kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку МХК "Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена по материалу учебника Мировая художественная культура, 10 класс (автор Л.Г.Емохонова). Урок 13 - "Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики"»

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ Куросы и коры.  Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

Куросы и коры.

Поликлет. Дорифор. Фидий.

Торс богини.

Скопас. Менада.

Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.  в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.
  • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
  • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.
Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.
  • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.
Юное тело куроса из Аттики (530 г. до н.э.) с широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Его мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза- и не движение, и не покой – весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической» улыбкой, которую нельзя назвать ни весёлой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле – здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.
  • Юное тело куроса из Аттики (530 г. до н.э.) с широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Его мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза- и не движение, и не покой – весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической» улыбкой, которую нельзя назвать ни весёлой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле – здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.
Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.
  • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
  • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.
КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины. Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

  • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.
Высокая мраморная кора. 520 г. до н.э. музей акрополя. Афины.

Высокая мраморная кора. 520 г. до н.э. музей акрополя. Афины.

  • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.
Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как ионический хитон, так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.
  • Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как ионический хитон, так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения скрытого движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н.э.), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму его тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца).
  • Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения скрытого движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н.э.), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму его тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца).
Во-первых, это хи а
  • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.
В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон
  • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
  • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
  • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия , украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своём нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма. Характерным выражением этой силы и законченности служит торс богини с западного фронтона (438 г. до н.э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь.
  • Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия , украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своём нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма. Характерным выражением этой силы и законченности служит торс богини с западного фронтона (438 г. до н.э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь.
Поза богини, её широкий шаг указывают на движение вперёд, которое подчёркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди, животе, правой ноге словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение лёгкости ткани, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с её каменного основания, и создаётся впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена того же порыва, что и фигура в целом.
  • Поза богини, её широкий шаг указывают на движение вперёд, которое подчёркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди, животе, правой ноге словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение лёгкости ткани, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с её каменного основания, и создаётся впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена того же порыва, что и фигура в целом.
Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия. Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.
  • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
  • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.
Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду
  • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
  • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
  • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация к уроку МХК "Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики"

Автор: Шепелева Светлана Леонидовна

Дата: 01.12.2017

Номер свидетельства: 441651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства