Проект организационных изменений "Творческий компас"
Проект организационных изменений "Творческий компас"
Проект организационных изменений "Творческий компас"-итоговая работа участника кадровой программы "Капитаны культуры" Академии творческих индустрий "Меганом" (проект "Таврида. АРТ"). Цель проекта-создание коллегиального органа "Творческий компас" (ТК) по профориентации из преподавателей всех отделений ДШИ, который поможет обучающимся сделать осознанный выбор профессии в сфере искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект организационных изменений "Творческий компас"»
КАПИТАНЫ КУЛЬТУРЫ
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
ФИО участника: Аксакова Елена Валентиновна
2025
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
РАЗДЕЛ 1. Часть 1.
Основные параметры проекта организационных изменений
Суть и причины изменений
Суть предлагаемых изменений
Создание коллегиального органа «Творческий компас» (ТК) по профориентации из преподавателей всех отделений ДШИ, который поможет обучающимся сделать осознанный выбор профессии в сфере искусства
Причины актуальности предлагаемых изменений
Дефицит кадров в сфере культуры (на 01.09.2025 в учреждении на вакансии 5 ставок);
У детей узкое понимание творческих профессий;
Родители часто не поддерживают ребенка, считая творческую профессию бесперспективной;
Недобор детей в ДШИ на 01.09.2025 год составляет 3 %
Результат проекта организационных изменений
Какой результат вы планируете получить?
К сентябрю 2026 года в ДШИ функционирует «Творческий компас» по профориентации обучающихся;
Создано не менее 30 портфолио выпускников,
Проведено более 10 профориентационных мероприятий,
Число выпускников, поступивших в профильные колледжи и ВУЗы, увеличится минимум на 5%.
Школа укрепит свой имидж как центр профессионального выбора в сфере искусства,
что соответственно привлечет новых учеников.
Целевые аудитории проекта ОИ
Внутренняя целевая аудитория
Администрация
Поиск социальных партнеров, координаторы проекта
Преподаватели разных отделений
Профессиональный рост через новые проекты
Обучающиеся старших классов
Создание портфолио для поступления, знакомство с современными профессиями
Родители обучающихся
Знакомятся с перспективами творческих профессий
Внешняя целевая аудитория
Школы и детские сады
Колледжи и ВУЗы
Укрепление образовательной среды города, повышение интереса к искусству, взаимодействие с ДШИ
Управление культуры
Учреждения культуры
Проведение экскурсий и мастер-классов, популяризация профессии
Доступность качественного дополнительного художественного образования, вовлечение молодежи в культуру
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
РАЗДЕЛ 1. Часть 2.
Стратегии работы с заинтересованными сторонами
Картирование заинтересованных сторон
Поддержка
Руководитель ДШИ
Колледжи и ВУЗы
Представители творческих профессий
Преподаватели
Управление культуры
Слабое влияние
Сильное влияние
Учреждения культуры
Родители обучающихся
Школы и детские сады
Противодействие
7
Области вашей ответственности
УЧИТЫВАЮ ИНТЕРЕСЫобласть опосредованного влияния
ОБСУЖДАЮобласть прямого влияния
РАСПОРЯЖАЮСЬобласть вашей полной ответственности,
в которой у вас есть полномочия
преподаватели
Колледжи и ВУЗы
обучающиеся
Учреждения культуры
родители
Школы и детсады
Администрация школы
7
7
Стратегии работы с заинтересованными сторонами
Заинтересованная сторона (ЗС)
Степень моего влияния на ЗС
преподаватели
Роль ЗС:чем она важна для проекта?
обучающиеся
Обсуждаю
Сильное влияние
Цели/ интересы ЗС
Учитываю и обсуждаю
Ключевая роль, реализуют проект
родители
Ключевая роль, на кого направлен проект
Обеспечение преемственности поколений
Мотиваторы ЗС:
Учитываю и обсуждаю
Колледжи и ВУЗы
Самореализация, определение будущей профессии
Возможность профессионального роста, признание достижений
Барьеры ЗС:
что их может привлечь?
Учреждения культуры
Сопротивляющийся командный игрок
Учитываю
Интересные и увлекательные формы деятельности
что вызывает сопротивление?
Высокие нагрузки, нехватка времени
Действияв отношении данной ЗС
Связующее звено
Учитываю
Обеспечение наилучших условий будущего своего ребенка
Нехватка мотивации и интереса
Партнерство и профессиональное вовлечение
Показать прямую выгоду для ребенка
Идентификация профессиональных наклонностей
Командный игрок
Активное вовлечение
Привлечение большего количества абитуриентов
Перегруженность повседневными обязанностями
Решение вопросов с «кадровым голодом»
Информирование, вовлечение в поддержку ребенка
Необходимость значительных организационных усилий
Увеличение количества участников и зрителей творческих коллективов
Сотрудничество
Дефицит ресурсов и финансов
Партнерство
10
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
РАЗДЕЛ 1. Часть 3.
Алгоритм управления изменениями «8 шагов»
Алгоритм управления изменениями «8 шагов»
Шаг 1.Развейте чувство крайней необходимости перемен
Мои планируемые действия
1. Провести анализ текущего состояния профориентационной работы в школе, выявить проблемы: недостаток системности, слабая информированность учащихся о творческих профессиях.
педагогическое сообщество
2. Подготовить аналитическую справку и презентацию с данными (результаты опросов, статистика поступлений).
10.2025
директор
3. Донести идею, что без изменений школа теряет возможность быть проводником к профессии, а может стать трамплином для осознанного творческого выбора.
преподаватели
10.2025
10.2025
Шаг 2.Сформируйте направляющую изменения команду реформаторов
Мои планируемые действия
1. Сформировать инициативную группу из преподавателей всех отделений школы
преподаватели
2. Провести установочное совещание с участниками группы, распределить обязанности
10.2025
преподаватели
3. Назначить куратора проекта и определить ключевые роли: координатор мероприятий, ответственный за связи с ВУЗами и колледжами, медиакоординатор
директор
10.2025
10.2025
Шаг 3.Создайте образ желаемого будущего и стратегии перехода
Мои планируемые действия
1. Сформулировать видение: школа искусств как центр профориентации, где ребёнок видит путь от своих занятий к будущей профессии.
Весь коллектив
2. Разработать стратегию внедрения проекта поэтапно: создание коллегиального органа, первые мероприятия, анализ и закрепление.
10.2025
Проектная группа
3. Составить дорожную карту перехода с конкретными сроками и ожидаемыми результатами.
Проектная группа
4. Определить показатели успеха: количество мероприятий, рост мотивации учащихся, повышение числа поступивших в профильные колледжи и ВУЗы.
11.2025
11.2025
Педагогический коллектив
11.2025
Шаг 4.Пропагандируйте образ будущего всеми средствами
Мои планируемые действия
1. Представить проект коллективу, учащимся и родителям через презентацию, буклеты и информационные стенды.
Для жителей города
2. Опубликовать информацию о проекте на сайте школы и в социальных сетях.
3. Организовать тематическую неделю «Творческий выбор» с мастер-классами, выставками, экскурсиями в учреждения культуры и встречами с профессионалами.
11.2025
Для жителей города
Обучающиеся и родители
11.2025
4. Сотрудничать с местными СМИ и организациями культуры для освещения инициативы.
12.2025
Для жителей города
11.2025
Шаг 5.Создайте условия для широкого участия сотрудников в преобразованиях
Мои планируемые действия
1. Вовлечь педагогов всех отделений в реализацию мероприятий, предложив каждому разработать свой мини-проект по профориентации.
Педагогический коллектив
2. Создать открытый план-график мероприятий, чтобы каждый сотрудник мог предложить свои идеи и инициативы.
11.2025
Педагогический коллектив
3. Поддерживать и поощрять активных участников проекта.
11.2025
Педагогический коллектив
постоянно
Шаг 6.Спланируйте и достигните краткосрочные победы для демонстрации прогресса
Мои планируемые действия
1. Провести первые встречи с представителями творческих профессий: музыкантами, художниками, дизайнерами, актёрами.
обучающиеся
2. Организовать экскурсию в профильный колледж, ВУЗ или театр.
3. Подготовить и показать первые портфолио учеников старших классов.
обучающиеся и их родители
01.2026
обучающиеся
01. – 02.2026
4. Осветить промежуточные успехи на сайте школы и во внутренних новостях, чтобы показать коллективу результаты и повысить мотивацию.
03.2026
преподаватели, жители города
01.2026
Шаг 7.Укрепите достигнутые успехи и переходите к дальнейшим задачам
Мои планируемые действия
1. Подвести итоги первого этапа на мини-форуме «Моё будущее в искусстве».
Обучающиеся, родители, преподаватели
2. Проанализировать результаты и отзывы участников, выявить сильные стороны и зоны роста.
3. Расширить взаимодействие с ВУЗами, музеями, театрами, ДК.
преподаватели
05.2026
Обучающиеся, их родители
05.2026
4. Перейти к следующему циклу работы, включив новые направления и идеи в план коллегиального органа.
06.2026
Педсовет
06.2026
Шаг 8.Укорените изменения в корпоративной культурее
Мои планируемые действия
действия
для кого
Включить деятельность группы профориентации «Творческий компас» в постоянную структуру школы.
Закрепить профориентационную работу в годовом плане учреждения и должностных обязанностях педагогов.
сроки
директор
директор
06.2026
Организовать ежегодные мероприятия: «День профессий искусства», форум «Творческий компас», выставки и презентации портфолио.
06.2026
Преподаватели,
Создать традицию публичного подведения итогов работы «Творческого компаса» и ежегодного обновления стратегии развития.
обучающиеся,
Жители города
04.2026
их родители
09.2026
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ
Выбор компетенций для развития
1
Компетенции
Управление изменениями
2
Потенциал
Деловая коммуникация
2
Текущий уровень
(результаты тестирования)
3
(самооценка)
3
Целевой
3
Управление персоналом (исполнением)
4
Усиливать
уровень
4
3
4-5
Компенси-
сильное
(зоны развития)
3
+
+
ровать
4
+
слабое
+
Компетенция 1. Управление изменениями.Цели развития
1
Текущий уровень развития компетенции
2
Предпочитаю стабильность, при этом готова к плавным, нерадикальным изменениям.
Применяю нововведения только в случае, если старые методы перестали показывать свою эффективность.
Целевой уровень развития компетенции
3
При внедрении изменений контролирую исполнение.
Доношу необходимость изменений для коллег: отрабатываю возражения.
Цель развития компетенции
К 15.12 2025 развиваю навыки:
Использую различные виды и формы контроля исполнения сотрудников
Провожу убедительные коммуникации
Эффективно работаю с возражениями
Компетенция 1. Управление изменениями.Развивающие действия
Методы
Самообучение
Конкретные действия
Изучение литературы: Джон Коттер «Впереди перемен»; Гарольд Левитт — «Менеджмент перемен»;
Участие в вебинарах по образовательному менеджменту.
Обучение на опыте другого
Сроки
Ноябрь 2025
Анализировать решения, принятые руководителями при проведении масштабных преобразований.
Обучение на рабочем месте
Декабрь 2025
Освоение техник конструктивного разрешения конфликтов и выработки компромиссов.
Регулярные сессии обратной связи.
Регулярно проводить самостоятельный анализ текущих изменений внутри своей организации. Задавать себе вопросы:
Какие изменения происходят?
Каковы причины каждого изменения?
Кто вовлечён в процесс?
Что даёт положительную динамику изменениям?
Какие проблемы возникают и почему?
Декабрь 2025
.
Компетенция 2. Деловая коммуникацияЦели развития
1
Текущий уровень развития компетенции
2
3
Поддерживаю существующую систему коммуникации внутри коллектива.
Не всегда слышу людей, ставя в приоритет принятые руководством решения.
Умею доносить свою точку зрения в стандартных рабочих ситуациях, в нестандартных или большой аудитории навык не наработан.
Целевой уровень развития компетенции
Цель развития компетенции
Ориентирована на сотрудничество, умею слышать и слушать других людей. Способна урегулировать конфликты, недопонимания, создать безопасную среду.
К 31.03.2026 развиваю навыки:
Активное слушание
Предотвращаю появление напряженности
Формулирую и доношу свою точку зрения до любого собеседника в разных аудиториях
Компетенция 2. Деловая коммуникация.Развивающие действия
Методы
Самообучение
Конкретные действия
Изучение литературы: Маршалл Розенберг «Гибкое сознание»
Тренинг Радислава Гандапаса «Ораторское мастерство и искусство говорить публично»
Обучение на опыте другого
Сроки
Январь 2026
Наблюдение за моделями поведения и стилями общения коллег.
Определяю человека, обладающего сильными навыками деловой коммуникации, с которого хотела бы брать пример: обращаю внимание на
Обучение на рабочем месте
особенности его взаимодействия с людьми, способы выражения мысли,
Март 2026
Отрабатываю эффективное активное слушание, включая невербальное поведение (контакт глазами, кивок головой, выражение лица); задаю уточняющие вопросы, демонстрирую интерес к точке зрения собеседника.
Использую технику отражения чувств: «Я вижу, что вас беспокоит…».
Тренирую публичные выступления.
Использую эффективные техники урегулирования разногласий: принцип win-win, компромиссные решения, посредническая помощь при переговорах сторон.
Поощряю инициативу и диалог, позволяю сотрудникам свободно выражать своё мнение.
как он общается с разными типами людей и решает сложные ситуации.
Март 2026
Компетенция 3. Управление персоналомЦели развития
1
Текущий уровень развития компетенции
2
Поддерживаю существующую систему контроля персонала.
Делегирую только простые, понятные задачи, сложные выполняю самостоятельно.
Целевой уровень развития компетенции
3
Использую всестороннюю систему контроля работы персонала.
Организовываю работу своего отделения: определяю и ставлю задачи каждому работнику, делегирую полномочия.
Цель развития компетенции
К 30.06.2026 развиваю навыки:
Умею делегировать полномочия и распределять задачи.
Применяю различные методы контроля персонала.
Формирую культуру сотрудничества и доверия в коллективе.
Компетенция 3. Управление персоналомРазвивающие действия
Методы
Самообучение
Конкретные действия
Изучение литературы: Роберт Хантер «Основы управления человеческими ресурсами».
Базовый тренинг по управлению персоналом.
Обучение на опыте другого
Сроки
Апрель 2026
Изучаю реальный опыт руководителя: как он строит взаимоотношения с сотрудниками, принимает кадровые решения, управляет конфликтами и мотивацией.
Анализирую опыт работы с персоналом своих коллег.
Обучение на рабочем месте
Июнь 2026
Ежедневно ставлю задачи перед сотрудниками, даю выполнять поручения сотрудникам (с передачей соответствующих полномочий), устанавливаю срок завершения поручения и промежуточные контрольные точки.
Июнь 2026
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
РАЗДЕЛ 3
ПОДГОТОВКА ИТОГОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
КАПИТАНЫ КУЛЬТУРЫ
«ТВОРЧЕСКИЙ КОМПАС» –
профориентация обучающихся в сфере искусства
Елена Аксакова
МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №3», зам.директора по УВР
Обоснованность изменений
Дефицит кадров в сфере культуры (на 01.09.2025 в учреждении на вакансии 5 ставок);
У детей узкое понимание творческих профессий;
Родители часто не поддерживают ребенка, считая творческую профессию бесперспективной;
Недобор детей в ДШИ на 01.09.2025 год - 3 %
(21 ребенок не дошел до школы искусств)
Школа может стать центром осознанного выбора профессии
‹ #›
Ясный образ будущего
К сентябрю 2026 года в ДШИ функционирует «Творческий компас» по профориентации обучающихся;
Создано не менее 30 портфолио выпускников;
Проведено более 10 профориентационных мероприятий;
Число выпускников, поступивших в профильные колледжи и ВУЗы, увеличится минимум на 10%;
Школа укрепит свой имидж как центр профессионального выбора в сфере искусства, что соответственно привлечет новых учеников.
‹ #›
Первые шаги изменений
1. Диагностика проблем и составление справки (1 месяц)
✓ Провести анализ текущих недостатков профориентации: слабая информированность, отсутствие системности.
✓ Составить аналитическую справку с данными и рекомендациями.
Участие: администрация, педагоги.
2. Формирование команды и распределение ролей (1 неделя)
✓ Сформировать инициативную группу из учителей и руководителей отделений.
✓ Назначить куратора и выделить ответственных за связь с вузами, мероприятия и продвижение.
Участие: педагогический коллектив.
3. Разработка стратегии и дорожной карты проекта (1 месяц)
✓ Формулировка видения: школа как центр профориентации, помогающая детям выбирать профессию.
✓ Создание детализированной дорожной карты проекта с контролем прогресса.
4. Распространение информации и начало практических мероприятий (2 месяца)
✓ Представить проект школьному коллективу, ученикам и родителям через презентации и буклеты.
✓ Организовать тематическую неделю «Творческий выбор» с экскурсиями и выступлениями.
Участие: учебный коллектив, внешние партнёры.
‹ #›
Моя зона развитияв управлении изменениями
Цель моего развития: совершенствование управленческих навыков путем эффективного распределения полномочий, применения различных видов контроля исполнения сотрудниками поставленных задач и формирование доверительной атмосферы в команде.
План развития:
70 % (практика):
Руководство проектом внутри школы
Организация и проведение реальных мероприятий
Участие в переговорах с партнерами
20 % (взаимодействие):
Консультации с управленцами
Обмен опытом с другими школами
Обратная связь
10 % (обучение):
Изучение литературы (Р. Хантер «Основы управления человеческими ресурсами»; Дж. Коттер «Впереди перемен»; Г. Левитт «Менеджмент перемен»; М. Розенберг «Гибкое сознание»)
Онлайн-курсы по образовательному менеджменту
Результат: через год у меня будет опыт реализации системного проекта изменений, сформированы
управленческие компетенции (управление изменениями, коммуникация, управление персоналом),
а школа станет центром профориентации и повышения престижа творческих профессий.