kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторский курс материала по станковой композиции для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью курса «Станковая композиция» является помощь в формировании мировоззрения ребенка, воспитывающего художественно-образное мышление, вкус, восприятие красоты в природе, в человеческих отношениях, в искусстве; воспитание у ребенка умения воплощать свои замыслы в художественные формы. Задачами обучения станковой композиции является развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволяют учащимся вести самостоятельную работу над станковой композицией.

Просмотр содержимого документа
«Авторский курс материала по станковой композиции для 1 класса»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Копейского городского округа







Методическая разработка

Авторский курс материала по станковой композиции для 1 класса







Выполнил: Рогожина С.П.























г. Копейск, 2018г.

Оглавление

1

Пояснительная записка

3-4

1.1.

Цвет в композиции станковой

5-6

1.2.

Теплые и холодные цвета

6

1.3.

Эмоциональная характеристика цвета

7-8

1.4.

Техника работы гуашью

8-9

2

Практическая деятельность учащихся

10-13

2.1

Приложение

14-17

3

Список используемой литературы

18

4

Глоссарий

19





























Пояснительная записка

Целью курса «Станковая композиция» является помощь в формировании мировоззрения ребенка, воспитывающего художественно-образное мышление, вкус, восприятие красоты в природе, в человеческих отношениях, в искусстве; воспитание у ребенка умения воплощать свои замыслы в художественные формы. Задачами обучения станковой композиции является развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволяют учащимся вести самостоятельную работу над станковой композицией.

На примере анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства преподаватель демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция – средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств театром, музыкой и литературой. Изучение элементов композиции не предлагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства. Разнообразные формы и содержание заданий по композиции направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Задача преподавателя сохранить качества, характерные для детей, свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональность эстетического отношения к цвету, к ритму, увлеченность процессом изображения. В основу всей работы над композицией должно быть положено стремление воспитать у учащихся способность не только изобразить действительность, но и выразить свое отношение к ней, то есть создать художественный образ. В работе с детьми особенно опасен путь ремесленного обучения, сводящий учебно-воспитательную работу к накапливанию навыков и приемов, ибо, прививая определенную грамотность, он игнорирует творческое развитие ребенка. Постепенное усвоение законов изобразительной грамоты должно гармонично сочетаться с развитием творческого потенциала и индивидуальных способностей детей. В работе над композицией необходимо поощрять присущее детям стремление к эксперименту, знакомя их с разнообразием техник исполнения и с художественными материалами. Это способствует повышению интереса к процессу изображения и развитию творческой активности.

Предмет «композиция» требует от педагога постоянных поисков нового в методике преподавания. Она должна быть гибкой и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей как группы в целом, так и каждого учащегося. Вся работа в ДХШ и работа по композиции в особенности должна способствовать нравственному воспитанию ребенка. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего. Его культура. Поэтому в деле образования и воспитания вопросы культуры должны стоять на первом месте.
Программа рассчитана на четыре года обучения и тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, прикладной композиции и летней учебной практике (пленэру). Композиция в данной программе понимается в широком смысле и, прежде всего как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенной идеи, поэтому закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу ставится на первое место.

Ученику важно научиться осознанно, относиться к идее и понимать, как на эту идею работают:
— гармония композиционной схемы;
— цветовая гармония;
— гармония света.

В результате обучения станковой композиции каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и в соответствии с замыслом.

1.1. Цвет в композиции станковой

Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.

Задачи: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.

Основные цвета, составные и дополнительные. Цвет — одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков. Оттенок — 1) изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону. Например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари — более теплый оттенок, и т. д.; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого. Хроматические цвета — цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам. Ахроматические цвета - белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте). Хроматические цвета делятся на основные и составные. Основные цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. Все остальные цвета можно получить смешением основных цветов. Попарное смешение двух основных цветов дает нам составной.

Составные цвета:

Красный+желный=оранжевый

Красный+синий=фиолетовый

Желтый+синий=зеленый

К основным качествам цвета относятся:

цветовой тон — особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый и др. цвета имеют разный цветовой тон);

светосила цвета — способность того или иного цвета отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные цвета.;

насыщенность (интенсивность) цвета — количество определенного цветового тона в данном цвете Насыщенность цвета краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.

1.2. Теплые и холодные цвета

В живописной практике всякий цвет всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых цветов и оттенков. Представление о холодном цвете в натуре и в произведениях искусства обычно связывается с цветом льда, снега, лиловатым, сизым цветом грозовых туч и т. д., а о теплом - с цветом огня, солнечного света и т. д. А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, - он теплый, а если синего, -холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.

Большое значение в живописи имеют и отношения дополнительных цветов и оттенков. Эти цвета и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. К дополнительным цветам относятся следующие пары цветов: красный и травянисто-зеленый, лимонно-желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти же цвета контрастны между собой. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин, служащим для более правдивого изображения. Цвет в окружении дополнительного, например оранжевое пятно в окружении синего, красное - на зеленом, кажется ярче, интенсивнее, иначе говоря, они дополняют друг друга. При смешении красок дополнительные цвета нейтрализуют друг друга. Если смешать синюю и оранжевую краску, красную и зеленую, желтую и фиолетовую, получится грязь; эти краски смешивать нельзя.

1.3. Эмоциональная характеристика цвета

Цвет — одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в живописи важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Не только распределение цвета и света в картине, но и подбор цветов помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, цвет в живописи имеет и эстетическое значение. Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох. Гамма цветов— основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.). Цвет также является одним из средств создания художественного образа. Сама природа цвета очень проста и одновременно необычна. Свет рождает цветовое богатство окружающего мира, так как лучи света отражаются от предметов и в сложнейших переплетениях вос­принимаются нами как цвет. Например, поверхность апельсина отра­жает оранжевые световые волны, поэтому мы видим апельсин оран­жевым.

Цвет может воздействовать на чело­века по-разному.

Красный цвет вы­зывает прилив сил, согревает, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Оранжевый - действует похожим образом, но его влияние слабее.

Желтый цвет активизирует нервную деятельность и зрение, меньше все­го утомляет.

Зеленый - самый привычный для глаз, способствует расширению со­судов, снижает кровяное давление, успокаивает, повышает работоспо­собность.

Голубой - успокаивает, снижает на­пряжение, замедляет ритм дыхания.

Синий цвет - успокаивающее его действие постепенно переходит в

угнетающее.

Фиолетовый - соединяет эффекты красного и синего цветов, поэтому производит порой противоречивое действие, переходящее в угнетающее.

1.4. Техника работы гуашью

В отличие от акварели гуашевые краски непрозрачные, они относят­ся к кроющимкраскам. Гуашь пред­ставляет собой густую, как сметана, пасту и продается в баночках в спе­циальных наборах. Для работы гуа­шью нам понадобится такое же обо­рудование, как и для работы акварелью. Только кисть желательно взять более плотную - колонковую или из синтетического ворса. Приемы работы гуашью не столь раз­нообразны. Эта краска дает плотный непрозрачный цвет, поэтому работа «по сырому» в данном случае не даст желаемого результата. Бумага для ра­боты с гуашью подойдет любая, но она должна быть очень плотной, можно также работать и на картоне. Чтобы освоить технику гуаши, выполним несколько упражнений. Гуашь при нанесении на бумагу дает ровный плотный тон, поэтому выполнить простую заливку цветом совсем нетрудно. Для этого надо на сухую по­верхность бумаги в одном направле­нии нанести несколько мазков. Теперь поработаем отдельными ко­роткими мазками разных цветов, на­кладывая их поверх друг друга в раз­ных направлениях. Не забывайте, что кисть перед тем, как взять другой цвет, необходимо промыть. Гуашью можно выполнять и моно­типию, как и акварельными краска­ми, но гуашь более густая и дольше сохнет, поэтому изображение мож­но дополнить более подробными деталями.

Переход одного цвета в другой

Рассмотрим градуированный переход одного цвета в другой. Гуашь, поскольку она требует времени для высыхания, позволяет Вам перемещать их по бумаге, пока они еще влажные. Именно поэтому гуашью гораздо проще делать плавные градации цвета, чем при помощи других красок. Это можно делать любыми кистями. Но лучше всего подойдут плоские кисти, а хуже всего – круглые. Для мелких и крупных растяжек работают одни и те же принципы.

Краски смешиваются на палитре и наносятся на свои предполагаемые места на бумаге. Затем кистью водят туда-сюда в перекрестной манере между двумя градациями цвета, пока не будет получен удовлетворяющий Вас результат. Затем проводят параллельные мазки для окончательной обработки участка. Работают чистой кистью от темного цвета к среднему, и затем, опять чистой кистью от светлого цвета к среднему.





























Глава 2 Практическая деятельность учащихся

Учащиеся должны знать:
1. Основные законы композиции;
2. Основные правила композиции;
3. Приемы композиции;
4. Средства композиции;
5. Порядок и методы работы над композицией.

Учащиеся должны уметь:
1. Применять навыки рисунка и живописи в композиции;
2. Самостоятельно выбирать сюжет;
3. Грамотно и последовательно вести работу над композицией;
4. Применять на практике основные законы и правила композиции;
5. Применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы;
6. Отбирать существенное и важное;

7. Эстетически оценивать находить образное выражение действительности;
8. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.

Содержание предмета


Тема 1. Введение. Композиция – знакомство.
Задание: знакомство с основными понятиями.
Задачи: выполнить композицию на свободную тему, например: «Веселая корова»
Материал: гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 2. Выразительность элементов формы. Ассоциативные композиции на заданную тему.
Задание: используя разнообразные выразительные средства живописи и графики, передать в композиции из абстрактных элементов определенные настроения, состояния.
Задачи: развитие образного мышления.
Материал: гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 3. Главное пятно в композиции и средства его выявления.
Задание: создать композицию, в которой ясно читается главное и второстепенное, где окружение дополняет главную фигуру композиции по цвету, тону, форме, смыслу.
Задачи: Беседа о жанровой композиции. Работа направлена на развитие наблюдательности, умения передавать увиденное в своей работе, выделение главного и второстепенного. Дать понятие форэскиза (предварительного эскиза), его роли в работе над композицией.
Преодолеть при расположении элементов композиции пустоту или стесненность изображения.
Материал: гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 4. Симметрия – асимметрия. Позитив – негатив.
Задание: создать необычный образ дерева на основе симметричного композиционного построения, используя находки в работе с фактурами (смотри программу по рисунку).
Задачи: беседа о графике, видах, технике, основных средствах выразительности.
Создать ритмически организованную работу, уделяя особое внимание выразительному силуэту. Предварительно – работа над форэскизами.
Материал: тушь, гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 5. Цвет в композиции. Цветовые гармонии. Волшебные цветы. Мозаика.
Задание: используя гармонию сближенных цветов придумать зимний, весенний, летний и осенний цветок
Задачи: создать с помощью цвета настроение в работе, используя гармонию сближенных цветов, мозаичное решение
Материал: гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 6. Равновесие в композиции.
Задание: создать зрительно уравновешенную и ритмически организованную композицию
Задачи: решаются экспериментально: вырезанные фигуры перемещаются по листу, заменяются одна другой, результаты анализируются; когда композиция найдена, фигуры приклеиваются
Материал: аппликация, графические материалы, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 7. Музыкальная композиция. Ритм в композиции.
Знакомство с понятиями символ и типы видения.
Задание: выполнить композицию символического характера
Задачи: развитие образно- смыслового мышления
Материал: гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 8. Сочинение фантастических образов.
Задание: выполнить композицию фантастического характера, в основу которой можно положить предыдущую работу.
Задачи: учимся выражать в работе настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.
Материал: гуашь, А2.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Тема 9. Выразительные средства в станковой композиции. Цвет в композиции. Композиция «Запах осенних листьев».
Задание: придумать композицию, используя цветовые гармонии и ассоциативный образный тип видения.
Задачи: создать с помощью цвета образ и настроение в работе, поиски цветовых гармоний.
Материал: гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Тема 10. Трансформации на основе природных форм. Каштан. Гранат. Ракушка.
Задание: стилизация на основе природной формы.
Задачи: создать выразительную композицию, используя образный тип видения; декоративные возможности живописи и графики; поиски образов.
Материал: графические материалы, гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.


Тема 11. Движение и покой в станковой композиции.
Задание: упражнения на передачу движения и покоя.
Задачи: используя в работе предварительные эскизы, создать статичную и динамичную композиции.
Материал: графические материалы, гуашь, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.


Тема 12. Ритм в станковой композиции. Животное в духе художника Вазарели.
Задание: создать необычный образ животного, используя выразительные средства графики.
Задачи: развитие образного мышления, учимся использовать в работе эскизы.
Материал: графические материалы, а3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Тема 13. Упражнения на передачу пространства.
Задание: создать графические композиции с ярко выраженным пространством
Задачи: развитие техники работы карандашом.
Материал: карандаш, А3.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Тема 14. Автопортрет.
Задание: живописная композиция декоративного или реалистического характера
Задачи: выявить характер портретируемого с помощью композиционных средств, цветовой гаммы, техники и изобразительных приемов.
Материал: гуашь, акварель, А2.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 15. Городской пейзаж – композиция-картина.
Задание: Создание пейзажа
Задачи: Выбор сюжета, формата и организация сюжета на плоскости,
сбор материала, цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения в пейзаже; смысловое решение эскизов
— работа над самой композицией в материале
Материал: на выбор учащегося.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Тема 16. Творческий проект.
Задание: Поиски темы – выстраивание концепции серии работ. Сбор и обработка материала, зарисовки, эскизы, этюды. Поиски графических и живописных решений – как отдельных листов серии, так и всей серии в целом.
Задачи: Дипломная работа как форма итоговой аттестации учащихся. Создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умения данного конкретного ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
Материал: Размер работ, техника исполнения – на выбор учащегося.
Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.



Приложение

Т ема 1 Введение. Композиция – знакомство.











Тема 2. Выразительность элементов формы. Ассоциативные композиции н а заданную тему.













Т ема 3. Главное пятно в композиции и средства его выявления.







Т ема 4. Симметрия – асимметрия. П озитив – н егатив.







Тема 5. Цвет в композиции. Цветовые гармонии. Волшебные цветы. М озаика.











Т ема 6. Равновесие в композиции.









Т ема 7. Музыкальная композиция. Ритм в композиции.







Т ема 8. Сочинение фантастических образов.















Тема 9. Выразительные средства в станковой композиции. Цвет в композиции. Композиция «Запах осенних листьев».













Тема 10. Трансформации на основе природных форм. Каштан. Гранат. Р акушка.









Тема 11. Движение и покой в станковой композиции.












Тема 12. Ритм в станковой композиции. Животное в стиле художника Вазарели.





Тема 13. Упражнения на передачу пространства.













Тема 14. Автопортрет.











Тема 15. Городской пейзаж – композиция-картина.













Т ема 16. Творческий проект.







Список литературы:

  1. Аксенов Ю., Ледова М. Цвет и линия. Москва, 1986.

  2. Волков Н.Н. Цвет в живописи Москва, 1985.

  3. Голубева О.Л. Основы композиции Москва, 2001.

  4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. Москва,1986.

  5. Иттен И. Искусство формы. Москва, 2001.

  6. Иттен И. Искусство цвета. Москва, 2001.

  7. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Москва,1992.

  8. Канланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. Москва, 1981.

  9. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. Москва,1981.

  10. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Москва, 2006.

  11. Проблемы композиции. Сборник научных статей. Москва, 2000.

  12. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск,1996.

  13. Шевелев И.М., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Москва, 1990.

  14. Шорохов В.В. Основы композиции. Москва, 1979.



















Глоссарий

  1. Цвет - одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков.

  2. Оттенок - 1) изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону. Например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари - более теплый оттенок, и т. д.; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

  3. Хроматические цвета (греч.) - цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого. Хроматические цвета. — цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам.

  4. Ахроматические цвета - белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте).

  5. Локальный цвет в живописи - используемый художником условный цвет, соответствующий исходной окраске изображаемого предмета. Доминирующий оттенок цвета, без учёта света, теней, рефлексов от окружающих предметов, вне зависимости от расположения предмета в пространстве. Основные цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов.

  6. Гамма цветов - основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.).



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторский курс материала по станковой композиции для 1 класса

Автор: Рогожин Сергей Петрович

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565904

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства