kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Якутское орнаментальное искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнанна его самобытность в различных формах бытования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Якутское орнаментальное искусство»

ЯКУТСКОЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тишина Татьяна Петровна

Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнанна его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке. Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.
Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент ХVIII, ХIХ, ХХ веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), цветопластическим свойствам (полихромный, рельефный), стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный).
Обзор литературы по русскому народному искусству и искусству народов бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами. Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым – одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.) [1]. Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития [2]. Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента [3]. Нами избран комплексный метод исследования орнамента, в основе которого лежит использование данных фольклора, археологии, этнографии, истории и художественной практики. Специфические особенности якутской орнаментики наиболее заметны в сравнении с орнаментами других народов. В отличие, например, от монгольского, якутский орнамент лишен мотива плетения, который характерен также для средневековой орнаментики, орнамента скандинавского, северорусского, новгородского. Отсутствует в нем и мотив меандра, столь распространенный у монголов. При всем родстве и внешнем сходстве форм орнамента у якутов и других тюркоязычных народов, это сходство читается только на уровне орнаментальных элементов. Образная же структура и материально-предметное воплощение различны.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, мы выделяем в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте мы выделяем две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента.
Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.). По всей вероятности, она является результатом культурного взаимодействия якутов с другими народами Крайнего Севера и связана с сохранившимися до недавнего времени в среде эвенов, эвенков пережитками охотничьей магии, находившими выражение в почитании следа.
Выделяются в якутском орнаменте, особенно в косторезном искусстве, мотивы жемчужин, пальметт*, аканта**, картушей***, подвергшиеся известной переработке и геометризации. Истоки этих классических мотивов барокко и классицизма, проникших в якутское народное искусство после вхождения Якутии в состав России, следует искать в культуре промышленных людей, поселенцев, политических ссыльных – выходцев из европейской части страны.

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.
Обратимся прежде всего к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его (чепраки****, кычимы*****), отделяя друг от друга орнаментальные пояса (кумысная посуда: чороны, кенкелей******, кытыйа*******). Бесконечность прямой линии, лишенной какого-либо самостоятельного образного содержания, служит «разрядкой» при восприятии насыщенного орнаментальными формами декора предмета. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру.
Короткие, параллельно повторяющиеся линии, штрихи, образуют так называемый «гребеночный» орнамент. Расположен он вдоль бортика кумысных кубков – места, которое в керамике железного века Якутии декорировалось насечками и налепными валиками. Гребеночный орнамент имеет модификации в виде шашечного узора, представляющего чередование групп штрихов с квадратными промежутками – цезурами. Гребень издавна считался символом плодовитости [4]. Поскольку кумысные кубки используются чаще всего во время ысыаха – летнего праздника изобилия, семантика этого узора связана с идеей плодородия и благопожелания. В деревянной якутской посуде типа кытыйа, до ХIХ в. включительно, сохранялся шнуровидный (канатовидный) орнамент, корни которого уходят в керамику железного века и даже в эпоху неолита [3, 4]. Вариантом этого орнамента, его модификацией является «косичка», или «елочный» орнамент. Он возникает, если, например, на поверхности предмета рядом расположены два разнонаправленных шнуровидных орнаментальных ряда. В ХIХ в. широкое распространение получил узор в виде расположенных в шахматном порядке клеток, организованных наподобие ряда (нескольких рядов) или орнаментального поля. Поясной принцип композиции шахматного орнамента характерен для чоронной орнаментики. Сплошное заполнение клетками пространства вещи встречается в якутских изделиях из мягких материалов – ковриках из коровьего и конского меха и лоскутных одеялах. В основе композиции этого орнамента – смещение составляющих его квадратов на один элемент относительно друг друга.

К числу распространенных относится мотив креста. Одна из его особенностей в якутском орнаменте заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе по дереву, косторезном искусстве. У. Йохансен подчеркивала автохтонное происхождение этого орнамента, отмечая его наличие задолго до появления русских. Орнамент из косых иксообразных равноконечных крестов она именовала «андреевским крестом» [2]. Думается, прав А.И. Гоголев, утверждавший древность этого орнамента и относивший его к раннекочевническому этногенетическому слою [3]. Подобный орнамент известен в декоративно-прикладном искусстве бурят, тувинцев, алтайцев и других народов Сибири. Мотив креста с «бараньими рогами» часто комбинируется в якутской резьбе по дереву и бересте с ромбом, располагающимся в центре композиции.
Мотив ромба распространен в орнаменте разных народов различных эпох и географических широт. Как у земледельческих, так и у скотоводческих народов он ассоциируется с древнейших времен с женским началом, символом плодородия. Существуют и другие толкования этого мотива. В русском народном орнаменте академик Б.А. Рыбаков трактует ромб, разделенный на четыре сектора с точкой внутри каждого, как изображение засеянного поля [5]. И.Я. Богуславская в вышивке рассматривает ромб с крестом как изображение венца избы [6]. В.М. Василенко связывает его с образом Солнца и цветущей земли [7]. В якутском народном искусстве мотив ромба распространен в меховой мозаике, резьбе по дереву, косторезном и ювелирном искусстве. Как составная часть, мотив ромба сочетается с арочным и лировидным орнаментом, символизируя, как и в славянской орнаментике, источник развития, зародыш жизни, вобравший в себя начало начал. В виде ромбов делаются металлические подвески в якутской деревянной посуде, к кумысным кожаным мешкам типа «симира» и в ювелирных украшениях.

Мотив зигзагов получил широкое распространение в изделиях из дерева и бересты, реже – в кузнечных, ювелирных, косторезных вещах. Зигзаги, или арочный мотив, особенно характерны для украшения интерьера урасы и ее декоративной перегородки – хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор). Подобный рисунок имеет шов якутской вышивки крестом. Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. Древность его очевидна. А.И. Гоголев, например, проводит параллель с орнаментацией костяных обкладок кочевнических колчанов южнорусских степей ХIII-ХVI вв. из погребений половцев, печенегов, тюрков. В орнаментальном строе этих вещей автор усматривает отражение якутской лиры, косых «андреевских» крестов, спиралей, сетчатого узора, треугольников, как символов плодовитости [3].
К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Из пяти типов якутского орнамента ХIХ-ХХ вв., выделенных С.В. Ивановым, криволинейный орнамент, в том числе и арочный, является, по его мнению, ведущим [8]. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. С.В. Иванов различает несколько вариантов этого орнамента, ищет его истоки в Прибайкалье, Центральной Азии, в керамике курыкан (древний народ Прибайкалья, одна из составных первопредков якутов по версии академика А.П. Окладникова), уйгуров (древний народ Сибири) VIII-IХ вв., хуннов (кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных племен «хунну» из местных угров и сарматов). Арки уйгурской керамики выпрямлены, концы отогнуты внутрь. Этот мотив распространен у эвенков, эвенов, только арки опущены вниз и символизируют пейзаж: горы, реки и т.д. Кроме народов Севера «небесный» декор знали южные алтайцы, тувинцы, калмыки. Небесная символика якутского орнамента находит яркое выражение в интерьере урасы, внутренний купол которой М.М. Носов сравнивал с небесным сводом [9].
Такие простые геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, круг, довольно часто встречаются в орнаментации чепраков и кычимов, в виде бляшек и серебряных пластин якутских поясов. Мотив круга и точек является очень древним в якутской орнаментике и имеет ряд модификаций. Со времен Древнего Египта круг с точкой в центре ассоциировался с изображением Солнца и входил в титулатуру******** имени египетского царя [10]. В древнеславянском искусстве круг – символ огня, Солнца, языческий очистительный и охранительный знак [11]. Отметка антропоморфной фигуры кругами, розетками означала причастность к небу, что впоследствии было использовано христианством и его искусством. Глазковый орнамент встречается в новгородском искусстве ХII в. В якутском народном искусстве мотив круга распространен широко, в различных материалах, в разной технике исполнения. Для его обозначения существует специальный термин тюгюрюк ойуу. Особенно часто он встречается в изделиях из серебра, дерева, кости, бересты, в гончарных изделиях. Мотив круга с вписанной вихревой розеткой – солярный знак; он использовался в росписи и резьбе якутской народной мебели, домовой резьбе ХIХ в. Простые, неорнаментированные круги различных размеров широко распространены в украшении чепраков и кычимов.

Примером заполнения сложной орнаментальной композицией круга может служить орнаментация пряжек поясов из серебра и серебряных бляшек шапок дьабака*********.
С мотивом круга, ромба, креста и «небесного» орнамента связан мотив точек. Одна точка может покоиться в центре круга – солярного знака, в центре ромба. Наиболее часто четыре точки группируются внутри ромба или круга, разделенного крестом на четыре части, или крестообразно располагаются у места слияния дуг арочного орнамента. Иногда точки превращаются в маленькие ромбики. Особенно часто этот мотив встречается в якутских деревянных изделиях, чоронах. Точки, расположенные крестообразно, характерны для памятников, наиболее тесно связанных с народным течением в новгородском искусстве. Завершение надписей в виде орнаментально трактованных точек известно почти во всех новгородских рукописях ХII-ХIII вв., а в ХV-ХVI вв. подобные три точки являлись одним из признаков новгородского происхождения серебряной посуды [12].
В отличие от новгородского, мотив орнаментально трактованных точек в якутском искусстве получил максимальное развитие не в серебряных, а в деревянных изделиях. Включение точек в орнаментальную композицию связано с древними космогоническими и солярными представлениями якутов. Мотив простых спиралей, лиры, сердца в чисто геометрической трактовке встречается как в вышивке, так и в резьбе по дереву, в ювелирном искусстве.
Геометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Якутской орнаментальной культуре присуща геометризация зооморфных, антропоморфных и растительных мотивов. Образная структура орнаментов этой группы сложнее, чем предыдущей, отражает более высокий уровень орнаментального мышления, связана с приемом совмещения разносемантических основ, который обнаруживается через сопоставление узоров с кругом традиционных верований и фольклорных представлений.

Как известно, верования якутов, их представления о духах, населяющих окружающий природный и предметный мир, препятствовали развитию изображений человека в искусстве. Реалистическая трактовка человеческой фигуры появилась в якутском народном искусстве после прихода русских, она отличалась схематизмом, упрощенностью рисунка и нашла отражение в резьбе по кости, декоре деревянных и берестяных коробок, передних лук женских седел. Только пристальное изучение предметов якутского народного искусства в совокупности с другими видами и формами народного творчества позволяет обнаружить в недрах якутской орнаментики сильно стилизованное и геометризованное изображение женской фигуры, связанное с традиционным кругом фольклорных представлений. Антропоморфное начало было подмечено И.А. Потаповым в орнаментальной проработке фигурных наверший кумысных ковшей, которую он ассоциировал с изображением «белого шамана» – жреца, открывающего ысыах [13]. Оно характерно также для определенного типа женских серег, форм якутской берестяной игрушки и некоторых видов вышивок с орнаментом ынах ойуу (корова-узор). Мотив женской фигуры в якутском народном искусстве связан с кругом традиционных женских представлений, отражает расцвет культа женских духов-владычиц эпохи матриархата, представлений об Айыысыт и Иэйэхсит – покровительницах человеческого рода и скота.
С мотивом женской фигуры в якутской орнаментике соседствует мотив коня, отражающий древний культ животного, нашедший выражение в богатом археологическом и этнографическом материале. С этим образом мы встречаемся в декоре надмогильных сооружений типа чардаат, скульптурных навершиях коновязей сэргэ, некоторых видах серебряных украшений. Почитание коня своеобразно отразилось в формах якутской мебели; в некоторых видах столов и трехножных чоронов, которым придавалась форма конских ног. Форма кенкелеев-воронок для кумыса в перевернутом виде напоминает ногу коня с копытом. Конский волос был не только прекрасным материалом для шитья, вышивки, плетения, но и символизировал благополучие, плодородие. В якутском народном искусстве встречается мотив сдвоенных и учетверенных коньков, связанный, как и в древнерусском искусстве, с солярным культом и пространственными представлениями. Наделение предметов анималистическими деталями – ногами, копытами коня, по всей вероятности было связано со стремлением возвысить предмет до уровня почитаемого животного. В якутской народной вышивке цветными нитками до сих пор сохранился сильно геометризованный мотив сылгы ойуу (орнамент коня), в основе которого – образная линия, завитками напоминающая гриву и хвост коня. Образ двуглавых коней в северорусских вышивках и тканье был равнозначен образам птиц, друга. Мотив лиры, который встречается в ярославской и костромской вышивке, из двух парных образных фигур, напоминающих якутскую лиру, имеет «лебединую» семантику [14]. Не исключено, что один из вариантов семантики якутской лиры в вышивке чепраков и кычимов, украшающих коня, может трактоваться следующим образом: отростки лиры – это крайне схематизированные и геометризованные головы коня, иконография которых уходит корнями в искусство древних кочевых племен.

Мотив полуконя-получеловека-кентавра не получил широкого распространения в якутском народном искусстве, в отличие от искусства русского, где он встречается в архитектурном декоре, металлических предметах, лубочных картинках и т.д. В якутском народном искусстве мотив кентавра можно увидеть в таких косторезных изделиях и предметах из серебра, которые выполнены под влиянием русских образцов. Исследователи справедливо отмечают наличие у якутов собственной легенды о происхождении кентавра, связанной с мифом о человеке, родившемся от полуконя-получеловека [15]. Мотив кентавра относится к числу реалистически трактованных образов, входящих в орнаментальную структуру вещей, как элемент сюжетной композиции. Мотив птицы, наоборот, настолько геометризовался, что выделить его из контекста геометрического орнамента подчас довольно сложно. Образ птицы играет существенную роль в шаманских обрядах, языческой мифологии. В сильно стилизованном виде он присутствует в некоторых формах зигзагообразного узора берестяной оболочки урасы, в декоре верхней одежды типа хотойдоох сон (шубы с орлом). Иногда орел или какая-то другая птица изображаются в навершиях коновязей сэргэ, как круглая скульптура.
Наибольшим почитанием у якутов, как и у других сибирских народов, пользуется орел-хотой, которого величают тойоном-господином. Он считался предком и покровителем кангаласских родов в центральных и вилюйских районах Якутии. Ворон был первопредком хоринских родов, лебедь – тотемом элгетцев Верхоянского района. В качестве родовых покровителей рассматривали также стерхов, ястребов и других птиц [16]. К числу зооморфных по семантике следует отнести местные орнаментальные мотивы, связанные со скотоводческими представлениями якутов, их знанием анатомии животных. В чоронной орнаментике, например, получил распространение тоногос-ойуу (позвонок-узор). Мотив тангалай-ойуу (небо-узор) чаще всего ассоциируется с небом и встречается в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. Такую же семантическую природу имели орнаменты хабарга-ойуу (горло-узор), буор-ойуу (почка-узор). Традиция изображать животных нашла отражение в орнаменте кымардагас-ойуу (муравей-узор). Она встречается в удмуртском народном искусстве [17]. Особую группу орнаментов, связанных отчасти с зооморфной семантикой, образуют орнаменты с мотивом следа животных, встречающиеся в керамике, серебряных вещах, в резьбе по дереву. Думается, мотив следа животных в якутской орнаментике связан с отголосками охотничьей магии и имеет скорее тунгусское происхождение, поскольку якуты, пришедшие с юга, переняли охотничьи занятия у аборигенов Ленского края: юкагиров, эвенов, эвенков. Изображая часть предмета, художник живо представлял себе целое; изображая след, настраивался на охоту.

Растительный орнамент, расцвет которого наблюдался в якутском народном искусстве ХIХ в., не имеет аналогий среди исконно сибирских орнаментальных культур. Присутствие в орнаментике якутов растительных и цветочных мотивов отличает ее также от орнаментальных культур народов Севера и более южных соседей, принадлежащих к монголоязычной этнической группе. В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Растительный орнамент наиболее выражен в якутских серебряных вещах: браслетах, поясах, декоративном решении передних лук седел. Он представлен различными модификациями вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами, а также мотивом процветшей лиры и розетками с растительным заполнением. Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов. Подчеркнутость идеи роста и цветения, а не плодоношения, связана, очевидно, с местными природными условиями: стремительным ростом растительности во время белых ночей и отсутствием традиций плодового садоводства на вечной мерзлоте. Идея плодоношения получила воплощение в геометризованных формах орнамента со скотоводческой семантикой, в отличие от славянского орнамента, где она выражена в растительных формах, связанных с традициями земледельческих культур. Другая особенность якутского растительного орнамента заключается в отсутствии коврового принципа построения композиции, столь характерного для растительной орнаментики народов Кавказа и Средней Азии. Якутский орнамент не знает мотива плетения, он никогда не сливается с фоном, размещение его на предмете всегда связано с формой и конструкцией вещи. Растительному орнаменту якутов также чужда символика цвета, характерная для народного искусства монголоязычных народов. Вместе с тем ряд растительно-цветочных мотивов у якутов стилистически близок к растительному орнаменту народного искусства Кавказа, Средней Азии, Древней Руси, своими корнями уходящего в искусство Малой Азии и Ближнего Востока.

Центральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее – бесчисленные духи деревьев и трав [18]. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхождения; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны – любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилейных. Для якутских серебряных вещей характерен мотив изогнутого стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами. Композиционно и стилистически этот мотив близок к дагестанскому растительному орнаменту стилей тутта (веточка, дерево) и мархарай (спиралевидные стебли, заросли) [19]. Однако дагестанский растительный орнамент отражал круг мусульманских представлений и нередко сочетался с причудливой вязью религиозных текстов. В якутском орнаменте отсутствуют мотив переплетения стеблей, мотив птиц, как части орнаментальной композиции. Профильное изображение цветка в дагестанской орнаментике отличается прихотливо вытянутой сердцевиной, иногда закручивающейся в завиток. Якутская орнаментика более свободна и конструктивна. Даже в пышных растительных композициях сохраняется логическая иерархия элементов орнамента, нередко присутствуют простые геометрические мотивы, выполняющие четкую конструктивную функцию. В целом якутский растительно-цветочный орнамент отражает восточный вкус, проявляющийся в отборе и комбинациях растительных узоров, что позволяет сделать вывод о «восточном» стиле этой группы орнаментов. Образный строй растительной орнаментики связан с представлениями якутов о цветущей земле, древних богинях периода матриархата, персонифицированных в якутской мифологии. Анализ материала якутского народного искусства ХIХ в. обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей. Развитие геометрического стиля связано с геометрическими мотивами простых форм, отражающими космогонические, пространственно-временные представления якутов, а также с геометризованными мотивами, имеющими древнюю языческую семантику, связанную со скотоводством, охотой, верой в духов-покровителей. В растительной орнаментике мы видим расцвет мотивов, традиционных для орнаментальных культур, связанных с Востоком, Передней Азией, что позволяет отнести якутскую растительную орнаментику к восточному стилю. Вместе с тем некоторые виды и формы якутского народного искусства несут на себе печать европейских стилей барокко, классицизма, орнаментальные мотивы которых в русской передаче отразились в якутском косторезном искусстве, архитектурных и мебельных формах. Собственно, они почти никогда не выступали в первозданном виде, подвергались геометризации в духе местных представлений, что связано с общесибирской тенденцией, наиболее ярко выразившейся в архитектуре[19].
Таким образом, якутское народное искусство вобрало в себя наиболее типичные, характерные стилистические особенности как восточной, так и европейской орнаментики.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Якутское орнаментальное искусство

Автор: Анна Георгиевна Петрова

Дата: 22.05.2023

Номер свидетельства: 632164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства