Инновационные форматы культурного просвещения обучающихся через педагогические технологии
Инновационные форматы культурного просвещения обучающихся через педагогические технологии
Данная статья может послужить основой для подготовки уроков искусства в нетрадиционных, а именно инновационных формах проведения. Особенно эффективным является применение такой инновационной формы, как технология мастерских
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные форматы культурного просвещения обучающихся через педагогические технологии»
Андреева Татьяна Валерьевна
учитель изобразительного искусства
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа №80 города Донецка»,
специалист, Старший учитель
г.Донецк, ул.Токарева, д.27
071-424-88-57
Инновационные форматы культурного просвещения обучающихся через педагогические технологии
В соответствии с новыми правилами развития современного общества, меняется направленность образования. Актуальным становится культурно-моральное развитие личности школьников. Нынешнее поколение невозможно без самосознания, которое формируется на понимании и знании истории национальной культуры. Повышенное внимание к национальным культурным традициям характерно сегодня и для нашего современного образования.
Хорошим подспорьем в работе является Всероссийский проект «Культурный норматив школьника».
Этапы реализации Проекта дают возможность детям знакомится с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы, народной культуры. Использование материала лает возможность учителю строить уроки, на которых обучающиеся смогут развивать творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре. Принимая участие в разнообразных видах познавательной, творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из трех блоков Проекта: «Культпоход» – посещение учреждений культуры; «Культурный клуб» – общение с деятелями культуры и искусства, развитие творческих навыков; и «Цифровая культура» – знакомство с произведениями культуры и искусства на информационных ресурсах о культуре и искусстве, наши дети развиваются эстетически и нравственно, расширяют свой кругозор и умение самореализоваться.
Данный Проект может послужить основой для подготовки уроков изобразительного искусства в нетрадиционных, а именно инновационных формах проведения. Особенно эффективным является применение такой инновационной формы, как технология мастерских.
Одним из важнейших условий успешного развития детского творчества является применение разных видов деятельности. А урок-мастерская помогает в творческом и культурном развитии детей.
Предлагаю некоторые формы работы для различных этапов урока-мастерской, которые помогут в формировании культурного просвещения школьников (на основе рекомендаций Всероссийского проекта «Культурный норматив школьника»)
«Найди 10 отличий» - школьники сравнивают два изображения- репродукции картины и находят «лишние» или отсутствующие детали (индивидуальное задание).
«Сказка – ложь, да в ней намёк» - конкурс на лучшую придуманную сказку по сюжету картины
«Мультфеерия»- просмотр мультфильмов, связанных изобразительным искусством
5-7 класс
«Коллаж» - составление авторской картины из деталей картин русского и зарубежного искусства
«История одной картины» - конкурс на лучшую вымышленную историю, связанную с сюжетом картины или ее автором.
«Художники моего края»- встреча с местными художниками, которые могут провести мастер-класс или поделиться положительным опытом своей профессии.
«Сходство есть!»- квест-игра, в которой участники подбирают сюжетные аналогии между картиной (скульптурой) и литературным фильмом (мультфильмом), спектаклем.
Для всех возрастных категорий:
«МузКом» - конкурс комиксов. Школьник придумывает историю о культурном мероприятии и оформляет его в виде комикса. Форма исполнения – рисунок, компьютерная графика, фотография, другое.
«Селфи в музее» - конкурс фотографии. Школьник во время экскурсии в музее делает фотографию рядом с понравившимся экспонатом, выкладывает в соцсети с хештегом #культпоходвмузей. В конце года подводятся итоги, выигрывает тот, кто набрал больше лайков за публикацию.
«Ожившие картины» - мини-флешмоб по воспроизведению пластическими и звуковыми средствами картины или скульптурной композиции. Все ученики класса должны быть задействованы в мероприятии, между участниками распределяются роли.
Изучение обучающимися своей культуры выгодно рассматривать через общение со старшим поколением. Встречи с народными умельцами позволяют соприкоснуться с красотой удивительного народного искусства, которое сохранило характерные черты декора прошлого. Посещение музыкальных мероприятий народной тематики расширяет круг знаний о музыкальных вкусах народов родного края. Посещение выставок и музеев увеличивает объем знаний о культуре в целом.
Конечно же, применение цифровых технологий на уроках – это неотъемлемая часть при подготовке и проведении уроков-мастерских, что обеспечивает возможность удаленного доступа к произведениям искусства, представленным в цифровом формате в виде аудио-, видеозаписей спектаклей, концертов, кинофильмов, виртуальных экскурсий и т.д. С экспозициями виртуальных российских и зарубежных музеев можно познакомится на каналах YouTube.com, сайтах музеев, как образец для работы.
Использованная литература
Современное инновационное обучение, – М.: ГПНТБ РФ, 2015
Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы: учеб.пособие - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 314 с.;
Дубровская, О. Ю. Методы творчества: учебно-метод. пособие Бийск: НИЦ БПГ, 2004. – 35 с.;