Фонд оценочных средств к программе по учебному предмету "Беседы об искусстве"
Фонд оценочных средств к программе по учебному предмету "Беседы об искусстве"
Контрольно-оценочные средства представляют собой творческие задния, нацеленные на восприятие различных произведений искусства, их анализ, интерпретацию, оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства. Котрольные работы в разных формах проверяют степень усвоения основных понятий и категорий предмета "Беседы об искусстве" дополнительной предпрофессиональной программы в области театрального искусства "Искусство театра"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств к программе по учебному предмету "Беседы об искусстве"»
Лимаренко Светлана Владимировна, преподаватель МАУДО города Нижневартовска «Детская школа искусств №3»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
к программе по учебному предмету
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ (ПО.02.УП.02)
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области театрального искусства
«Искусство театра»
срок реализации учебной программы -2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольно-оценочные средства представляют собой контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, творческие задания, нацеленные на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию, оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, а также контрольные работы, проверяющие степень усвоения основных понятий и категорий предмета «Беседы об искусстве». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.
Критерии оценки:
– эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
– осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
– воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков и способов художественной деятельности;
– личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни;
– перенос знаний, умений навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга.
В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
Результаты обучения
Показатели
Критерии
Форма аттестации
Основные виды и жанры искусства
Знание основных видов искусства - живописи, музыки, литературы, архитектуры, театра, балета, кинематографа. Знание жанров искусства в каждом виде.
Умение систематизировать признаки видов и жанров искусства,
Умение определить жанр искусства и описать его особенности,
Перечислить черты каждого жанра и вида искусства
Назвать представителей основных жанров искусства по художественным эпохам.
текущая,
промежуточная
Направления и стили
Знание особенностей художественных стилей.
Умение узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
Сопоставить разные творческие методы с основной идеей эпохи,
Установить различия художественных стилей,
Обобщить черты каждого творческого метода,
Сделать обзор художественных произведений изучаемых стилей,
Привести примеры каждого творческого метода.
текущая,
промежуточная
Шедевры мировой художественной культуры
Знать шедевры изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры, театра, кинематографа.
Уметь узнавать изученные произведения.
Перечислить наиболее известные произведения изучаемых авторов в соответствии с особенностями эпохи
Назвать шедевры культуры каждой изучаемой эпохи,
Перечислить наиболее известных представителей художественной культуры каждой культурной эпохи
Изложить свое понимание достоинств шедевров художественной культуры.
текущая,
промежуточная
Особенности языка различных видов искусства
Понимания особенностей образного языка различных видов искусства
Определять специфические черты различных видов искусства
Умение описать отличительные черты разных видов искусства, воспроизвести, перечислить,
текущая,
промежуточная
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства
Анализировать художественные произведения,
Распознавать произведения по индивидуальному стилю автора и художественным особенностям эпохи
Иллюстрировать рассказ об эпохе и идеале человека произведениями разных видов искусства,
Понимать ценность культуры для человечества и отдельной личности
текущая,
промежуточная
Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
Выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества
Интегрировать произведения разных видов искусства по заданной теме или образу,
Устанавливать межпредметные связи музыки, литературы, живописи на основе стилевых особенностей.
текущая,
промежуточная
Пользоваться различными источниками информации
Умение пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, уметь ориентироваться в большом количестве информации, анализировать ее, делать выводы.
Уметь ориентироваться в педагогической, куль-турологической и искусствоведческой литературе по заданной теме;
Уметь оценить, сравнить культурологические тексты, сделать выводы;
текущая,
промежуточная
Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Выполнять учебные и творческие задания - доклады, сообщения, презентации, эссе, синквейны, фишбоун, сочинения, графическое изображение текста.
Иметь навыки критического анализа произведений искусства,
Уметь объяснять, обосновывать интерпретацию явлений культуры.
текущая,
промежуточная
Перечисленные знания и умения позволят использовать их в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации развивающей среды, личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Изучение предмета способствует реализации воспитательных задач:
помочь учащемуся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству.
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях
Развитие творческих способностей реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание сообщений, участие в диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
Полученные в ходе изучения предмета знания и умения смогут помочь молодому человеку закрепить в сознании истину, что «суть искусства – в человеческом отношении ко всем явлениям жизни». (Б. Неменский)
ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Текущая аттестация
Введение. Понятие культуры
Дайте определение культуры, которое на ваш взгляд является наиболее точным таблицу
Проблемное задание. Выберите одно из заданий и выскажите свою точку зрения.
Что значит быть некультурным человеком?
б) Что для вас идеал культурного человека?
в) Какие виды искусства вы знаете. Назовите свое любимое произведение в каждом виде искусства
Первобытная культура
Перечислите этапы первобытной культуры.
Выберите правильный вариант ответа:
1.Как называется первоначальная форма общности людей?
а) род,
б) община,
в) стадо.
2.Что является более ранним образованием?
а) государство,
б) чувство личности,
в) земледелие,
г) культура.
3.Что является первым религиозным культом?
а) обряд захоронения,
б) искусство,
в) молитва.
Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их).
Первобытный человек рисовал на стенах пещер преимущественно женщин. Эти изображения отличались точным воспроизведением объемов, передавая фигуру. Понимал ли первобытный человек, что творит образы, достойные любования?
Правомерно ли утверждение, что изображения бизонов в пещере Альтамир – яркий пример отсутствия чувства композиции?
Да. Нет
Что такое пиктография ?
Используя справочную литературу, дайте определение следующих понятий:
Антропогенез
Миф
Табу
Синкретизм
Творчество
Составьте синквейн по теме «Первобытный человек».1
Проблемное задание. Проявляется ли наследие первобытной культуры в настоящее время?
Культура ранних цивилизаций
Культура Древнего Египта
Дополните предложение.
Все на свете боится времени, а время боится ______________. Весь мир знает три самые высокие пирамиды Древнего Египта: _______________________, _______________________,_________________________. Они стоят уже около ________ веков. Высота пирамиды означает _______________,А ее форма символизирует _____________________________.
Назовите имя археолога, открывшего гробницу Тутанхамона.
Правомерно ли утверждение, что для счастливой загробной жизни фараона мало было сохранить его тело, нужно было сохранить умершему все его богатство: рабов, скот и т.д.
Да. Нет.
Используя справочную литературу, дайте определение следующих понятий:
Исида
Осирис
Папирус
Пергамент
Урей
Проблемное задание. Выберите одно из заданий и выскажите свою точку зрения.
Каково происхождение обряда бальзамирования?
Кто строил египетские пирамиды?
Почему изображения богов древних египтян были похожи на животных?
Приведите примеры связи древнеегипетской культуры и современной цивилизацией.
Культура Древнего Востока
1. Дополните предложения:
В духовной жизни индии большую роль играли три религии – индуизм. _______________________, __________________.
Йога – это _____________________________________________________________________________
Буддийские _______________ храмы высекались в глубине пещер и часто объединялись в большие комплексы.
Музыка в Древней Индии наделялась ________________________________ силой.
Буддизм стал официальной религией индии при царе _______________________.
Основными буддийскими сооружениями были _____________________________.
2. Правомерно ли утверждение, что идея кармы дает возможность человеку самому создавать свою судьбу в будущем.
Да. Нет.
3.Дайте определения следующим понятиям:
Каста Кришна Шива Нирвана Стамбха
4.Раскройте особенности индийского танца
Культура Древнего Китая
1.Дополните предложения: Основной принцип развития Древнего Китая _______________________. В древнем Китае была ________________________ для всех племен письменность.Главным в творчестве _______________ были вопросы не бытия, а нравственности человека.Многоярусная _____________-_______________ на много веков определила силуэт китайской архитектуры.
2.Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их). Китай подарил миру изобретения бумаги, шелка, пороха, «арабские» числа, понятие Пи, фарфор, лаки, компас, пушки.
3.Установи соответствия:
Кунцзы даосизм
Лао-Цзы конфуцианство
4.Расскажите о влиянии учения Конфуция на развитие китайской культуры.
5.Символизм – черта древнекитайской культуры. Приведите общеизвестные примеры китайского символизма
Культура Древней Греции и Рима
1.Дополните предложения: Эпоха античности продолжалась более ________________ лет. В Афинах полагали, что добродетель – основа ________________________________.Греки своих богов называли небожителями и поселили их на горе ____________. Каждое божество выполняло строго определенную функцию. Аполлон -_____, Афина ______________, Аид ___________, Зевс _______ , Гера ___.
2.Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их).
Греки владели искусством психологии. В своих скульптурах они передавали богатую гамму человеческих переживаний. Но главная выразительность греческой скульптуры заключалась в лице.
Особое место в римской культуре занимали ________ и ____________________.
Самыми прославленными римскими поэтами были________. _________, ______________
В Римской империи «мерой всех веще» был не человек, как в Греции, а__________________________________________.
6.Дополните таблицу:
Крылатые выражения Древней Греции и Рима
Их смысл
Нарцисс
Парнас
Пегас
Одиссея
Ахиллесова пята
Авгиевы конюшни
Золотой дождь
Дамоклов меч
Гордиев узел
Сжечь корабли
Гидра
Фемида
Сизифов труд
Феникс
Эзопов язык
Химера
Ехидна
Сфинкс
Прометей
Чем отличается римская система ценностей от греческой?
Раздел: Средневековье
Культура арабо-мусульманского мира
1.Дополните предложения:
На территории арабского халифата образовалась новая культурная традиции. Основанная на новой идеологии_____.Язык Корана - __________________________. Основатель ислама – пророк _______________.________________ оставил не только медицинские и философские трактаты, но и поэтические сборники.
_______________________ был не только поэтом, но и математиком. Арабская архитектура создала несколько типов зданий: ________________ (место поклонения), ___________________ (башня для созыва на молитвы). _________________ и _______________. Жемчужиной арабской архитектуры является _________________________, построенный ____________ _________________ для своей любимой жены ____________________________.
2.В какой форме стихосложения написано это стихотворение? ____________________ Кто его автор? ________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
3.Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их).
Арабский фольклор не знал права на вымысел. Но необузданная фантазия царила в народной литературе, памятником которой остается «Тысяча и одна ночь», вобравшей с себя свод сказок разных народов.
4.Выбери правильный вариант ответа:
Характерная особенность мусульманства состоит в том, что эта религия целиком подчиняет культурный уклад народа законом…
а) халифата
б) шариата
в) Мекки
5.Раскройте основные черты ислама и их влияние на образ жизни мусульманина.
Средневековая Европа
1.Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их).Сложившиеся в Средние века религия и искусство имели в центре внимания не возвышенный мир духовно бедного человека, как это было в античности и Византии, а совершенство грешного человека.
2.Дополните предложения: Языком учености была __________________. Искусство Средних веков было ансамблевым. Оно существовало в неразрывном единстве архитектуры, живописи и скульптуры. Но роль главного элемента принадлежала _________
__________. Согласно теологическому представлению, в человеке присутствует два начала: _________ и ________.
Средневековая литература носит _______________________________ характер.
Основными жанрами средневековой литературы были эпос, ______________ и ________________.
3.Установи соответствия:
Романский стиль
витражи
А) замок-крепость
Готический стиль
шпалеры
Б) городской кафедральный собор
4.Дайте ответы на вопросы викторины:
Кто был автором перевода Библии на латинский язык?
Автор «Исповеди», чье учение определило духовную жизнь средневековой Европы.
Кто был «отцом западного монашества»?
Что христиане считали «матерью всех пороков»?
Что отцы церкви считали «бесовскими играми»?
Почему в христианских храмах свечи гасятся не сразу?
Почему женщины не снимают головного убора в храме?
Почему в пятницу перед пасхой гасят все свечи?
Что означают 4 колокольных звона?
Как в религии называют отклонения от церковных догматов, нечто ложное, вздор
11.Правомерно ли утверждение, что в период средневековья самым красивым считался красный цвет, а самым неприемлемым коричневый? Да. Нет.
5.Дайте определения следующим понятиям:
Тривиум
Квадриум –
Экзегетика -
Схоластика –
Сорбонна –
Ордалия –
Клирик -
6.Составьте синквейн по теме «Средневековье»
Эпоха Возрождения
1.Назовите синонимы понятия «эпоха Возрождения» ______
2.Выберите правильный вариант ответа:
Страна, которая является родиной Возрождения
а) Франция
б) Италия
в) Греция
Установи правильное соответствие
12-15 вв Кватроченто
15 век Чинквеченто
15-16 вв Треченто
Искусству Ренессанса характерны
а) светский характер
б) религиозный характер
Искусство Высокого Возрождения выдвинуло таких титанов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. В начале 16 в. ими созданы замечательные произведения. Перечислите наиболее знаменитые
а) Леонардо –
б) Рафаэль –
в) Микеланджело –
Итальянские гуманисты эпохи Возрождения: Петрарка, Бокаччо, Данте создали шедевры поэзии и прозы. Перечислите их наиболее знаменитые произведения.
а) Данте
б) Боккаччо
в) Петрарка
3.Правомерно ли утверждение, что в эпоху Ренессанса человек получил свободу мыслить, освободился от схоластики церкви и получил санкцию на то, что только собственный разум и совесть могут определить ему жизнь.
Да. Нет.
Дайте определение следующим понятиям
Ватикан -
Гутенберг –
Пьета –
Мотет –
Сонет –
Палестрина –
Реквием -
Раздел: Культура эпохи Просвещения
1.Назовите синонимы понятия «эпоха просвещения»
2.Дополните предложения: Признанным главой просветителей всей Европы был человек по имени Франсуа Мари Аруэ. Но весь мир его знает по псевдониму _________________________. ________________ считал, что культура – это данная богом способность человека подняться от животного состояния к нравственному существованию. Представителями венской классической школы были ___________________, _______________, _____________________
3.Заполните таблицу:
Европейские писатели 18 века
Европейские композиторы 18 века
Европейские художники 18 века
Творческие стили 18 века
4.Дайте определения следующим понятиям:
Ферней -
Идилия
Офорт
Помпадур
Гедонизм
5.Проблемный вопрос. Выберите одну из проблем и выскажите свою точку зрения.
Какова самая важная культурная идея 18 века?
Охарактеризуйте типичного представителя эпохи Просвещения.
В чем противоречивость этого века?
Раздел: Европейская культура 19 века
1.Выберите правильный вариант ответа:
Картина какого художника дала название целому художественному направлению?
а) Ренуар,
б) Моне,
в) Ван Гог.
Его называют «живописцем счастья». Его полотна залиты солнцем и светом, его портреты женщин и детей утверждают красоту и радость жизни. Имя этого художника…
а) Дега,
б) Моне,
в) Ренуар.
Представитель импрессионизма в скульптуре
а) Рид,
б) Роден,
в) Бодлер.
Они хотели изобразить мир не таким, каким его видели, а таким, каким его знали.
а) импрессионисты в) романтики
б) постимпрессионисты г) критические реалисты
Найди ошибку в логическом ряду:
Гоген, Ван Гог, Сезанн, Моне, Тулуз-Лотрек.
Представитель неоимпрессионизма…
а) Сислей,
б) Сера,
в) Бодлер.
Он стоял у истоков символизма. В своей книге «Цветы зла» он мастерски передал настроение усталой подавленности, душевной распутицы, цепенящего страха.
а) Равель,
б) Бодлер,
в) Роден.
Это направление в искусстве утверждало, что искусство ничего не выражает, кроме самого себя, а наиболее полно соответствует этому идеалу музыка и орнамент. Это …
а) символизм,
б) эстетизм,
в) критический реализм.
Бальзак, Стендаль, Диккенс, Мопассан писали в творческой манере
а) импрессионизма,
б) критического реализма,
в) романтизма.
Представители этого творческого направления пытались понять, почему общество не устраивает человека. Их искусство стремилось уловить закономерности жизни, постигнув материальные экономические факторы, влияющие на поведение людей, на формирование характеров.
а) импрессионизм,
б) постимпрессионизм,
в) критический реализм.
С именем каждого композитора-романтика невольно ассоциируется и его страна.
Установите соответствия
Австрия
Григ
Германия
Сметана
Франция
Шопен
Норвегия
Бизе, Берлиоз, Сен -Санс
Италия
Шуберт, Штраус
Венгрия
Лист
Чехия
Россини, Поганини, Верди
Польша
Шуман, Мендельсон, Вагнер, Брамс
3.Дополните предложения. Термин «романтизм» по отношению к живописи впервые был применен к картине _______________________________В эпоху романтизма приобретают мировую известность сказочники ______________________ и __________________
4.Проблемный вопрос. До сих пор отношение к романтизму самое противоречивое. Гречанинов считал, что пока на земле существует любовь, будет жить и романтизм. А Равель признавал романтизм опасным, поскольку он чрезмерно чувствителен. А как к романтизму относитесь вы?
5.Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их).
Искусство критического реализма было недоступно для понимания широкой публики. Оно расширяло свои социальные основы, становилось демократичным.В обращении критических реалистов 19 века к современности была одна существенная особенность: они искали событий исключительных, из ряда вон выходящих. Их герои – обыкновенные люди, занятые повседневными делами.
6.Правомерно ли утверждение, что главное в творчестве импрессионистов – не новая техника, а новое отношение к миру, которое для своего выражения нашло эту технику.
Да. Нет
Раздел: Русская культура
Культура славянского язычества
1.Дайте определение понятию язычества
2.Мировоззрение славян-язычников существенно отличалось от современного. Приведите примеры, дополнив предложения.
Священным знаком солнца славяне считали _______________________________.
Дом строили в ____________________ месте. Вход в дом должен быть ________________ или _____________________, потому что _____________________________________________________________________________________________.В древних воззрениях славян волосы - _______________________________________________________________________.
Славяне-язычники верили в сглаз, _____________, _______________________.
3.Какие сказочные персонажи были мифологичнскими?_________________________________________________________
воздушные девы. Живут возле дома и оберегают людей от злых духов
Лада
Ярило
Дрема
Вий
Леший
Перун
Морена
Мокошь
Велес
6.Какие пережитки язычества сохранились в современной жизни. Приведите примеры.
Культура православной Руси
1.Средневековая Русь прошла несколько этапов: домонгольский период, татаро-монгольское нашествие, московский период. Охарактеризуйте их.
2.Дополните предложения:Русь приняла православное христианство в _________ году.
Полная победа над язычество христианства на Руси ___________________________. Постепенно сложилось так навываемое ___________________________, компромиссное равновесие ___________________ и ____________________.
3.Как татаро-монгольское нашествие отразилось на нравах русского народа?
4.Снаружи православные храмы увенчаны куполами, цвет которых имеет символическое значение. Например, золотые -__________________________, синие - ____________________. зеленые - _______________________________________.
5.Дайте определение понятию икона.
6.Назовите имена древнерусских иконописцев. ________________, _________________, 7.Перечислите 10 библейских заповедей.
8.Какие монастыри Вы знаете?
Дополните таблицу «Крылатые выражения из Библии»
Альфа и омега
Начало и конец
Каин
Голгофа
Ирод
Терновый венец
Власти предержащие
Тридцать серебряников
Цена предательства
Золотой телец
Суета сует
Козел отпущения
Умыть руки
Соль земли
Суд Соломона
9.Установи соответствия:
жанр летописания а) Сказание о Борисе и Глебе
жития святых б) Поучения Владимира Мономаха
жанр поучений в) Слово о законе «благодати».
Г) Повесть временных лет.
Культура России века перелома
1.Дополните предложения:
Переход от Средневековья к Новому времени пришелся на время правления Петра 1. Реформы Петра были ________________ ________________________, но вместе с тем _____________________________________________.
При Петре появился первый русский музей _____________________________________. В 1722 году была введена «табель о рангах». В соответствии с ней различалось три вида службы:_________________ ,
Меценат, который помог развернуться гению Ф. Шаляпина
В этот период культура превратилась в нечто уязвимое, эфемерное.
В 19 веке в истории театра яркие страницы оставили такие актеры, как...
Основные принципы русской музыкальной критики закладывались в работах…
Становление романтизма в русской литературе связано с именами…
19 век русской культуры принято называть…
Русская культура 19 века ярче всего проявилась в искусстве…
Структура бала.
Художественный театр в Москве основал…
Лучшие музыкальные театры России
На рубеже веков реформатором балета стал…
Самые значительные представители русского романса…
Сочетание разнородных стилевых элементов в архитектуре и изобразительном искусстве.
Элементы импрессионизма проявились в творчестве…
Бородин, Мусоргский, Балакирев, Кюи,
Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст.
Серебряный век.
Молчанов, Щепкин, Ермолова,
Рерих.
Жуковский, Баратынский, Дельвиг.
Золотой век.
Дягилев.
Серов, Стасов, Ларош.
Чайковский.
Художественное слово.
Вальс, полонез, котильон.
Соловьев.
Станиславский, Немирович-Данченко.
Большой театр, Мариинский.
Мамонтов.
Полонез, вальс, мазурка, котильон.
Фокин.
Эклектика.
Алябьев, Гумилев, Верстовский, Варламов.
Коровин, Сомов.
3.Перечислите имена художников-передвижников.
4.Композиторы «Могучей кучки»
5.Проблемное задание. Выберите одну из проблем и выскажите свою точку зрения.
Правомерно ли 19 век называть золотым?
Охарактеризуйте дворянство как феномен русской культуры.
Обоснуйте сущность разногласий западников и славянофилов.
Русская культура серебряного века
1.Назовите хронологические рамки серебряного века русской культуры
2.Правомерно ли утверждение, что культура серебряного века была равнодушна к государственным интересам. Те, кто создавал ее, были прямыми потомками и наследниками «лишних людей». Но теперь они вовсе не ощущали себя «лишними». Таковыми в их глазах выглядели представители власти и государства. Себя они воспринимали как людей, от которых ничего не зависит.
Да. Нет.
3.«Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», - писал К. Станиславский. Назовите имена известных русских меценатов.
4.Дополните предложения.Для популяризации русского искусства за рубежом многое сделал ____________________________. Он устраивал русские сезоны в Париже. Благодаря ему русское искусство получило мировое признание.Именно ________________________________ познакомил русских живописцев с новыми для России течениями______________________________________________________________
В Москве возникли крупные художественные объединения: «Бубновый валет». ___________________________________,
Культура 20-21 веков
1.В чем выражается современный кризис духовности?
2.Назовите синонимы понятия модернизм.
3Установи соответствия:
Реализм
Кандинский
Экспрессионизм
Матисс
Кубизм
Пикассо
Поп-арт
Дали
Фовизм
Раушенберг
Сюрреализм
Мунк
Абстракционизм
Коненков
4.Дополните предложение. Совершенно бесспорным стал тезис о невозможности полной свободы и демократии там, где отсутствует _________________________________.
5.Что Вам нравится в области современного кинематографа (любимые фильмы, режиссеры, актеры, объясните причину симпатий и т.д.). Объясните свой выбор.
Критерии и нормы оценок
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего учебного предмета в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
85% и более
отлично
70-84%%
хорошо
50-69%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и текущего контроля знаний:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет– неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности– неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Исходя из норм (пятибалльной системы) выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию учебного предмета;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4» если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2»ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Промежуточная аттестация
Промежуточный контроль по предмету проводится в форме дифференцированного зачета. Содержание зачетной работы состоит из трех частей.
Часть первая (А) – тестовые задания на узнавание, сопоставление, различие художественных явлений, стилей, направлений, конкретных произведений искусства и их авторов. Целесообразно включать от 10 до 15 заданий данного типа разного уровня сложности. Количество и уровень сложности заданий зависит от класса обучения. Содержание тестовых заданий строится по принципу накопления учебного материала
При разработке тестовых заданий используются преимущественно «закрытые» и в меньшей степени «открытые» тесты, в соотношении 4:1. Для предмета «Беседы об искусстве» свойственен художественный путь познания, обусловленный психологическими свойствами искусства, поэтому при разработке тестовых заданий учитывается эта особенность.
«Закрытые» задания предполагают выбор ответа, это могут быть следующие варианты вопросов.
Выбор одного правильного ответа на поставленный вопрос.
Какую пещеру с рисунками первобытного человека обнаружили дети?
А. Фон де Гом; Б. Альтамира; В. Капова; Г. Игнатьевская.
«Родина» Фаюмского портрета:
А. Древний Рим; Б. Древний Китай; В. Древний Египет; Г. Древняя Греция.
Выбор нескольких правильных ответов.
Для культуры Древнего Рима характерно:
А. Зооморфизм
Б. Религиозность
В.Толерантность
Г. Рационализм
Д. Монументальность
Е. Имперсональность
К основным характеристикам духовной культуры Возрождения относятся:
А. Обращение к культурному наследию античности
Б. Гуманистическое мировоззрение
В. Обращение к человеку как к высшему началу бытия
Г. Иррациональное мистическое начало
Д. Образ и символ как основные эстетические категории
Е. Вера в возможности человека, его волю, и разум
Вопросы, в которых нужно представить правильную последовательность явлений художественной культуры:
Определите последовательность, в которой, согласно Библии, Бог сотворил:
А. Светила
Б. Свет
В. Твердь небесную
Г. Рыб и птиц
Д. Адама и животных
Е. Сушу и растительность
Расположите в хронологическом порядке стили греческой вазописи:
А. Краснофигурный стиль
Б. Ориентальный/ восточный стиль
В. Геометрический стиль
Г. Чернофигурный стиль
Вопросы, в которых нужно соотнести явление и его характеристику, понятие и определение, автора и произведение и т.п.
Сопоставьте исторические периоды и особенности памятников искусства первобытного человека.
1
Мезолит
А
Главный объект изображения – животные. Точность, лаконичность, «реалистичность» рисунка – знание особенностей строения и повадок животного.
2
Палеолит
Б
Появление первых архитектурных сооружений – менгиров.
3
Энеолит
В
Главный объект изображения – человек.
4
Неолит
Г
Схематические многофигурные композиции: сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
Соотнесите имена исследователей и культуры, которые они изучали:
1
Г.Шлиман
А
Первобытная культура
2
А.Эванс
Б
Древний Египет
3
Сотуола
В
Критская культура
4
Шампальон
Г
Древняя Троя
Соотнесите названия иконографических изображений Богоматери с их значением:
1
Богоматерь Оранта
А
Молящаяся
2
Богоматерь Одигитрия
Б
Всесвятая
3
Богоматерь Елеуса
В
Умиление
4
Богоматерь Панагия
Г
Путеводительница
Соотнесите памятники и города, в которых они расположены:
1
Львиные ворота
А
Крит
2
Ворота Богини Иштар
Б
Карнак
3
Храм Амона-Ра
В
Афины
4
Кносский лабиринт
Г
Микены
5
Эрехтейон
Д
Вавилон
Соотнесите имена драматургов и названия их произведений:
1
Еврипид
А
Медея
2
Софокл
Б
Прометей Прикованный
3
Аристофан
В
Царь Эдип
4
Эсхил
Г
Лисистрата
«Открытые» задания, предполагают краткий открытый ответ (одно, два слова), например:
Укажите, к культуре какой страны и периода относится это высказывание: «Помни! Только эта жизнь имеет цену».________________
Вставьте пропущенное слово: «_______________ - самый большой и знаменитый кромлех в Великобритании».
Согласны ли вы с утверждением: «Первоначальное состояние культуры носило синкретичный характер, т.е. представляло собой сплав искусства, мифологии, религии».
Что объединяет следующие термины: капитель, фриз, антаблемент, архитрав, стилобат?
В каком веке на Руси начинается строительство храмов в шатровом стиле?
Целесообразно, в вопросах на соотношение автора и его произведения в тесте представлять репродукцию данного произведения. Подобного рода задания проверяют визуальное узнавание произведений автора, художественной школы, направления, стиля, эпохи.
Часть вторая (В) – задания, которые предполагают ответ в виде нескольких предложений, например, перечисление признаков какого-либо явления; сопоставление двух и более художественных явлений, выделение общего или различного и т.п.
Какие элементы языка архитектуры различны в сооружениях на фото?
1. Замок Альказар, Испания
2. Хрустальный дворец, Великобритания
Часть третья (С) – альтернативное задание, выбор темы для развернутого письменного ответа – эссе. Эссе – размышление на одну из предложенных к выбору тем. Этот тип задания направлен на выявление и развитие художественно-творческого потенциала учащихся, их умения мыслить, рассуждать, аргументировано оценивать современные тенденции развития мировой культуры и доказательно излагать свою точку зрения.
Учащимся в качестве тем для эссе можно предложить высказывания художников, музыкантов, композиторов, общественных деятелей.
Например:
Творения интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и теплом. А.Эйнштейн
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Леонардо да Винчи
Живопись спорит и соревнуется с природой. Леонардо да Винчи
Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело
Красивое не нуждается в дополнительных украшениях – больше всего его красит отсутствие украшений. И.Гердер
Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык. Анри Матисс
Произведения искусства существуют вне времени. Д.Лихачев
Критериями оценивания эссе по предмету «Беседы об искусстве» являются следующие пять элементов:
1
Формулировка проблемы на теоретическом уровне.
1 балл
2
Обоснование собственной точки зрения (позиции, отношения) к предложенному высказыванию.
1 балл
3
Корректное использование искусствоведческих понятий в контексте ответа.
1 балл
4
Использование в качестве примеров-аргументов конкретных шедевров искусства.
1 балл
5
Выдержанность художественного стиля изложения.
1 балл
Учитель может либо придерживаться данной шкалы по предложенным критериям, либо сумму в 5 баллов варьировать несколько иначе. Например, за критерий «выдержанность художественного стиля изложения» выставлять 0,5 балла, а за критерий «использование в качестве примеров-аргументов конкретных шедевров искусства» - 1,5 балла.
Подход к оцениванию зачетной работы может выглядеть следующим образом:
Часть
№ вопроса
Балл
Принцип выставления оценки учащемуся за работу
А
1
1
23 балла – 100% работы
«5» - 100-85% - 20-23 балла
«4» - 84 – 65% - 15-19 баллов
«3» - 64 – 45% - 10-14 баллов
«2» - 44% и ниже – 13 баллов и ниже
А
2
1
А
3
1
А
4
1
А
5
1
А
6
1
А
7
1
А
8
1
А
9
1
А
10
1
А
11
1
А
12
1
В
13
2
В
14
2
В
15
2
С
16
5
Всего
23 балла
Кроме того, всегда учитывается фактор зачетной работы. Предложенная структура и количество заданий ориентированы на 40 минут, стандартный урок. Но в зависимости от конкретных условий и возможностей учебно-воспитательного процесса, целей контроля объем заданий можно сокращать и прямо пропорционально менять количество необходимых баллов для оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Список литературы
Искусство каменного века. М., 1992
Мировая художественная культура. Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004
Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2003
Белецкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980
Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М.,1988
Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989
Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996
Керма К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994
Боннар Б.Р. Греческая цивилизация. М., 1992
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
Левек П. Эллинистический мир М., 1989
Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988
Лихачева В. Д. Искусство Византии IV – XV вв. Л., 1986
Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992
Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в 5 частях. М., 1994
Тяжелов В. И. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981
Гуковский М. А. Итальянское возрождение. Л., 1986
Рутенбург. Титаны Возрождения. СПб., 1991
Вазари Д. Жизнеописания. СПб., 1992
Соколов М. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1990
Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980
Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. СПб., 1996
Культура эпохи Просвещения. М., 1993
Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974
Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах. М., 1975
Западноевропейское искусство второй половины XIX в. М., 1975
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII – начала XIX веков. Л., 1990
Искусство стран Востока. М., 1986
Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1999
Роули Дж. Принцип китайской живописи. М., 1989
Александров В. Н. История русского искусства. Минск, 2004
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992
Барская Н. А. Сюжет и образы древнерусской живописи. М., 1993
Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX – XX вв. М., 2004
Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995
Лапшина Н. П. Мир искусства. М., 1977
Мир русской культуры. М., 2004
Серебряный век. Л., 1991
Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993
Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982
Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. М., 1992
Поляков В. В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX века. М., 1993
От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987
1 Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.