"Преемственность в сфере художественного образования: от школы искусств до ВУЗа"
"Преемственность в сфере художественного образования: от школы искусств до ВУЗа"
Доклад о 3х ступенчатом художественном образовании в России. История развития худ. образования, трудности и трансформация на современном этапе. Достижения и перспективы данного образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Преемственность в сфере художественного образования: от школы искусств до ВУЗа"»
Доклад на тему:
«Преемственность в сфере художественного образования: от школы искусств до ВУЗа»
Выполнила: Преподаватель фортепиано
МАУДО Детская школа искусств
Бояринова О.В.
Содержание:
1.Вступление
2.Преемственность музыкального обучения (школа – колледж – ВУЗ), как основополагающий фактор повышения качества образования на современном этапе
3.Из истории музыкального образования в России
4.Система музыкального образования в XX веке. Советское музыкальное образование,
5.Музыкальное образование в постсоветском пространстве. Современное время
6.Заключение
Вступление
Преемственность является константой образования, благодаря которой ценности культуры наследуются новыми поколениями людей. Становление и развитие личности человека с раннего возраста происходит благодаря освоению и творческому преобразованию социокультурного опыта, который способствует сохранению традиций и является источником создания новых ценностей.
Осуществление преемственности в системе образования предполагает взаимодействие составляющих: сохранение культурного наследия, оптимальный баланс традиций и инноваций (культурно-историческая преемственность); построение конструктивных отношений между субъектами образовательной деятельности в ценностном поле культуры (преемственность как диалог); становление личности человека через последовательное освоение и присвоение культурных ценностей (преемственность как непрерывность развития).
Формирование музыкальной культуры является одним из факторов успешной социализации ребёнка. Применение интонационной теории Б.В.Асафьева обосновывает путь приобщения детей к музыкальной культуре через постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей подобно освоению ребёнком человеческой речи. В музыке сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального сознания личности (переживаний, чувств, мыслей, оценок, ориентаций), распредмечивается, осваивается, развивается и становится её достоянием.
Музыкальное искусство может выступать объединяющей доминантой воспитательного процесса на ступенях образовательной системы, воздействуя через мир музыкально-ассоциативных эмоционально-эстетических образов на ценностное сознание воспитанника, способствуя самореализации и саморазвитию личности. Формирование музыкальной культуры начинается с раннего возраста, продолжается в дошкольные и школьные годы и предполагает дальнейшее музыкально-эстетическое саморазвитие. Музыкальная культура ребёнка представляет собой ценностную основу преемственности между различными ступенями образования и воспитания.
Стержневым основанием формируемой музыкальной культуры является положительное эмоционально-оценочное отношение детей к высокохудожественным произведениям музыкальной классики. Его последовательное развитие от ступени к ступени базируется на эмоциональной отзывчивости к ценностям музыкального искусства и характеризуется изменением соотношения эмоциональной и интеллектуальной составляющих на разных возрастных этапах. Вариативные формы организации музыкальной деятельности будут способствовать активизации творческого начала и самостоятельности детей как отношенческих оценочных проявлений при постижении музыкального языка.
Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой систему полифункциональных отношений между ступенями образования («вертикальная» преемственность) и качественно различными уровнями музыкального развития детей на каждой образовательной ступени («горизонтальная» преемственность). Система преемственности включает в себя комплекс целевых, содержательных и методических связей, объединённых едиными ценностными основаниями. Базисом концепции преемственности является «функциональный механизм культуры» (М. С.Каган), построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей к музыкальным ценностям.
Решение проблемы преемственности в музыкальном воспитании детей зависит от кадрового потенциала образовательной системы. Вопросы музыкального развития дошкольников и школьников в единстве, как правило, не рассматриваются при подготовке специалиста на средней и высшей ступенях профессионального образования. Становлению и развитию профессиональных умений и навыков по осуществлению преемственности между образовательными звеньями может способствовать система повышения квалификации педагогов-практиков как ступень дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования взрослых. Целесообразно введение в программы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных модулей (спецкурсов, факультативов, мастер-классов, проблемно-тематических семинаров и др.), которые позволят ориентироваться в научно-теоретических и методологических вопросах осуществления преемственности, формах и методах её реализации, оценке результативности. Система постдипломного образования специалистов, осуществляя информационно-аналитическое, научно-методическое и прогностическое обеспечение развития массового музыкального образования, способствует реализации преемственности в формировании музыкальной культуры детей и молодёжи на всех образовательных ступенях.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ) КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Одной из актуальнейших проблем современности является проблема духовности, нравственности, эстетическо-художественного начала в процессе образования и воспитания подрастающего поколения. Степень развития общества определяется во многом отношением власти к науке, образованию, культуре, ее заинтересованности в создании максимальных условий для роста духовно-нравственного потенциала, развитием интеллектуальных, научно-педагогических кадров, в том числе в области культуры и искусства. В этой связи остро стоит вопрос обеспечения учреждений культуры и искусств высококвалифицированными кадрами, способными решать важные задачи сохранения и преумножения культурных традиций, накопленных предыдущими поколениями.
Одним из наиболее важных и актуальных в современном мире является вопрос повышения качества образования. Многочисленные публикации достаточно многообразно трактуют термин «качество образования», рассматривая его как результат совокупных действий ряда факторов, влияющих на формирование высококвалифицированного специалиста:
• нормативно-правовая база, гарантирующая качество образования;
• современный уровень материально-технической базы образовательного учреждения;
• эффективно действующая система управления учебно-воспитательным процессом;
• высокий кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава;
• повышение профессионального мастерства, самосовершенствование;
• создание условий, способствующих самореализации и саморазвитию обучающихся;
• уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников;
• востребованность выпускников на рынке труда.
В контексте развития диалога с международным сообществом по вопросам музыкального образования, современных подходов и суждений относительно качества образования, залог успеха видится в сближении позиций по интеграции российской системы подготовки специалиста в международную, с присущими ей индивидуальными особенностями, выраженными в сохранении и широком развитии основополагающего принципа – преемственности и непрерывности образовательного процесса: школа-колледж-вуз. Для направления подготовки «Культура и искусство» подобная поэтапность освоения профессии в системе школа-колледж-вуз является закономерной и прошедшей апробацию в течение десятилетий.
Современная многоуровневая система непрерывного образования предполагает поэтапное профессиональное становление. Переход обучающихся на новую образовательную ступень непосредственно связан с их адаптацией к новым учебно-педагогическим и средовым условиям. Многоуровневый институтский комплекс создает благоприятные возможности для безболезненного, плавного перехода обучающихся с одной образовательной ступени на другую, сохранения их психологической устойчивости и учебно-творческой стабильности. Образовательная, творческо-педагогическая среда, преемственность выработанных годами традиций оказывает благотворное влияние на будущих музыкантов. Участвуя в различных музыкальных проектах, посещая многочисленные концерты, мастер-классы, конкурсы и фестивали, проводимые в институте, они получают своеобразную музыкальную прививку, которая помогает в дальнейшем развить интерес к музыкальному образованию и желание профессионально заниматься в следующих образовательных ступенях.
Разработанная и успешно применяемая модель преемственности музыкального образования способствует организации непрерывной и целостной профессиональной подготовки в системе музыкальная школа – музыкальный колледж – вуз – аспирантура; приближению содержания образования к реальной художественно-творческой деятельности обучающихся; способности к самообразованию, реализации исполнительско-педагогического потенциала будущих преподавателей - музыкантов. Сложившаяся система подготовки профессиональных кадров в области культуры и искусства, на наш взгляд, дает положительные результаты и является одним из важных факторов повышения качества образования профессиональных музыкантов на современном этапе.
Из истории музыкального образования в России.
Альтернативные учебные заведения конца XIX –начала XX веков
Роль Бесплатной музыкальной школы в системе музыкального образования
Рост музыкальной культуры в конце XIX века был ознаменован значительными изменениями в области концертной жизни, оперного театра, музыкального образования и просвещения.
Характерной чертой русской музыкальной жизни стал рост интереса к хоровому пению. В Москве в 1878 году создается Русское хоровое общество по инициативе К. К. Альбрехта [10. С. 21]. Он же создает Общество камерной музыки, которое ставит своей задачей развитие камерного музицирования. М. П. Беляевым, наряду с Русским симфоническими концертами, регулярно проводятся Русские квартетные вечера.
Одновременно с открытием консерватории в 1862 году в Петербурге было основано музыкально-просветительское учреждение Бесплатная музыкальная школа. Её руководителями и инициаторами были известный хоровой дирижер, руководитель известного в 50–60-х годах Шереметьевского хора Гавриил Якимович Ломакин (1812 – 1885гг.) и русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки» Милий Алексеевич Балакирев (1836 – 1910гг.)
Бесплатная музыкальная школа не ставила перед собой задачи воспитания профессиональных музыкальных кадров. Целью её было распространение начальных музыкальных знаний среди широких масс населения. По типу и программе своей деятельности она приближалась к общеобразовательным воскресным школам. На занятия ходили студенты, мелкие служащие, ремесленники, рабочие. При школе был организован хор и симфонический оркестр, которые состояли в основном из любителей. Их обучали элементарным музыкальным знаниям, постановке голоса, игре на музыкальных инструментах и так далее.
Помимо этого Бесплатная музыкальная школа вела концертную деятельность. Ежегодно проходила серия симфонических концертов, в которых М. А. Балакирев руководил оркестром, а Г. Я. Ломакин – хором. Эти концерты преследовали определенную идейную задачу – пропагандировали новейшее русское и западноевропейское искусство.
Создание Московской Народной консерватории
В 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры – С. И. Танеева, Е. Э. Линевой, Б. Л. Яворского была открыта Московская Народная консерватория. Она сыграла важную роль в развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики.
В ней было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы. Плата в первом составляла 3 рубля в год, во втором — 20 рублей. Учреждение существовало на пожертвования литературно-художественного кружка, других организаций и частных лиц.
Главной целью создания Московской Народной консерватории было содействовать народному музыкально-эстетическому воспитанию, распространять музыкальные знания среди широких кругов населения путём систематического обучения музыке, внедрять музыкальную культуру во все слои населения, проводить общедоступные концерты, лекции.
В первый год работы Народной консерватории в разных районах города действовало 7 хоровых классов. В них обучалось свыше 600 учеников. В период 1906 – 1916 годы в Московской Народной консерватории получили образование 2000 слушателей, среди них певица Е. Степанова, А. Свешников .Особое внимание в Народной консерватории уделялось изучению народной песни.
Народные консерватории были также открыты в Петербурге (1908 г.), Саратове (1912 г.), Казани (1945 г.) и других городах .
Классы Народной консерватории, в которых все желающие могли обучаться игре на музыкальных инструментах, сольному и хоровому пению, получать музыкально-теоретическое образование, вели крупные музыканты; в их числе А. Д. Кастальский, С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, Л. В. Николаев, К. С. Сараджев, Ю. Д. Энгель, Б. Л. Яворский; особое внимание уделялось изучению народной песни (Е. Э. Линёва, Н. Я. Брюсова).
Б. Л. Яворский был неутомимым общественным деятелем и музыкальным просветителем, в том числе в области детского музыкального воспитания, одним из инициаторов реорганизации советского музыкального образования. Его педагогическая деятельность была новаторской по целям и формам, он стремился к развитию у учащихся творческого мышления. Среди его учеников – А. А. Альшванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, С. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А. В.
Большой вклад в развитие советской музыкальной культуры внесла Надежда Яковлевна Брюсова (1881 – 1951гг.), сестра поэта В. Я. Брюсова . Советский музыковед, деятель в области музыкального образования и просвещения, она занималась разработками первых программ по музыкальному воспитанию. Научные интересы Н. Я. Брюсовой охватывали вопросы музыкальной формы, народной музыки, педагогики, методики музыкально-теоретического образования. Она создала труды по теории и истории музыки («Наука о музыке, её исторические пути и современное состояние» (1910 год); «Вопросы профессионального музыкального образования» (1929 год), методике преподавания музыки («Как учить и учиться музыкальной грамоте» (1932 год), пособия по музыкально грамоте и гармонии для самостоятельных занятий музыкой, участвовала в фольклорных экспедициях, сделала большое количество записей народных песен .
В начале XX века местные отделения Русского музыкального общества открыли музыкальные училища в Киеве, Казани, Саратове и других городах страны. В 1913 году была основана Киевская консерватория им. П. И. Чайковского на базе Киевского музыкального училища Российского музыкального общества (в 1923 – 1928 гг. существовала как Музыкальный техникум, в 1928 – 1933 гг. – как музыкальный отдел Киевского музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко) . С 1934 года стала называться Киевской государственной консерваторией. В 1940 год ей присвоено имя П. И. Чайковского.
В составе Киевской консерватории были факультеты — фортепианный, историко-теоретический, композиторский, дирижёрский, оркестровый, вокальный; вечернее и подготовительное отделения, аспирантура; 20 кафедр, ассистентура-стажировка, оперная студия, школа-студия, кабинет-музей Н. В. Лысенко, фонотека; в библиотеке около 230 тыс. томов.
В работе консерватории участвовали музыканты и теоретики: В. В. Пухальский, Р. М. Глиер, Г. М. Беклемишев, М. Г. Эрденко, Б. Л. Яворский, Н. Д. Леонтович, А. Я. Штогаренко, К. Ф. Данкевич, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский и другие. Среди выпускников консерватории – музыканты: Г. Г. Верёвка, З. М. Гайдай, Г. И. Майборода, П. И. Майборода, Н. Г. Рахлин, А. Г. Свечников, Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, Л. А. Руденко, П. П. Кармалюк, В. С. Тольба и другие.
Система музыкального образования в XX веке
Советское музыкальное образование
После революционных событий в октябре 1917 года в музыкальном образовании произошли существенные преобразования. «Государственное музыкальное строительство» стало частью культурных преобразований, проводимых советской властью . Были национализированы крупнейшие музыкальные театры, концертно-филармонические учреждения, консерватории и нотоиздательства. В концертные и театральные залы пришли люди, до этого мало знакомые с высоким искусством и отгороженные от него плотным барьером социально-экономических различий. Приобщение масс к духовным ценностям могло быть осуществлено лишь в ходе планомерной и долгосрочной работы. В связи с этим возрастает число концертов, большого размаха достигает хоровое движение. Здесь выделяется деятельность крупнейшего знатока русского многоголосия А. Д. Кастальского.
В 1919 году создан Государственный оркестр народных инструментов (ныне Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова), Ансамбль народного танца, основанный И. Моисеевым, Русский народный хор под руководством М. Е. Пятницкого, Ансамбль красноармейской песни (1926 год) . Эти объединения наряду с другими многочисленными профессиональными и самодеятельными коллективами стали носителями традиций хоровой и танцевальной культуры в стране.
Постепенно складывалась новая система функционирования музыкальной жизни в обществе. Руководство и материальную заботу о музыкальных учебных заведениях взяло на себя государство (Декрет Совета Народных Комиссаров о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения от 5 июля 1918 года , открыв путь широкому распространению общего музыкального образования, предоставив учащимся профессиональных учебных заведений бесплатное обучение и стипендии. Благодаря этому открылся доступ к образованию трудящейся молодежи. Были организованы рабочие факультеты в Московской и Петербургской консерваториях. Были определены общие принципы, которые легли в основу перестройки музыкального образования:
провозглашение обязательности всеобщего музыкального обучения и признание огромного значения общего музыкального образования, как для поднятия культуры народа, так и для выявления музыкальных способностей людей, пригодных для занятий музыкой;
понимание необходимости подготовить музыкантов, которые бы обладали точно очерченной специализацией (исполнительской, педагогической, музыковедческой) и в тоже время обладали широким кругом знаний по своей специальности, по смежным предметам, общественным дисциплинам;
осознание огромной роли производственной практики в самом учебном заведении и за его пределами (это привело к созданию оперных студий при консерваториях);
установление требования, чтобы музыкант любой профессии мог сочетать свою профессиональную деятельность с просветительской.
В 20-е годы XX века в Москве и Петрограде открываются массово-просветительские школы: народные музыкальные школы, школы музыкального просвещения, народные консерватории, народные курсы общего музыкального образования . В работе этих учебных заведений, заложивших методические основы советского музыкального образования, принимали участие видные музыканты: в Петрограде – Б. В. Асафьев, М. Н. Баринова, С. Л. Гинзбург, В. В. Софроницкий, В. Г. Каратыгин; в Москве – А. В. Александров, Н. Я. Брюсова, А. Ф. Гедике, А. Д. Кастальский, В. Н, Шацкая. На начальном этапе организаторы столкнулись с рядом трудностей: корни одной из них уходили в дореволюционную практику музыкального обучения, когда не существовало разделения в подготовке будущих профессионалов и любителей, музыкальное образование не было разделено на ступени в зависимости от возраста учащихся. Другая проблема – это возникновение множества музыкальных учебных заведений (курсов, кружков, студий, техникумов и даже консерваторий), которые не имели четкого профиля и не могли быть отнесены ни к начальным, ни средним, ни к высшим учебным заведениям.
Важным событием в развитии системы музыкального образования было принятие в 1919 году «Основных положений о Государственном музыкальном университете» . А. В. Луначарский считал, что вся система специального и общего музыкального образования от начальных до высших ступеней должна представлять единую непрерывную лестницу. Составители «Основных положений…» подразделили специальные учебные заведения на три ступени в зависимости от уровня музыкальных знаний и умений учащихся. Таким образом, к середине 20-годов XX века стала складываться определенная структура музыкального образования :
начальное музыкальное образование – в виде школ двух типов: 4-летние (для детей), являвшиеся начальным звеном музыкальных техникумов, и курсы общего музыкального образования для взрослых, ставивших только музыкально-просветительские задачи;
среднее профессиональное образование – техникумы (исполнительские и педагогические);
высшее – консерватории.
В связи с реформой музыкального образования в Ленинграде появился Центральный музыкальный техникум, в работе которого отразились новые творческие веяния и поиски в музыкальной педагогике. В 1925 году был составлен документ «Положение о Московской и Ленинградской консерваториях») , в основе которого лежали доклады М. Ф Гнесина, А. В. Оссовского, М. В. Иванова-Борецкого, Л. В. Николаева, окончательно утвердившего принадлежность консерватории к высшей ступени музыкального образования, установившего её структуру (научно-композиторский, исполнительский и инструкторско-педагогический факультеты), профиль выпускаемых специалистов, сроки обучения, а также утвердившего институт аспирантов. К 1927 году упорядочивание общей структуры музыкального образования было в основном завершено, хотя в дальнейшем происходили некоторые изменения. Так, 4-летние музыкальные школы были преобразованы в 7-летние (1933 год), при ряде консерваторий учреждены музыкальные школы-десятилетки, организованы педагогические институты (в 1944 году был открыт первый такой институт – Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных) и появилось заочное обучение .
В 1932 году по инициативе профессора А. Б. Гольденвейзера и директора Московской консерватории С. Т. Шацкого было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз. С детьми занимались ведущие профессоры консерватории: пианисты А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз и А. В. Шацкес, скрипачи К. Г. Мострас, Л. М. Цейтлин и А. И. Ямпольский, виолончелисты С. М. Козолупов и Г. И. Пеккер, теоретик М. Р. Раухвергер и другие. Дети занимались по сокращённым общеобразовательным программам у специально приглашённых преподавателей. Занятия проходили в помещении консерватории. Одной из образовательных задач был поиск новых форм индивидуальной работы с учениками, сбалансированного соотношения между специальностью и общеобразовательными предметами. В мае 1935 года, согласно постановлению правительства СССР, Детское отделение было переименовано в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории .
Основной целью ЦМШ было воспитание музыкантов-исполнителей высокого класса, чьё профессиональное образование сочеталось бы со всесторонним общим интеллектуальным, художественным и духовным развитием. На сегодняшний день в ЦМШ созданы все необходимые условия для плодотворного обучения, воспитания, разностороннего интеллектуального и художественного развития особо одарённых детей, которые имеют возможность добиваться высоких творческих результатов и впоследствии поступать практически в любые музыкальные вузы России и зарубежных стран.
Так проходило формирование целостной системы «школа-училище-вуз». И к середине 70-х годов сложилась следующая система музыкального образования, которая сохраняется по сегодняшний день .
Низшая ступень – 7-летние музыкальные школы, дающие общее музыкальное образование. В них изучались следующие дисциплины: игра на инструменте, сольфеджио, музыкальная грамота и теория, хоровое пение и ансамбли.
К средней ступени относятся 4-летние учебные заведения – музыкальные училища, которые готовят музыкантов-профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров и теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах. Музыкально-педагогические училища, выпускающие учителей музыки для работы в музыкальных школах, детских садах. При некоторых консерваториях и институтах были организованы 11-летние специальные музыкальные школы, которые готовили учащихся непосредственно к поступлению в вузы. Здесь учащиеся проходили курс общеобразовательных предметов, получали начальное и среднее музыкальное образование.
Высшая ступень включает консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств. Обучение в них рассчитано на пять лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации – композиторов, инструменталистов, певцов, симфонических, оперных и хоровых дирижеров, музыковедов и режиссеров музыкальных театров. Высшей ступенью также являются музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах. Здесь обучаются будущие учителя музыки высшей квалификации. В большинстве училищ и вузов есть вечернее и заочное отделения. При многих вузах организована аспирантура (с 3-летним на очном и 4-летним обучением на заочном отделениях). Она предназначена для подготовки научных работников и педагогов по истории и теории музыки и исполнительского искусства, музыкальной эстетике, методике преподавания музыкальных дисциплин. Подготовка педагогов-исполнителей и педагогов-композиторов для музыкальных вузов проводится в организованной при ведущих консерваториях и институтах ассистентуре-стажировке (очный курс обучения – 2 года, заочный – 3). Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ, училищ и вузов при авторитетных средних и высших музыкальных учебных заведениях.
Сложившаяся система музыкального воспитания и образования имела ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой-либо взаимосвязи между собой. Поэтому не всегда самым лучшим образом отбирались кадры при переходе учащихся музыкантов с одной ступени на другую, более высокую. Иное дело, когда музыкальная школа, училище, вуз представляют собой единый музыкально-образовательный комплекс, в котором преподаватели могут в течение продолжительного времени наблюдать за своими учениками, изучать их сильные и слабые стороны, постигать их подлинные возможности и точнее определять их профессиональные перспективы. Другим наиболее распространенным недостатком советского музыкального образования было «дублирование» музыкального материала. Учащиеся сначала в школе, потом в училище и вузе проходили одни и те же явления, феномены, закономерности мировой культуры. Возникла необходимость в изменении учебно-образовательных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам.
При создании музыкально-образовательного комплекса: детская музыкальная школа, колледж и вуз, – профессиональное обучение детей строится по принципу непрерывности и преемственности, а все три ступени представляют собой сообщающиеся, взаимодополняющие структуры. Примерами таких комплексов стали Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (ЦМШ), Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) при Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова и другие.
Музыкальное образование в постсоветском пространстве
В настоящее время значительно увеличилось число музыкальных вузов в России. Это музыкально-педагогические институты (Музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве), институты, академии культуры и искусств (Тюменская государственная академия культуры и искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке), консерватории (Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского), музыкальные факультеты университетов (музыкальный факультет Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета и другие).
Современное время – время быстрых изменений и перемен в социуме. Эти перемены затрагивают все сферы жизни общества – политику, экономику, культуру, в частности, систему музыкального образования. В нынешних условиях в новом свете предстают далеко не новые педагогические проблемы: воспитание учащегося-музыканта в современных условиях, в быстро меняющейся культурной обстановке; развитие его профессиональных способностей и интеллектуальных сил в процессе занятий; комплексное, многогранное развитие ученика; введение в учебную практику новых направлений в работе, отвечающих реалиям окружающего музыкального мира; формирование творческой активности и инициативы учащегося; специфика мотивационных ориентаций; борьба с неуспеваемостью; использование новых технических средств обучения; дальнейшее трудоустройство выпускников. Таким образом, образование в современных российских музыкальных учебных заведениях должно быть качественным, универсальным, комплексным, подлинно современным, нацеленным на XXI век. Именно поэтому так важен принцип многоступенчатой структуры музыкально-образовательного комплекса: школа – колледж – ВУЗ.
В связи с необходимостью сохранения национальных традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства в 2008 году Министерством культуры Российской Федерации была разработана «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» . Утверждение Правительством Российской Федерации данной Концепции явилось важным событием для всей системы отраслевого образования.
Основные цели и задачи Концепции были направлены на:
Формирование на государственном уровне отношения к образованию в сфере культуры и искусства как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития духовно-нравственного общества.
Сохранение сложившейся в России уникальной трехступенчатой системы подготовки профессиональных кадров для отрасли (детская школа искусств – училище – вуз), не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве.
Реализацию мероприятий, направленных на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров образовательных учреждений отрасли культуры и искусства; оказание государственной поддержки особо талантливым учащимся и студентам; учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений отрасли культуры и искусства; поддержку детского и молодежного творчества; дополнительное материальное стимулирование лучших педагогических работников образовательных учреждений отрасли культуры и искусства; развитие материально-технической базы образовательных учреждений отрасли культуры и искусства и другие.
Каждое из звеньев трехуровневой системы образования в сфере культуры и искусства (детская школа искусств – колледж – вуз) имеет свою историю, уникальные традиции, трудности становления и развития. Реализация запланированных мероприятий должна способствовать сохранению лучшего в российском образовании в сфере культуры и искусства и обеспечить их адаптацию в новых социально-экономических условиях.
Заключение
Становление классической системы российского музыкального образования, формирование её национальных традиций проходило в сложные, противоречивые исторические эпохи, под влиянием конкретных политических, экономических и социокультурных установок определенных периодов. Вопрос о необходимости изучения национальных традиций в области музыкального образования побудил отечественных музыковедов, педагогов-музыкантов заняться активным исследованием истории музыкального образования для дальнейшего поиска путей развития отечественной музыкальной культуры и решения актуальных проблем современности.
В данной работе были охарактеризованы основные этапы развития музыкального образования в России в контексте политической, социальной, экономической и культурной обстановок с начала XVIII века, выявлены особенности структуры и образовательных установок Петербургской и Московской консерваторий, охарактеризована деятельность альтернативных учебных заведении конца XIX – начала XX веков, проанализирована система музыкального образования в советском и постсоветском пространстве, выявлены особенности и тенденции разных периодов и изложены основные проблемы и задачи, решение которых направлено на совершенствование системы музыкального образования в XXI веке.
На сегодняшний день сформировавшаяся система классического музыкального образования полностью оправдывает принцип многоступенчатой структуры музыкально-образовательного комплекса «школа – колледж – вуз». Образование в современных российских музыкальных учебных заведениях должно быть комплексным, качественным, универсальным, подлинно современным, должно сочетать традиционную основу с новаторскими методами, отвечающими быстро меняющемуся времени.
Складывавшийся веками принцип такой многоступенчатой структуры играет главенствующую роль в формировании высококвалифицированных кадров и способствует наиболее полному раскрытию таланта учащегося. Такая система не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Профессиональное обучение в такой структуре строится по принципу непрерывности и преемственности. Все три ступени представляют собой взаимодополняющие, сообщающиеся структуры. Это способствует решению ряда образовательных проблем, касающихся подготовки высокопрофессиональных кадров для учреждений культуры и искусства, выявления одаренных учащихся, поддержки молодежного творчества,
Такая музыкальная система складывалась на протяжении многих эпох, преодолевая трудности каждого времени. На сегодняшний день необходимо искать пути обновления и развития отечественной системы музыкального образования в новых условиях существования учреждений культуры, сохранив при этом сложившиеся традиции.
Список использованной литературы:
Горлинский, В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. – Москва, 1999.
История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. – М.: Музыка, 1999.
Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с.
История современной отечественной музыки: Учебник / под ред. М. Е. Тараканова. – М.: Музыка, 2005.
Вязьмин Ю.Н. Статья директора центра развития профессионального образования, профессора, преподавателя – хормейстера Оренбург 2014г.
История русской музыки: от древнейших времен до середины XIX века: Учебник / под ред. А. И. Кандинского. – М.: Музыка, 1980.
История русской советской музыки: 1935 – 1941 гг. / под ред. А. Д. Алексеева. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р
Миронова, Н. Музыкальное образование в России: история идей / Н. Миронова // Из истории русской музыкальной культуры: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. – Москва, 2002.
Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Л. А. Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2001.