях альбома самого ученика. Не думаю, что когда-нибудь компьютерные технологии вытеснят из образовательного процесса живой педагогический опыт, урок.
В процессе совместной художественно- творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение преподавателя ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его. Именно эта задача определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.
Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.
Свою задачу, как преподаватель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности учеников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Художественное воспитание невозможно без изучения и созерцания наследия изобразительного искусства. Этот процесс не должен ограничиваться только занятиями в школе.
В моей педагогической практике есть различные формы и пути художественного самообразования учащегося. Мои ученики знакомятся с изобразительным творчеством, посещая выставки, экскурсии, организованные детской школой искусств, а так же самостоятельно или с родителями. Многие обучающиеся приобретают специальную литературу, из которой можно почерпнуть много полезной информации в плане самостоятельного изучения методов и приёмов рисования. Для успешных занятий по композиции, когда предлагается создать самостоятельно работу, будь то станковую, ассоциативную, декоративную, ребёнку необходимо иметь определённый запас знаний, накопить и сохранить в памяти то увиденное, что его окружает, пропустить его через своё внутреннее понимание. В связи с этим учащимся предлагаю дома знакомиться с художественной литературой, просматривать альбомы и журналы, видеофильмы по искусству. Дополнительной формой самообразования является также работа над набросками, которая развивает наблюдательность, глазомер и тренирует руку. А постоянная тренировка практических навыков это одно из главных условий для того, чтобы научиться хорошо рисовать.
Так же для меня инновационной деятельностью является подготовка презентаций, видеоуроков.
Чтобы успешно начать инновационную деятельность, недостаточно только знать тему и содержание предмета обучения, важно вызвать интерес, побудить потребность ребят идти за педагогом.
Создавая равные возможности, внедряя партнерские отношения, опираясь на рациональные и эмоциональные стороны совместной деятельности, предоставляя обучающимся «полную самостоятельность» и уважительно относясь к их деятельности и принимаемым решениям, можно добиться большого профессионального успеха и образовательной результативности. Всё это в совокупности и позволяет мне считать педагогическую деятельность успешной, отвечающей требованиям, предъявляемые в условиях современной педагогической практики.
Библиографический список:
1. Алиев Ю. Б. Инновационные аспекты современной дидактической системы художественного образования школьников / Ю. Б. Алиев // Инновации в образовании. –2006. –№ 6. –С. 101—110.
2.Концепция художественного образования в Российской Федерации Искусство в школе. 2002
2. Андреев В.И. Учебный курс для творческого развития / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2000. – 98 с.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития//Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей.- Петрозаводск, 13-15 марта 1996
4. Василюк Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е. Василюк. – М.: Просвещение, 1984. – 194 с.
5. Волков И.П. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987. – 554 с.
6. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.4.18.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. №5976, 31.12.2012.